Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.04.2015 N 16АП-87/2015 ПО ДЕЛУ N А61-2556/2014

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2015 г. по делу N А61-2556/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 апреля 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Параскевовой С.А., Цигельникова И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивашиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Елканова Феликса Руслановича на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 15.12.2014 по делу N А61-2556/2014 (судья Родионова Г.С.)
по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Елканова Феликса Руслановича
к Администрации местного самоуправления Ирафского района РСО-Алания,
с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Росреестра по РСО-Алания, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра" в лице филиала по РСО-Алания, СПК "Колхоз им. Гетоева"
о признании бездействия, выразившегося в нарушении требований пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве",
а именно: в непринятии в установленный четырнадцатидневный срок решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 15:04:0020201:877, площадью 3229194 кв. м в аренду на сорок девять лет, незаконными,
о привлечении главы АМС Ирафского района РСО-Алания к административной ответственности по части 1 статьи 19.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за противоправные действия, выразившиеся в нарушении установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений юридических лиц о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков,
об обязании выполнить требования пункта 4 статьи 12 от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а именно: обязать принять и выдать (направить) главе крестьянского (фермерского) хозяйства решение о предоставлении земельного участка в аренду на сорок девять лет,
в отсутствие лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.

установил:

Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Елканов Феликс Русланович (далее - предприниматель, ИП Елканов Ф.Р.) обратился в Арбитражный суд РСО-Алания к Администрации местного самоуправления Ирафского района РСО-Алания о признании бездействия, выразившегося в нарушении требований пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а именно: в непринятии в установленный четырнадцатидневный срок решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 15:04:0020201:877, площадью 3229194 кв. м в аренду на сорок девять лет, незаконным, о привлечении главы АМС Ирафского района РСО-Алания по части 1 статьи 19.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за противоправные действия, выразившиеся в нарушении установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений юридических лиц о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, об обязании выполнить требования пункта 4 статьи 12 от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - ФЗ N 74), а именно: обязать принять и выдать (направить) главе крестьянского (фермерского) хозяйства решение о предоставлении земельного участка в аренду на сорок девять лет.
Определением Арбитражного суда РСО-Алания от 02.09.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Росреестра по РСО-Алания и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по РСО-Алания.
Определением Арбитражного суда РСО-Алания от 26.10.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен СПК "Колхоз им. Гетоева".
Решением от 15.12.2014 бездействие Администрации местного самоуправления Ирафского района РСО-Алания, выразившееся в нарушении требований пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в ненаправлении главе крестьянского (фермерского) хозяйства Елканову Ф.Р. в установленный четырнадцатидневный срок ответа на заявление от 10.07.2014 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 15:04:0020201:877, площадью 3229194 кв. м в аренду на сорок девять лет, признано незаконным. В удовлетворении требования ИП Елканова Ф.Р. в части признания бездействия, выразившегося в непринятии в установленный четырнадцатидневный срок решения о предоставлении земельного участка в аренду на сорок девять лет, незаконным, обязания Администрации местного самоуправления Ирафского района РСО-Алания выполнить требования пункта 4 статьи 12 от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а именно: обязать принять и выдать (направить) главе крестьянского (фермерского) хозяйства решение о предоставлении земельного участка в аренду на сорок девять лет, отказано. Производство по делу в части требования ИП Елканова Ф.Р. о привлечении главы АМС Пригородного района РСО-Алания по части 1 статьи 19.9 КоАП РФ за противоправные действия, выразившиеся в нарушении установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений юридических лиц о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, прекращено.
ИП Елканов Ф.Р. не согласился с решением суда первой инстанции и обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда РСО-Алания от 15.12.2014 по делу N А61-2556/14 в части отказа в признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельного участка в четырнадцатидневный срок, установленный Федеральным законом от 11.06.2003 N ФЗ-74 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и обязания Администрации местного самоуправления Ирафского района РСО-Алания выполнить требования пункта 4 статьи 12 от 11.06.2003 N ФЗ-74 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а именно: обязать принять и выдать (направить) главе крестьянского (фермерского) хозяйства Елканову Феликсу Руслановичу решение о предоставлении земельного участка в аренду на сорок девять лет, также в части прекращения производства по делу в части требования индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Елканова Феликса Руслановича о привлечении главы АМС Пригородного района РСО-Алания по части 1 статьи 19.9 КоАП РФ за противоправные действия, выразившиеся в нарушении установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений юридических лиц о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, и принять новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация местного самоуправления Ирафского района РСО-Алания просит решение суда от 15.12.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, предприниматель Елканов Ф.Р., рождения 1982 года, зарегистрирован по адресу: РСО-Алания, г. Ардон, ул. Советов, 67.
В Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является Елканов Ф.Р., внесена запись о создании крестьянского (фермерского) хозяйства от 17.06.2014 за ОГРНИП 314151416800033, выдано свидетельство от 17.06.2014 серии 15 N 001040465.
Предприниматель Елканов Ф.Р. обратился в Администрацию местного самоуправления Ирафского района РСО-Алания с заявлением от 10.07.2014 о предоставлении спорного земельного участка на праве аренды на срок 49 лет для производства сельскохозяйственной продукции: выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур. В заявлении предприниматель указал на 1 члена крестьянского (фермерского) хозяйства, приложив к нему копию свидетельства о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства и кадастровый паспорт земельного участка.
