Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Епифанцевой С.Ю., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Строй-плюс": Баурин Н.Н. по доверенности б/н от 18.09.13;
- от Министра имущественных отношений Московской области: Воловик А.Ю. по доверенности N 567 от 16.12.14;
- от Министерства имущественных отношений Московской области: Воловик А.Ю. по доверенности N ИС-22059 от 24.12.13;
- от Правительства Московской области: Колосова Е.В. по доверенности N Исх-9115/34.5 от 19.12.13,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строй-плюс" на решение Арбитражного суда Московской области от 07 октября 2014 года по делу N А41-24076/14, принятое судьей Федуловой Л.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строй-плюс" к Министру имущественных отношений Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области, Правительству Московской области, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация сельского поселения Дашковское Серпуховского муниципального района Московской области, об оспаривании решения должностного лица государственного органа и обязании совершить действия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Строй-плюс" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о:
- - признании незаконными действий Министра имущественных отношений Московской области, выразившихся в возврате материалов о включении земельного участка Заявителя в границы населенного пункта - деревни Паниково сельского поселения Дашковское - и изменении вида его разрешенного использования с "для сельскохозяйственного производства" на "для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки";
- - обязании Правительства Московской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Заявителя и принять решение о включении земельного участка Заявителя в границы населенного пункта - деревни Паниково сельского поселения Дашковское - и изменении вида его разрешенного использования с "для сельскохозяйственного производства" на "для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки" (л.д. 2 - 4).
Определением Арбитражного суда Московской области от 29 апреля 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена администрация сельского поселения Дашковское Серпуховского муниципального района Московской области (л.д. 1).
Определением Арбитражного суда Московской области от 11 июня 2014 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Министр имущественных отношений Московской области и Министерство имущественных отношений Московской области (л.д. 30).
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 октября 2014 года в удовлетворении заявленных требований было отказано (л.д. 110 - 112).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Строй-плюс" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела (л.д. 114 - 117).
В судебном заседании апелляционного суда представитель ООО "Строй-плюс" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представители Министра имущественных отношений Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области и Правительства Московской области возражали против доводов заявителя апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Строй-плюс" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:32:0020205:0001, общей площадью 66 200 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Московская область, Серпуховский р-н, район деревни Паниково (л.д. 87).
14.11.13 ООО "Строй-плюс" обратилось к Главе сельского поселения Дашковское Серпуховского муниципального района Московской области с заявлением о включении земельного участка с кадастровым номером 50:32:0020205:0001 в границы деревни Паниково с.п. Дашковское и изменении его вида разрешенного использования с "для сельскохозяйственного производства" на "для жилой застройки" (л.д. 22).
12.12.13 Главой сельского поселения Дашковское Серпуховского муниципального района Московской области было подготовлено и направлено в Правительство Московской области заключение N 792 о возможности и целесообразности включения земельного участка ООО "Строй-плюс" в границы населенного пункта - деревни Паниково с.п. Дашковское и изменения вида разрешенного использования (л.д. 17 - 18).
Письмом N 12исх.-569 от 23.01.14 Министр имущественных отношений Московской области возвратил представленные документы в связи с несоответствием их содержания требованиям статьи 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (л.д. 19 - 21).
Полагая, что документы были возвращены незаконно, ООО "Строй-плюс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что Правительством Московской области, Министром имущественных отношений Московской области и Министерством имущественных отношений Московской области не нарушались права и законные интересы заявителя.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, ООО "Строй-плюс" указало, что ему неправомерно были возвращены документы о включении земельного участка в границы населенного пункта и изменении вида его разрешенного использования.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Изменение вида разрешенного использования для земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в пункте 1 статьи 7 Федерального закона N 172-ФЗ от 21.12.04 "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены статьей 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ от 29.12.04 "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Согласно пункту 10 статьи 35 и пункту 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.
С учетом названных положений и правил пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - "земли населенных пунктов".
Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке пунктов 1 и 2 статьи 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Так, пунктом 1 статьи 4.1 Закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31.12.12, до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, расположенных на территории Московской области, но не позднее 31.12.14, для обеспечения использования в целях, установленных Федеральным законом N 161-ФЗ от 24.07.08 "О содействии развитию жилищного строительства", находящихся в федеральной собственности земельных участков и земельных участков Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства осуществляет распоряжение на основании поручения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, не позднее 31.12.16 включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
В случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов (п. 2 названной статьи).
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 3 Закона Московской области N 23/96-ОЗ от 07.06.96 "О регулировании земельных отношений в Московской области" правовые акты о включении земельных участков в границы населенных пунктов или об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимает Правительство Московской области.
Пунктом 4 статьи 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта. Требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей частью, не допускается.
Как указывалось выше, ООО "Строй-плюс" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:32:0020205:0001, общей площадью 66 200 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Московская область, Серпуховский р-н, район деревни Паниково (л.д. 87).
14.11.13 ООО "Строй-плюс" обратилось к Главе сельского поселения Дашковское Серпуховского муниципального района Московской области с заявлением о включении земельного участка с кадастровым номером 50:32:0020205:0001 в границы деревни Паниково с.п. Дашковское и изменении его вида разрешенного использования с "для сельскохозяйственного производства" на "для жилой застройки" (л.д. 22).
В соответствии с пунктом 5 статьи 4.1 Закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в части 4 настоящей статьи заявления:
1) подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении;
2) проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования.
Орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, а также заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте 2 части 5 настоящей статьи (п. 13 названной статьи).
12.12.13 Главой сельского поселения Дашковское Серпуховского муниципального района Московской области было подготовлено и направлено в Правительство Московской области заключение N 792 о возможности и целесообразности включения земельного участка ООО "Строй-плюс" в границы населенного пункта - деревни Паниково с.п. Дашковское и изменения вида разрешенного использования (л.д. 17 - 18).
Таким образом, орган местного самоуправления возложенные на него обязанности в процедуре включения земельного участка сельскохозяйственного назначения в границы населенного пункта исполнил.
Согласно пункту 14 статьи 4.1 Закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" в течение пяти рабочих дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет такие документы для согласования в:
1) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в случае, если предполагается включение земельных участков в границу населенного пункта либо исключение земельных участков из границы населенного пункта и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков, предоставленных воинским формированиям или органам, организациям, предприятиям, учреждениям, осуществляющим функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности;
2) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение лесными участками (за исключением случаев, если указанные полномочия переданы в порядке, установленном лесным законодательством, органу государственной власти субъекта Российской Федерации), в случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков из состава земель лесного фонда.
Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов, а в случаях, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в органы, предусмотренные частью 14 настоящей статьи, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения (п. 18 ст. 4.1 Закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации").
Между тем, принятию решения исполнительного органа государственной власти предшествует процедура, закрепленная постановлением Правительства Московской области N 599/33 от 08.08.13 "О заключении соглашений об информационном взаимодействии между Правительством Московской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области в сфере градостроительной, инвестиционной деятельности, земельно-имущественных отношений", согласно которой информационное взаимодействие между Правительством Московской области и органом местного самоуправления муниципального образования Московской области по вопросам подготовки проектов заключений о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта (в том числе о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка) осуществляется в следующем порядке: орган местного самоуправления направляет проект решения с соответствующими документами в Министерство имущественных отношений Московской области. Министерство имущественных отношений Московской области рассматривает поступившие документы и направляет по ним заключение в Градостроительный совет, который, в свою очередь, направляет документы в Правительство Московской области (л.д. 55 - 58).
Письмом N 12исх.-569 от 23.01.14 Министр имущественных отношений Московской области возвратил представленные для включения спорного земельного участка в границы населенного пункта и изменения вида разрешенного использования документы, ссылаясь на отсутствие достаточного обоснования необходимости такого включения (л.д. 19 - 21).
