Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 12.09.2014 ПО ДЕЛУ N А32-12213/2013

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2014 г. по делу N А32-12213/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330) - Лебедевой А.И. (доверенность от 13.08.2014), в отсутствие представителей лица, осуществляющего публичные полномочия, - администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Лимон", открытого акционерного общества "Агрофирма "Кудепста", открытого акционерного общества "Санаторий "Аврора", общества с ограниченной ответственностью "Пансионат "Якорная щель", закрытого акционерного общества "Сады Кубани", муниципального унитарного предприятия "Пансионат "Вардане", Богуславской Г.А., надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2014 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.) по делу N А32-12213/2013, установил следующее.
Администрация города Сочи (далее - администрация, муниципальное образование) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее соответственно - управление, агентство) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования земельных участков площадью 471 кв. м с кадастровым номером 23:49:0203004:0011, расположенного по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Политехническая, 32, площадью 18 607 кв. м с кадастровым номером 23:49:0306004:2818, расположенного по адресу: г. Сочи, Хостинский район, село Раздольное, участок 2-33, площадью 80 436 кв. м с кадастровым номером 23:49:0121002:5, расположенного по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, пос. Вардане, ул. Львовская, 2, площадью 19 283 кв. м с кадастровым номером 23:49:0304026:130, расположенного по адресу: г. Сочи, Хостинский район, участок 33, площадью 74 550 кв. м с кадастровым номером 23:49:0119002:12, расположенного по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, пос. Якорная Щель, ул. Главная, 54, площадью 12 900 кв. м с кадастровым номером 23:49:0124004:0027, расположенного по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, ул. Грунтовая, 9/1, площадью 56 420 кв. м с кадастровым номером 23:49:0105003:0001, расположенного по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, пос. Аше, ул. Авроры, площадью 21 972 кв. м с кадастровым номером 23:49:0122004:150, расположенного по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, площадью 155 282 кв. м с кадастровым номером 23:49:0132002:265, расположенного по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, (далее соответственно - земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0203004:0011, 23:49:0306004:2818, 23:49:0121002:5, 23:49:0304026:130, 23:49:0119002:12, 23:49:0124004:0027, 23:49:0105003:0001, 23:49:0122004:150, 23:49:0132002:265) и о возложении на управление обязанности по принятию соответствующего решения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Лимон", открытое акционерное общество "Агрофирма "Кудепста", открытое акционерное общество "Санаторий "Аврора", общество с ограниченной ответственностью "Пансионат "Якорная щель", закрытое акционерное общество "Сады Кубани", муниципальное унитарное предприятие "Пансионат "Вардане", Богуславская Г.А.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.01.2014 требования управления, касающиеся земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0119002:12, 23:49:0124004:0027, выделены в отдельное производство по делу N А32-2333/2014, в части требований, касающихся земельного участка с кадастровым номером 23:49:0105003:0001, производство по делу прекращено в связи с их рассмотрением в рамках дела N А32-27834/2012, в удовлетворении остальной части требований отказано в связи с фактической передачей в собственность муниципального образования земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203004:0011, осуществлением государственной регистрации права федеральной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0306004:2818, 23:49:0122004:150, 23:49:0132002:265 после вступления в законную силу Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 244-ФЗ), установлением в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0304026:130 сервитута в целях строительства олимпийского объекта и отсутствием доказательств обращения в управление или агентство с предложением о передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования земельного участка с кадастровым номером 23:49:0121002:5.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2014 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.01.2014 изменено, признано незаконным бездействие управления, выразившееся в непринятии решения о передаче из федеральной в собственность муниципального образования земельного участка с кадастровым номером 23:49:0121002:5, на управление возложена обязанность по принятию соответствующего решения, в остальной части судебный акт суда первой инстанции оставлен без изменения. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о доказанности факта обращения администрации в уполномоченный орган с предложением о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0121002:5 в муниципальную собственность и отсутствии препятствий для удовлетворения такого предложения, в том числе в виде находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества, расположенных на названном участке.
Управление и администрация обжаловали судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). В кассационной жалобе управления указано на предполагаемое нахождение на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0121002:5 объектов недвижимости, собственники которых не установлены, и целесообразность принятия соответствующего решения после установления названных обстоятельств. Администрация в кассационной жалобе настаивает на отсутствии правовых и фактических препятствий для передачи в муниципальную собственность всех перечисленных в ее заявлении земельных участков.
