Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Сулейменовой Т.В., Тороповой М.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Валиулиной М.В., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу крестьянского фермерского хозяйства Пахомова Сергея Васильевича (далее - крестьянское хозяйство) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.03.2014 по делу N А47-3312/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области приняли участие представители:
- крестьянского хозяйства - Зиленский С.В. (доверенность от 02.07.2014);
- открытого акционерного общества "Оренбургнефть" (далее - общество "Оренбургнефть") - Осовская М.А. (доверенность от 20.12.2013 N 378).
Крестьянское хозяйство обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконными действий администрации муниципального образования Курманаевский район (далее - администрация) по снятию участков с кадастрового учета и обязании восстановить положение, существовавшее до нарушения права заявителя на получение в аренду земельных участков, а именно: обязать администрацию в двухнедельный срок со дня представления кадастровых паспортов принять решение о предоставлении в аренду заявителю и направить ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта в отношении следующих земельных участков:
- - земельный участок площадью 2 160 809,0 кв. м., аннулированный кадастровый номер 56:16:0000000:1401, в границах указанных в кадастровым паспорте, с местоположением: Оренбургская обл., Курманаевский р-н, с/с Лабазинский, участок расположен в северной части кадастрового квартала 56:16:0, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, группа функционального назначения - N 1, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства;
- - земельный участок площадью 1 140 883,0 кв. м., аннулированный кадастровый номер 56:16:1210001:9 в границах указанных в кадастровым паспорте, с местоположением: Оренбургская обл., Курманаевский р-н, с/с Лабазинский, участок расположен в северной части кадастрового квартала 56:16:1210001, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, группа функционального назначения N 1, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства;
- - земельный участок площадью 965 977,0 кв. м., аннулированный кадастровый номер 56:16:0000000:1400 в границах указанных в кадастровым паспорте, с местоположением: Оренбургская обл., Курманаевский р-н, с/с Лабазинский, участок расположен в северной части кадастрового квартала 56:16:0, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, группа функционального назначения - N 1, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, а также признать незаконными действия администрации по не предоставлению в аренду вышеназванных земельных участков заявителю и обязании в недельный срок со дня принятия решения о предоставлении в аренду заявителю земельных участков заключить с заявителем договор аренды вышеназванных земельных участков (требования изложены с учетом изменения их предмета заявителем, принятого судом первой инстанции (а также выделения в отдельное производство части требований, касающихся земельного участка с кадастровым номером 56:16:1215001:3 определением суда первой инстанции от 19.02.2014).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области (далее - кадастровая палата), общество "Оренбургнефть".
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 13.03.2014 (судья Калашникова А.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2014 (судьи Соколова И.Ю., Ермолаева Л.П., Пивоварова Л.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе крестьянское хозяйство просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 30, 34, 35, 79 Земельного кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Заявитель полагает, что в силу ст. 34, 35 Земельного кодекса Российской Федерации у администрации имеется обязанность предоставить земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, в аренду крестьянскому хозяйству, как единственному лицу, выразившему желание получить эти участки в пользование в соответствии с их назначением. По мнению заявителя, с учетом назначения спорных земельных участков приоритет на получение их в аренду имеется именно у крестьянского хозяйства, поскольку данные участки отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения и представляют собой сельскохозяйственные угодья. Как указывает заявитель, наличие у общества "Оренбургнефть" лицензии на добычу полезных ископаемых не должно исключать возможность использования сельскохозяйственных земель. При этом отмечает, что все объекты, принадлежащие обществу "Оренбургнефть" и находящиеся в границах спорных участков, вырезаны при их постановке на кадастровый учет и существование объектов нефтедобычи в пределах земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства, не препятствует обработке этих земель. Использование недр возможно при одновременной эксплуатации земель сельскохозяйственного назначения путем заключения с фермером договора субаренды.
Как установлено судами, во исполнение вступившего в законную силу решения Курманаевского районного суда Оренбургской области от 02.02.2010 о понуждении к постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, находящихся в распоряжении муниципального образования Курманаевский район, из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах муниципальных образований: Грачевский, Костинский, Курманаевский, Катушинский, Лабазинский, Михайловский, Покровский, Сергеевский сельсоветы, администрацией был издан ряд постановлений об утверждении границ и образовании земельных участков.
