Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 29 января 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - Дубинин А.А., доверенность от 04.06.2012 г., Крюков А.В., доверенность от 04.01.2014 г.,
от ответчика - Екатеринин И.И., доверенность от 26.12.2013 г. N 363,
от третьих лиц:
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - не явился, извещен,
Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Бакина И.И., доверенность от 14.05.2013 г. N 141/4-7048,
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 января 2014 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.10.2013 г. по делу N А55-23801/2012 (судья Бойко С.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НИКО" (ИНН 6314021370, ОГРН 1036300331880), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, г. Екатеринбург,
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным отказа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "НИКО" (далее - заявитель, ООО "НИКО", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - ответчик, Министерство) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, Пугачевский тракт, площадью 1800 кв. м, кадастровый номер 63:01:0418001:1343, занимаемого мини-рынком, содержащегося в сообщении от 01.06.2012 г. N 12-1/1142/12.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области)
Решением суда первой инстанции от 04.12.2012 г., оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 07.02.2013 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11.06.2013 г. решение Арбитражного суда Самарской области от 04.12.2012 г. и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2013 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При этом суд кассационной инстанции указал в названном постановления, что поскольку ни Порядок предоставления земельных участков, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74, ни Закон Самарской области от 11.03.2005 г. N 94-ГД "О земле", ни Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривают в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка нецелесообразность, а также противоречие принципу устойчивости развития территории; участок поставлен на государственный кадастровый учет; на нем расположены временные объекты, не являющиеся объектами капитального строительства; имеется постановление главы администрации г. Самары от 02.03.1993 г. N 360 о предоставлении земельного участка для размещения временных объектов, принятое до 01.07.2006 г., суды пришли к выводу, что отказ Министерства в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка, содержащийся в сообщении от 01.06.2012 г. N 12-1/1142/12, не соответствует вышеперечисленным нормативным актам.
Однако суды отказали в удовлетворении заявленных требований со ссылкой на сообщение Департамента от 15.08.2012 г. о том, что часть земельного участка расположена в границах красных линий и относится к территории общего пользования.
Между тем доказательств того, что спорный земельный участок находится в границах красных линий согласно градостроительной документации, оформленной в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, в материалах дела не имеется.
Арбитражные суды при установлении факта наличия красных линий на спорном земельном участке должны были руководствоваться положениями вышеуказанных норм с учетом существующей застройки, генеральным планом, совмещенным с проектами детальной планировки по состоянию на период обращения заявителя о предоставлении в собственность земельного участка, а не сообщением Департамента от 15.08.2012 г. о наличии красных линий.
При новом рассмотрении суду необходимо будет устранить допущенные нарушения на основании оценки всех имеющихся в материалах дела и дополнительно представленных сторонами доказательств, в том числе градостроительной документации г. Самара на момент обращения заявителя о предоставлении земельного участка, генерального плана, совмещенного с проектом детальной планировки.
При новом рассмотрении суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России) и Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара.
Решением суда первой инстанции от 28.10.2013 г. заявленные требования удовлетворены.
Признан незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении ООО "НИКО" в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, Пугачевский тракт, площадью 1800 кв. м, кадастровый номер 63:01:0418001:1343, занимаемого мини-рынком, содержащийся в сообщении от 01.06.2012 г. N 12-1/1142/12. Суд обязал Министерство имущественных отношений Самарской области по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "НИКО" путем принятия решения о предоставлении ему в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, Пугачевский тракт, площадью 1800 кв. м, кадастровый номер 63:01:0418001:1343, и направления проекта договора купли-продажи.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельством дела.
Заявитель апелляционной жалобы не согласен с выводом суда о том, что действия и документы ООО "НИКО" отвечают всем условиям, перечисленным в Порядке предоставления земельных участком, в редакции постановления Правительства Самарской области от 06.10.2010 г. N 484, а также ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указывает, что постановление главы администрации г. Самары от 02.03.1993 г. N 360 имеет правоприменительное действие в отношении ИЧП "Восток-1" и является ненормативным правовым актом индивидуального применения. В материалах дела отсутствует информация, а заявителем не доказан факт продления договора аренды и факт обращения ООО "Кэт", ООО "НИКО" в уполномоченные органы с заявлением о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка. Данное обстоятельство судом не исследовалось.
По мнению ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России, не может быть принята во внимание ссылка ООО "НИКО" на нормы ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации к договорным отношениям, возникшим между Комитетом по земельным ресурсам и землепользованию и частным предприятием "Восток-1", поскольку договором аренды земельного участка от 11.03.1993 г. N 41 не допускалась передача земельного участка другому лицу.
Считает, что судом при рассмотрении дела не выяснено действительное существование земельного участка с кадастровым номером 63:01:0418001:1343 как объекта гражданских прав и данные, позволяющие определено установить его нахождение (размещение), которые имеют важное значение для рассмотрения настоящего дела. Таким образом, основания для предоставления ООО "НИКО" земельного участка с кадастровым номером 63:01:0418001:1343 в собственность или на праве аренды без проведения торгов отсутствуют.
Указывает, что изъятие спорного земельного участка на основании постановления администрации г. Самары от 02.03.1993 г. N 360 и дальнейшее его представление произведено с грубым нарушением порядка предоставления земельных участков в аренду, установленного главой 4 Земельного кодекса РСФСР 1991 года, действовавшего в тот период. В связи с чем отсутствуют законные основания размещения мини-рынка на земельном участке, расположенным около магазина "Гарнизонный" по Пугачевскому тракту г. Самары.