Заявление вручено адресату 16.07.2014, что подтверждается уведомлением к почтовому отправлению.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 04.07.2014 N 15/201/2014-61677 спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 31.05.2013; местоположение: РСО-Алания, район Ирафский; категория земель: категория не установлена; разрешенное использование: отсутствует; площадь:3229194+/-15724 кв. м; кадастровая стоимость 3 229 194 руб.; сведения о земельном участке носят временный характер; дата истечения действия временного характера -01.06.2018.
Предприниматель Елканов Ф.Р., считая, что администрация в нарушение пункта 4 статьи 12 ФЗ N 74 в течение четырнадцати дней не приняла решение о предоставлении спорного земельного участка в аренду, предприниматель не получил решение о предоставлении земельного участка в аренду на 49 лет, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Таким образом, исходя из буквального толкования, смысловой нагрузки заявления предпринимателя, следует, что предприниматель оспаривает бездействие администрации по непринятию в установленный ФЗ N 74 срок решения о предоставлении ему спорного земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом и ФЗ N 74-ФЗ.
В соответствии со статьей 11 ФЗ N 74 для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Пунктом 1 статьи 79 того же Кодекса установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Пунктом 1 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения предусмотрено создание фонда перераспределения земель.
Согласно части 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности гражданам, изъявившим соответствующее желание, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким образом, федеральный законодатель предоставил право субъекту Российской Федерации устанавливать собственные условия предоставления таких участков.
Суд, основываясь на сведениях государственного кадастрового учета, Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установил, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 15:04:0020201:877, площадью 3229194 кв. м поставлен на кадастровый учет 31.05.2013; категория земель и разрешенное использование не установлены (кадастровый паспорт земельного участка от 04.07.2014 N 15/201/2014-61677), данные о зарегистрированном праве отсутствуют. Постановлением главы АМС Ирафского района РСО-Алания от 28.08.2014 N 279 спорный земельный участок снят с кадастрового учета.
Орган местного самоуправления или орган государственной власти на основании заявления граждан или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом (пункт 3 статьи 12 ФЗ N 74-ФЗ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении заявителю этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 4 статьи 12 Закона N 74-ФЗ).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 рассматриваемой статьи решения (пункт 5 статьи 12 ФЗ 374).
Таким образом, Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве устанавливает особый порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения для деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.
При таких обстоятельствах на основании заявления от 10.07.2014 провести процедуры, установленные статьей 12 Закона о крестьянском хозяйстве, и принять решение о передаче испрашиваемого участка в аренду предпринимателю администрация не могла, что само по себе, исключает нарушение прав заявителя. К такому выводу суд пришел исходя из того, что предприниматель не обосновал размеры испрашиваемого земельного участка, не указал конкретных видов деятельности, предполагаемых для осуществления на участке. Кроме того, земельный участок, испрашиваемый заявителем для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, не относятся к землям сельскохозяйственного назначения, не установлен вид разрешенного использования земельного участка. Доказательства того, что испрашиваемый земельный участок сформирован для ведения крестьянского хозяйства, не представлены. Совершение со стороны предпринимателя действий по подаче заявления не является основанием для принятия решение о предоставлении спорного земельного участка ему в аренду.
Аргументы предпринимателя не основаны на материалах дела.
В силу абзаца 5 пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными (пункт 4 статьи 80 Земельного кодекса РФ), тогда как заявитель не представил надлежащих доказательств, что обращаясь в администрацию, располагал доказательством наличия в фонде перераспределения земель спорного земельного участка.
Следовательно, заявление предпринимателя не соответствует статье 12 вышеназванного Федерального закона и, следовательно, установленные статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий, необходимых для признания оспариваемого бездействия в части непринятия решения о предоставлении земельного участка в аренду на сорок девять лет и обязании принять и выдать (направить) решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду отсутствует. Суд при принятии решения принимал во внимание, что на момент принятия решения, испрашиваемый земельный участок на основании постановления от 28.08.2014 3279 снят с кадастрового учета.
Наряду с этим суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что со стороны администрации имело место бездействие, поскольку им в установленном законом порядке не совершены действия, предусмотренные действующим законодательством, в данном случае действия по направлению ответа на заявление предпринимателя.
Материалами дела подтверждается, что в течение 14 дней после поступления заявления (16.07.2014) ответ предпринимателю администрацией не направлен.
Администрация в силу возложенных на него обязанностей и предоставленных ему полномочий обязано было в установленный пунктом 4 статьи 12 ФЗ 74-ФЗ срок рассмотреть обращение заявителя и принять соответствующее решение по нему.
Ссылка администрации в обоснование своей позиции на письмо от 24.07.2013 N 642 является необоснованной, поскольку не подтверждает направление в адрес предпринимателя принятого решения по его заявлению.
Согласно абзацу 4 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Таким образом, бездействие имеет место, когда соответствующим органом или должностным лицом не исполнены возложенные на них законом или иным нормативным правовым актом обязанности.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что производство по делу в части требования предпринимателя Елканова Ф.Р. о привлечении главы АМС Пригородного района РСО-Алания по части 1 статьи 19.9 КоАП РФ за противоправные действия, выразившиеся в нарушении установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений юридических лиц о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков подлежит прекращению на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 19.9. КоАП РФ нарушение должностным лицом установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений граждан или юридических лиц о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных или лесных участков либо водных объектов влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, возбуждаются прокурором (часть 1 статьи 28.4 КоАП РФ) и рассматриваются судьями судов общей юрисдикции (часть 1 статьи 23.1 КоАП РФ).
В пункте 1 части 1 статьи 150 АПК РФ предусматривается, что прекращению подлежит производство по делу, если спор ввиду его неподведомственности не подлежал рассмотрению в арбитражном суде.
Доводы предпринимателя, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 15.12.2014 по делу N А61-2556/2014.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 15.12.2014 по делу N А61-2556/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий
Д.А.БЕЛОВ

Судьи
С.А.ПАРАСКЕВОВА
И.А.ЦИГЕЛЬНИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)