Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 19 ноября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зориной Ю.В. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,
при участии от Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери и от администрации города Твери Репиной О.Ю. по доверенностям от 16.07.2014 и от 17.09.2014 соответственно,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери и администрации города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 14 августа 2014 года по делу N А66-5877/2014 (судья Пугачев А.А.),
установил:
индивидуальный предприниматель Калмакова Ольга Евгеньевна (ОГРНИП 309695220300094, место жительства: г. Тверь, далее - ИП Калмакова О.В.) и индивидуальный предприниматель Массарская Елена Николаевна (ОГРНИП 309695220300042, место жительства: г. Тверь, далее - ИП Массарская Е.Н.) обратились в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тверской области (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, место нахождения: 170023, г. Тверь, ул. Маршала Буденного, д. 8, далее - Учреждение), в котором просят признать кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером 69:40:0400054:0022, площадью 812 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская обл., г. Тверь, Свободный пер., д. 3, равной его рыночной стоимости в размере 4 195 000 руб. 00 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери (далее - Департамент) и администрация города Твери (далее - Администрация).
Решением от 14 августа 2014 года исковые требования удовлетворены: суд установил кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером 69:40:0400054:0022, площадью 812 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская обл., г. Тверь, Свободный пер., д. 3, равной его рыночной стоимости в размере 4 195 000 руб. 00 коп. Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела оставлены на истцах.
Департамент и Администрация с решением суда не согласились, обратились с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просят его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к следующему. При вынесении решения судом не дана оценка доводу Администрации и Департамента о том, что исходя из буквального толкования норм статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности. Спорный земельный участок является собственностью муниципального образования "город Тверь". Оспариваемым судебным актом нарушено одно из основополагающих гражданских прав собственника имущества - право владения, пользования и распоряжения своим имуществом по своему усмотрению. Истцы являются арендаторами, а не собственниками вышеуказанного земельного участка. Экспертное заключение было представлено истцами непосредственно в судебное заседание, представителю третьих лиц копия экспертного заключения не была вручена. Третьи лица фактически были лишены возможности высказать свою позицию по представленному отчету, поскольку не были с ним заблаговременно ознакомлены. С 06.08.2014 гражданские дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости не подсудны арбитражным судам, следовательно, Арбитражный суд Тверской области не был наделен полномочиями по вынесению решения в рамках дела N А66-5877/2014 14.08.2014.
В судебном заседании представитель апеллянтов поддержал изложенные в жалобе доводы.
Остальные участники процесса о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, ИП Калмакова О.В. и ИП Массарская Е.Н. являются собственниками нежилых помещений в здании, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 69:40:0400054:0022 (т. 1, л. 51 - 59) и арендаторами данного земельного участка (т. 1, л. 60 - 64).
В соответствии с Постановлением администрации Тверской области от 30.12.2008 N 503-па "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области", утвердившим результаты оценки земель населенных пунктов в Тверской области, кадастровая стоимость названного земельного участка, внесенная в государственный кадастр недвижимости (ГКН), составила 15 634 434 руб. 76 коп.
По заказу истцов независимым оценщиком Сиваевым Ю.В. произведена оценка рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 69:40:0400054:0022.
Согласно представленному в материалы дела отчету по состоянию на 30.12.2008 (дату установления кадастровой оценки) рыночная стоимость земельного участка составила 4 195 000 руб.
В связи с данным обстоятельством истцы обратились в арбитражный суд с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, предъявив указанное требование Учреждению.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их.
Апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требования истца подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 с 15.09.2010 полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, наделено Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Тверской области.
Приказом Росреестра от 31.05.2011 N П/200 "Об утверждении уставов федеральных бюджетных учреждений" изменено наименование названной организации на Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Тверской области.
Согласно приказу Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации" Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Тверской области реорганизовано в форме присоединения к Федерального государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Таким образом, на сегодняшний день Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" является органом, уполномоченным на внесение изменений в государственный кадастр недвижимости, в том числе в части изменения кадастровой стоимости земельного участка.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215.
Вместе с тем Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Этим же законом Закон об оценочной деятельности был дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка", в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ отчет от 04.04.2014 N 4118з об оценке рыночной стоимости земельного участка с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, сделал обоснованный вывод о его соответствии критериям относимости, допустимости и достоверности доказательств.
Соответствие данного отчета требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам и правилам оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением Экспертного совета Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 23.06.2014 N 013/2014/Тверь (т. 2, л. 109 - 118).
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При рассмотрении дела ответчик не представил доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, чем указано истцом с представлением соответствующих доказательств, ходатайств о назначении экспертизы для определения рыночной стоимости не заявлял, в связи с чем суд приходит к выводу, что размер рыночной стоимости участка подтвержден совокупностью необходимых и достаточных доказательств, ввиду чего требование истцов подлежит удовлетворению.
Согласно статье 17.1 Закона об оценочной деятельности под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на:
- соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности;
- подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.
