Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 24 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 ноября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автотрейдинг"
апелляционное производство N 05АП-12404/2014
на решение от 11.08.2014
судьи В.В. Саломая
по делу N А51-11289/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автотрейдинг" (ИНН 2537074970, ОГРН 1052503494581, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 15.08.2005)
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
третье лицо: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края
- об оспаривании решения;
- при участии: от администрации города Владивостока: представитель Фрейдун В.А. по доверенности от 23.12.2013 N 1-3/4602, сроком по 31.12.2014, удостоверение N 4279;
- от Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока: представитель Фрейдун В.А. по доверенности от 17.12.2013 N 27/1-1-4182, сроком до 31.12.2014, удостоверение N 4279;
- от ООО "АВТОТРЕЙДИНГ": представитель Казнадзей К.О. по доверенности от 15.01.2014, сроком до 31.12.2014, паспорт.
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Автотрейдинг" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (далее - УГА г. Владивостока, управление) N 6952/20у от 17.04.2014 об отказе в обеспечении выбора земельного участка ориентировочной площадью 3000 кв. м, с предварительным согласованием места размещения, для строительства объекта бытового обслуживания, находящегося в районе ул. Жигура, д. 6, в аренду сроком на 5 лет, и о возложении на Управление обязанности в месячный срок с момента вступления решения в законную силу обеспечить выбор земельного участка ориентировочной площадью 3000 кв. м с предварительным согласованием места размещения для строительства объекта бытового обслуживания в районе ул. Жигура, 6, сроком на 5 лет.
Решением арбитражного суда от 11.08.2014 в удовлетворении заявленных требований Общества отказано, в связи с чем последнее обратилось с апелляционной жалобой на указанный судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что самостоятельное отнесение Управлением части испрашиваемого обществом земельного участка в территориальную зону Т-3 незаконно, и не является основанием для отказа в обеспечении выбора спорного земельного участка в зоне П-5. Ссылается на то, что Управлением определено расположение земельного участка в двух территориальных зонах, только на основании выполненного вручную графического изображения на обзорной схеме, при том, что обзорная схема представляется информационно, для определения примерного месторасположения земельного участка относительно объекта, находящегося по адресу ул. Жигура, д. 6, как указано в заявлении.
От УГА г. Владивостока поступили письменные возражения на апелляционную жалобу. Управление указало, что судом первой инстанции установлены обстоятельства, препятствующие предоставлению спорного участка, в связи с чем обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Определением от 24.11.2014 в связи с отпуском судьи Е.Н. Номоконовой и в соответствии со статьями 18, 185 АПК РФ произведена замена судьи Е.Н. Номоконовой на судью О.Ю. Еремееву, дело рассматривается в составе председательствующего судьи А.В. Гончаровой, судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой.
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явился, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя третьего лица.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
ООО "Автотрейдинг" направило в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент) заявление о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка, расположенного по адресу: в. Владивосток, в районе ул. Жигура, 6, площадью 3000 кв. м, с предварительным согласованием места размещения для строительства объекта бытового обслуживания.
27.03.2014 Департаментом в адрес главы администрации г. Владивостока направлено обращение N 20/03/02-12/9868 об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
Письмом от 01.04.2014 Общество в дополнение к заявлению направило кадастровый план территории кадастрового квартала с кадастровым номером 25:28:040010.
Письмом N 6952/20у от 17.04.2014 УГА г. Владивостока направило Департаменту и Обществу отказ в выдаче акта выбора испрашиваемого земельного участка, указав в его обоснование, что выбор земельного участка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане не представляется возможным, поскольку Обществом не представлены документы, необходимые для работы с обращением, в том числе схема расположения земельного участка на кадастром плане территории и топографический план, а также то, что испрашиваемый земельный участок налагается на участок, на котором находятся гаражи.
Посчитав изложенное в письме УГА г. Владивостока N 6952/20у от 17.04.2014 решение об отказе в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного решения незаконным и устранении допущенных нарушений.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и возражениях на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 ЗК РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Кодекса предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Как следует из материалов дела, общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 5 лет для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта бытового обслуживания, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Жигура, д. 6.
