Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истцу было отказано в предоставлении земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Курмаева А.Х.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н. (докладчик),
судей Сивохина Д.А., Родиной Т.А.,
при секретаре Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе О. на решение Октябрьского районного суда г. Самара Самарской области от 10 сентября 2014 года, с участием Т. (представителя О.),
установила:
15.07.2014 О. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения органа государственной власти, указав, что 22.03.2011 ею подано в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление N 12-1/0750/11-е о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 752 кв. м под садоводство, в рамках рассмотрения которого по запросу Министерства Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самары (далее - ДСА г.о. Самара) дано заключение N СП-9/-4367-0-2 от 17.12.2012 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории. Данное заключение оспорено заявителем в судебном порядке и решением Ленинского районного суда г. Самары от 17.03.2014, вступившим в законную силу 18.04.2014, признано незаконным. Во исполнение указанного решения суда распоряжением ДСА г.о. Самара N РД-518 от 24.04.2014 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, после чего земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N, получен кадастровый паспорт. 20.05.2014 полученные документы поданы заявителем в Министерство с просьбой предоставить в собственность земельный участок по заявлению N 12-1/0750/11-е. Однако 27.06.2014 ей дан отказ в предоставлении земельного участка со ссылкой на отмененное заключение ДСА г.о. Самара.
Уточнив в ходе судебного разбирательства требования, О. просила признать незаконным действие Министерства по отказу в предоставлении земельного участка с кадастровым номером N, выраженное в уведомлении об отказе от 24.06.2013; обязать Министерство издать приказ о предоставлении О. в собственность указанного земельного участка.
Решением Октябрьского районного суда г. Самара Самарской области от 10 сентября 2014 года заявление О. оставлено без удовлетворения. Суд исходил из того, что на момент принятия Министерством оспариваемого решения заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка являлось действительным, не было отменено. Также судом указано на пропуск срока обращения в суд.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, требования удовлетворить по основаниям, изложенным выше. Выводы суда о пропуске срока обращения в суд считает ошибочными, поскольку срок надлежит исчислять со дня вступления в законную силу решения Ленинского районного суда г. Самары от 17.03.2014, т.е. с 18.04.2014.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя доводы жалобы поддержал.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сказочкина В.Н., объяснения лица, участвующего в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 г. является Министерство имущественных отношений Самарской области.
В соответствии с п. п. 2.4, 2.6 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, Министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку.
В случае отсутствия оснований для принятия решения об отказе в приеме документов и возвращения заявления о предоставлении земельного участка или принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка министерство в течение 14 рабочих дней направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка).
В случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
В течение 14 дней с момента получения министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка министерство направляет в адрес заявителя уведомление об отказе в предоставлении земельного участка с приложением заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка.
Из материалов дела следует, что 22.03.2011 О. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 752 кв. м, под садоводство.
Уведомлением от 24.06.2013 Министерство отказало в предоставлении участка, сославшись на заключение ДСА г.о. Самара от 17.12.2012 N СП-9/-4367-0-2 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 17.03.2014 отказ ДСА г.о.Самара в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории от 17.12.2012 N СП-9/-4367-0-2 признан незаконным, на ДСА г.о. Самара возложена обязанность утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
Распоряжением ДСА г.о. Самара N РД-518 от 24.04.2014 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
13.05.2014 земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N.
20.05.2014 О. подала в Министерство заявление о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка в соответствии с заявлением от 22.03.2011, представила распоряжение ДСА г.о. Самара, схему и кадастровый паспорт земельного участка.
27.06.2014 Министерство возвратило О. представленные документы, указав, что заявление от 22.03.2011 о предоставлении в собственность земельного участка рассмотрено Министерством 24.06.2013, по его результатам заявителю направлено уведомление об отказе в предоставлении земельного участка с возвратом пакета документов, приложенных к заявлению. Таким образом, государственная услуга является оконченной.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Из содержания уточненного заявления О. следует, что последняя оспаривает решение Министерства об отказе в предоставлении земельного участка от 24.06.2013, поскольку оно вынесено на основании заключения ДСА г.о. Самара, которое в последующем признано незаконным.