Таким образом, основным допустимым доказательством действительной рыночной стоимости земельного участка является отчет об оценке рыночной стоимости, прошедший экспертизу саморегулируемой организации оценщиков, в том числе проверку на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям данного Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете; и получивший положительное заключение.
Согласно экспертному заключению Экспертного совета Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 23.06.2014 N 013/2014/Тверь отчет от 04.04.2014 N 4118з соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Закону об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Принимая во внимание то обстоятельство, что в отношении отчета от 04.04.2014 N 4118з имеется положительное экспертное заключение Экспертного совета Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", учитывая, что доказательств недостоверности величины определенной оценщиком рыночной стоимости не представлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для признания этой величины недостоверной.
Также суд апелляционной инстанции не принимает во внимание довод апеллянтов о том, что оспариваемым судебным актом нарушено одно из основополагающих гражданских прав собственника имущества - право владения, пользования и распоряжения своим имуществом по своему усмотрению, а истцы являются арендаторами, а не собственниками вышеуказанного земельного участка, на основании следующего.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и иных случаев, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации. Налогоплательщиком в отношении государственных или муниципальных земельных участков, переданных в постоянное (бессрочное) пользование, является пользователь, а не собственник - публично-правовое образование.
Кроме того, кадастровая стоимость земельного участка применяется для определения размера арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. При этом арендаторы, как правило, не участвуют в определении цены по соответствующим договорам, если она привязана в силу закона или иных нормативных актов к размеру кадастровой стоимости.
Поэтому такие лица имеют законный интерес в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной.
Следовательно, арендаторы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться в суд за установлением кадастровой стоимости арендуемого земельного участка равной его рыночной стоимости.
Довод подателей жалобы о том, что с 06.08.2014 гражданские дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости неподсудны арбитражным судам, следовательно, Арбитражный суд Тверской области не был наделен полномочиями по вынесению оспариваемого решения, также отклоняется апелляционной коллегией.
Исковое заявление ИП Калмаковой О.В. и ИП Массарская Е.Н. по настоящему делу поступило в Арбитражный суд Тверской области 29.04.2014, принято судом к производству 30.04.2014.
Следовательно, исковое заявление принято с соблюдением правил о подсудности.
Принимая во внимание положения вышеуказанных норм материального и процессуального права, учитывая конкретные обстоятельства по делу, апелляционный суд считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина Департаментом и Администрацией в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 14 августа 2014 года по делу N А66-5877/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери и администрации города Твери - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Н.ШАДРИНА
Судьи
Ю.В.ЗОРИНА
А.В.РОМАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.11.2014 ПО ДЕЛУ N А66-5877/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 ноября 2014 г. по делу N А66-5877/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 19 ноября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зориной Ю.В. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,
при участии от Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери и от администрации города Твери Репиной О.Ю. по доверенностям от 16.07.2014 и от 17.09.2014 соответственно,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери и администрации города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 14 августа 2014 года по делу N А66-5877/2014 (судья Пугачев А.А.),
установил:
индивидуальный предприниматель Калмакова Ольга Евгеньевна (ОГРНИП 309695220300094, место жительства: г. Тверь, далее - ИП Калмакова О.В.) и индивидуальный предприниматель Массарская Елена Николаевна (ОГРНИП 309695220300042, место жительства: г. Тверь, далее - ИП Массарская Е.Н.) обратились в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тверской области (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, место нахождения: 170023, г. Тверь, ул. Маршала Буденного, д. 8, далее - Учреждение), в котором просят признать кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером 69:40:0400054:0022, площадью 812 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская обл., г. Тверь, Свободный пер., д. 3, равной его рыночной стоимости в размере 4 195 000 руб. 00 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери (далее - Департамент) и администрация города Твери (далее - Администрация).
Решением от 14 августа 2014 года исковые требования удовлетворены: суд установил кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером 69:40:0400054:0022, площадью 812 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская обл., г. Тверь, Свободный пер., д. 3, равной его рыночной стоимости в размере 4 195 000 руб. 00 коп. Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела оставлены на истцах.
Департамент и Администрация с решением суда не согласились, обратились с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просят его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к следующему. При вынесении решения судом не дана оценка доводу Администрации и Департамента о том, что исходя из буквального толкования норм статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности. Спорный земельный участок является собственностью муниципального образования "город Тверь". Оспариваемым судебным актом нарушено одно из основополагающих гражданских прав собственника имущества - право владения, пользования и распоряжения своим имуществом по своему усмотрению. Истцы являются арендаторами, а не собственниками вышеуказанного земельного участка. Экспертное заключение было представлено истцами непосредственно в судебное заседание, представителю третьих лиц копия экспертного заключения не была вручена. Третьи лица фактически были лишены возможности высказать свою позицию по представленному отчету, поскольку не были с ним заблаговременно ознакомлены. С 06.08.2014 гражданские дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости не подсудны арбитражным судам, следовательно, Арбитражный суд Тверской области не был наделен полномочиями по вынесению решения в рамках дела N А66-5877/2014 14.08.2014.
В судебном заседании представитель апеллянтов поддержал изложенные в жалобе доводы.