Отказывая в выборе земельного участка, управление указало на отсутствие документов, необходимых для работы с обращением общества, а также на сослалось на нахождение в границах испрашиваемого земельного участка гаражей.
Оценив оспариваемый отказ в соответствии со статьей 71 АПК РФ наряду с другими доказательствами в их взаимной связи, коллегия апелляционной инстанции находит его соответствующим закону и не нарушающим права и законные интересов заявителя в силу следующего.
Ссылка Управления в оспариваемом решении на наличие на спорном земельном участке гаражей признается судом апелляционной инстанции необоснованной, поскольку Управлением не представлено доказательств наличия на данном участке объектов недвижимости, собственники которых имеют в силу статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приобретение расположенных под такими объектами земельных участков.
Вместе с тем, материалами дела подтверждаются обстоятельства, препятствующие обеспечению выбора земельного участка.
По правилам пункта 2.3 Регламента предоставления администрацией города Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608 (далее - Регламент N 1608), результатом предоставления услуги является выдача акта о выборе земельного участка.
Пункт 2.6 Регламента N 1608 содержит перечень возможных для получения услуги документов, который включает в себя, помимо прочих документов: кадастровый план территории (выписка из государственного кадастра недвижимости), выполненный на картографической основе; топографическую съемку 1:500, выполненную лицензированной организацией, имеющую срок изготовления не более одного года, с нанесенными уполномоченным органом градостроительными ограничениями (оригинал) либо сведения из ИСОГД; схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, выполненную в соответствии с распоряжением главы администрации города Владивостока от 24.06.2009 N 633-р (бумажный носитель) в 4 экз. и на электронном носителе (1 экз.) в формате mid/mif dwg/dxf, в местной системе координат, содержащего контуры и сведения об ограничениях.
Согласно пунктам 3.9, 3.10, 3.12 названного Регламента заявление об обеспечении выбора земельного участка, поступившее в департамент, направляется последним с приложенным пакетом документов в администрацию, которая передает его в работу УГА.
Специалист отдела планировки территории управления в двухдневный срок осуществляет проверку: наличия всех необходимых документов; схемы в части расположения границ земельного участка с целью исключения наложений на границы участков смежных землепользователей с учетом кадастрового плана территории; на соответствие функциональному и территориальному зонированию по генеральному плану Владивостокского городского округа, утвержденному решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119; производит предварительный анализ возможности размещения объекта недвижимого имущества на испрашиваемом земельном участке с точки зрения градостроительных норм (пункт 3.14 Регламента N 1608).
Из материалов дела усматривается, что при обращении в Департамент, обществом к заявлению были приложены: копия свидетельства о государственной регистрации, копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, выписка из ЕГРЮЛ, протокол, устав, обзорная схема испрашиваемого земельного участка.
Анализ имеющейся в материалах дела обзорной схемы, приложенной обществом к своему заявлению (л.д. 46), показал, что фактически представленная обзорная схема является нечитаемой, предполагаемое место размещения земельного участка и его границ не определено, адресный ориентир на местности не обозначен.
В этой связи вывод УГА, изложенный в отказе от 17.04.2014 N 6935/20у, о невозможности обеспечить выбор земельного участка для строительства по причине непредставления документов, предусмотренных пунктом 2.6 Регламента N 1608, является обоснованным.
В силу положений статьи 31 Кодекса и Регламента N 1608 на стадии выбора земельного участка выяснение вопросов о возможности использования земельного участка по целевому назначению и о существующих ограничениях, наложениях на испрашиваемом земельном участке является обязательным, поскольку при установлении законных ограничений по использованию земельного участка проведение последующих процедур по оформлению земельного участка не приведет к достижению цели, для которой испрашивается земельный участок, и повлечет необоснованные расходы заявителя.
Выбор земельного участка по смыслу статьи 31 ЗК РФ возможен при отсутствии к тому препятствий, которые могут быть выражены в объективной невозможности представления испрашиваемого земельного участка.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции представитель Общества представил в материалы дела ситуационный план испрашиваемого земельного участка (л.д. 59), на котором отображены его границы.
Материалами дела нашел подтверждение довод Управления о расположении испрашиваемого земельного участка в двух территориальных зонах.
