Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 26.12.2014 N Ф01-5354/2014 ПО ДЕЛУ N А43-7476/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2014 г. по делу N А43-7476/2013



Резолютивная часть постановления объявлена 23.12.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заявителя: Бересневой И.В. (доверенность от 09.01.2014 N 03/03),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.05.2014,
принятое судьей Соколовой Л.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2014,
принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Протасовым Ю.В.,
по делу N А43-7476/2013
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области о признании недействительным представления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области от 26.02.2013 по делу N 16-01-24-04
и
установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - Управление, ТУ Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее - регистрирующий орган) о признании недействительным представления от 26.02.2013 N 16-01-24-04.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Завод "Красное Сормово" (далее - ОАО "Завод "Красное Сормово"), Мошков Юрий Михайлович (далее - Мошков Ю.М.).
Руководствуясь статьями 65, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 9, 12, 13, 42, 45, 53, 71 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 209, 214, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, Положением о государственном земельном контроле, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689, постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 07.11.2011 N 621, приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.06.2011 N 318, суд первой инстанции решением от 21.04.2014 удовлетворил заявленное требование частично; признал недействительными пункты 1 и 2 представления Управления от 26.02.2013 по делу N 16-01-24-04. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказал.
Постановлением апелляционного суда от 18.08.2014 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), сделали выводы, не соответствующие обстоятельствам дела. По его мнению, Управление не обязано осуществлять мероприятия, направленные на приведение земельного участка с кадастровым номером 52:18:0010013:36 в состояние пригодное для использования по целевому назначению, поскольку фактическим пользователем земельного участка является ОАО "Завод "Красное Сормово". Кроме того, Управление указывает, что регистрирующий орган не представил доказательств, подтверждающих, что спорный земельный участок находится в состоянии непригодном для его использования по целевому назначению. Управление утверждает, что представление регистрирующего органа от 26.02.2013 по делу N 16-01-24-04 нарушает права и законные интересы ТУ Росимущества в сфере экономической деятельности.
Подробно доводы Управления изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
ОАО "Завод "Красное Сормово", регистрирующий орган в отзывах на кассационную жалобу не согласились с доводами Управления, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Регистрирующий орган заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
ОАО "Завод "Красное Сормово", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направило представителя в заседание суда округа. Кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда в оспариваемой части проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, распоряжением ТУ Росимущества от 02.08.2011 N 333 на основании обращения ОАО "Завод "Красное Сормово" земельный участок, находящийся в федеральной собственности общей площадью 186467+/-151 квадратных метров с кадастровым номером 52:18:0010013:33, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под складское хозяйство, расположенный по адресу: город Нижний Новгород, Сормовский район, улица Щербакова, 37, разделен на восемь самостоятельных земельных участков.
В результате образован земельный участок с кадастровым номером 52:18:0010013:36, общей площадью 80267+/-99 квадратных метров, разрешенное использование - под складское хозяйство, обременение - особый режим использования земли, водоохранная зона реки Левинки.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 52АГ N 980767 право собственности на земельный участок с кадастровым номером 52:18:0010013:36 зарегистрировано за Российской Федерацией.
В соответствии с распоряжением Управления от 30.11.2011 N 532 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Завод "Красное Сормово" на основании его обращения земельным участком общей площадью 80267+/-99 квадратного метра, кадастровый номер 52:18:0010013:36, расположенного по адресу: город Нижний Новгород, Сормовский район, улица Щербакова, 37.
В пункте 2 данного распоряжения указано, что земельный участок общей площадью 80267+/-99 квадратных метров, кадастровый номер 52:18:0010013:36, входит в состав казны Российской Федерации.
Данный ненормативный акт исполнен органами кадастрового и регистрационного учета.
Распоряжением от 26.09.2012 N 463 ТУ Росимущества внесло в распоряжение от 30.11.2011 N 532 изменение, исключив из перечня земельных участков, на которые прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Завод "Красное Сормово", земельный участок общей площадью 80267+/-99 квадратных метров, с кадастровым номером 52:18:0010013:36.
Прокуратура Сормовского района провела проверочные мероприятия по факту организации несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0010013:36. Заместитель прокурора Сормовского района города Нижнего Новгорода постановлением от 24.12.2012 возбудил в отношении ОАО "Завод "Красное Сормово" дело об административном правонарушении, предусмотрена частью 2 статьи 8.8 КоАП РФ, и направил материалы дела в регистрирующий орган для принятия соответствующего решения.
Рассмотрев поступившие материалы административного производства, должностное лицо регистрирующего органа установило, что в период организации несанкционированной свалки, с апреля по сентябрь 2012 года, у ОАО "Завод "Красное Сормово" отсутствовало вещное право на указанный земельный участок. Кроме того, ОАО "Завод "Красное Сормово" в своих обращениях в администрацию Сормовского района города Нижнего Новгорода, органы полиции и прокуратуры неоднократно указывало на образование несанкционированной свалки.
Придя к выводу об отсутствии в действиях ОАО "Завод "Красное Сормово" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.8 КоАП РФ, должностное лицо регистрирующего органа вынесло постановление о прекращении производства по делу N 16-0124-04 об административном правонарушении.
Регистрирующий орган 26.02.2013 вынес в отношении ТУ Росимущества представление по делу N 16-01-24-04 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, которым на Управление возложена обязанность в отношении земельного участка общей площадью 80267+/-99 квадратного метра, кадастровый номер 52:18:0010013:36, расположенного по адресу: город Нижний Новгород, улица Щербакова, 37:
- - привести в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжения от 26.09.2012 N 463 (пункт 1);
- - провести мероприятия в отношении ОАО "Завод "Красное Сормово" в соответствии пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (пункт 2);
- - в соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации осуществить мероприятия, направленные на приведение земельного участка с кадастровым номером 52:18:0010013:36 в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (пункт 3).
Управление, посчитав, что выданное регистрирующим органом представление не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу пункта 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В части 2 статьи 8.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий, выполнять иные требования, предусмотренные Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2 статьи 209 ГК РФ).
В части 1 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности) осуществляет Российская Федерация.
Согласно части 3 статьи 214 ГК РФ от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (далее - постановление N 432) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
В полномочия Федерального агентства по управлению государственным имуществом входит осуществление контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранности иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимых мер по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности (пункт 5.8 постановления N 432).
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 52 АГ N 980767 Российской Федерации принадлежит право собственности на земельный участок с кадастровым номером 52:18:0010013:36, общей площадью 80267+/-99 квадратных метров. Суд установил, что на территории земельного участка в период с апреля по сентябрь 2012 года организована несанкционированная свалка.
Таким образом, обязанность по надлежащему содержанию и должному контролю за использованием земельного участка с кадастровым номером 52:18:0010013:36 лежит на собственнике в лице уполномоченного органа - ТУ Росимущества.
Довод заявителя о том, что Общество имеет права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком был предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанциях.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции и апелляционного суда и получили соответствующую оценку. Эти доводы не опровергают выводов судов и направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного кассационная жалоба Управления не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.05.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2014 по делу N А43-7476/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
Судьи
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)