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Возвращая представленные в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:32:0020205:0001 документы, Министр имущественных отношений Московской области указал на нарушение требований пункта 4 статьи 4.1 Закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", а именно отсутствие достаточного обоснования необходимости включения земельного участка в границы населенного пункта: не указана нагрузка на инфраструктуру населенного пункта; не указан норматив социальной обеспеченности населенного пункта (наличие детских садов, школ, поликлиник, иных объектов социальной инфраструктуры); сведения о наличии количестве мест приложения труда граждан населенного пункта с учетом включения в его границы земельных участков; не представлен сравнительный расчет налоговых поступлений в местный бюджет в настоящее время и в случае перевода земельного участка в земли населенных пунктов; не представлены сведения о планируемом использовании земельного участка согласно проекту генерального плана.
Частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ).
Таким образом, восстановить нарушенное право заинтересованного лица обязан тот орган, который это право нарушил.
Как указывалось выше, согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 3 Закона Московской области N 23/96-ОЗ от 07.06.96 "О регулировании земельных отношений в Московской области" правовые акты о включении земельных участков в границы населенных пунктов или об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимает Правительство Московской области.
ООО "Строй-плюс" в своем заявлении просит признать незаконным действия Министра имущественных отношений Московской области по возврату представленных для принятия решения о включении земельного участка в границы населенных пунктов документов и обязать Правительство Московской области принять решение о включении этого участка в границы населенного пункта и изменении вида его разрешенного использования.
Между тем, в случае признания действий Министра имущественных отношений Московской области по возврату представленных документов незаконными нарушенное право ООО "Строй-плюс" подлежало бы восстановлению путем обязания его дать положительное заключение по документам, представленным администрацией сельского поселения Дашковское Серпуховского муниципального района Московской области, и направить эти документы в Градостроительный совет.
Для обязания же Правительства Московской области принять решение о включении спорного земельного участка в границы населенного пункта и изменении вида его разрешенного использования необходимо сначала признать действие (бездействие) названного органа при разрешении данного вопроса незаконным.
Однако Правительство Московской области не отказывало ООО "Строй-плюс" во включении земельного участка с кадастровым номером 50:32:0020205:0001 в границы деревни Паниково с.п. Дашковское и изменении его вида разрешенного использования с "для сельскохозяйственного производства" на "для жилой застройки".
Таким образом, оснований для обязания названного органа исполнительной власти совершить указанные действия не имеется.
В связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований в данной части.
Требования ООО "Строй-плюс" о признании незаконными действий Министра имущественных отношений Московской области, выразившихся в возврате материалов о включении земельного участка Заявителя в границы населенного пункта - деревни Паниково сельского поселения Дашковское - и изменении вида его разрешенного использования с "для сельскохозяйственного производства" на "для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки" также правомерно были оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
Как указывалось выше, в силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии с пунктом 13 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, Министерство осуществляет полномочия по подготовке предложений Правительству Московской области по включению земельных участков в границы населенных пунктов или исключению земельных участков из границ населенных пунктов и по установлению или изменению видов разрешенного использования земельных участков в случаях, установленных федеральным законодательством и законодательством Московской области.
В соответствии с пунктом 18 названного Положения Министр действует без доверенности от имени Министерства.