Заявитель жалобы считает ошибочным вывод суда о том, что право распоряжения земельными участками было предоставлено городской администрации на основании ст. 71 Закона РСФСР от 06.07.1991 г. N 1550-1 "О местном самоуправлении в РСФСР". Указывает, что право постоянного пользования КЭУ ПриВО, Кряжской КЭЧ района на указанный земельной участок не прекращалось, площади землеотвода в установленном законом порядке не изымались, за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на 26,8 кв. м.
По мнению третьего лица, заявитель действует в обход закона с заведомо недобросовестным осуществлением гражданских прав.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "НИКО", считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица - ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика не возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России.
Представители заявители возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители третьих лиц - ТУ Росимущества в Самарской области и Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей указанных третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что решением Исполнительного комитета Куйбышевского городского Совета народных депутатов Куйбышевской области от 29.09.1983 г. N 594 КЭУ ПриВО отведен фактически занимаемый земельный участок площадью около 15,5 га в кв. 26 и земельный участок площадью 5,5 га в кв. 26а, ранее занимаемый строениями в/ч в 22782 в Куйбышевском районе, для строительства жилых домов NN 131-142 (по генплану) (т. 4 л.д. 8).
На основании названного решения 13.12.1983 г. выдан государственный акт серии А-I N 233512, в соответствии с которым КЭУ ПриВО представлен на праве постоянного (бессрочного) пользования фактически занимаемый земельный участок общей площадью 22 га (т. 3 л.д. 56-60).
02.03.1993 г. главой администрации г. Самары издано постановление N 360, в соответствии с которым у КЭУ ПУР ВО изъят земельный участок площадью 1800 кв. м по Пугачевскому тракту около магазина "Гарнизонный" в Куйбышевском районе (решение горисполкома от 29.09.1983 г. N 594) (пункт 1).
В соответствии с п. 2 названного постановления индивидуальному частному предприятию "Восток-1" предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок площадью 1800 кв. м, фактически занимаемый мини-рынком, расположенный по Пугачевскому тракту в Куйбышевском районе, согласно прилагаемой схеме (т. 1 л.д. 43).
На основании постановления от 02.03.1993 г. N 360 между Комитетом по земельным ресурсам и землепользованию г. Самары и ИЧП "Восток-1" заключен договор аренды от 11.03.1993 г. N 41 земельного участка площадью 0,18 га в Куйбышевском районе по Пугачевскому тракту под мини-рынок сроком с 20.03.1993 г. по 20.03.1996 г. (т. 1 л.д. 44-46).
Сведения о земельном участке площадью 1800 кв. м, почтовый адрес ориентира: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Пугачевский тракт, с разрешенным использованием: фактически занимаемый мини-рынком, внесены в государственный кадастр недвижимости как о ранее учтенном, с присвоением со 02.03.1993 г. кадастрового номера 63:01:0418001:1343. Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 27.10.2011 г. N 63-0-102/11-274652 площадь ориентировочная, сведения об участке подлежат уточнению при межевании (т. 1 л.д. 53).
По договору купли-продажи от 18.04.1997 г. ИЧП "Восток-1" продало мини-рынок, расположенный на вышеназванном земельном участке, ООО "Кэт", которое, в свою очередь, продало его ООО "НИКО" по договору купли-продажи от 01.12.2011 г. (т. 1 л.д. 47-48, 51-52).
Согласно заключению ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" от 20.07.2011 г., выданному ООО "Кэт", мини-рынок состоит из временных торговых рядов: лит. 1 общей площадью 19,3 кв. м, лит. 2 общей площадью 12,7 кв. м, лит. 3 общей площадью 9,1 кв. м, лит. 6 общей площадью 9,4 кв. м, расположенных по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, Пугачевский тракт, б/н. По состоянию на 18.07.2011 г. выявлено, что по своим техническим характеристикам вышеуказанные объекты не являются объектами капитального строительства. При визуальном обследовании данных объектов установлено отсутствие фундамента (т. 1 л.д. 49-50).
24.04.2012 г. ООО "НИКО" обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, Пугачевский тракт, площадью 1800 кв. м, кадастровый номер 63:01:0418001:1343, занимаемого мини-рынком (т. 1 л.д. 57).
Министерство сообщением от 01.06.2012 г. N 12-1/1142/12 отказало заявителю в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка со ссылкой на п. 8 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 250 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 34, 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (т. 1 л.д. 58-59).
Отказ мотивирован отсутствием у Министерства волеизъявления на продажу земельного участка в связи с нецелесообразностью, поскольку бюджет Самарской области будет лишен источника формирования в виде арендных платежей; нарушением принципа устойчивости развития территории при предоставление земельного участка под размещение временных объектов.
Считая отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, ООО "НИКО" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, частям 2 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пунктов 1, 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
В соответствии с п. 2.1 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В п. 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в п. 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены. Тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
Согласно п. 2.3 Порядка Министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В случае, если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также в случае, если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.
Пунктом 2.7 настоящего Порядка предусмотрена обязанность Министерства обеспечения публикации информации о предоставлении земельного участка на определенном праве в газете "Волжская коммуна" и размещения указанной информации на официальном сайте Правительства Самарской области.
Пунктами 2.9 - 2.13 Порядка определен порядок проведения торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка.
Пунктом 3.1 Порядка определены случаи, когда положения пунктов 2.7, 2.9 - 2.13 настоящего Порядка не применяются.
