Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей; Земельный налог
Обстоятельства: Заявитель ссылался на то, что при определении кадастровой стоимости земельных участков, внесенной в государственный кадастр недвижимости, были использованы недостоверные сведения о земельных участках, а именно о виде разрешенного использования.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Найденовой Л.А.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-241/15 по заявлению Закрытого акционерного общества "ПРАГМА ГРУПП" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
Закрытое акционерное общество "ПРАГМА ГРУПП" обратилось в Московский областной суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенных по адресу: <данные изъяты>. Земельные участки относятся к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства.
В обоснование требований заявитель ссылался на то, что при определении кадастровой стоимости указанных земельных участков, внесенной в государственный кадастр недвижимости, были использованы недостоверные сведения о земельных участках, а именно: о виде разрешенного использования.
Кадастровая стоимость указанных земельных участков, как утверждает заявитель, рассчитана исходя из вида разрешенного использования "для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки", тогда как - с учетом разъяснений Администрации сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района от 27 ноября 2012 года N 1119/2.12 - в 2012 году филиалом кадастровой палаты по Московской области в реестр объектов недвижимости были внесены сведения о кадастровой стоимости земельных участков, рассчитанной с учетом значения удельного показателя кадастровой стоимости земель для 2 группы видов функционального использования земель (земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки) для кадастрового квартала <данные изъяты> Одинцовского района.
В результате использования недостоверных сведений о земельных участках - указывает заявитель - значительно увеличилась их кадастровая стоимость, что нарушает его, заявителя, права как плательщика земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости земельных участков.
Досудебный порядок рассмотрения спора заявителем соблюден.
Заявитель, уточнив в ходе судебного разбирательства свои требования, просил суд признать недостоверными результаты определения кадастровой стоимости указанных земельных участков, утвержденные Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 566-РМ по состоянию на 01 января 2013 года.
Просил обязать Министерство имущественных отношений Московской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области определить кадастровую стоимость земельных участков исходя из вида разрешенного использования "для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки".
В судебном заседании представитель заявителя П. полностью поддержал заявленные требования.
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области Л. и представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" Т. возражали против удовлетворения требований, ссылались на то, что у принадлежащих заявителю земельных участков установлен вид разрешенного использования: "для жилищного строительства", который допускает его использование как под малоэтажную и индивидуальную застройку, так и под среднеэтажную и многоэтажную застройку. Представители заинтересованных лиц ссылались на то, что в силу положений п. 2.7.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 15 февраля 2007 года, оценщик при определении кадастровой стоимости земельных участков правомерно исходил из вида разрешенного использования "для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной застройки", для которого значение кадастровой стоимости является наибольшим.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не обеспечили явку в суд своих представителей.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд полагает удовлетворить заявленные требования.
При этом суд исходит из следующего.
Согласно положениям п. 1, п. 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу статей 388, 391 Налогового кодекса Российской Федерации организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога установление кадастровой стоимости земельного участка на основании недостоверных сведений о нем, влекущее необоснованное увеличение такой стоимости, очевидно нарушает права собственника земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно которым государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4).
Судом установлено, что заявителю на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> общей площадью 5000 кв. м, <данные изъяты> общей площадью 3 500 кв. м.
Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 11, 12).
В свидетельствах о регистрации права указана категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для жилищного строительства.
Как следует из материалов дела Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 года N 566-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области" была определена по состоянию на 01 января 2013 года, в том числе кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>. Из данного распоряжения и кадастровых выписок усматривается, что кадастровая стоимость земельных участков рассчитана исходя из вида разрешенного использования - "для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной застройки" и установлена в размере 98967 050 рублей для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и в размере 69276 935 рублей для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> (л.д. 17, 24, 42).
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Виды разрешенного использования определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
На период определения кадастровой стоимости спорных земельных участков классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден не был.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 позволяли определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе видов разрешенного использования "для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной застройки" (п. 1.2.1) и "для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки" (п. 1.2.2). вид разрешенного использования земельного участка "для жилой застройки" данными Методическими указаниями не предусмотрен.
Таким образом, вид разрешенного использования, установленный для земельных участков заявителя - "для жилищного строительства", является неопределенным, не позволяющим однозначно отнести данные участки к участкам, предназначенным для малоэтажной и индивидуальной жилой застройки либо для среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки.
В соответствии с п. 14 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО N 4)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года N 508 при определении кадастровой стоимости оценщик использует данные, включенные в фонд данных государственной кадастровой оценки, а также государственный кадастр недвижимости, фонд данных землеустроительной документации, фонды данных и базы данных, имеющиеся в распоряжении организаций, учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образований. Допускается использование информации из иных источников, содержащих сведения доказательственного значения.
