Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 02.10.2015 N Ф05-13539/2015 ПО ДЕЛУ N А41-2075/15

Требование: О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании устранить допущенные нарушения.

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Общество обратилось в указанный орган с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома, однако в установленный срок ответа на заявление не последовало.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 октября 2015 г. по делу N А41-2075/15


Резолютивная часть постановления объявлена 29.09.2015
Полный текст постановления изготовлен 02.10.2015
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей: Агапова М.Р., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "Кранека" - Азаров А.Н. дов. от 28.09.2015 г. N 9/15,
от заинтересованного лица: администрация м. о. г.п. Андреевка - Шишова И.И. дов. от 03.04.2015 г. N 17,
Министерство строительного комплекса - Молчанова Л.Г. дов. от 09.09.15 г. N 111,
от третьих лиц: Правительство МО - не явился (извещен надлежаще),
рассмотрев 29.09.2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительного комплекса Московской области
на решение от 13 апреля 2015 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Гриневой А.В.,
на постановление от 25 июня 2015 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Коротковой Е.Н., Катькиной Н.Н., Коноваловым С.А.,
по делу N А41-2075/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кранека"
к Администрации муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области, Министерству строительного комплекса Московской области
о признании незаконным бездействия, обязании выдать разрешение на строительство,
третье лицо: Правительство Московской области

установил:

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.04.2015 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2015 г., удовлетворены заявленные требования ООО "Кранека" (далее - Общество, заявитель) к Администрации муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского района Московской области, Министерству строительного комплекса Московской области (далее - Министерство):
- - о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского района Московской области, выразившегося в невыдаче Обществу в установленные Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ) сроки разрешения на строительство семнадцатиэтажного четырехсекционного дома, расположенного на принадлежащем заявителю земельном участке с кадастровым номером 50:09:0070101:12349 по адресу: Московская область, Солнечногорский район, городское поселение Андреевка, рабочий поселок Андреевка, вблизи ул. Ясная, на основании обращения ООО "Кранека", оформленного письмом от 18.12.2014 г.;
- - и обязании Министерства строительного комплекса Московской области выдать разрешение на строительство семнадцатиэтажного четырехсекционного дома, расположенного на принадлежащем Обществу земельном участке с кадастровым номером 50:09:0070101:12349 по адресу: Московская область, Солнечногорский район, городское поселение Андреевка, рабочий поселок Андреевка, вблизи ул. Ясная, в десятидневный срок со дня принятия решения суда, на условиях, действовавших на момент обращения заявителя в Администрацию муниципального образования городское поселение Андреевка с письмом от 18.12.2014 г.
Законность принятых судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке ст. ст. 284, 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой ответчика, в которой выражается несогласие с их принятием, поскольку выводы судов не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, а также судами неправильно применены нормы материального права.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыв заявителя, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Администрацией муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области на основании обращения ООО "Кранека" (свидетельства о государственной регистрации прав на земельные участки: 50 НА N 1665082 от 07.03.2007 г., 50 НА N 1665080 от 07.03.2007 г., 50 НА N 1665081 от 07.03.2007 г., 50 НБ N 405704 от 13.08.2007 г., 50 НБ N 210661 от 06.06.2007 г., 50 НБ N 235060 от 14.06.2007 г., 50 НБ N 235162 от 07.05.2007 г., 50 НБ N 405702 от 13.08.2007 г., 50 НБ N 405701 от 13.08.2007 г.), было вынесено постановление N 237 от 19.03.2012 г. "О разрешении на разработку проекта планировки территории под размещение жилого квартала, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, городское поселение Андреевка, рабочий поселок Андреевка, ограниченного улицами: Жилинская, Староандреевская, клубная".
Указанным постановлением заявителю было разрешено разработать проект планировки территории под размещение жилого квартала на принадлежащих заявителю земельных участках общей площадью 4 381 кв. м. Заказчиком на разработку проекта планировки было определено ООО "Кранека".
Администрацией муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области было вынесено постановление N 330 от 27.04.2012 г. "Об утверждении проекта планировки территории под размещение жилого квартала, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, городское поселение Андреевка, рабочий поселок Андреевка, ограниченного улицами: Жилинская, Староандреевская, Клубная", согласно которому Администрация муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области, руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Земельным кодексом Российской Федерации, ст. 46 ГрК РФ, Положением "О публичных слушаниях в муниципальном образовании городское поселение Андреевка", утвержденным решением Совета депутатов городского поселения Андреевка N 148/29-11 от 01.03.2011 г., учитывая свидетельства о государственной регистрации прав заказчика, постановление Главы администрации муниципального образования городское поселение Андреевка от 19.03.2012 г. N 237, рассмотрев итоговый документ, материалы публичных слушаний и обращение ООО "Кранека", утвердило проект планировки территории под размещение жилого квартала на земельных участках с кадастровыми номерами: 50:09:0070101:2667, 50:09:0070101:2670, 50:09:0070101:2671, 50:09:0070101:2683, 50:09:0070101:0264, 50:09:0070101:2664, 50:09:0070101:2646, 50:09:0070101:2684, 50:09:0070101:2685, общей площадью 4 381 кв. м, с учетом территории смежных землепользователей и прилегающих территорий неразграниченной государственной собственности.
Впоследствии ООО "Кранека" объединило принадлежащие ему земельные участки с кадастровыми номерами: 50:09:0070101:2667, 50:09:0070101:2670, 50:09:0070101:2671, 50:09:0070101:2683, 50:09:0070101:2664, 50:09:0070101:2646, 50:09:0070101:2684, 50:09:0070101:2685 в один земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070101:12349. В состав вновь образованного земельного участка не был включен принадлежащий ООО "Кранека" земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070101:0264 площадью 460 кв. м, поскольку не входил в границы вновь образованного земельного участка.
Одновременно в состав вновь образованного земельного участка был включен принадлежащий ООО "Кранека" земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070101:2669 площадью 1 500 кв. м. Общая площадь вновь образованного земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070101:12349 составила 5 421 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под жилищное строительство; адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Солнечногорский район, рабочий поселок Андреевка, вблизи ул. Ясная (свидетельство о государственной регистрации права 50-АИ N 119583 от 16.06.2014 г.).
В целях реализации вышеуказанных постановлений Обществом был подготовлен и передан на утверждение Администрации муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области градостроительный план земельного участка 50:09:0070101:12349 площадью 5 421 кв. м.
Администрация муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области, руководствуясь статьями 44, 46 ГрК РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 г. N 207 "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка", на основании заявления ООО "Кранека" вынесла постановление N 434 от 15.08.2014 г. "Об утверждении градостроительного плана земельного участка".
Указанным постановлением Администрация муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области утвердила градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070101:12349 площадью 0,5421 га. Градостроительному плану земельного участка был присвоен порядковый номер RU50531101-050.
ООО "Кранека" 18.12.2014 г. обратилось в Администрацию муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство семнадцатиэтажного четырехсекционного жилого дома, на земельном участке с кадастровым номером 50:09:0070101:12349 (Вх. N 3195/1-7 от 18.12.2014 г.). К данному заявлению приложен перечень документов, установленный п. 7 ст. 51 ГрК РФ.
Также ООО "Кранека" предоставило в Администрацию муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации объекта капитального строительства.
В установленный ГрК РФ десятидневный срок администрация на обращение заявителя не ответила, что и послужило основанием для обращения в суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования суды обеих инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения обращения заявителя Администрацией) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
Частью 7 названной статьи определено, что в цепях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган заявление о выдаче разрешения на строительство, к которому прилагаются документы по перечню, утвержденному этой же нормой права.
В соответствии с ч. 11 ст. 51 ГрК РФ орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Согласно ч. 13 ст. 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Таким образом, орган местного самоуправления по истечении десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, должен выдать разрешение на строительство, либо отказать в выдаче разрешения по основаниям, указанным в ГрК РФ.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, 31.12.2014 г. администрацией был направлен ответ на обращение заявителя от 18.12.2014 г. с указанием на необходимость представления дополнительных документов для получения разрешения на строительство.
26.01.2015 г. администрация в письме N 99/1-7-1 указала заявителю на необходимость забрать из администрации представленные документы и обратиться в Министерство строительного комплекса Московской области.
Судами обеих инстанций обоснованно отклонены как несостоятельные доводы заинтересованных лиц о том, что к заявлению Вх. N 3195/1-7 от 18.12.2014 г. Обществом не были приложены все необходимые документы ввиду отсутствия относимых и допустимых доказательств непредставления заявителем в декабре 2014 г. необходимых документов, предусмотренных ст. 51 ГрК РФ.
С момента подачи Обществом 18.12.2014 г. заявления о выдаче разрешения на строительство и до момента обращения заявителя в суд Администрация муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области в нарушение вышеуказанных норм ГрК РФ не уведомила заявителя о решении, принятом по его заявлению от 18.12.2014 г., равно как и не выдало разрешение на строительство.
На основании изложенного выше, суды пришли к правомерному выводу о том, что бездействие Администрации муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского района Московской области, выразившееся в невыдаче ООО "Кранека" в установленные ГрК РФ сроки разрешения на строительство семнадцатиэтажного четырехсекционного дома, расположенного на принадлежащем ООО "Кранека" земельном участке, на основании обращения заявителя, оформленного письмом от 18.12.2014 г., является незаконным, и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
С учетом того факта, что с 01.01.2015 г. полномочия по рассмотрению заявлений о выдаче разрешений на строительство (реконструкцию) зданий на территории Московской области отнесены к ведению Министерства строительства комплекса Московской области, заявителем, в порядке процессуального правопреемства требование об обязании выдать разрешение на строительство семнадцатиэтажного четырехсекционного дома, расположенного на принадлежащем ООО "Кранека" земельном участке с кадастровым номером 50:09:0070101:12349 по адресу: Московская область, Солнечногорский район, городское поселение Андреевка, рабочий поселок Андреевка, вблизи ул. Ясная, в десятидневный срок со дня принятия решения суда, на условиях, действовавших на момент обращения ООО "Кранека" в Администрацию муниципального образования городское поселение Андреевка с письмом от 18.12.2014 г., правомерно обращено к Министерству строительного комплекса Московской области.
Доводу Министерства о том, что условием выдачи разрешения на строительство является соответствие поданных документов установленным требованиям, однако в связи с отсутствием у последнего необходимых документов оно не обладает информацией для предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на строительство, судами также дана надлежащая правовая оценка.
Довод отклонен как несостоятельный, поскольку действующее законодательство не запрещает Министерству строительного комплекса Московской области запросить у Администрации муниципального образования городское поселение Андреевка заключение по результатам рассмотрения заявления ООО "Кранека" от 18.12.2014 г. о выдаче разрешения на строительство, а также запросить пакет документов, установленный п. 7 ст. 51 ГрК РФ, представленный ООО "Кранека" в Администрацию муниципального образования городское поселение Андреевка вместе с заявлением от 18.12.2014 г.
Учитывая системный анализ норм положенный в основу принятых по делу судебных актов, а также тот факт, что изложенным в кассационной жалобе доводам судами дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции не имеет оснований для отмены принятых по делу судебных актов, так как судами при рассмотрении спора установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и вынесены законные и обоснованные судебные акты.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 13 апреля 2015 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2015 года по делу N А41-2075/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА

Судья
М.Р.АГАПОВ

Судья
С.В.КРАСНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)