Согласно фрагменту карты градостроительного зонирования на территории города Владивостока испрашиваемый земельный участок расположен в производственно-коммерческой зоне (П-5) и зоне объектов автомобильного транспорта (Т-3).
По правилам части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне; формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Статьей 85 ЗК РФ предусмотрено территориальное зонирование земель населенных пунктов в соответствии с градостроительными регламентами, устанавливаемыми правилами землепользования и застройки с учетом особенностей расположения и развития каждой территориальной зоны.
Согласно статье 20 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных Решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 (далее - Правила N 462), градостроительными регламентами определены правовые режимы земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Действие градостроительных регламентов распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Правилами N 462 предусмотрено, что размещение объектов бытового обслуживания относится к основным видам разрешенного использования земельных участков, относящихся к зоне П-5, и не относится к основным видам разрешенного использования земельных участков зоны Т-3.
Расположение земельного участка в двух территориальных зонах противоречит части 4 статьи 30 ГрК РФ и свидетельствует о невозможности формирования земельного участка и дальнейшего использования его в целях строительства объекта бытового обслуживания.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ не привел к нарушению прав и законных интересов заявителя.
Обществом не доказано создание оспариваемым отказом препятствий в осуществлении его предпринимательской деятельности, поскольку оно не утратило право на приобретение земельного участка для вышеуказанных целей в другом (или этом же) месте с соблюдением действующих норм и в установленном порядке.
С учетом изложенного коллегия приходит к выводу о том, что решение управления не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем суд первой инстанции правомерно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований и не нашел оснований для восстановления нарушенного права.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции на основании статьи 269 АПК РФ считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового Кодекса Российской Федерации и пунктом 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при подаче апелляционной жалобы на решение суда по делу о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается в размере 1000 рублей для юридических лиц, в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю апелляционной жалобы на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 11.08.2014 по делу N А51-11289/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Автотрейдинг" из федерального бюджета 1000 (одна тысяча) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы платежным поручением N 176 от 03.09.2014.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.11.2014 N 05АП-12404/2014 ПО ДЕЛУ N А51-11289/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2014 г. N 05АП-12404/2014
Дело N А51-11289/2014
Резолютивная часть постановления оглашена 24 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 ноября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автотрейдинг"
апелляционное производство N 05АП-12404/2014
на решение от 11.08.2014
судьи В.В. Саломая
по делу N А51-11289/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автотрейдинг" (ИНН 2537074970, ОГРН 1052503494581, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 15.08.2005)
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
третье лицо: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края
- об оспаривании решения;
- при участии: от администрации города Владивостока: представитель Фрейдун В.А. по доверенности от 23.12.2013 N 1-3/4602, сроком по 31.12.2014, удостоверение N 4279;
- от Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока: представитель Фрейдун В.А. по доверенности от 17.12.2013 N 27/1-1-4182, сроком до 31.12.2014, удостоверение N 4279;
- от ООО "АВТОТРЕЙДИНГ": представитель Казнадзей К.О. по доверенности от 15.01.2014, сроком до 31.12.2014, паспорт.
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Автотрейдинг" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (далее - УГА г. Владивостока, управление) N 6952/20у от 17.04.2014 об отказе в обеспечении выбора земельного участка ориентировочной площадью 3000 кв. м, с предварительным согласованием места размещения, для строительства объекта бытового обслуживания, находящегося в районе ул. Жигура, д. 6, в аренду сроком на 5 лет, и о возложении на Управление обязанности в месячный срок с момента вступления решения в законную силу обеспечить выбор земельного участка ориентировочной площадью 3000 кв. м с предварительным согласованием места размещения для строительства объекта бытового обслуживания в районе ул. Жигура, 6, сроком на 5 лет.
Решением арбитражного суда от 11.08.2014 в удовлетворении заявленных требований Общества отказано, в связи с чем последнее обратилось с апелляционной жалобой на указанный судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что самостоятельное отнесение Управлением части испрашиваемого обществом земельного участка в территориальную зону Т-3 незаконно, и не является основанием для отказа в обеспечении выбора спорного земельного участка в зоне П-5. Ссылается на то, что Управлением определено расположение земельного участка в двух территориальных зонах, только на основании выполненного вручную графического изображения на обзорной схеме, при том, что обзорная схема представляется информационно, для определения примерного месторасположения земельного участка относительно объекта, находящегося по адресу ул. Жигура, д. 6, как указано в заявлении.