Остальные участники процесса о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, ИП Калмакова О.В. и ИП Массарская Е.Н. являются собственниками нежилых помещений в здании, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 69:40:0400054:0022 (т. 1, л. 51 - 59) и арендаторами данного земельного участка (т. 1, л. 60 - 64).
В соответствии с Постановлением администрации Тверской области от 30.12.2008 N 503-па "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области", утвердившим результаты оценки земель населенных пунктов в Тверской области, кадастровая стоимость названного земельного участка, внесенная в государственный кадастр недвижимости (ГКН), составила 15 634 434 руб. 76 коп.
По заказу истцов независимым оценщиком Сиваевым Ю.В. произведена оценка рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 69:40:0400054:0022.
Согласно представленному в материалы дела отчету по состоянию на 30.12.2008 (дату установления кадастровой оценки) рыночная стоимость земельного участка составила 4 195 000 руб.
В связи с данным обстоятельством истцы обратились в арбитражный суд с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, предъявив указанное требование Учреждению.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их.
Апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требования истца подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 с 15.09.2010 полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, наделено Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Тверской области.
Приказом Росреестра от 31.05.2011 N П/200 "Об утверждении уставов федеральных бюджетных учреждений" изменено наименование названной организации на Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Тверской области.
Согласно приказу Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации" Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Тверской области реорганизовано в форме присоединения к Федерального государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Таким образом, на сегодняшний день Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" является органом, уполномоченным на внесение изменений в государственный кадастр недвижимости, в том числе в части изменения кадастровой стоимости земельного участка.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215.
Вместе с тем Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Этим же законом Закон об оценочной деятельности был дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка", в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ отчет от 04.04.2014 N 4118з об оценке рыночной стоимости земельного участка с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, сделал обоснованный вывод о его соответствии критериям относимости, допустимости и достоверности доказательств.
Соответствие данного отчета требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам и правилам оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением Экспертного совета Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 23.06.2014 N 013/2014/Тверь (т. 2, л. 109 - 118).
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При рассмотрении дела ответчик не представил доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, чем указано истцом с представлением соответствующих доказательств, ходатайств о назначении экспертизы для определения рыночной стоимости не заявлял, в связи с чем суд приходит к выводу, что размер рыночной стоимости участка подтвержден совокупностью необходимых и достаточных доказательств, ввиду чего требование истцов подлежит удовлетворению.
Согласно статье 17.1 Закона об оценочной деятельности под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на:
- соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности;
- подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.
Таким образом, основным допустимым доказательством действительной рыночной стоимости земельного участка является отчет об оценке рыночной стоимости, прошедший экспертизу саморегулируемой организации оценщиков, в том числе проверку на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям данного Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете; и получивший положительное заключение.
Согласно экспертному заключению Экспертного совета Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 23.06.2014 N 013/2014/Тверь отчет от 04.04.2014 N 4118з соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Закону об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Принимая во внимание то обстоятельство, что в отношении отчета от 04.04.2014 N 4118з имеется положительное экспертное заключение Экспертного совета Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", учитывая, что доказательств недостоверности величины определенной оценщиком рыночной стоимости не представлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для признания этой величины недостоверной.
Также суд апелляционной инстанции не принимает во внимание довод апеллянтов о том, что оспариваемым судебным актом нарушено одно из основополагающих гражданских прав собственника имущества - право владения, пользования и распоряжения своим имуществом по своему усмотрению, а истцы являются арендаторами, а не собственниками вышеуказанного земельного участка, на основании следующего.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и иных случаев, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации. Налогоплательщиком в отношении государственных или муниципальных земельных участков, переданных в постоянное (бессрочное) пользование, является пользователь, а не собственник - публично-правовое образование.
Кроме того, кадастровая стоимость земельного участка применяется для определения размера арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. При этом арендаторы, как правило, не участвуют в определении цены по соответствующим договорам, если она привязана в силу закона или иных нормативных актов к размеру кадастровой стоимости.
Поэтому такие лица имеют законный интерес в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной.
Следовательно, арендаторы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться в суд за установлением кадастровой стоимости арендуемого земельного участка равной его рыночной стоимости.
Довод подателей жалобы о том, что с 06.08.2014 гражданские дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости неподсудны арбитражным судам, следовательно, Арбитражный суд Тверской области не был наделен полномочиями по вынесению оспариваемого решения, также отклоняется апелляционной коллегией.
Исковое заявление ИП Калмаковой О.В. и ИП Массарская Е.Н. по настоящему делу поступило в Арбитражный суд Тверской области 29.04.2014, принято судом к производству 30.04.2014.
Следовательно, исковое заявление принято с соблюдением правил о подсудности.
Принимая во внимание положения вышеуказанных норм материального и процессуального права, учитывая конкретные обстоятельства по делу, апелляционный суд считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина Департаментом и Администрацией в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 14 августа 2014 года по делу N А66-5877/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери и администрации города Твери - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Н.ШАДРИНА
Судьи
Ю.В.ЗОРИНА
А.В.РОМАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)