С заявлением о выкупе земельного участка под временными объектами общество обратилось 24.04.2012 г.
На момент обращения заявителя в Министерство действовала редакция абзаца седьмого п. 3.1 Порядка, в редакции постановления Правительства Самарской области от 06.10.2010 г. N 484, согласно которой положения пунктов 2.7, 2.9 - 2.13 настоящего Порядка не применяются в случае, если на испрашиваемом заявителем земельном участке располагаются строения, сооружения, не подлежащие постановке на технический учет в качестве объектов капитального строительства (далее - временные объекты), имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка для размещения временного объекта, принятый до 01.07.2006 г., или акт принятия в эксплуатацию временного объекта, выданный уполномоченным органом местного самоуправления после предоставления в установленном законодательством порядке земельного участка, на котором расположен временный объект.
Правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Материалами дела подтверждается, что заявитель отвечает всем вышеперечисленным условиям: на испрашиваемом земельном участке расположены временные объекты, не являющиеся объектами капитального строительства; имеется постановление главы администрации г. Самары от 02.03.1993 г. N 360 о предоставлении земельного участка в аренду для размещения временных объектов, принятое до 01.07.2006 г.; с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный объект возникли на основании сделок, что подтверждается заключением ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" от 20.07.2011 г., постановлением главы администрации г. Самары от 02.03.1993 г. N 360 о предоставлении земельного участка в аренду, договорами купли-продажи мини-рынка от 18.04.1997 г. и от 01.12.2011 г.
Следовательно, ООО "НИКА" обладает преимущественным правом на выкуп земельного участка по правилам, установленным Порядком.
Довод заявителя жалобы о том, что заявителем не доказаны факт продления договора аренды от 11.03.1993 г. N 41 и факт обращения ООО "НИКА" в уполномоченные органы с заявлением о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, подлежит отклонению, поскольку абзац седьмой п. 3.1 Порядка не содержит такого условия как наличие действующего на момент обращения с заявлением договора аренды земельного участка, в то время как необходимым условием является именно наличие акта уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка для размещения временного объекта, принятого до 01.07.2006 г.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что приложением N 2 к Порядку предусмотрен Перечень документов, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Перечень).
В соответствии с абзацем 4 п. 4 Перечня в случае если на земельном участке располагаются временные объекты, заявители представляют акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка, принятый до 01.07.2006 г., или акт принятия в эксплуатацию временного объекта, выданный уполномоченным органом местного самоуправления после предоставления в установленном законодательством порядке земельного участка, на котором расположен временный объект, а также заверенные в установленном порядке копии договоров (иных документов), на основании которых к заявителю перешло право собственности на временные объекты, расположенные на испрашиваемом земельном участке. При этом к заявлению должно быть приложено заключение органа, осуществляющего технический учет объектов капитального строительства, о том, что данный объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, не подлежит постановке на технический учет в качестве объекта капитального строительства.
Указанной нормой также не предусмотрено предоставление действующего договора аренды земельного участка.
При этом судом апелляционной инстанции установлено, что все необходимые документы, предусмотренные абзацем 4 п. 4 Перечня, были предоставлены обществом в Министерство при обращении с заявлением о выкупе земельного участка под временными объектами от 24.04.2012 г. Доказательства обратного в материалы дела не представлены.
Довод заявителя жалобы о том, что изъятие спорного земельного участка на основании постановления администрации г. Самары от 02.03.1993 г. N 360 и дальнейшее его представление произведено с грубым нарушением действующего порядка предоставления земельных участков в аренду, также подлежит отклонению.
Как правильно указал суд первой инстанции, данное постановление главы администрации от 02.03.1993 г. N 360 не отменено и не признано недействительным в судебном порядке. Право распоряжения земельными участками было предоставлено городской администрации п. 1 ст. 71 Закона РФ от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации", в соответствии с которым городская администрация предоставляет в установленном порядке на основании генерального плана города и проектов планировки и застройки в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передает в собственность и сдает в аренду, изымает земельные участки в пределах городской черты, а также из других земель, переданных в ведение города, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Ссылка заявителя жалобы о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок является несостоятельной в силу следующего.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в соответствии со свидетельством о праве постоянного пользования землей от 16.12.1992 г. N 61153 Кряжской КЭЧ района на основании постановления администрации г. Самары от 26.06.1992 г. N 441 предоставлен на праве постоянного пользования земельный участок площадью 26,8 га, расположенный по адресу: г. Самара, Долотный пер., 26, для размещения в/г N 111 ДУ-2 п. Кряж (т. 3 л.д. 43).
Сведения о данном земельном участке площадью 26800 руб., почтовый адрес ориентира: г. Самара, Куйбышевский район, п. Кряж - ДУ-2, были внесены в государственный кадастр недвижимости с указанием разрешенного использования: для размещения военного городка N 111, с присвоением с 30.01.2004 г. кадастрового номера 63: 01:0416001:0001, как о ранее учтенном, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке с кадастровым номером 63: 01:0416001:1 от 07.07.2009 г. N 63-00-102/09-273035 (т. 3 л.д. 41).
12.10.2005 г. на основании ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации зарегистрировано право собственности Российской Федерации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок на земельный участок площадью 268000,00 кв. м, кадастровый номер 63: 01:0416001:0001, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.10.2005 г. серии 63-АБ N 753254 (т. 3 л.д. 42).