Постановлением администрации от 23.05.2012 N 491-п утверждены границы и образован земельный участок площадью 1 140 883,0 кв. м., с местоположением: Оренбургская обл., Курманаевский р-н, с/с Лабазинский, участок расположен в северной части кадастрового квартала 56:16:1210001, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, группа функционального назначения - N 1, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Согласно кадастровой выписке указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 15.06.2012 на основании заявления и межевого плана, выполненного кадастровым инженером С.В. Савельевым, с присвоением кадастрового номера 56:16:1210001:9 и снят с кадастрового учета 18.03.2013 по заявлению представителя администрации решениями кадастровой палаты от 15.06.2012 и 18.03.2013, соответственно.
Постановлением администрации от 23.05.2012 N 492-п утверждены границы и образован земельный участок площадью 2 160 809,0 кв. м., с местоположением: Оренбургская обл., Курманаевский р-н, с/с Лабазинский, участок расположен в северной части кадастрового квартала 56:16:0, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, группа функционального назначения - N 1, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Согласно кадастровой выписке указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 08.06.2012 на основании заявления и межевого плана, выполненного кадастровым инженером С.В. Савельевым, с присвоением кадастрового номера 56:16:0000000:1401 и снят с кадастрового учета 13.03.2013 по заявлению представителя администрации решениями кадастровой палаты от 08.12.2012 и 13.03.2013, соответственно.
Постановлением администрации от 23.05.2012 N 493-п утверждены границы и образован земельный участок площадью 965 977,0 кв. м., с местоположением: Оренбургская обл., Курманаевский район, с/с Лабазинский, участок расположен в северной части кадастрового квартала 56:16:0, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, группа функционального назначения - N 1, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Согласно кадастровой выписке земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 05.06.2012 на основании заявления и межевого плана, выполненного кадастровым инженером С.В. Савельевым, с присвоением кадастрового номера 56:16:0000000:1400 и снят с кадастрового учета 13.03.2013 по заявлению представителя администрации решениями кадастровой палаты от 05.06.2012 и 21.03.2013, соответственно.
В номере газеты "Оренбуржье" от 29.06.2012 N 103 (4680) и газете Курманаевского района Оренбургской области "Знамя труда" от 04.07.2012 N 51 (10761) было опубликовано извещение о предоставлении в аренду сроком от 5 до 49 лет земельных участков с кадастровым номером 56:16:0000000:1401 и 56:16:1210001:9.
Извещение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 56:16:0000000:1400 в аренду сроком от 5 до 49 лет опубликовано в газете "Оренбуржье" от 13.07.2012 N 112 (4689) и газете Курманаевского района Оренбургской области "Знамя труда" от 11.07.2012 г. N 53 (10763).
В тексте публикаций был установлен 30-дневный срок для направления заявлений в отдел землеустройства и земельных отношений.
Указанные публикации были инициированы Пахомовым С.В., что следует из представленных редакцией сведений.
В администрацию 16.07.2012 поступило заявление крестьянского хозяйства Пахомова С.В. о предоставлении в аренду сроком на 20 лет земельных участков с кадастровыми номерами 56:16:0000000:1401 и 56:16:1210001:9, а 18.07.2012 заявление того же крестьянского хозяйства о предоставлении в аренду сроком на 20 лет земельного участка с кадастровым номером 56:16:0000000:1400.
С заявлениями от 20.07.2012 о предоставлении в аренду сроком на 20 лет земельных участков с кадастровыми номерами 56:16:0000000:1401, 56:16:1210001:9, 56:16:0000000:1400 обратилось общество с ограниченной ответственностью "АПК им. Зорина". Позднее, заявлением от 07.03.2013 названное общество сообщило администрации об аннулировании ранее направленных заявлений о предоставлении в аренду земельных участков с указанными кадастровыми номерами.
Сведений о проведении процедур, направленных на предоставление вышеназванных земельных участков (до момента снятия их с кадастрового учета), материалы дела не содержат.