Судом установлено, что администрация сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района в своих разъяснениях от 27 ноября 2012 года N 1119/2.12, адресованных в орган кадастрового учета Московской области, уточнила вид разрешенного использования земельных участков заявителя, указав, что кадастровую стоимость данных земельных участков необходимо рассчитывать с учетом значения удельного показателя кадастровой стоимости земель для 2 группы видов функционального использования земель (земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки). С учетом данных разъяснений 11 декабря 2012 года филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области в государственный кадастр недвижимости были внесены соответствующие изменения о кадастровой стоимости земельных участков заявителя.
Указанные обстоятельства подтверждаются письмом заместителя директора филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области N 01-39/3747, разъяснениями Администрации сельское поселение Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области, кадастровыми справками, содержащими сведения о кадастровой стоимости земельных участков заявителя на 01 января 2013 года, рассчитанной исходя из вида разрешенного использования - "для размещения домов малоэтажной (индивидуальной) жилой застройки" (л.д. 25, 26).
Таким образом, судом установлено, что по состоянию на дату кадастровой оценки (01 января 2013 года) в государственном кадастре недвижимости и муниципальном образовании Барвихинское имелись сведения, позволяющие правильно определить вид разрешенного использования земельных участков заявителя как "предназначенный для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки". Однако, в нарушение вышеуказанных требований ФСО N 4, данные сведения не были учтены оценщиком, что повлекло неправильное определение кадастровой стоимости земельных участков заявителя.
Указанный вид разрешенного использования земельных участков заявителя впоследствии был подтвержден также и градостроительной документацией, принятой до утверждения результатов государственной кадастровой оценки Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 года N 566-РМ.
Из сообщения МУП Архитектура и градостроительство г. Одинцово от 01 октября 2014 года N 138 следует, что участки заявителя включены в территорию, на которую разрабатывался проект планировки в целях строительства индивидуальных жилых домов. Сообщается, что участки отнесены к зоне Ж-1 (2) - зона индивидуальной жилой застройки, размещение среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки не предусматривается (л.д. 29).
Проект планировки территории жилой застройки на земельных участках ТСЖ "Барвиха", расположенном в районе дер. Барвиха, где находятся земельные участки заявителя, утвержденный постановлением Главы сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области от 08 октября 2013 года N 422, предусматривает строительство домов индивидуальной жилой застройки (л.д. 31, 32).
Кроме того, на дату государственной кадастровой оценки земельных участков заявителя нормативы градостроительного проектирования в Московской области регулировались постановлением Правительства Московской области от 16 января 2012 года N 24/54 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Московской области", в соответствии с которым (таблица N 1) в сельских населенных пунктах Московской области до 15 тысяч человек допустимая этажность жилых домов составляла 4 этажа.
В соответствии с п. 5.5 СП 42.13330.2011 (Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, актуализированная редакция СНиП 2.07.01.-89*), утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 28 декабря 2010 года N 820, малоэтажным строительством признается строительство жилых домов до 4-х этажей, включая мансардный.
Согласно справке Администрации сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области от 10 апреля 2015 года N 383 численность населения деревни Барвиха, где расположены земельные участки заявителя, составляла 410 человек.
Таким образом, в силу названных норм, действовавших на дату государственной кадастровой оценки, использовать земельные участки заявителя под среднеэтажную и многоэтажную застройку было невозможно.
В связи с этим является несостоятельной ссылка представителей заинтересованных лиц на п. 2.7.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39, согласно которым при множественности видов разрешенного использования земельного участка в составе жилой застройки его кадастровая стоимость устанавливается равной кадастровой стоимости того вида разрешенного использования, для которого указанное значение является наибольшим.
По смыслу указанной нормы при указанных обстоятельствах должны учитываться только те виды разрешенного использования, которые возможны для данного земельного участка.
Как установлено судом для земельных участков заявителя с кадастровыми номерами <данные изъяты> единственно возможным видом разрешенного использования является вид - "для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки".