Между тем, по правилам главы 25 ГПК РФ суд оценивает правомерность решений (действий) государственного органа на момент принятия такого решения, исходя из имеющихся на этот момент в распоряжении органа сведений.
По смыслу п. 2.6 названного выше Порядка отсутствие схемы расположения земельного участка является безусловным основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
Таким образом, при наличии не оспоренного и не отмененного в установленном порядке заключения ДСА г.о. Самара о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка Министерство имущественных отношений не могло принять какое-либо иное решение кроме отказа в предоставлении заявителю земельного участка. На момент его вынесения (24.06.2013) Министерство действовало в соответствии с законом и в пределах предоставленных данному органу государственной власти полномочий. Действия Министерства по отказу в предоставлении земельного участка, выраженные в сообщении от 27.06.2014, мотивированные окончанием предоставления государственной услуги, заявителем не оспорены.
При таких обстоятельствах, суд, разрешая спор в рамках заявленных требований, пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка от 24.06.2013.
Также у суда не имелось оснований для удовлетворения требований О. о понуждении Министерство имущественных отношений Самарской области принять решение о предоставлении ей испрашиваемого земельного участка, поскольку отказ Министерства, выраженный в сообщении от 27.06.2014, не оспорен, незаконным не признан. При рассмотрении дела в порядке главы 25 ГПК РФ возложение на государственный орган или должностное лицо обязанности совершить в отношении заявителя определенные действия возможно только в случае признания решения, действия (бездействия) такого органа или должностного лица незаконными.
По изложенным основаниям не могут быть приняты во внимание и повлечь отмену решения доводы апелляционной жалобы о том, что отказ в предоставлении земельного участка основан на заключения ДСА г.о. Самара, которое признано незаконным и отменено.
Доводы апелляционной жалобы о соблюдении заявителем срока обращения в суд правового значения не имеют, поскольку оспариваемый отказ в предоставлении земельного участка признан законным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Самара Самарской области от 10 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу О. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.11.2014 ПО ДЕЛУ N 33-11498/2014
Требование: Об оспаривании решения органа государственной власти, обязании издать приказ.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истцу было отказано в предоставлении земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 ноября 2014 г. по делу N 33-11498/2014
Судья: Курмаева А.Х.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н. (докладчик),
судей Сивохина Д.А., Родиной Т.А.,
при секретаре Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе О. на решение Октябрьского районного суда г. Самара Самарской области от 10 сентября 2014 года, с участием Т. (представителя О.),
установила:
15.07.2014 О. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения органа государственной власти, указав, что 22.03.2011 ею подано в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление N 12-1/0750/11-е о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 752 кв. м под садоводство, в рамках рассмотрения которого по запросу Министерства Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самары (далее - ДСА г.о. Самара) дано заключение N СП-9/-4367-0-2 от 17.12.2012 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории. Данное заключение оспорено заявителем в судебном порядке и решением Ленинского районного суда г. Самары от 17.03.2014, вступившим в законную силу 18.04.2014, признано незаконным. Во исполнение указанного решения суда распоряжением ДСА г.о. Самара N РД-518 от 24.04.2014 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, после чего земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N, получен кадастровый паспорт. 20.05.2014 полученные документы поданы заявителем в Министерство с просьбой предоставить в собственность земельный участок по заявлению N 12-1/0750/11-е. Однако 27.06.2014 ей дан отказ в предоставлении земельного участка со ссылкой на отмененное заключение ДСА г.о. Самара.
Уточнив в ходе судебного разбирательства требования, О. просила признать незаконным действие Министерства по отказу в предоставлении земельного участка с кадастровым номером N, выраженное в уведомлении об отказе от 24.06.2013; обязать Министерство издать приказ о предоставлении О. в собственность указанного земельного участка.
Решением Октябрьского районного суда г. Самара Самарской области от 10 сентября 2014 года заявление О. оставлено без удовлетворения. Суд исходил из того, что на момент принятия Министерством оспариваемого решения заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка являлось действительным, не было отменено. Также судом указано на пропуск срока обращения в суд.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, требования удовлетворить по основаниям, изложенным выше. Выводы суда о пропуске срока обращения в суд считает ошибочными, поскольку срок надлежит исчислять со дня вступления в законную силу решения Ленинского районного суда г. Самары от 17.03.2014, т.е. с 18.04.2014.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя доводы жалобы поддержал.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сказочкина В.Н., объяснения лица, участвующего в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 г. является Министерство имущественных отношений Самарской области.