В то время как спорный земельный участок с кадастровым номером 63:01:0418001:1343 был изъят постановлением главы г. Самары от 02.03.1993 г. N 360 из иного земельного участка общей площадью 22 га, закрепленного на праве постоянного (бессрочного) пользования за КЭУ ПриВО решением Исполнительного комитета Куйбышевского городского Совета народных депутатов Куйбышевской области от 29.09.1983 г. N 594. Испрашиваемый земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет и согласно кадастровой выписке от 27.10.2011 г. N 63-0-102/11-274652 отнесен к землям населенных пунктов.
Предметом настоящего спора является проверка законности отказа Министерства в предоставлении в собственность за выкуп испрашиваемого земельного участка, содержащегося в сообщении от 01.06.2012 г. N 12-1/1142/12, по указанным в принятом решении основаниям.
Как указано выше и соответствует содержанию сообщения Министерства от 01.06.2012 г. N 12-1/1142/12, основаниями для принятия послужили следующие обстоятельства: отсутствие у Министерства волеизъявления на продажу земельного участка в связи с целесообразностью, поскольку бюджет Самарской области будет лишен источника формирования в виде арендных платежей; нарушение принципа устойчивости развития территории при предоставление земельного участка под размещение временных объектов.
Между тем предоставление земель, находящихся в государственной собственности гражданам и юридическим лицам для целей ведения хозяйственной деятельности является публичным полномочием, реализация которого не может ставиться в зависимость от желания или нежелания органа, его осуществляющего.
При этом ни вышеназванный Порядок, ни Закон Самарской области от 11.03.2005 г. N 94-ГД "О земле", ни Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривают в качестве оснований для отказа в предоставлении земельного участка нецелесообразность продажи земельного участка в собственность в связи с потерей стабильного источника дохода в виде арендной платы, а также нарушение принципа устойчивости развития территории при предоставление земельного участка под размещение временных объектов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ Министерства в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка, содержащийся в сообщении 01.06.2012 N 12-1/1142/12 не соответствует вышеперечисленным нормативным актам.
В соответствии с п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
- изъятия земельных участков из оборота;
- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Указывая на то, что испрашиваемый земельный участок не может быть приватизирован в силу прямого запрета на его приватизацию п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Министерство ссылается исключительно на сообщение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 15.08.2012 г. N Д05-01-01/8183-0-1, согласно которому часть спорного земельного участка расположена в границах красных линий и относится к территории общего пользования.
Данный довод Министерства обоснованно не принят о внимание судом первой инстанции в силу следующего.
Пунктом 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.
В целях устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, осуществляется подготовка документов по планировке территории в соответствии со статьями 41, 42, 43, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Документация подлежит утверждению и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
В соответствии с частями 4, 5 ст. 23, п. п. "а" п. 1 ч. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии являются обязательным элементом проекта планировки территории города, которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа.
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красными линиями являются линии, обозначающие существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), границы земельных участков, на которых расположены автомобильные дороги.
Основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации определяются Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя России от 06.04.1998 г. N 18-30 (далее - Инструкция N 18-30).
В соответствии с п. 3.8 Инструкции N 18-30 красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей; в проектах землеустройства; в проектах межевания территорий; при установлении границ землепользований; при установлении границ территориальных зон в поселениях; в земельном и градостроительном кадастрах; на планах земельных участков, прилагаемых к свидетельству на право пользования, владения.
Между тем чертеж Градостроительного плана, созданный на основании картографического материала с указанием схемы расположения земельного участка в окружении смежно расположенных земельных участков (ситуационный план); с указанием границ земельного участка и координат поворотных точек, красных линий, в материалы дела не представлен.
Таким образом, доказательства того, что спорный земельный участок находится в границах красных линий согласно градостроительной документации, оформленной в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, Министерством не представлены.
Кроме того, названное сообщение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара не является безусловным доказательством, содержащим сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:01:0418001:1343, поскольку в п. 3 "дополнительные сведения об объекте, кадастровый номер" не содержит сведений о кадастровом номере земельного участка, имеется прочерк.
Сведения, содержащиеся в п. 4 сообщения "каталог координат поворотных точек" (имеется указание на конкретные координаты поворотных точек участка, которые могут быть определены только по результатам межевания), противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам, а именно выписке из кадастрового плана земельного участка с кадастровым номером 63:01:0418001:1343, согласно строки 16 которой "особые отметки" площадь земельного участка ориентировочная, сведения об участке подлежат уточнению при межевании.
Данная отметка является свидетельством того, что межевание земельного участка с кадастровым номером 63:01:0418001:1343 не проведено, проведение межевания земельного участка для установления точных границ этого участка допускается после государственной регистрации прав на земельный участок.
Оценив представленный в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Министерством не представлено доказательств изъятия испрашиваемого земельного участка из оборота, запрета на приватизацию, установленного федеральным законом, и резервирования его для государственных или муниципальных нужд, которые могли бы служить основаниями в соответствии с п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в его выкупе.