Оценив представленные доказательства суд приходит к выводу о том, что при определении кадастровой стоимости земельных участков заявителя были использованы недостоверные сведения о них, а именно - допущено искажение данных об указанных объектах оценки, выразившееся в неправильном определении оценщиком вида разрешенного использования земельных участков. Указанное обстоятельство повлекло недостоверность сведений о кадастровой стоимости земельных участков (в том числе вновь образованных), внесенных в государственный кадастр недвижимости, в связи с чем требования заявителя о признании этих сведений недостоверными являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При этом суд также учитывает, что заинтересованными лицами по делу, возражавшими против удовлетворения требований заявителя, достоверность сведений о земельных участках заявителя, использованных при государственной кадастровой оценке, - не доказана.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае принятия решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, заказчик работ обеспечивает определение кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Такой порядок установлен Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 18 марта 2011 года N 114. В данном случае заказчик обеспечивает определение кадастровой стоимости объекта недвижимости с использованием достоверных сведений о данном объекте по состоянию на дату проведения оценки (п. 3, 4).
В силу распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 08 февраля 2013 года N 34-РМ "О проведении государственной кадастровой оценки земель в Московской области в 2013 году" заказчиком работ по государственной кадастровой оценке земель, проводимой в 2013 году на территории Московской области, являлось Министерство экологии и природопользования Московской области.
Постановление Правительства Московской области от 13 декабря 2013 года N 1045/54 полномочия Министерства экологии и природопользования по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки и осуществление полномочий заказчика работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости переданы Министерству имущественных отношений Московской области.
При таких обстоятельствах требования заявителя о возложении обязанности определения кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков на основании достоверных сведений о виде их разрешенного использования на Министерство имущественных отношений Московской области является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление Закрытого акционерного общества "ПРАГМА ГРУПП" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков - удовлетворить.
Признать недостоверными сведения в государственном кадастре недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 5 000 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты> в размере 98967 050 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2013 года исходя из вида разрешенного использования - "для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки".
Возложить обязанность на Министерство имущественных отношений Московской области обеспечить определение по состоянию на 01 января 2013 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 5 000 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты> исходя из вида разрешенного использования - "для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки".
Признать недостоверными архивные сведения в государственном кадастре недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 3500 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты> в размере 69276 935 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2013 года исходя из вида разрешенного использования - "для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки".
Возложить обязанность на Министерство имущественных отношений <данные изъяты> обеспечить определение по состоянию на 01 января 2013 года кадастровой стоимости архивного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 3500 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты> исходя из вида разрешенного использования - "для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки".
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Московский областной суд.
Судья
Л.А.НАЙДЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.06.2015 ПО ДЕЛУ N 3-241/15, М-12/2015
Требование: Об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей; Земельный налог
Обстоятельства: Заявитель ссылался на то, что при определении кадастровой стоимости земельных участков, внесенной в государственный кадастр недвижимости, были использованы недостоверные сведения о земельных участках, а именно о виде разрешенного использования.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 июня 2015 г. по делу N 3-241/15
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Найденовой Л.А.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-241/15 по заявлению Закрытого акционерного общества "ПРАГМА ГРУПП" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
Закрытое акционерное общество "ПРАГМА ГРУПП" обратилось в Московский областной суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенных по адресу: <данные изъяты>. Земельные участки относятся к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства.
В обоснование требований заявитель ссылался на то, что при определении кадастровой стоимости указанных земельных участков, внесенной в государственный кадастр недвижимости, были использованы недостоверные сведения о земельных участках, а именно: о виде разрешенного использования.
Кадастровая стоимость указанных земельных участков, как утверждает заявитель, рассчитана исходя из вида разрешенного использования "для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки", тогда как - с учетом разъяснений Администрации сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района от 27 ноября 2012 года N 1119/2.12 - в 2012 году филиалом кадастровой палаты по Московской области в реестр объектов недвижимости были внесены сведения о кадастровой стоимости земельных участков, рассчитанной с учетом значения удельного показателя кадастровой стоимости земель для 2 группы видов функционального использования земель (земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки) для кадастрового квартала <данные изъяты> Одинцовского района.
В результате использования недостоверных сведений о земельных участках - указывает заявитель - значительно увеличилась их кадастровая стоимость, что нарушает его, заявителя, права как плательщика земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости земельных участков.
Досудебный порядок рассмотрения спора заявителем соблюден.
Заявитель, уточнив в ходе судебного разбирательства свои требования, просил суд признать недостоверными результаты определения кадастровой стоимости указанных земельных участков, утвержденные Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 566-РМ по состоянию на 01 января 2013 года.
Просил обязать Министерство имущественных отношений Московской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области определить кадастровую стоимость земельных участков исходя из вида разрешенного использования "для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки".
В судебном заседании представитель заявителя П. полностью поддержал заявленные требования.