В соответствии с п. п. 2.4, 2.6 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, Министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку.
В случае отсутствия оснований для принятия решения об отказе в приеме документов и возвращения заявления о предоставлении земельного участка или принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка министерство в течение 14 рабочих дней направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка).
В случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
В течение 14 дней с момента получения министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка министерство направляет в адрес заявителя уведомление об отказе в предоставлении земельного участка с приложением заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка.
Из материалов дела следует, что 22.03.2011 О. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 752 кв. м, под садоводство.
Уведомлением от 24.06.2013 Министерство отказало в предоставлении участка, сославшись на заключение ДСА г.о. Самара от 17.12.2012 N СП-9/-4367-0-2 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 17.03.2014 отказ ДСА г.о.Самара в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории от 17.12.2012 N СП-9/-4367-0-2 признан незаконным, на ДСА г.о. Самара возложена обязанность утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
Распоряжением ДСА г.о. Самара N РД-518 от 24.04.2014 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
13.05.2014 земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N.
20.05.2014 О. подала в Министерство заявление о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка в соответствии с заявлением от 22.03.2011, представила распоряжение ДСА г.о. Самара, схему и кадастровый паспорт земельного участка.
27.06.2014 Министерство возвратило О. представленные документы, указав, что заявление от 22.03.2011 о предоставлении в собственность земельного участка рассмотрено Министерством 24.06.2013, по его результатам заявителю направлено уведомление об отказе в предоставлении земельного участка с возвратом пакета документов, приложенных к заявлению. Таким образом, государственная услуга является оконченной.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Из содержания уточненного заявления О. следует, что последняя оспаривает решение Министерства об отказе в предоставлении земельного участка от 24.06.2013, поскольку оно вынесено на основании заключения ДСА г.о. Самара, которое в последующем признано незаконным.
Между тем, по правилам главы 25 ГПК РФ суд оценивает правомерность решений (действий) государственного органа на момент принятия такого решения, исходя из имеющихся на этот момент в распоряжении органа сведений.
По смыслу п. 2.6 названного выше Порядка отсутствие схемы расположения земельного участка является безусловным основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
Таким образом, при наличии не оспоренного и не отмененного в установленном порядке заключения ДСА г.о. Самара о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка Министерство имущественных отношений не могло принять какое-либо иное решение кроме отказа в предоставлении заявителю земельного участка. На момент его вынесения (24.06.2013) Министерство действовало в соответствии с законом и в пределах предоставленных данному органу государственной власти полномочий. Действия Министерства по отказу в предоставлении земельного участка, выраженные в сообщении от 27.06.2014, мотивированные окончанием предоставления государственной услуги, заявителем не оспорены.
При таких обстоятельствах, суд, разрешая спор в рамках заявленных требований, пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка от 24.06.2013.
Также у суда не имелось оснований для удовлетворения требований О. о понуждении Министерство имущественных отношений Самарской области принять решение о предоставлении ей испрашиваемого земельного участка, поскольку отказ Министерства, выраженный в сообщении от 27.06.2014, не оспорен, незаконным не признан. При рассмотрении дела в порядке главы 25 ГПК РФ возложение на государственный орган или должностное лицо обязанности совершить в отношении заявителя определенные действия возможно только в случае признания решения, действия (бездействия) такого органа или должностного лица незаконными.
По изложенным основаниям не могут быть приняты во внимание и повлечь отмену решения доводы апелляционной жалобы о том, что отказ в предоставлении земельного участка основан на заключения ДСА г.о. Самара, которое признано незаконным и отменено.
Доводы апелляционной жалобы о соблюдении заявителем срока обращения в суд правового значения не имеют, поскольку оспариваемый отказ в предоставлении земельного участка признан законным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Самара Самарской области от 10 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу О. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)