Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован наличием на испрашиваемом земельном участке капитального строения, а также тем, что предполагаемая цель использования земельного участка противоречит градостроительному регламенту.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.12.2014 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Филиппова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу N А55-25648/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Солнышко", г. Самара (ОГРН 1036300883222, ИНН 6319092656) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Солнышко" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) о признании незаконным уведомления от 30.10.2013 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0238002:10, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Гвардейская, д. 21, площадью 80 кв. м, обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.02.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 05.09.2014 вышеназванные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении заявитель изменил предмет заявленных требований и просил признать незаконным уведомление министерства от 30.10.2013 об отказе в предоставлении в собственность земельного, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский р-н, ул. Гвардейская, д. 21 площадью 80 кв. м, кадастровый номер 63:01:0238002:10, обязать министерство обеспечить проведение оценки вышеназванного земельного участка в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности в тридцатидневный срок, а также принять решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.12.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015, заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ министерства в предоставлении обществу в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский р-н, ул. Гвардейская, д. 21 площадью 80 кв. м, кадастровый номер 63:01:0238002:10, содержащийся в уведомлении от 30.10.2013 N 12-1/2436/13, обязал министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем проведения оценки земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский р-н, ул. Гвардейская, д. 21 площадью 80 кв. м, кадастровый номер 63:01:0238002:10 в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности и принятия решения о проведении торгов в форме аукциона по продаже указанного земельного участка.
Министерство, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь в ее обоснование на неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве общество просит в удовлетворении жалобы отказать, полагая судебные акты правильными.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
На основании договора аренды земельного участка от 24.04.2006 N 26526з обществу в аренду предоставлен земельный участок, кадастровым номером 63:01:0238002:10, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Гвардейская, д. 21, площадью 80 кв. м, для использования под временный мини-магазин.
Общество обратилось в министерство с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп вышеуказанного земельного участка.
Министерство сообщением от 30.10.2013 N 12-1/2436/13 отказало в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, в связи с тем, что на испрашиваемом земельном участке имеется капитальное строения и предполагаемая цель использования земельного участка противоречит градостроительному регламенту.
Общество, полагая отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд, с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту; нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на министерство.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, регламентирована постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку. В пункте 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены, тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
В соответствии с пунктом 2.3 министерство не позднее следующего дня, с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1, 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям. Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Довод министерства о наличии на испрашиваемом земельном участке капитального строения, опровергается имеющимся в материалах дела письмом Самарского филиала ГУП "Сартехинвентаризация" от 05.08.2013 N 055/2013, из которого следует, что принадлежащий заявителю мини-магазин не является объектом капитального строительства.
Из материалов дела следует, что на обращение министерства из Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - департамент) поступило сообщение от 22.08.2013 N САМВ-62956, согласно которому спорный участок отнесен к территориальной зоне Ж-3 согласно действующим Правилам застройки и землепользования в городе Самара, утвержденным постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, (далее - Правила). При этом размещение мини-магазина "Промтовары" не соответствует основным видам использования земельных участков в указанной зоне.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Правил объекты недвижимости, ставшие не соответствующими настоящим Правилам после их введения в действие, могут существовать и использоваться без их приведения в соответствие с настоящими Правилами. Исключения составляют те не соответствующие настоящим Правилам и обязательным нормативам, стандартам объекты недвижимости, существование и использование которых опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Применительно к этим объектам постановлением Главы города устанавливается срок приведения их в соответствие с настоящими Правилами, нормативами и стандартами.
Доказательств того, что использование спорного земельного участка или находящегося на нем мини-магазина опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, министерством не представлено.
В силу пункта 2.11. Порядка министерство обеспечивает проведение оценки земельного участка в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности, в срок, не превышающий тридцати дней с момента получения кадастрового паспорта земельного участка. Пунктом 2.12 Порядка предусмотрено, что в недельный срок начиная с даты получения кадастрового паспорта земельного участка и отчета о рыночной стоимости земельного участка министерство принимает решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка и уведомляет о принятом решении заявителя. В решении о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка указывается начальная цена земельного участка либо начальный размер арендной платы на основании отчета о рыночной стоимости. В течение пяти рабочих дней с момента принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка министерство передает в Главное управление организации торгов Самарской области, осуществляющее проведение аукциона по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, указанное решение с приложением отчета о рыночной стоимости, копию кадастрового паспорта земельного участка и проект договора купли-продажи либо аренды земельного участка.