Таким образом, оспариваемое ООО "Строй-плюс" действие совершено юридическим лицом - Министерством имущественных отношений Московской области, а не должностным лицом - Министром, который не совершал оспариваемых действий, и следовательно, не нарушал прав и законных интересов заявителя.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к неправомерности отказа во включении спорного земельного участка в границы населенных пунктов, однако, как указывалось выше, такого отказа в отношении спорного земельного участка принято не было.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 07 октября 2014 года по делу N А41-24076/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.12.2014 N 10АП-14508/2014 ПО ДЕЛУ N А41-24076/14
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2014 г. по делу N А41-24076/14
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Епифанцевой С.Ю., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Строй-плюс": Баурин Н.Н. по доверенности б/н от 18.09.13;
- от Министра имущественных отношений Московской области: Воловик А.Ю. по доверенности N 567 от 16.12.14;
- от Министерства имущественных отношений Московской области: Воловик А.Ю. по доверенности N ИС-22059 от 24.12.13;
- от Правительства Московской области: Колосова Е.В. по доверенности N Исх-9115/34.5 от 19.12.13,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строй-плюс" на решение Арбитражного суда Московской области от 07 октября 2014 года по делу N А41-24076/14, принятое судьей Федуловой Л.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строй-плюс" к Министру имущественных отношений Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области, Правительству Московской области, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация сельского поселения Дашковское Серпуховского муниципального района Московской области, об оспаривании решения должностного лица государственного органа и обязании совершить действия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Строй-плюс" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о:
- - признании незаконными действий Министра имущественных отношений Московской области, выразившихся в возврате материалов о включении земельного участка Заявителя в границы населенного пункта - деревни Паниково сельского поселения Дашковское - и изменении вида его разрешенного использования с "для сельскохозяйственного производства" на "для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки";
- - обязании Правительства Московской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Заявителя и принять решение о включении земельного участка Заявителя в границы населенного пункта - деревни Паниково сельского поселения Дашковское - и изменении вида его разрешенного использования с "для сельскохозяйственного производства" на "для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки" (л.д. 2 - 4).
Определением Арбитражного суда Московской области от 29 апреля 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена администрация сельского поселения Дашковское Серпуховского муниципального района Московской области (л.д. 1).
Определением Арбитражного суда Московской области от 11 июня 2014 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Министр имущественных отношений Московской области и Министерство имущественных отношений Московской области (л.д. 30).
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 октября 2014 года в удовлетворении заявленных требований было отказано (л.д. 110 - 112).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Строй-плюс" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела (л.д. 114 - 117).
В судебном заседании апелляционного суда представитель ООО "Строй-плюс" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представители Министра имущественных отношений Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области и Правительства Московской области возражали против доводов заявителя апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Строй-плюс" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:32:0020205:0001, общей площадью 66 200 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Московская область, Серпуховский р-н, район деревни Паниково (л.д. 87).
14.11.13 ООО "Строй-плюс" обратилось к Главе сельского поселения Дашковское Серпуховского муниципального района Московской области с заявлением о включении земельного участка с кадастровым номером 50:32:0020205:0001 в границы деревни Паниково с.п. Дашковское и изменении его вида разрешенного использования с "для сельскохозяйственного производства" на "для жилой застройки" (л.д. 22).
12.12.13 Главой сельского поселения Дашковское Серпуховского муниципального района Московской области было подготовлено и направлено в Правительство Московской области заключение N 792 о возможности и целесообразности включения земельного участка ООО "Строй-плюс" в границы населенного пункта - деревни Паниково с.п. Дашковское и изменения вида разрешенного использования (л.д. 17 - 18).
Письмом N 12исх.-569 от 23.01.14 Министр имущественных отношений Московской области возвратил представленные документы в связи с несоответствием их содержания требованиям статьи 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (л.д. 19 - 21).
Полагая, что документы были возвращены незаконно, ООО "Строй-плюс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что Правительством Московской области, Министром имущественных отношений Московской области и Министерством имущественных отношений Московской области не нарушались права и законные интересы заявителя.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, ООО "Строй-плюс" указало, что ему неправомерно были возвращены документы о включении земельного участка в границы населенного пункта и изменении вида его разрешенного использования.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Изменение вида разрешенного использования для земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в пункте 1 статьи 7 Федерального закона N 172-ФЗ от 21.12.04 "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены статьей 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ от 29.12.04 "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Согласно пункту 10 статьи 35 и пункту 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.