В администрацию обратилось общество "Оренбургнефть" с заявлением от 02.07.2012, в котором сообщило о нахождении на земельных участках с кадастровыми номерами 56:16:1210001:9, 56:16:0000000:1401, 56:16:0000000:1400 существующих, а также проектируемых объектов инфраструктуры общества "Оренбургнефть": Моргуновского, Герасимовского, Тананыкинского месторождений нефти и Бузулукской площади. Общество "Оренбургнефть" просило провести уточнение границ земельных участков с учетом расположенных и проектируемых объектов и воздержаться от сдачи в аренду данных земельных участков. Общество также указало на необходимость согласования с ним как с недропользователем границ формируемых земельных участков в пределах лицензионных участков, и предлагать это право недропользователю до момента их предоставления сельхозпроизводителям.
На основании заявлений от 06.03.2013 N 56-0-1-35/3001/2013-279, 56-0-1-35/3001/2913-274, 56-0-1-35/3001/2013-278, поданных представителем администрации, кадастровой палатой сведения об указанных участках были аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости 13.03.2013, 18.03.2013, 21.03.2013 (соответственно).
Администрацией в адрес Пахомова С.В. направлено письмо от 15.03.2013 N 755, в котором сообщено, что земельные участки с кадастровыми номерами 56:16:1210001:9, 56:16:0000000:1401, 56:16:0000000:1400 сняты с кадастрового учета и будут предоставлены в аренду после повторной постановки на кадастровый учет.
Глава крестьянского хозяйства Пахомов С.В., полагая, что незаконные действия администрации препятствуют реализации права на получение земельных участков в аренду единственным подавшим заявление лицом, обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований крестьянского хозяйства, исходил из наличия у общества "Оренбургнефть" как недропользователя приоритетного права на получение спорных земельных участков в пользование для целей геологического освоения и добычи полезных ископаемых и признал, что формирование спорных земельных участков осуществлено с нарушением прав общества "Оренбургнефть", являющегося собственником объектов недвижимости (скважины, ДНС) и трубопроводов к скважинам, расположенных на данных участках. Суд первой инстанции также счел, что при наличии двух заявок на предоставление спорных земельных участков в аренду заключение договоров аренды этих участков возможно только по результатам торгов. Кроме того, суд первой инстанции, установив нахождение в границах земельного участка с кадастровым номером 56:16:1210001:9 скотомогильника, пришел к выводу о формировании данного участка с нарушением требований ветеринарного законодательства.
Суд первой инстанции также признал, что о нарушении своего права бездействием администрации, выразившегося в нерассмотрении в установленный срок заявок Пахомова С.В. от 16.07.2012 и от 18.07.2012, крестьянское хозяйство Пахомова С.В. должно было узнать не позднее месячного срока, в связи с чем обращение 01.04.2013 с рассматриваемым заявлением осуществлено крестьянским хозяйством с пропуском процессуального срока, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда первой инстанции без изменения, исходил из того, что оснований для признания незаконными действий администрации по непредоставлению спорных земельных участков в аренду не имеется, поскольку при условии наличия у общества "Оренбургнефть" прав на получение в аренду земельных участков для строительства и эксплуатации скважин и объектов инфраструктуры и отсутствия у крестьянского хозяйства безусловных прав на предоставление тех же земельных участков у администрации не имелось оснований для предоставления крестьянскому хозяйству спорных земельных участков, занятых объектами нефтедобычи.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшим их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
По общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (за исключением предусмотренных пунктом 4 указанной нормы).
В силу п. 1 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с названным Кодексом, Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве).
Суд апелляционной инстанции верно исходил из правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 19.11.2013 N 7865/13, согласно которой нормы Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, предусматривающие особенности, связанные с порядком предоставления земельных участков крестьянским хозяйствам, являются специальными по отношению к соответствующим положениям иных правовых актов, в том числе и по отношению к Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен в статье 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Указанной нормой права определена последовательность действий заинтересованных субъектов в получении соответствующего земельного участка и принятия решения уполномоченным органом по вопросу такого предоставления.