Ссылка Министерства в судебном заседании суда апелляционной инстанции о несоразмерности площади испрашиваемого земельного участка общей площади расположенных на нем временных объектов подлежит отклонению, поскольку указанное обстоятельство не было указано в оспариваемом сообщении от 01.06.2012 г. N 12-1/1142/12 в качестве основания отказа заявителю в предоставлении в собственность спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно, в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, принято обжалуемое решение об удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России в апелляционной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, однако подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28.10.2013 г. по делу N А55-23801/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК
Судьи
П.В.БАЖАН
Е.М.РОГАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.01.2014 ПО ДЕЛУ N А55-23801/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2014 г. по делу N А55-23801/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 29 января 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - Дубинин А.А., доверенность от 04.06.2012 г., Крюков А.В., доверенность от 04.01.2014 г.,
от ответчика - Екатеринин И.И., доверенность от 26.12.2013 г. N 363,
от третьих лиц:
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - не явился, извещен,
Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Бакина И.И., доверенность от 14.05.2013 г. N 141/4-7048,
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 января 2014 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.10.2013 г. по делу N А55-23801/2012 (судья Бойко С.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НИКО" (ИНН 6314021370, ОГРН 1036300331880), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, г. Екатеринбург,
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным отказа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "НИКО" (далее - заявитель, ООО "НИКО", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - ответчик, Министерство) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, Пугачевский тракт, площадью 1800 кв. м, кадастровый номер 63:01:0418001:1343, занимаемого мини-рынком, содержащегося в сообщении от 01.06.2012 г. N 12-1/1142/12.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области)
Решением суда первой инстанции от 04.12.2012 г., оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 07.02.2013 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11.06.2013 г. решение Арбитражного суда Самарской области от 04.12.2012 г. и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2013 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При этом суд кассационной инстанции указал в названном постановления, что поскольку ни Порядок предоставления земельных участков, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74, ни Закон Самарской области от 11.03.2005 г. N 94-ГД "О земле", ни Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривают в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка нецелесообразность, а также противоречие принципу устойчивости развития территории; участок поставлен на государственный кадастровый учет; на нем расположены временные объекты, не являющиеся объектами капитального строительства; имеется постановление главы администрации г. Самары от 02.03.1993 г. N 360 о предоставлении земельного участка для размещения временных объектов, принятое до 01.07.2006 г., суды пришли к выводу, что отказ Министерства в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка, содержащийся в сообщении от 01.06.2012 г. N 12-1/1142/12, не соответствует вышеперечисленным нормативным актам.
Однако суды отказали в удовлетворении заявленных требований со ссылкой на сообщение Департамента от 15.08.2012 г. о том, что часть земельного участка расположена в границах красных линий и относится к территории общего пользования.
Между тем доказательств того, что спорный земельный участок находится в границах красных линий согласно градостроительной документации, оформленной в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, в материалах дела не имеется.
Арбитражные суды при установлении факта наличия красных линий на спорном земельном участке должны были руководствоваться положениями вышеуказанных норм с учетом существующей застройки, генеральным планом, совмещенным с проектами детальной планировки по состоянию на период обращения заявителя о предоставлении в собственность земельного участка, а не сообщением Департамента от 15.08.2012 г. о наличии красных линий.
При новом рассмотрении суду необходимо будет устранить допущенные нарушения на основании оценки всех имеющихся в материалах дела и дополнительно представленных сторонами доказательств, в том числе градостроительной документации г. Самара на момент обращения заявителя о предоставлении земельного участка, генерального плана, совмещенного с проектом детальной планировки.
При новом рассмотрении суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России) и Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара.
Решением суда первой инстанции от 28.10.2013 г. заявленные требования удовлетворены.
Признан незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении ООО "НИКО" в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, Пугачевский тракт, площадью 1800 кв. м, кадастровый номер 63:01:0418001:1343, занимаемого мини-рынком, содержащийся в сообщении от 01.06.2012 г. N 12-1/1142/12. Суд обязал Министерство имущественных отношений Самарской области по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "НИКО" путем принятия решения о предоставлении ему в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, Пугачевский тракт, площадью 1800 кв. м, кадастровый номер 63:01:0418001:1343, и направления проекта договора купли-продажи.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельством дела.
Заявитель апелляционной жалобы не согласен с выводом суда о том, что действия и документы ООО "НИКО" отвечают всем условиям, перечисленным в Порядке предоставления земельных участком, в редакции постановления Правительства Самарской области от 06.10.2010 г. N 484, а также ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указывает, что постановление главы администрации г. Самары от 02.03.1993 г. N 360 имеет правоприменительное действие в отношении ИЧП "Восток-1" и является ненормативным правовым актом индивидуального применения. В материалах дела отсутствует информация, а заявителем не доказан факт продления договора аренды и факт обращения ООО "Кэт", ООО "НИКО" в уполномоченные органы с заявлением о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка. Данное обстоятельство судом не исследовалось.
По мнению ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России, не может быть принята во внимание ссылка ООО "НИКО" на нормы ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации к договорным отношениям, возникшим между Комитетом по земельным ресурсам и землепользованию и частным предприятием "Восток-1", поскольку договором аренды земельного участка от 11.03.1993 г. N 41 не допускалась передача земельного участка другому лицу.
Считает, что судом при рассмотрении дела не выяснено действительное существование земельного участка с кадастровым номером 63:01:0418001:1343 как объекта гражданских прав и данные, позволяющие определено установить его нахождение (размещение), которые имеют важное значение для рассмотрения настоящего дела. Таким образом, основания для предоставления ООО "НИКО" земельного участка с кадастровым номером 63:01:0418001:1343 в собственность или на праве аренды без проведения торгов отсутствуют.
Указывает, что изъятие спорного земельного участка на основании постановления администрации г. Самары от 02.03.1993 г. N 360 и дальнейшее его представление произведено с грубым нарушением порядка предоставления земельных участков в аренду, установленного главой 4 Земельного кодекса РСФСР 1991 года, действовавшего в тот период. В связи с чем отсутствуют законные основания размещения мини-рынка на земельном участке, расположенным около магазина "Гарнизонный" по Пугачевскому тракту г. Самары.