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области Л. и представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" Т. возражали против удовлетворения требований, ссылались на то, что у принадлежащих заявителю земельных участков установлен вид разрешенного использования: "для жилищного строительства", который допускает его использование как под малоэтажную и индивидуальную застройку, так и под среднеэтажную и многоэтажную застройку. Представители заинтересованных лиц ссылались на то, что в силу положений п. 2.7.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 15 февраля 2007 года, оценщик при определении кадастровой стоимости земельных участков правомерно исходил из вида разрешенного использования "для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной застройки", для которого значение кадастровой стоимости является наибольшим.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не обеспечили явку в суд своих представителей.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд полагает удовлетворить заявленные требования.
При этом суд исходит из следующего.
Согласно положениям п. 1, п. 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу статей 388, 391 Налогового кодекса Российской Федерации организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога установление кадастровой стоимости земельного участка на основании недостоверных сведений о нем, влекущее необоснованное увеличение такой стоимости, очевидно нарушает права собственника земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно которым государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4).
Судом установлено, что заявителю на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> общей площадью 5000 кв. м, <данные изъяты> общей площадью 3 500 кв. м.
Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 11, 12).
В свидетельствах о регистрации права указана категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для жилищного строительства.
Как следует из материалов дела Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 года N 566-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области" была определена по состоянию на 01 января 2013 года, в том числе кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>. Из данного распоряжения и кадастровых выписок усматривается, что кадастровая стоимость земельных участков рассчитана исходя из вида разрешенного использования - "для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной застройки" и установлена в размере 98967 050 рублей для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и в размере 69276 935 рублей для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> (л.д. 17, 24, 42).
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Виды разрешенного использования определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
На период определения кадастровой стоимости спорных земельных участков классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден не был.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 позволяли определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе видов разрешенного использования "для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной застройки" (п. 1.2.1) и "для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки" (п. 1.2.2). вид разрешенного использования земельного участка "для жилой застройки" данными Методическими указаниями не предусмотрен.
Таким образом, вид разрешенного использования, установленный для земельных участков заявителя - "для жилищного строительства", является неопределенным, не позволяющим однозначно отнести данные участки к участкам, предназначенным для малоэтажной и индивидуальной жилой застройки либо для среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки.
В соответствии с п. 14 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО N 4)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года N 508 при определении кадастровой стоимости оценщик использует данные, включенные в фонд данных государственной кадастровой оценки, а также государственный кадастр недвижимости, фонд данных землеустроительной документации, фонды данных и базы данных, имеющиеся в распоряжении организаций, учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образований. Допускается использование информации из иных источников, содержащих сведения доказательственного значения.
Судом установлено, что администрация сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района в своих разъяснениях от 27 ноября 2012 года N 1119/2.12, адресованных в орган кадастрового учета Московской области, уточнила вид разрешенного использования земельных участков заявителя, указав, что кадастровую стоимость данных земельных участков необходимо рассчитывать с учетом значения удельного показателя кадастровой стоимости земель для 2 группы видов функционального использования земель (земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки). С учетом данных разъяснений 11 декабря 2012 года филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области в государственный кадастр недвижимости были внесены соответствующие изменения о кадастровой стоимости земельных участков заявителя.
Указанные обстоятельства подтверждаются письмом заместителя директора филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области N 01-39/3747, разъяснениями Администрации сельское поселение Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области, кадастровыми справками, содержащими сведения о кадастровой стоимости земельных участков заявителя на 01 января 2013 года, рассчитанной исходя из вида разрешенного использования - "для размещения домов малоэтажной (индивидуальной) жилой застройки" (л.д. 25, 26).
Таким образом, судом установлено, что по состоянию на дату кадастровой оценки (01 января 2013 года) в государственном кадастре недвижимости и муниципальном образовании Барвихинское имелись сведения, позволяющие правильно определить вид разрешенного использования земельных участков заявителя как "предназначенный для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки". Однако, в нарушение вышеуказанных требований ФСО N 4, данные сведения не были учтены оценщиком, что повлекло неправильное определение кадастровой стоимости земельных участков заявителя.
Указанный вид разрешенного использования земельных участков заявителя впоследствии был подтвержден также и градостроительной документацией, принятой до утверждения результатов государственной кадастровой оценки Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 года N 566-РМ.
Из сообщения МУП Архитектура и градостроительство г. Одинцово от 01 октября 2014 года N 138 следует, что участки заявителя включены в территорию, на которую разрабатывался проект планировки в целях строительства индивидуальных жилых домов. Сообщается, что участки отнесены к зоне Ж-1 (2) - зона индивидуальной жилой застройки, размещение среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки не предусматривается (л.д. 29).