Изучив материалы дела и доводы кассационных жалоб, заслушав представителя участвующего в деле лица, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела видно и судами установлено, что право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0306004:2818, 23:49:0122004:150, 23:49:0132002:265 зарегистрировано после вступления в законную силу Закона N 244-ФЗ (31.03.2009 и 27.08.2009).
Администрация обратилась в управление с предложением о передаче из собственности Российской Федерации в собственность муниципального образования земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0203004:0011, 23:49:0306004:2818, 23:49:0121002:5, 23:49:0304026:130, 23:49:0119002:12, 23:49:0124004:0027, 23:49:0105003:0001, 23:49:0122004:150, 23:49:0132002:265.
Распоряжением от 27.06.2013 N 257-р из федеральной собственности в собственность муниципального образования безвозмездно передан земельный участок с кадастровым номером 23:49:0203004:0011. Выпиской из реестра от 15.11.2013 подтверждена государственная регистрация права муниципальной собственности на названный участок 28.09.2013.
Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.11.2010 N 1205-р "Об установлении сервитутов в целях строительства олимпийского объекта краевого значения" в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0304026:130 установлен сервитут для строительства сетей канализации в Хостинском районе с заменой существующих сетей и канализационно-насосной станции, являющихся олимпийским объектом краевого значения.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А32-27834/2012 администрации отказано в удовлетворении аналогичных требований в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0105003:0001.
Непринятие управлением решения о передаче земельных участков в муниципальную собственность послужило основанием обращения органа местного самоуправления в арбитражный суд.
Законность постановления арбитражного суда апелляционной инстанции проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Кодекса и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
В силу части 1 статьи 1 Закона N 244-ФЗ из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) до дня вступления в силу данного Закона, по основаниям, предусмотренным частями 2 - 4 рассматриваемой статьи.
Из федеральной собственности в собственность муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 3 данной статьи, передаются иные земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые зарегистрировано в реестре до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность поселений по основаниям, предусмотренным частями 2 и 3 названной статьи, и земельных участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в реестре до дня вступления в силу настоящего Федерального закона ввиду расположения на них зданий, строений, сооружений, находящихся в федеральной собственности, их предоставления федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, их нахождения на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций, их отнесения к федеральной собственности федеральными законами.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, в силу части 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность земельных участков, указанных в частях 1 - 4 данной статьи, в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Установленный Законом N 244-ФЗ порядок распространяется на земельные участки, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в реестре до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Порядок передачи в муниципальную собственность земельных участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано после вступления в силу настоящего Федерального закона, не установлен. В этой связи, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для передачи в муниципальную собственность земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0306004:2818, 23:49:0122004:150, 23:49:0132002:265.
К земельным отношениям, связанным с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта применяются специальные нормы Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 310-ФЗ), в силу части 3 статьи 17 которого земельные участки, предназначенные и образованные, в том числе путем объединения или перераспределения, для размещения олимпийских объектов, относятся к собственности Российской Федерации, собственности Краснодарского края или собственности муниципального образования город-курорт Сочи в зависимости от значения (федерального, краевого, муниципального) возведенных олимпийских объектов. Таким образом, установленный нормами Закона N 244-ФЗ порядок передачи земельных участков в муниципальную собственность не применим в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0304026:130.
В условиях наличия вступивших в законную силу судебных актов по делу N А32-27834/2012, которыми администрации отказано в удовлетворении аналогичных требований в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0105003:0001, суд первой инстанции, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 150 Кодекса, правомерно прекратил производство по делу в соответствующей части.
Обстоятельства, препятствующие передаче в муниципальную собственность земельного участка с кадастровым номером 23:49:0121002:5 отсутствуют. Довод управления о возможности принятия решения о передаче в муниципальную собственность земельного участка с кадастровым номером 23:49:0121002:5 только после установления собственников расположенных на нем объектов недвижимого имущества, противоречит положениям Закона N 244-ФЗ, исходя из положений которого обстоятельства, связанные с установлением собственников недвижимого имущества, находящегося на том или ином земельном участке, не влияют на возможность его передачи в собственность городского округа при условии, что таким собственником не являются Российская Федерация, ее субъект или поселение. Такие доказательства в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение указанной нормы управлением не представлено доказательств соответствия оспариваемого бездействия по передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0121002:5 в муниципальную собственность города Сочи действующему законодательству.
Соответствие выводов арбитражного суда апелляционной инстанции о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2014 по делу N А32-12213/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.А.АНЦИФЕРОВ
Судьи
В.Е.ЕПИФАНОВ
И.В.СИДОРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)