Заявитель жалобы считает ошибочным вывод суда о том, что право распоряжения земельными участками было предоставлено городской администрации на основании ст. 71 Закона РСФСР от 06.07.1991 г. N 1550-1 "О местном самоуправлении в РСФСР". Указывает, что право постоянного пользования КЭУ ПриВО, Кряжской КЭЧ района на указанный земельной участок не прекращалось, площади землеотвода в установленном законом порядке не изымались, за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на 26,8 кв. м.
По мнению третьего лица, заявитель действует в обход закона с заведомо недобросовестным осуществлением гражданских прав.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "НИКО", считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица - ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика не возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России.
Представители заявители возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители третьих лиц - ТУ Росимущества в Самарской области и Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей указанных третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что решением Исполнительного комитета Куйбышевского городского Совета народных депутатов Куйбышевской области от 29.09.1983 г. N 594 КЭУ ПриВО отведен фактически занимаемый земельный участок площадью около 15,5 га в кв. 26 и земельный участок площадью 5,5 га в кв. 26а, ранее занимаемый строениями в/ч в 22782 в Куйбышевском районе, для строительства жилых домов NN 131-142 (по генплану) (т. 4 л.д. 8).
На основании названного решения 13.12.1983 г. выдан государственный акт серии А-I N 233512, в соответствии с которым КЭУ ПриВО представлен на праве постоянного (бессрочного) пользования фактически занимаемый земельный участок общей площадью 22 га (т. 3 л.д. 56-60).
02.03.1993 г. главой администрации г. Самары издано постановление N 360, в соответствии с которым у КЭУ ПУР ВО изъят земельный участок площадью 1800 кв. м по Пугачевскому тракту около магазина "Гарнизонный" в Куйбышевском районе (решение горисполкома от 29.09.1983 г. N 594) (пункт 1).
В соответствии с п. 2 названного постановления индивидуальному частному предприятию "Восток-1" предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок площадью 1800 кв. м, фактически занимаемый мини-рынком, расположенный по Пугачевскому тракту в Куйбышевском районе, согласно прилагаемой схеме (т. 1 л.д. 43).
На основании постановления от 02.03.1993 г. N 360 между Комитетом по земельным ресурсам и землепользованию г. Самары и ИЧП "Восток-1" заключен договор аренды от 11.03.1993 г. N 41 земельного участка площадью 0,18 га в Куйбышевском районе по Пугачевскому тракту под мини-рынок сроком с 20.03.1993 г. по 20.03.1996 г. (т. 1 л.д. 44-46).
Сведения о земельном участке площадью 1800 кв. м, почтовый адрес ориентира: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Пугачевский тракт, с разрешенным использованием: фактически занимаемый мини-рынком, внесены в государственный кадастр недвижимости как о ранее учтенном, с присвоением со 02.03.1993 г. кадастрового номера 63:01:0418001:1343. Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 27.10.2011 г. N 63-0-102/11-274652 площадь ориентировочная, сведения об участке подлежат уточнению при межевании (т. 1 л.д. 53).
По договору купли-продажи от 18.04.1997 г. ИЧП "Восток-1" продало мини-рынок, расположенный на вышеназванном земельном участке, ООО "Кэт", которое, в свою очередь, продало его ООО "НИКО" по договору купли-продажи от 01.12.2011 г. (т. 1 л.д. 47-48, 51-52).
Согласно заключению ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" от 20.07.2011 г., выданному ООО "Кэт", мини-рынок состоит из временных торговых рядов: лит. 1 общей площадью 19,3 кв. м, лит. 2 общей площадью 12,7 кв. м, лит. 3 общей площадью 9,1 кв. м, лит. 6 общей площадью 9,4 кв. м, расположенных по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, Пугачевский тракт, б/н. По состоянию на 18.07.2011 г. выявлено, что по своим техническим характеристикам вышеуказанные объекты не являются объектами капитального строительства. При визуальном обследовании данных объектов установлено отсутствие фундамента (т. 1 л.д. 49-50).
24.04.2012 г. ООО "НИКО" обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, Пугачевский тракт, площадью 1800 кв. м, кадастровый номер 63:01:0418001:1343, занимаемого мини-рынком (т. 1 л.д. 57).
Министерство сообщением от 01.06.2012 г. N 12-1/1142/12 отказало заявителю в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка со ссылкой на п. 8 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 250 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 34, 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (т. 1 л.д. 58-59).
Отказ мотивирован отсутствием у Министерства волеизъявления на продажу земельного участка в связи с нецелесообразностью, поскольку бюджет Самарской области будет лишен источника формирования в виде арендных платежей; нарушением принципа устойчивости развития территории при предоставление земельного участка под размещение временных объектов.
Считая отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, ООО "НИКО" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, частям 2 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пунктов 1, 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
В соответствии с п. 2.1 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В п. 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в п. 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены. Тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
Согласно п. 2.3 Порядка Министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В случае, если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также в случае, если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.
Пунктом 2.7 настоящего Порядка предусмотрена обязанность Министерства обеспечения публикации информации о предоставлении земельного участка на определенном праве в газете "Волжская коммуна" и размещения указанной информации на официальном сайте Правительства Самарской области.
Пунктами 2.9 - 2.13 Порядка определен порядок проведения торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка.
Пунктом 3.1 Порядка определены случаи, когда положения пунктов 2.7, 2.9 - 2.13 настоящего Порядка не применяются.