В соответствии с п. 3 ст. 11 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Судами верно указано, что Пахомов С.В., имея статус крестьянского хозяйства, наделен правом на получение земельного участка для целей осуществления своей деятельности на основании специального порядка, установленного Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Суды также установили, что обществу "Оренбургнефть" предоставлены лицензии на право пользования недрами в границах Бобровского и Бузулукского лицензионных участков. На территории данных лицензионных участков расположены спорные земельные участки, на предоставление которых в аренду для целей сельскохозяйственного производства претендует крестьянское хозяйство Пахомова С.В.
В силу ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователь недр, получивший горный отвод, имеет право осуществлять в его границах пользование недрами. Условия землепользования площадей залегания полезных ископаемых предусмотрены статьей 25.1 названного закона, согласно которой земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.
Согласно п. 2.2 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Судами на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств, в том числе постановления администрации от 26.11.2010 N 1733-п об утверждении акта предварительного выбора и согласования земельного участка под строительство скважин и подъездных путей к ним, акта выбора земельных участков под строительство скважин на Моргуновском месторождении, оформленного 20.12.2012, свидетельств о государственной регистрации права собственности общества "Оренбургнефть" на добывающие и нагнетательные скважины, таблицы соотношения спорных земельных участков и объектов недвижимости общества "Оренбургнефть", установлено, что в границах испрашиваемых крестьянским хозяйством земельных участков находятся объекты недвижимости - нефтедобывающие скважины, принадлежащие обществу "Оренбургнефть" на праве собственности, а также объекты инфраструктуры, необходимые для эксплуатации данных скважин - трубопроводы, подъездные пути, и данные земельные участки, в части необходимой для эксплуатации объектов нефтедобычи, находятся во владении и пользовании общества "Оренбургнефть".
В объяснениях, данных в судах апелляционной и кассационной инстанций, крестьянское хозяйство признает, что в пределах спорных земельных участков расположены объекты нефтедобычи общества "Оренбургнефть".
При таких обстоятельствах нахождение в границах земельных участков с кадастровыми номерами 56:16:1210001:9, 56:16:0000000:1401, 56:16:0000000:1400 объектов нефтедобычи, принадлежащих обществу "Оренбургнефть", и наличие в связи с этим у общества "Оренбургнефть" права пользования соответствующими частями данных земельных участков, свидетельствует о том, что данные земельные участки в тех границах, в которых они были сформированы и поставлены на кадастровый учет, не могли быть предоставлены крестьянскому хозяйству, и крестьянское хозяйство не обладало правом на получение в аренду именно этих земельных участков.
С учетом изложенного вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения требований крестьянского хозяйства о признании незаконными действий администрации по снятию земельных участков с кадастрового учета следует признать верным, поскольку данными действиями права и законные интересы заявителя не нарушены.
Кроме того, принимая во внимание подтвержденный материалами дела и пояснениями заявителя факт предоставления крестьянскому хозяйству для целей сельскохозяйственного производства земельных участков (постановление администрации от 17.12.2012 N 1327-п (т. 5, л. д. 27), договор аренды земельных участков от 17.12.2012 N 38 (т. 5, л. д. 22 - 26), заявитель не лишен в результате действий администрации возможности осуществлять сельскохозяйственную деятельность.
Доводы о наличии у крестьянского хозяйства приоритета в получении в аренду спорных земельных участков не принимаются. Формирование земельных участков в соответствии с требованиями земельного законодательства должно производиться с учетом прав и законных интересов всех смежных землепользователей.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на решение и постановление арбитражных судов по делам, рассмотренным в порядке гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для физических лиц, к которым относится заявитель по данному делу, составляет 100 руб. В связи с этим заявителю подлежит возврату из федерального бюджета 1900 руб. излишне уплаченной государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании платежного поручения от 18.08.2014 N 346.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.03.2014 по делу N А47-3312/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу крестьянского фермерского хозяйства Пахомова Сергея Васильевича - без удовлетворения.