От УГА г. Владивостока поступили письменные возражения на апелляционную жалобу. Управление указало, что судом первой инстанции установлены обстоятельства, препятствующие предоставлению спорного участка, в связи с чем обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Определением от 24.11.2014 в связи с отпуском судьи Е.Н. Номоконовой и в соответствии со статьями 18, 185 АПК РФ произведена замена судьи Е.Н. Номоконовой на судью О.Ю. Еремееву, дело рассматривается в составе председательствующего судьи А.В. Гончаровой, судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой.
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явился, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя третьего лица.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
ООО "Автотрейдинг" направило в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент) заявление о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка, расположенного по адресу: в. Владивосток, в районе ул. Жигура, 6, площадью 3000 кв. м, с предварительным согласованием места размещения для строительства объекта бытового обслуживания.
27.03.2014 Департаментом в адрес главы администрации г. Владивостока направлено обращение N 20/03/02-12/9868 об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
Письмом от 01.04.2014 Общество в дополнение к заявлению направило кадастровый план территории кадастрового квартала с кадастровым номером 25:28:040010.
Письмом N 6952/20у от 17.04.2014 УГА г. Владивостока направило Департаменту и Обществу отказ в выдаче акта выбора испрашиваемого земельного участка, указав в его обоснование, что выбор земельного участка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане не представляется возможным, поскольку Обществом не представлены документы, необходимые для работы с обращением, в том числе схема расположения земельного участка на кадастром плане территории и топографический план, а также то, что испрашиваемый земельный участок налагается на участок, на котором находятся гаражи.
Посчитав изложенное в письме УГА г. Владивостока N 6952/20у от 17.04.2014 решение об отказе в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного решения незаконным и устранении допущенных нарушений.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и возражениях на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 ЗК РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Кодекса предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Как следует из материалов дела, общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 5 лет для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта бытового обслуживания, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Жигура, д. 6.
Отказывая в выборе земельного участка, управление указало на отсутствие документов, необходимых для работы с обращением общества, а также на сослалось на нахождение в границах испрашиваемого земельного участка гаражей.
Оценив оспариваемый отказ в соответствии со статьей 71 АПК РФ наряду с другими доказательствами в их взаимной связи, коллегия апелляционной инстанции находит его соответствующим закону и не нарушающим права и законные интересов заявителя в силу следующего.
Ссылка Управления в оспариваемом решении на наличие на спорном земельном участке гаражей признается судом апелляционной инстанции необоснованной, поскольку Управлением не представлено доказательств наличия на данном участке объектов недвижимости, собственники которых имеют в силу статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приобретение расположенных под такими объектами земельных участков.
Вместе с тем, материалами дела подтверждаются обстоятельства, препятствующие обеспечению выбора земельного участка.
По правилам пункта 2.3 Регламента предоставления администрацией города Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608 (далее - Регламент N 1608), результатом предоставления услуги является выдача акта о выборе земельного участка.
Пункт 2.6 Регламента N 1608 содержит перечень возможных для получения услуги документов, который включает в себя, помимо прочих документов: кадастровый план территории (выписка из государственного кадастра недвижимости), выполненный на картографической основе; топографическую съемку 1:500, выполненную лицензированной организацией, имеющую срок изготовления не более одного года, с нанесенными уполномоченным органом градостроительными ограничениями (оригинал) либо сведения из ИСОГД; схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, выполненную в соответствии с распоряжением главы администрации города Владивостока от 24.06.2009 N 633-р (бумажный носитель) в 4 экз. и на электронном носителе (1 экз.) в формате mid/mif dwg/dxf, в местной системе координат, содержащего контуры и сведения об ограничениях.
Согласно пунктам 3.9, 3.10, 3.12 названного Регламента заявление об обеспечении выбора земельного участка, поступившее в департамент, направляется последним с приложенным пакетом документов в администрацию, которая передает его в работу УГА.