С заявлением о выкупе земельного участка под временными объектами общество обратилось 24.04.2012 г.
На момент обращения заявителя в Министерство действовала редакция абзаца седьмого п. 3.1 Порядка, в редакции постановления Правительства Самарской области от 06.10.2010 г. N 484, согласно которой положения пунктов 2.7, 2.9 - 2.13 настоящего Порядка не применяются в случае, если на испрашиваемом заявителем земельном участке располагаются строения, сооружения, не подлежащие постановке на технический учет в качестве объектов капитального строительства (далее - временные объекты), имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка для размещения временного объекта, принятый до 01.07.2006 г., или акт принятия в эксплуатацию временного объекта, выданный уполномоченным органом местного самоуправления после предоставления в установленном законодательством порядке земельного участка, на котором расположен временный объект.
Правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Материалами дела подтверждается, что заявитель отвечает всем вышеперечисленным условиям: на испрашиваемом земельном участке расположены временные объекты, не являющиеся объектами капитального строительства; имеется постановление главы администрации г. Самары от 02.03.1993 г. N 360 о предоставлении земельного участка в аренду для размещения временных объектов, принятое до 01.07.2006 г.; с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный объект возникли на основании сделок, что подтверждается заключением ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" от 20.07.2011 г., постановлением главы администрации г. Самары от 02.03.1993 г. N 360 о предоставлении земельного участка в аренду, договорами купли-продажи мини-рынка от 18.04.1997 г. и от 01.12.2011 г.
Следовательно, ООО "НИКА" обладает преимущественным правом на выкуп земельного участка по правилам, установленным Порядком.
Довод заявителя жалобы о том, что заявителем не доказаны факт продления договора аренды от 11.03.1993 г. N 41 и факт обращения ООО "НИКА" в уполномоченные органы с заявлением о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, подлежит отклонению, поскольку абзац седьмой п. 3.1 Порядка не содержит такого условия как наличие действующего на момент обращения с заявлением договора аренды земельного участка, в то время как необходимым условием является именно наличие акта уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка для размещения временного объекта, принятого до 01.07.2006 г.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что приложением N 2 к Порядку предусмотрен Перечень документов, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Перечень).
В соответствии с абзацем 4 п. 4 Перечня в случае если на земельном участке располагаются временные объекты, заявители представляют акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка, принятый до 01.07.2006 г., или акт принятия в эксплуатацию временного объекта, выданный уполномоченным органом местного самоуправления после предоставления в установленном законодательством порядке земельного участка, на котором расположен временный объект, а также заверенные в установленном порядке копии договоров (иных документов), на основании которых к заявителю перешло право собственности на временные объекты, расположенные на испрашиваемом земельном участке. При этом к заявлению должно быть приложено заключение органа, осуществляющего технический учет объектов капитального строительства, о том, что данный объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, не подлежит постановке на технический учет в качестве объекта капитального строительства.
Указанной нормой также не предусмотрено предоставление действующего договора аренды земельного участка.
При этом судом апелляционной инстанции установлено, что все необходимые документы, предусмотренные абзацем 4 п. 4 Перечня, были предоставлены обществом в Министерство при обращении с заявлением о выкупе земельного участка под временными объектами от 24.04.2012 г. Доказательства обратного в материалы дела не представлены.
Довод заявителя жалобы о том, что изъятие спорного земельного участка на основании постановления администрации г. Самары от 02.03.1993 г. N 360 и дальнейшее его представление произведено с грубым нарушением действующего порядка предоставления земельных участков в аренду, также подлежит отклонению.
Как правильно указал суд первой инстанции, данное постановление главы администрации от 02.03.1993 г. N 360 не отменено и не признано недействительным в судебном порядке. Право распоряжения земельными участками было предоставлено городской администрации п. 1 ст. 71 Закона РФ от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации", в соответствии с которым городская администрация предоставляет в установленном порядке на основании генерального плана города и проектов планировки и застройки в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передает в собственность и сдает в аренду, изымает земельные участки в пределах городской черты, а также из других земель, переданных в ведение города, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Ссылка заявителя жалобы о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок является несостоятельной в силу следующего.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в соответствии со свидетельством о праве постоянного пользования землей от 16.12.1992 г. N 61153 Кряжской КЭЧ района на основании постановления администрации г. Самары от 26.06.1992 г. N 441 предоставлен на праве постоянного пользования земельный участок площадью 26,8 га, расположенный по адресу: г. Самара, Долотный пер., 26, для размещения в/г N 111 ДУ-2 п. Кряж (т. 3 л.д. 43).
Сведения о данном земельном участке площадью 26800 руб., почтовый адрес ориентира: г. Самара, Куйбышевский район, п. Кряж - ДУ-2, были внесены в государственный кадастр недвижимости с указанием разрешенного использования: для размещения военного городка N 111, с присвоением с 30.01.2004 г. кадастрового номера 63: 01:0416001:0001, как о ранее учтенном, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке с кадастровым номером 63: 01:0416001:1 от 07.07.2009 г. N 63-00-102/09-273035 (т. 3 л.д. 41).
12.10.2005 г. на основании ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации зарегистрировано право собственности Российской Федерации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок на земельный участок площадью 268000,00 кв. м, кадастровый номер 63: 01:0416001:0001, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.10.2005 г. серии 63-АБ N 753254 (т. 3 л.д. 42).
