Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 22.10.2013 N 11-32997

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 октября 2013 г. N 11-32997


Судья: Пронина И.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
Председательствующего Лукашенко Н.И.
Судей Катковой Г.В. Грибова Д.В.
При секретаре М.Е.
Заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Катковой Г.В.
Дело по апелляционной жалобе и дополнениям к ней М.М.
На решение Кузьминского районного суда гор. Москвы от 17 мая 2013 года,
Которым постановлено:
В удовлетворении заявления М.М. о признании незаконным постановления Администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 21.05.2012 г. "Об отмене постановления Администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 06.09.2011 г. N 90", отмене постановления, восстановлении нарушенного права - отказать.
установила:

М.М. обратился в суд с заявлением, просил признать незаконным постановление Администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района от 21.05.2012 г. N 33. Указал, что он является собственником двадцати шести земельных участков с установленной категорией: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства. Данные земельные участки расположены на территории Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики.
В соответствии с постановлением Администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района от 28.03.2011 г. N 23 назначены публичные слушания по обсуждению вопроса об изменении вида разрешенного использования земель расположенных на территории Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района, часть которых принадлежит заявителю.
26.04.2011 г. состоялись публичные слушания по выше обозначенному вопросу, по результатам которых было принято решение об одобрении изменения вида разрешенного использования вышеуказанных земель, о чем был составлен протокол от 26.04.2011 г.
В соответствии с постановлением Администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района от 06.09.2011 г. N 90 "Об изменении вида разрешенного использования земельных участков М.М." утвержден акт обследования и выбора земельного участка и изменен вид разрешенного использования земельных участков общей площадью *** га, которые принадлежат М.М., на иной - "для дачного строительства".
Изменения в ЕГРП о виде разрешенного использования земельных участков в соответствии с вышеуказанным постановлением не вносились, о чем в материалы дела представлены копии кадастровых паспортов, где вид разрешенного использования указан как - для сельскохозяйственного производства.
Постановлением Администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района от 21.05.2012 г. N 33 было отменено предыдущее постановление Администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района от 06.09.2011 г. N 90 "Об изменении вида разрешенного использования земельных участков М.М.".
Заявитель М.М. просил суд признать незаконным постановление Администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района от 21.05.2012 г. N 33 "Об отмене постановления об изменении вида разрешенного использования земельных участков М.М.", отменить его в полном объеме, ссылаясь на то, что оно является не мотивированным, незаконным, нарушает его права по владению, пользованию, распоряжению земельными участками, просил восстановить его права путем восстановления вида разрешенного использования, существовавшего до принятии оспариваемого постановления.
Заявитель и его представитель по доверенности в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме. Заявитель пояснил, что письменно об изменении категории земель он не обращался, он желает на принадлежащих ему землях осуществить строительство дома.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании с требованиями не согласилась по основаниям представленного отзыва.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного, просит в апелляционной жалобе и дополнениям к ней М.М.
Судебная коллегия, выслушав М.М., его представителя по доверенности К., представителя Администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района по доверенности Ч., проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы и дополнения, не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию), оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу п. 25 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 г. N 2 при рассмотрении дел в порядке главы 25 ГПК РФ по существу суду надлежит выяснять:
- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом, следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Из представленного Устава Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики (л.д. 38 - 78, ст. 14 Устава) судом установлено, что вынесение на обсуждение вопросов местного значения на публичные слушания предусмотрено, но не обязательно для решения указанных вопросов. В обязательном порядке публичные слушания проводятся только в отношении вопросов об утверждении устава сельского поселения, муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав, о проекте местного бюджета и отчета о его исполнении, проектов планов и программ развития сельского поселения, проектов правил землепользования и застройки, планировки территорий и проектов межевания земель, в отношении вопросов предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии со статьей 7 ФЗ от 06.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Таким образом судом установлено, что действующим законодательством не запрещено местному органу самоуправления отменять свой же ранее принятый ненормативный акт, решение в случае установления, что они приняты в нарушение действующего законодательства на момент их принятия, при этом принимаемые органами местного самоуправления муниципальные правовые акты базируются на соответствующих федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 43 указанного Закона глава местной администрации в пределах своих полномочий издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что оспариваемое постановление содержит указания на конкретные нормы действующего законодательства, нарушение которых может свидетельствовать о том, что постановление Администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района от 06.09.2011 г. N 90 "Об изменении вида разрешенного использования земельных участков М.М." принято с нарушением законодательства, действовавшего на момент издания этого постановления.
Данный вывод суда подтверждается и вступившими в законную силу судебными актами арбитражных судов, которые были приняты по рассмотрении дела по заявлению Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики (л.д. 146 - 151, 194 - 209).
При рассмотрении дела, возникшего в связи с оспариванием гражданином или юридическим лицом законности ненормативного акта государственного органа, органа местного самоуправления, необходимо учитывать, что в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и часть 2 статьи 1 ГК РФ ограничение гражданских прав допустимо лишь на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то такой акт подлежит отмене.
Заявитель пояснил суду о том, что он намерен построить на земельных участках дом, однако такое использование земельных участков к категории разрешенного не относится, поскольку земля имеет статус сельскохозяйственных угодий.
Суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление не нарушает права заявителя М.М. как собственника земельных участков, поскольку при их приобретении заявитель был осведомлен о виде их разрешенного использования, о категории приобретаемых земель.
В последующем, в соответствующие органы государственной власти Чувашской Республики по вопросу изменения категории земель в силу положений ФЗ от 21.12.2004 г. "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" заявитель не обращался, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Суд правильно указал, что заявитель вправе любым способом распорядиться земельными участками, использовать их в пределах разрешенного вида использования, владеть ими со всеми полномочиями собственника, ограничения в этих правах оспариваемое постановление не устанавливает.
Судебная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции.
Судом полно и всесторонне проверены все юридически значимые по делу обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка и с этой оценкой судебная коллегия согласна.
Нормы материального и процессуального законодательства судом применены правильно.
Доводы апелляционной жалобы и дополнения к жалобе не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, а также норм действующего законодательства.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Кузьминского районного суда гор. Москвы от 17 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)