Возвратить крестьянскому фермерскому хозяйству Пахомова Сергея Васильевича из федерального бюджета 1900 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе, уплаченной платежным поручением от 18.08.2014 N 346, находящимся в материалах дела.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 10.11.2014 N Ф09-6171/14 ПО ДЕЛУ N А47-3312/2013
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 2014 г. N Ф09-6171/14
Дело N А47-3312/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Сулейменовой Т.В., Тороповой М.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Валиулиной М.В., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу крестьянского фермерского хозяйства Пахомова Сергея Васильевича (далее - крестьянское хозяйство) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.03.2014 по делу N А47-3312/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области приняли участие представители:
- крестьянского хозяйства - Зиленский С.В. (доверенность от 02.07.2014);
- открытого акционерного общества "Оренбургнефть" (далее - общество "Оренбургнефть") - Осовская М.А. (доверенность от 20.12.2013 N 378).
Крестьянское хозяйство обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконными действий администрации муниципального образования Курманаевский район (далее - администрация) по снятию участков с кадастрового учета и обязании восстановить положение, существовавшее до нарушения права заявителя на получение в аренду земельных участков, а именно: обязать администрацию в двухнедельный срок со дня представления кадастровых паспортов принять решение о предоставлении в аренду заявителю и направить ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта в отношении следующих земельных участков:
- - земельный участок площадью 2 160 809,0 кв. м., аннулированный кадастровый номер 56:16:0000000:1401, в границах указанных в кадастровым паспорте, с местоположением: Оренбургская обл., Курманаевский р-н, с/с Лабазинский, участок расположен в северной части кадастрового квартала 56:16:0, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, группа функционального назначения - N 1, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства;
- - земельный участок площадью 1 140 883,0 кв. м., аннулированный кадастровый номер 56:16:1210001:9 в границах указанных в кадастровым паспорте, с местоположением: Оренбургская обл., Курманаевский р-н, с/с Лабазинский, участок расположен в северной части кадастрового квартала 56:16:1210001, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, группа функционального назначения N 1, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства;
- - земельный участок площадью 965 977,0 кв. м., аннулированный кадастровый номер 56:16:0000000:1400 в границах указанных в кадастровым паспорте, с местоположением: Оренбургская обл., Курманаевский р-н, с/с Лабазинский, участок расположен в северной части кадастрового квартала 56:16:0, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, группа функционального назначения - N 1, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, а также признать незаконными действия администрации по не предоставлению в аренду вышеназванных земельных участков заявителю и обязании в недельный срок со дня принятия решения о предоставлении в аренду заявителю земельных участков заключить с заявителем договор аренды вышеназванных земельных участков (требования изложены с учетом изменения их предмета заявителем, принятого судом первой инстанции (а также выделения в отдельное производство части требований, касающихся земельного участка с кадастровым номером 56:16:1215001:3 определением суда первой инстанции от 19.02.2014).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области (далее - кадастровая палата), общество "Оренбургнефть".
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 13.03.2014 (судья Калашникова А.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2014 (судьи Соколова И.Ю., Ермолаева Л.П., Пивоварова Л.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе крестьянское хозяйство просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 30, 34, 35, 79 Земельного кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Заявитель полагает, что в силу ст. 34, 35 Земельного кодекса Российской Федерации у администрации имеется обязанность предоставить земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, в аренду крестьянскому хозяйству, как единственному лицу, выразившему желание получить эти участки в пользование в соответствии с их назначением. По мнению заявителя, с учетом назначения спорных земельных участков приоритет на получение их в аренду имеется именно у крестьянского хозяйства, поскольку данные участки отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения и представляют собой сельскохозяйственные угодья. Как указывает заявитель, наличие у общества "Оренбургнефть" лицензии на добычу полезных ископаемых не должно исключать возможность использования сельскохозяйственных земель. При этом отмечает, что все объекты, принадлежащие обществу "Оренбургнефть" и находящиеся в границах спорных участков, вырезаны при их постановке на кадастровый учет и существование объектов нефтедобычи в пределах земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства, не препятствует обработке этих земель. Использование недр возможно при одновременной эксплуатации земель сельскохозяйственного назначения путем заключения с фермером договора субаренды.
Как установлено судами, во исполнение вступившего в законную силу решения Курманаевского районного суда Оренбургской области от 02.02.2010 о понуждении к постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, находящихся в распоряжении муниципального образования Курманаевский район, из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах муниципальных образований: Грачевский, Костинский, Курманаевский, Катушинский, Лабазинский, Михайловский, Покровский, Сергеевский сельсоветы, администрацией был издан ряд постановлений об утверждении границ и образовании земельных участков.