В то время как спорный земельный участок с кадастровым номером 63:01:0418001:1343 был изъят постановлением главы г. Самары от 02.03.1993 г. N 360 из иного земельного участка общей площадью 22 га, закрепленного на праве постоянного (бессрочного) пользования за КЭУ ПриВО решением Исполнительного комитета Куйбышевского городского Совета народных депутатов Куйбышевской области от 29.09.1983 г. N 594. Испрашиваемый земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет и согласно кадастровой выписке от 27.10.2011 г. N 63-0-102/11-274652 отнесен к землям населенных пунктов.
Предметом настоящего спора является проверка законности отказа Министерства в предоставлении в собственность за выкуп испрашиваемого земельного участка, содержащегося в сообщении от 01.06.2012 г. N 12-1/1142/12, по указанным в принятом решении основаниям.
Как указано выше и соответствует содержанию сообщения Министерства от 01.06.2012 г. N 12-1/1142/12, основаниями для принятия послужили следующие обстоятельства: отсутствие у Министерства волеизъявления на продажу земельного участка в связи с целесообразностью, поскольку бюджет Самарской области будет лишен источника формирования в виде арендных платежей; нарушение принципа устойчивости развития территории при предоставление земельного участка под размещение временных объектов.
Между тем предоставление земель, находящихся в государственной собственности гражданам и юридическим лицам для целей ведения хозяйственной деятельности является публичным полномочием, реализация которого не может ставиться в зависимость от желания или нежелания органа, его осуществляющего.
При этом ни вышеназванный Порядок, ни Закон Самарской области от 11.03.2005 г. N 94-ГД "О земле", ни Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривают в качестве оснований для отказа в предоставлении земельного участка нецелесообразность продажи земельного участка в собственность в связи с потерей стабильного источника дохода в виде арендной платы, а также нарушение принципа устойчивости развития территории при предоставление земельного участка под размещение временных объектов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ Министерства в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка, содержащийся в сообщении 01.06.2012 N 12-1/1142/12 не соответствует вышеперечисленным нормативным актам.
В соответствии с п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
- изъятия земельных участков из оборота;
- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Указывая на то, что испрашиваемый земельный участок не может быть приватизирован в силу прямого запрета на его приватизацию п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Министерство ссылается исключительно на сообщение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 15.08.2012 г. N Д05-01-01/8183-0-1, согласно которому часть спорного земельного участка расположена в границах красных линий и относится к территории общего пользования.
Данный довод Министерства обоснованно не принят о внимание судом первой инстанции в силу следующего.
Пунктом 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.
В целях устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, осуществляется подготовка документов по планировке территории в соответствии со статьями 41, 42, 43, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Документация подлежит утверждению и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
В соответствии с частями 4, 5 ст. 23, п. п. "а" п. 1 ч. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии являются обязательным элементом проекта планировки территории города, которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа.
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красными линиями являются линии, обозначающие существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), границы земельных участков, на которых расположены автомобильные дороги.
Основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации определяются Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя России от 06.04.1998 г. N 18-30 (далее - Инструкция N 18-30).
В соответствии с п. 3.8 Инструкции N 18-30 красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей; в проектах землеустройства; в проектах межевания территорий; при установлении границ землепользований; при установлении границ территориальных зон в поселениях; в земельном и градостроительном кадастрах; на планах земельных участков, прилагаемых к свидетельству на право пользования, владения.
Между тем чертеж Градостроительного плана, созданный на основании картографического материала с указанием схемы расположения земельного участка в окружении смежно расположенных земельных участков (ситуационный план); с указанием границ земельного участка и координат поворотных точек, красных линий, в материалы дела не представлен.
Таким образом, доказательства того, что спорный земельный участок находится в границах красных линий согласно градостроительной документации, оформленной в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, Министерством не представлены.
Кроме того, названное сообщение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара не является безусловным доказательством, содержащим сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:01:0418001:1343, поскольку в п. 3 "дополнительные сведения об объекте, кадастровый номер" не содержит сведений о кадастровом номере земельного участка, имеется прочерк.
Сведения, содержащиеся в п. 4 сообщения "каталог координат поворотных точек" (имеется указание на конкретные координаты поворотных точек участка, которые могут быть определены только по результатам межевания), противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам, а именно выписке из кадастрового плана земельного участка с кадастровым номером 63:01:0418001:1343, согласно строки 16 которой "особые отметки" площадь земельного участка ориентировочная, сведения об участке подлежат уточнению при межевании.
Данная отметка является свидетельством того, что межевание земельного участка с кадастровым номером 63:01:0418001:1343 не проведено, проведение межевания земельного участка для установления точных границ этого участка допускается после государственной регистрации прав на земельный участок.
Оценив представленный в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Министерством не представлено доказательств изъятия испрашиваемого земельного участка из оборота, запрета на приватизацию, установленного федеральным законом, и резервирования его для государственных или муниципальных нужд, которые могли бы служить основаниями в соответствии с п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в его выкупе.
Ссылка Министерства в судебном заседании суда апелляционной инстанции о несоразмерности площади испрашиваемого земельного участка общей площади расположенных на нем временных объектов подлежит отклонению, поскольку указанное обстоятельство не было указано в оспариваемом сообщении от 01.06.2012 г. N 12-1/1142/12 в качестве основания отказа заявителю в предоставлении в собственность спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно, в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, принято обжалуемое решение об удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России в апелляционной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, однако подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28.10.2013 г. по делу N А55-23801/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК
Судьи
П.В.БАЖАН
Е.М.РОГАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)