С учетом названных положений и правил пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - "земли населенных пунктов".
Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке пунктов 1 и 2 статьи 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Так, пунктом 1 статьи 4.1 Закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31.12.12, до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, расположенных на территории Московской области, но не позднее 31.12.14, для обеспечения использования в целях, установленных Федеральным законом N 161-ФЗ от 24.07.08 "О содействии развитию жилищного строительства", находящихся в федеральной собственности земельных участков и земельных участков Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства осуществляет распоряжение на основании поручения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, не позднее 31.12.16 включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
В случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов (п. 2 названной статьи).
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 3 Закона Московской области N 23/96-ОЗ от 07.06.96 "О регулировании земельных отношений в Московской области" правовые акты о включении земельных участков в границы населенных пунктов или об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимает Правительство Московской области.
Пунктом 4 статьи 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта. Требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей частью, не допускается.
Как указывалось выше, ООО "Строй-плюс" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:32:0020205:0001, общей площадью 66 200 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Московская область, Серпуховский р-н, район деревни Паниково (л.д. 87).
14.11.13 ООО "Строй-плюс" обратилось к Главе сельского поселения Дашковское Серпуховского муниципального района Московской области с заявлением о включении земельного участка с кадастровым номером 50:32:0020205:0001 в границы деревни Паниково с.п. Дашковское и изменении его вида разрешенного использования с "для сельскохозяйственного производства" на "для жилой застройки" (л.д. 22).
В соответствии с пунктом 5 статьи 4.1 Закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в части 4 настоящей статьи заявления:
1) подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении;
2) проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования.
Орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, а также заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте 2 части 5 настоящей статьи (п. 13 названной статьи).
12.12.13 Главой сельского поселения Дашковское Серпуховского муниципального района Московской области было подготовлено и направлено в Правительство Московской области заключение N 792 о возможности и целесообразности включения земельного участка ООО "Строй-плюс" в границы населенного пункта - деревни Паниково с.п. Дашковское и изменения вида разрешенного использования (л.д. 17 - 18).
Таким образом, орган местного самоуправления возложенные на него обязанности в процедуре включения земельного участка сельскохозяйственного назначения в границы населенного пункта исполнил.
Согласно пункту 14 статьи 4.1 Закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" в течение пяти рабочих дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет такие документы для согласования в:
1) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в случае, если предполагается включение земельных участков в границу населенного пункта либо исключение земельных участков из границы населенного пункта и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков, предоставленных воинским формированиям или органам, организациям, предприятиям, учреждениям, осуществляющим функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности;
2) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение лесными участками (за исключением случаев, если указанные полномочия переданы в порядке, установленном лесным законодательством, органу государственной власти субъекта Российской Федерации), в случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков из состава земель лесного фонда.
Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов, а в случаях, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в органы, предусмотренные частью 14 настоящей статьи, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения (п. 18 ст. 4.1 Закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации").
Между тем, принятию решения исполнительного органа государственной власти предшествует процедура, закрепленная постановлением Правительства Московской области N 599/33 от 08.08.13 "О заключении соглашений об информационном взаимодействии между Правительством Московской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области в сфере градостроительной, инвестиционной деятельности, земельно-имущественных отношений", согласно которой информационное взаимодействие между Правительством Московской области и органом местного самоуправления муниципального образования Московской области по вопросам подготовки проектов заключений о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта (в том числе о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка) осуществляется в следующем порядке: орган местного самоуправления направляет проект решения с соответствующими документами в Министерство имущественных отношений Московской области. Министерство имущественных отношений Московской области рассматривает поступившие документы и направляет по ним заключение в Градостроительный совет, который, в свою очередь, направляет документы в Правительство Московской области (л.д. 55 - 58).
