Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.03.2014 N 17АП-1415/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А50-20197/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2014 г. N 17АП-1415/2014-ГК

Дело N А50-20197/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 марта 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Гладких Е.О., Дюкина В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Андреевской Е.И.,
при участии представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Правовой гарант": Куликовой М.Н. (доверенность от 07.08.2013), Козловой Е.А. (решение от 11.10.2013 N 04 единственного участника общества),
другие лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку представителей не обеспечили,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Департамента земельных отношений администрации г. Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 20 декабря 2013 года
по делу N А50-20197/2013,
принятое судьей Батраковой Ю.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Правовой гарант" (ОГРН 1045900530279, ИНН 5904117594)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми
заинтересованные лица: Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, Комитет по физической культуре и спорту города Перми, администрация Индустриального района города Перми,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Правовой гарант" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - Департамент, заинтересованное лицо), выраженного в письме от 02.10.2013 N И-21-01-09-18817 об отказе в выборе земельного участка примерной площадью 1423 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, между домами по ул. Космонавта Беляева, 61 и ул. Дивьинская, 31, и предварительном согласовании места размещения объекта - физкультурно-оздоровительного комплекса, обязании ответчика выдать акт о выборе земельного участка и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, Комитет по физической культуре и спорту города Перми, администрация Индустриального района города Перми.
Решением суда от 20.12.2013 заявленные требования удовлетворены.
Департамент в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении требований обществу отказать. В обоснование жалобы указывает на отсутствие оснований для предварительного согласования места размещения объекта ввиду получения отрицательных заключений от привлеченных к участию в деле заинтересованных лиц и Управления внешнего благоустройства администрации г. Перми. Также указывает, что судом не дана оценка доводам Департамента о том, что спорный земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания. В п. 4.2 Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315, предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда возможен выбор земельных участков для строительства, в том числе, для строительства объектов социально-культурного назначения (объектов образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и массового спорта). В соответствии с заключением Комитета по физической культуре и спорту администрации г. Перми строительство физкультурно-оздоровительного комплекса не имеет общественного значения для городского округа, поэтому оснований для выбора земельного участка не имеется. Кроме того, в отношении территории, на которой находится спорный земельный участок, принято решение о подготовке документации по ее планировке, до момента утверждения которой выбор земельного участка не возможен. Согласно заключению администрации Индустриального района г. Перми, испрашиваемый земельный участок накладывается на автомобильную дорогу для проезда к многоквартирным жилым домам N 59, 61 по ул. Беляева.
Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми доводы апелляционной жалобы Департамента поддержал по основаниям, изложенным в отзыве. Указал также, что при принятии обжалуемого решения суд не дал правовой оценки доводам о том, что заявителем не представлено расчетов, обосновывающих необходимость размещения физкультурно-оздоровительного комплекса на указанной территории.
Заявитель с доводами апелляционной жалобы Департамента не согласен. В отзыве указал, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории, на которую разработан и утвержден проект планировки и проект межевания территории, спорный земельный участок находится в пределах границ красных линий, в отношении территории, на которой он находится, не предусмотрено использование спорного участка неограниченным кругом лиц. Указывает на отсутствие необходимости привлечения к делу Управления внешнего благоустройства администрации г. Перми ввиду отсутствия в материалах дела соответствующего заключения функционального органа. Кроме того, обращает внимания апелляционного суда на то, что поданная обществом заявка полностью соответствует требованиям закона и содержит всю необходимую информацию.
Представители общества, принявшие участие в судебном заседании, доводы отзыва на апелляционную жалобу поддерживают, просят решение суда оставить в силе.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 13.08.2013 заявитель обратился к Департаменту с заявлением о выборе земельного участка примерной площадью 1423 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, между домами по ул. Космонавта Беляева, 61 и ул. Дивьинская, 31, и предварительном согласовании места размещения объекта - физкультурно-оздоровительного комплекса.
Письмом от 02.10.2013 Департамент отказал в оформлении акта о выборе земельного участка для строительства со ссылкой на отрицательные заключения Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми (далее - ДГА), Комитета по физической культуре и спорту города Перми (далее - КФКиС), администрации Индустриального района города Перми.
Полагая, что отказ в оформлении акта о выборе земельного участка является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 АПК РФ для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшим их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 указанного Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта предусмотрен ст. 31 ЗК РФ.
В соответствии с п. 1 названной выше статьи гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению соответствующего исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 ЗК РФ).
Согласно п. 5 ст. 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В силу п. 6 ст. 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 указанного Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 ЗК РФ, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр (п. 7 ст. 31 ЗК РФ).
Решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315 утверждено Положение о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми (далее - Положение).
Предварительное согласование места размещения объектов осуществляется, в том числе для строительства объектов социально-культурного назначения (объекты образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и массового спорта), имеющих общественное значение для городского округа (п. 4.2 Положение).
Согласно п. 4.3 указанного Положения предоставление земельных участков в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов осуществляется при наличии положительных заключений соответствующих функциональных органов администрации г. Перми.
Постановлением Администрации г. Перми от 12.11.2009 N 857 утвержден Регламент взаимодействия Департамента земельных отношений с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов.
Пунктом 4.1.7 данного Регламента предусмотрен перечень уполномоченных органов, от которых необходимо получить заключения при рассмотрении заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объектов.
Согласно п. 4.2. Регламента по результатам рассмотрения поступивших заключений Департамент в течение 5 календарных дней оформляет акт о выборе земельного участка по форме согласно приложению N 5 к настоящему Регламенту и выдает его заявителю для проведения согласования или подготавливает ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения и направляет его заявителю. Ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта подготавливается при невозможности размещения объекта согласно представленным заключениям.
Отказывая в предоставлении земельного участка и оформлении акта о выборе земельного участка, Департамент сослался на заключения ДГА, КФКиС, администрации Индустриального района города Перми, которыми даны отрицательные заключения в отношении размещения на испрашиваемом земельном участке физкультурно-оздоровительного комплекса.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно указал на то, что оспариваемое решение Департамента не соответствует положениям статей 30, 31 ЗК РФ.
Судом первой инстанции установлено, что испрашиваемый земельный участок относится к зоне Ж-1 - Зона многоэтажной жилой застройки 4 этажа и выше. В соответствии Правилами землепользования и застройки г. Перми, утвержденными решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143, основными видами разрешенного использования в зоне Ж-1 являются, в том числе и физкультурно-оздоровительные организации.
Учитывая назначение предполагаемого к строительству объекта (объекта - физкультурно-оздоровительного комплекса), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соответствии назначения заявленного к строительству объекта на испрашиваемом земельном участке установленным градостроительным регламентам.
Приведенные ответчиком основания к отказу в выборе земельного участка со ссылкой на заключение КФКиС правомерно не приняты судом первой инстанции, поскольку нецелесообразность размещения и отсутствие общественного значения в отношении объекта, предполагаемого к размещению на испрашиваемом участке, заинтересованными лицами не доказаны (ст. 65 АПК РФ).
Таким образом, довод жалобы о наличии отрицательного заключения КФКиС с указанием на то, что испрашиваемый объект не относится к объектам, имеющим общественное значение, отклоняется как несостоятельный, направленный на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку.
Ссылка Департамента на то, что заявителем не указано какие именно услуги будут отказываться населению в физкультурно-оздоровительном комплексе, подлежит отклонению, поскольку нормативными актами не предусмотрена необходимость предоставления таких сведений.
Указание Департамента на отрицательное заключение ДГА со ссылкой на Постановление администрации г. Перми от 19.10.2010 N 695 "Об утверждении проекта планировки (в части установления красных линий) и проекта межевания территории, ограниченной ул. Архитектора Свиязева, ул. Космонавта Беляева, ул. Дивьинской, ул. Мира, 116-124а (четная сторона) в жилом районе Балатово Индустриального района города Перми", апелляционный суд во внимание не принимает.
Из содержания указанного выше Постановления N 695 усматривается, что земельный участок N 7 площадью 1423 кв. м является свободным земельным участком, основания для применения п. 1.6.8. Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, собственность на которые на разграничена, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260, отсутствуют. Иное заинтересованными лицами не доказано (ст. 65 АПК РФ).
Доказательств того, что в отношении территории, из состава которой испрашивается участок, принято решение о подготовке документации по ее планировке, суду также не представлено.
Заключение администрации Индустриального района г. Перми о невозможности размещения объекта на спорном земельном участке ввиду того, что испрашиваемый земельный участок накладывается на автомобильную дорогу для проезда к многоквартирным жилым домам N 59, 61 по ул. Беляева, суд первой инстанции правомерно отклонил со ссылкой на недоказанность указанного в заключении вывода.
В апелляционной жалобе соответствующих доказательств также не приведено.
Таким образом, предусмотренных законом оснований для отказа в оформления акта о выборе земельного участка у Департамента не имелось.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 20.12.2013 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Согласно подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 20.12.2013 по делу N А50-20197/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Ю.В.СКРОМОВА

Судьи
Е.О.ГЛАДКИХ
В.Ю.ДЮКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)