Постановлением администрации от 23.05.2012 N 491-п утверждены границы и образован земельный участок площадью 1 140 883,0 кв. м., с местоположением: Оренбургская обл., Курманаевский р-н, с/с Лабазинский, участок расположен в северной части кадастрового квартала 56:16:1210001, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, группа функционального назначения - N 1, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Согласно кадастровой выписке указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 15.06.2012 на основании заявления и межевого плана, выполненного кадастровым инженером С.В. Савельевым, с присвоением кадастрового номера 56:16:1210001:9 и снят с кадастрового учета 18.03.2013 по заявлению представителя администрации решениями кадастровой палаты от 15.06.2012 и 18.03.2013, соответственно.
Постановлением администрации от 23.05.2012 N 492-п утверждены границы и образован земельный участок площадью 2 160 809,0 кв. м., с местоположением: Оренбургская обл., Курманаевский р-н, с/с Лабазинский, участок расположен в северной части кадастрового квартала 56:16:0, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, группа функционального назначения - N 1, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Согласно кадастровой выписке указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 08.06.2012 на основании заявления и межевого плана, выполненного кадастровым инженером С.В. Савельевым, с присвоением кадастрового номера 56:16:0000000:1401 и снят с кадастрового учета 13.03.2013 по заявлению представителя администрации решениями кадастровой палаты от 08.12.2012 и 13.03.2013, соответственно.
Постановлением администрации от 23.05.2012 N 493-п утверждены границы и образован земельный участок площадью 965 977,0 кв. м., с местоположением: Оренбургская обл., Курманаевский район, с/с Лабазинский, участок расположен в северной части кадастрового квартала 56:16:0, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, группа функционального назначения - N 1, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Согласно кадастровой выписке земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 05.06.2012 на основании заявления и межевого плана, выполненного кадастровым инженером С.В. Савельевым, с присвоением кадастрового номера 56:16:0000000:1400 и снят с кадастрового учета 13.03.2013 по заявлению представителя администрации решениями кадастровой палаты от 05.06.2012 и 21.03.2013, соответственно.
В номере газеты "Оренбуржье" от 29.06.2012 N 103 (4680) и газете Курманаевского района Оренбургской области "Знамя труда" от 04.07.2012 N 51 (10761) было опубликовано извещение о предоставлении в аренду сроком от 5 до 49 лет земельных участков с кадастровым номером 56:16:0000000:1401 и 56:16:1210001:9.
Извещение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 56:16:0000000:1400 в аренду сроком от 5 до 49 лет опубликовано в газете "Оренбуржье" от 13.07.2012 N 112 (4689) и газете Курманаевского района Оренбургской области "Знамя труда" от 11.07.2012 г. N 53 (10763).
В тексте публикаций был установлен 30-дневный срок для направления заявлений в отдел землеустройства и земельных отношений.
Указанные публикации были инициированы Пахомовым С.В., что следует из представленных редакцией сведений.
В администрацию 16.07.2012 поступило заявление крестьянского хозяйства Пахомова С.В. о предоставлении в аренду сроком на 20 лет земельных участков с кадастровыми номерами 56:16:0000000:1401 и 56:16:1210001:9, а 18.07.2012 заявление того же крестьянского хозяйства о предоставлении в аренду сроком на 20 лет земельного участка с кадастровым номером 56:16:0000000:1400.
С заявлениями от 20.07.2012 о предоставлении в аренду сроком на 20 лет земельных участков с кадастровыми номерами 56:16:0000000:1401, 56:16:1210001:9, 56:16:0000000:1400 обратилось общество с ограниченной ответственностью "АПК им. Зорина". Позднее, заявлением от 07.03.2013 названное общество сообщило администрации об аннулировании ранее направленных заявлений о предоставлении в аренду земельных участков с указанными кадастровыми номерами.
Сведений о проведении процедур, направленных на предоставление вышеназванных земельных участков (до момента снятия их с кадастрового учета), материалы дела не содержат.