Специалист отдела планировки территории управления в двухдневный срок осуществляет проверку: наличия всех необходимых документов; схемы в части расположения границ земельного участка с целью исключения наложений на границы участков смежных землепользователей с учетом кадастрового плана территории; на соответствие функциональному и территориальному зонированию по генеральному плану Владивостокского городского округа, утвержденному решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119; производит предварительный анализ возможности размещения объекта недвижимого имущества на испрашиваемом земельном участке с точки зрения градостроительных норм (пункт 3.14 Регламента N 1608).
Из материалов дела усматривается, что при обращении в Департамент, обществом к заявлению были приложены: копия свидетельства о государственной регистрации, копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, выписка из ЕГРЮЛ, протокол, устав, обзорная схема испрашиваемого земельного участка.
Анализ имеющейся в материалах дела обзорной схемы, приложенной обществом к своему заявлению (л.д. 46), показал, что фактически представленная обзорная схема является нечитаемой, предполагаемое место размещения земельного участка и его границ не определено, адресный ориентир на местности не обозначен.
В этой связи вывод УГА, изложенный в отказе от 17.04.2014 N 6935/20у, о невозможности обеспечить выбор земельного участка для строительства по причине непредставления документов, предусмотренных пунктом 2.6 Регламента N 1608, является обоснованным.
В силу положений статьи 31 Кодекса и Регламента N 1608 на стадии выбора земельного участка выяснение вопросов о возможности использования земельного участка по целевому назначению и о существующих ограничениях, наложениях на испрашиваемом земельном участке является обязательным, поскольку при установлении законных ограничений по использованию земельного участка проведение последующих процедур по оформлению земельного участка не приведет к достижению цели, для которой испрашивается земельный участок, и повлечет необоснованные расходы заявителя.
Выбор земельного участка по смыслу статьи 31 ЗК РФ возможен при отсутствии к тому препятствий, которые могут быть выражены в объективной невозможности представления испрашиваемого земельного участка.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции представитель Общества представил в материалы дела ситуационный план испрашиваемого земельного участка (л.д. 59), на котором отображены его границы.
Материалами дела нашел подтверждение довод Управления о расположении испрашиваемого земельного участка в двух территориальных зонах.
Согласно фрагменту карты градостроительного зонирования на территории города Владивостока испрашиваемый земельный участок расположен в производственно-коммерческой зоне (П-5) и зоне объектов автомобильного транспорта (Т-3).
По правилам части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне; формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Статьей 85 ЗК РФ предусмотрено территориальное зонирование земель населенных пунктов в соответствии с градостроительными регламентами, устанавливаемыми правилами землепользования и застройки с учетом особенностей расположения и развития каждой территориальной зоны.
Согласно статье 20 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных Решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 (далее - Правила N 462), градостроительными регламентами определены правовые режимы земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Действие градостроительных регламентов распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Правилами N 462 предусмотрено, что размещение объектов бытового обслуживания относится к основным видам разрешенного использования земельных участков, относящихся к зоне П-5, и не относится к основным видам разрешенного использования земельных участков зоны Т-3.
Расположение земельного участка в двух территориальных зонах противоречит части 4 статьи 30 ГрК РФ и свидетельствует о невозможности формирования земельного участка и дальнейшего использования его в целях строительства объекта бытового обслуживания.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ не привел к нарушению прав и законных интересов заявителя.
Обществом не доказано создание оспариваемым отказом препятствий в осуществлении его предпринимательской деятельности, поскольку оно не утратило право на приобретение земельного участка для вышеуказанных целей в другом (или этом же) месте с соблюдением действующих норм и в установленном порядке.
С учетом изложенного коллегия приходит к выводу о том, что решение управления не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем суд первой инстанции правомерно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований и не нашел оснований для восстановления нарушенного права.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции на основании статьи 269 АПК РФ считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового Кодекса Российской Федерации и пунктом 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при подаче апелляционной жалобы на решение суда по делу о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается в размере 1000 рублей для юридических лиц, в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю апелляционной жалобы на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 11.08.2014 по делу N А51-11289/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Автотрейдинг" из федерального бюджета 1000 (одна тысяча) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы платежным поручением N 176 от 03.09.2014.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)