Письмом N 12исх.-569 от 23.01.14 Министр имущественных отношений Московской области возвратил представленные для включения спорного земельного участка в границы населенного пункта и изменения вида разрешенного использования документы, ссылаясь на отсутствие достаточного обоснования необходимости такого включения (л.д. 19 - 21).
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Возвращая представленные в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:32:0020205:0001 документы, Министр имущественных отношений Московской области указал на нарушение требований пункта 4 статьи 4.1 Закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", а именно отсутствие достаточного обоснования необходимости включения земельного участка в границы населенного пункта: не указана нагрузка на инфраструктуру населенного пункта; не указан норматив социальной обеспеченности населенного пункта (наличие детских садов, школ, поликлиник, иных объектов социальной инфраструктуры); сведения о наличии количестве мест приложения труда граждан населенного пункта с учетом включения в его границы земельных участков; не представлен сравнительный расчет налоговых поступлений в местный бюджет в настоящее время и в случае перевода земельного участка в земли населенных пунктов; не представлены сведения о планируемом использовании земельного участка согласно проекту генерального плана.
Частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ).
Таким образом, восстановить нарушенное право заинтересованного лица обязан тот орган, который это право нарушил.
Как указывалось выше, согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 3 Закона Московской области N 23/96-ОЗ от 07.06.96 "О регулировании земельных отношений в Московской области" правовые акты о включении земельных участков в границы населенных пунктов или об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимает Правительство Московской области.
ООО "Строй-плюс" в своем заявлении просит признать незаконным действия Министра имущественных отношений Московской области по возврату представленных для принятия решения о включении земельного участка в границы населенных пунктов документов и обязать Правительство Московской области принять решение о включении этого участка в границы населенного пункта и изменении вида его разрешенного использования.
Между тем, в случае признания действий Министра имущественных отношений Московской области по возврату представленных документов незаконными нарушенное право ООО "Строй-плюс" подлежало бы восстановлению путем обязания его дать положительное заключение по документам, представленным администрацией сельского поселения Дашковское Серпуховского муниципального района Московской области, и направить эти документы в Градостроительный совет.
Для обязания же Правительства Московской области принять решение о включении спорного земельного участка в границы населенного пункта и изменении вида его разрешенного использования необходимо сначала признать действие (бездействие) названного органа при разрешении данного вопроса незаконным.
Однако Правительство Московской области не отказывало ООО "Строй-плюс" во включении земельного участка с кадастровым номером 50:32:0020205:0001 в границы деревни Паниково с.п. Дашковское и изменении его вида разрешенного использования с "для сельскохозяйственного производства" на "для жилой застройки".
Таким образом, оснований для обязания названного органа исполнительной власти совершить указанные действия не имеется.
В связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований в данной части.
Требования ООО "Строй-плюс" о признании незаконными действий Министра имущественных отношений Московской области, выразившихся в возврате материалов о включении земельного участка Заявителя в границы населенного пункта - деревни Паниково сельского поселения Дашковское - и изменении вида его разрешенного использования с "для сельскохозяйственного производства" на "для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки" также правомерно были оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
Как указывалось выше, в силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии с пунктом 13 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, Министерство осуществляет полномочия по подготовке предложений Правительству Московской области по включению земельных участков в границы населенных пунктов или исключению земельных участков из границ населенных пунктов и по установлению или изменению видов разрешенного использования земельных участков в случаях, установленных федеральным законодательством и законодательством Московской области.
В соответствии с пунктом 18 названного Положения Министр действует без доверенности от имени Министерства.
Таким образом, оспариваемое ООО "Строй-плюс" действие совершено юридическим лицом - Министерством имущественных отношений Московской области, а не должностным лицом - Министром, который не совершал оспариваемых действий, и следовательно, не нарушал прав и законных интересов заявителя.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к неправомерности отказа во включении спорного земельного участка в границы населенных пунктов, однако, как указывалось выше, такого отказа в отношении спорного земельного участка принято не было.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 07 октября 2014 года по делу N А41-24076/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)