Проект планировки территории жилой застройки на земельных участках ТСЖ "Барвиха", расположенном в районе дер. Барвиха, где находятся земельные участки заявителя, утвержденный постановлением Главы сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области от 08 октября 2013 года N 422, предусматривает строительство домов индивидуальной жилой застройки (л.д. 31, 32).
Кроме того, на дату государственной кадастровой оценки земельных участков заявителя нормативы градостроительного проектирования в Московской области регулировались постановлением Правительства Московской области от 16 января 2012 года N 24/54 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Московской области", в соответствии с которым (таблица N 1) в сельских населенных пунктах Московской области до 15 тысяч человек допустимая этажность жилых домов составляла 4 этажа.
В соответствии с п. 5.5 СП 42.13330.2011 (Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, актуализированная редакция СНиП 2.07.01.-89*), утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 28 декабря 2010 года N 820, малоэтажным строительством признается строительство жилых домов до 4-х этажей, включая мансардный.
Согласно справке Администрации сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области от 10 апреля 2015 года N 383 численность населения деревни Барвиха, где расположены земельные участки заявителя, составляла 410 человек.
Таким образом, в силу названных норм, действовавших на дату государственной кадастровой оценки, использовать земельные участки заявителя под среднеэтажную и многоэтажную застройку было невозможно.
В связи с этим является несостоятельной ссылка представителей заинтересованных лиц на п. 2.7.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39, согласно которым при множественности видов разрешенного использования земельного участка в составе жилой застройки его кадастровая стоимость устанавливается равной кадастровой стоимости того вида разрешенного использования, для которого указанное значение является наибольшим.
По смыслу указанной нормы при указанных обстоятельствах должны учитываться только те виды разрешенного использования, которые возможны для данного земельного участка.
Как установлено судом для земельных участков заявителя с кадастровыми номерами <данные изъяты> единственно возможным видом разрешенного использования является вид - "для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки".
Оценив представленные доказательства суд приходит к выводу о том, что при определении кадастровой стоимости земельных участков заявителя были использованы недостоверные сведения о них, а именно - допущено искажение данных об указанных объектах оценки, выразившееся в неправильном определении оценщиком вида разрешенного использования земельных участков. Указанное обстоятельство повлекло недостоверность сведений о кадастровой стоимости земельных участков (в том числе вновь образованных), внесенных в государственный кадастр недвижимости, в связи с чем требования заявителя о признании этих сведений недостоверными являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При этом суд также учитывает, что заинтересованными лицами по делу, возражавшими против удовлетворения требований заявителя, достоверность сведений о земельных участках заявителя, использованных при государственной кадастровой оценке, - не доказана.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае принятия решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, заказчик работ обеспечивает определение кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Такой порядок установлен Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 18 марта 2011 года N 114. В данном случае заказчик обеспечивает определение кадастровой стоимости объекта недвижимости с использованием достоверных сведений о данном объекте по состоянию на дату проведения оценки (п. 3, 4).
В силу распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 08 февраля 2013 года N 34-РМ "О проведении государственной кадастровой оценки земель в Московской области в 2013 году" заказчиком работ по государственной кадастровой оценке земель, проводимой в 2013 году на территории Московской области, являлось Министерство экологии и природопользования Московской области.
Постановление Правительства Московской области от 13 декабря 2013 года N 1045/54 полномочия Министерства экологии и природопользования по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки и осуществление полномочий заказчика работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости переданы Министерству имущественных отношений Московской области.
При таких обстоятельствах требования заявителя о возложении обязанности определения кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков на основании достоверных сведений о виде их разрешенного использования на Министерство имущественных отношений Московской области является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление Закрытого акционерного общества "ПРАГМА ГРУПП" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков - удовлетворить.
Признать недостоверными сведения в государственном кадастре недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 5 000 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты> в размере 98967 050 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2013 года исходя из вида разрешенного использования - "для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки".
Возложить обязанность на Министерство имущественных отношений Московской области обеспечить определение по состоянию на 01 января 2013 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 5 000 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты> исходя из вида разрешенного использования - "для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки".
Признать недостоверными архивные сведения в государственном кадастре недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 3500 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты> в размере 69276 935 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2013 года исходя из вида разрешенного использования - "для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки".
Возложить обязанность на Министерство имущественных отношений <данные изъяты> обеспечить определение по состоянию на 01 января 2013 года кадастровой стоимости архивного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 3500 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты> исходя из вида разрешенного использования - "для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки".
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Московский областной суд.
Судья
Л.А.НАЙДЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)