В администрацию обратилось общество "Оренбургнефть" с заявлением от 02.07.2012, в котором сообщило о нахождении на земельных участках с кадастровыми номерами 56:16:1210001:9, 56:16:0000000:1401, 56:16:0000000:1400 существующих, а также проектируемых объектов инфраструктуры общества "Оренбургнефть": Моргуновского, Герасимовского, Тананыкинского месторождений нефти и Бузулукской площади. Общество "Оренбургнефть" просило провести уточнение границ земельных участков с учетом расположенных и проектируемых объектов и воздержаться от сдачи в аренду данных земельных участков. Общество также указало на необходимость согласования с ним как с недропользователем границ формируемых земельных участков в пределах лицензионных участков, и предлагать это право недропользователю до момента их предоставления сельхозпроизводителям.
На основании заявлений от 06.03.2013 N 56-0-1-35/3001/2013-279, 56-0-1-35/3001/2913-274, 56-0-1-35/3001/2013-278, поданных представителем администрации, кадастровой палатой сведения об указанных участках были аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости 13.03.2013, 18.03.2013, 21.03.2013 (соответственно).
Администрацией в адрес Пахомова С.В. направлено письмо от 15.03.2013 N 755, в котором сообщено, что земельные участки с кадастровыми номерами 56:16:1210001:9, 56:16:0000000:1401, 56:16:0000000:1400 сняты с кадастрового учета и будут предоставлены в аренду после повторной постановки на кадастровый учет.
Глава крестьянского хозяйства Пахомов С.В., полагая, что незаконные действия администрации препятствуют реализации права на получение земельных участков в аренду единственным подавшим заявление лицом, обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований крестьянского хозяйства, исходил из наличия у общества "Оренбургнефть" как недропользователя приоритетного права на получение спорных земельных участков в пользование для целей геологического освоения и добычи полезных ископаемых и признал, что формирование спорных земельных участков осуществлено с нарушением прав общества "Оренбургнефть", являющегося собственником объектов недвижимости (скважины, ДНС) и трубопроводов к скважинам, расположенных на данных участках. Суд первой инстанции также счел, что при наличии двух заявок на предоставление спорных земельных участков в аренду заключение договоров аренды этих участков возможно только по результатам торгов. Кроме того, суд первой инстанции, установив нахождение в границах земельного участка с кадастровым номером 56:16:1210001:9 скотомогильника, пришел к выводу о формировании данного участка с нарушением требований ветеринарного законодательства.
Суд первой инстанции также признал, что о нарушении своего права бездействием администрации, выразившегося в нерассмотрении в установленный срок заявок Пахомова С.В. от 16.07.2012 и от 18.07.2012, крестьянское хозяйство Пахомова С.В. должно было узнать не позднее месячного срока, в связи с чем обращение 01.04.2013 с рассматриваемым заявлением осуществлено крестьянским хозяйством с пропуском процессуального срока, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда первой инстанции без изменения, исходил из того, что оснований для признания незаконными действий администрации по непредоставлению спорных земельных участков в аренду не имеется, поскольку при условии наличия у общества "Оренбургнефть" прав на получение в аренду земельных участков для строительства и эксплуатации скважин и объектов инфраструктуры и отсутствия у крестьянского хозяйства безусловных прав на предоставление тех же земельных участков у администрации не имелось оснований для предоставления крестьянскому хозяйству спорных земельных участков, занятых объектами нефтедобычи.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшим их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
По общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (за исключением предусмотренных пунктом 4 указанной нормы).
В силу п. 1 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с названным Кодексом, Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве).
Суд апелляционной инстанции верно исходил из правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 19.11.2013 N 7865/13, согласно которой нормы Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, предусматривающие особенности, связанные с порядком предоставления земельных участков крестьянским хозяйствам, являются специальными по отношению к соответствующим положениям иных правовых актов, в том числе и по отношению к Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен в статье 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Указанной нормой права определена последовательность действий заинтересованных субъектов в получении соответствующего земельного участка и принятия решения уполномоченным органом по вопросу такого предоставления.
В соответствии с п. 3 ст. 11 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Судами верно указано, что Пахомов С.В., имея статус крестьянского хозяйства, наделен правом на получение земельного участка для целей осуществления своей деятельности на основании специального порядка, установленного Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Суды также установили, что обществу "Оренбургнефть" предоставлены лицензии на право пользования недрами в границах Бобровского и Бузулукского лицензионных участков. На территории данных лицензионных участков расположены спорные земельные участки, на предоставление которых в аренду для целей сельскохозяйственного производства претендует крестьянское хозяйство Пахомова С.В.
В силу ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователь недр, получивший горный отвод, имеет право осуществлять в его границах пользование недрами. Условия землепользования площадей залегания полезных ископаемых предусмотрены статьей 25.1 названного закона, согласно которой земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.
Согласно п. 2.2 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Судами на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств, в том числе постановления администрации от 26.11.2010 N 1733-п об утверждении акта предварительного выбора и согласования земельного участка под строительство скважин и подъездных путей к ним, акта выбора земельных участков под строительство скважин на Моргуновском месторождении, оформленного 20.12.2012, свидетельств о государственной регистрации права собственности общества "Оренбургнефть" на добывающие и нагнетательные скважины, таблицы соотношения спорных земельных участков и объектов недвижимости общества "Оренбургнефть", установлено, что в границах испрашиваемых крестьянским хозяйством земельных участков находятся объекты недвижимости - нефтедобывающие скважины, принадлежащие обществу "Оренбургнефть" на праве собственности, а также объекты инфраструктуры, необходимые для эксплуатации данных скважин - трубопроводы, подъездные пути, и данные земельные участки, в части необходимой для эксплуатации объектов нефтедобычи, находятся во владении и пользовании общества "Оренбургнефть".
В объяснениях, данных в судах апелляционной и кассационной инстанций, крестьянское хозяйство признает, что в пределах спорных земельных участков расположены объекты нефтедобычи общества "Оренбургнефть".
При таких обстоятельствах нахождение в границах земельных участков с кадастровыми номерами 56:16:1210001:9, 56:16:0000000:1401, 56:16:0000000:1400 объектов нефтедобычи, принадлежащих обществу "Оренбургнефть", и наличие в связи с этим у общества "Оренбургнефть" права пользования соответствующими частями данных земельных участков, свидетельствует о том, что данные земельные участки в тех границах, в которых они были сформированы и поставлены на кадастровый учет, не могли быть предоставлены крестьянскому хозяйству, и крестьянское хозяйство не обладало правом на получение в аренду именно этих земельных участков.
С учетом изложенного вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения требований крестьянского хозяйства о признании незаконными действий администрации по снятию земельных участков с кадастрового учета следует признать верным, поскольку данными действиями права и законные интересы заявителя не нарушены.
Кроме того, принимая во внимание подтвержденный материалами дела и пояснениями заявителя факт предоставления крестьянскому хозяйству для целей сельскохозяйственного производства земельных участков (постановление администрации от 17.12.2012 N 1327-п (т. 5, л. д. 27), договор аренды земельных участков от 17.12.2012 N 38 (т. 5, л. д. 22 - 26), заявитель не лишен в результате действий администрации возможности осуществлять сельскохозяйственную деятельность.
Доводы о наличии у крестьянского хозяйства приоритета в получении в аренду спорных земельных участков не принимаются. Формирование земельных участков в соответствии с требованиями земельного законодательства должно производиться с учетом прав и законных интересов всех смежных землепользователей.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на решение и постановление арбитражных судов по делам, рассмотренным в порядке гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для физических лиц, к которым относится заявитель по данному делу, составляет 100 руб. В связи с этим заявителю подлежит возврату из федерального бюджета 1900 руб. излишне уплаченной государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании платежного поручения от 18.08.2014 N 346.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.03.2014 по делу N А47-3312/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу крестьянского фермерского хозяйства Пахомова Сергея Васильевича - без удовлетворения.
Возвратить крестьянскому фермерскому хозяйству Пахомова Сергея Васильевича из федерального бюджета 1900 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе, уплаченной платежным поручением от 18.08.2014 N 346, находящимся в материалах дела.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.Ю.СМИРНОВ
А.Ю.СМИРНОВ
Судьи
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА
М.В.ТОРОПОВА
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА
М.В.ТОРОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)