Согласно пункту 2.13 Порядка организатор аукциона не позднее чем за 14 рабочих дней с момента получения решения министерства, определяет время и место проведения аукциона, шаг аукциона, размер задатка, время и место ознакомления с документацией о проведении аукциона и обеспечивает публикацию информации о предоставлении земельного участка на определенном праве с указанием условий предоставления в газете "Волжская коммуна", а также на официальном сайте Правительства Самарской области.
Извещение о проведении торгов должно быть опубликовано не менее чем за тридцать дней до даты проведения торгов. Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка, на основании опубликованной информации вправе обратиться к организатору аукциона с заявкой для участия в аукционе. Если предметом аукциона является заключение договора купли-продажи земельного участка, задаток устанавливается в размере, равном 20% начальной цены земельного участка, определенной на основании отчета о рыночной стоимости. Если предметом аукциона является право на заключение договора аренды земельного участка, задаток устанавливается в размере, равном 50% начального размера арендной платы (определенной на основании отчета о рыночной стоимости), подлежащей уплате за весь срок договора аренды. Договор купли-продажи земельного участка заключается министерством с победителем аукциона на основании протокола о результатах проведения аукциона в срок не позднее пяти дней со дня его подписания. В случае, если предметом аукциона было право на заключение договора аренды земельного участка, такой договор должен быть подписан министерством с победителем аукциона на основании протокола о результатах проведения аукциона в срок не позднее двадцати дней со дня его подписания. Внесенный победителем аукциона задаток засчитывается в оплату приобретаемого в собственность земельного участка либо в счет арендной платы. Аукцион по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка признается несостоявшимся в случаях, если в аукционе приняло участие менее двух участников, ни один из участников аукциона после троекратного объявления начальной цены или начального размера арендной платы не поднял билет или если победитель аукциона уклонился от подписания протокола о результатах аукциона, заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Организатор аукциона обязан в течение трех банковских дней со дня подписания протокола о результатах аукциона возвратить внесенный участниками несостоявшегося аукциона задаток. В случае, если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников, министерство принимает решение о предоставлении земельного участка лицу, принявшему участие в аукционе.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка, заключается в данном случае на условиях, указанных в извещении о проведении торгов.
Кадастровые работы в отношении испрашиваемого земельного участка проведены. В связи с чем, в соответствии с пунктами 2.11, 2.12. Порядка министерство обязано было провести оценку земельного участка, принять решение о проведении торгов в форме аукциона, известить об этом заявителя и передать соответствующие документы в Главное управление организации торгов Самарской области для проведения аукциона.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что оспариваемый отказ противоречит, пунктам 2.4., 2.11 - 2.13 Порядка, статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015) и нарушает права и законные интересы заявителя, что в силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является незаконным.
Доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 08.12.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015 по делу N А55-25648/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
В.А.ПЕТРУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 06.07.2015 N Ф06-13251/2013, Ф06-25385/2015 ПО ДЕЛУ N А55-25648/2013
Требование: О признании незаконным отказа уполномоченного органа в предоставлении земельного участка в собственность.Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован наличием на испрашиваемом земельном участке капитального строения, а также тем, что предполагаемая цель использования земельного участка противоречит градостроительному регламенту.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 2015 г. N Ф06-13251/2013
Дело N А55-25648/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.12.2014 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Филиппова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу N А55-25648/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Солнышко", г. Самара (ОГРН 1036300883222, ИНН 6319092656) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Солнышко" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) о признании незаконным уведомления от 30.10.2013 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0238002:10, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Гвардейская, д. 21, площадью 80 кв. м, обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.02.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 05.09.2014 вышеназванные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении заявитель изменил предмет заявленных требований и просил признать незаконным уведомление министерства от 30.10.2013 об отказе в предоставлении в собственность земельного, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский р-н, ул. Гвардейская, д. 21 площадью 80 кв. м, кадастровый номер 63:01:0238002:10, обязать министерство обеспечить проведение оценки вышеназванного земельного участка в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности в тридцатидневный срок, а также принять решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.12.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015, заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ министерства в предоставлении обществу в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский р-н, ул. Гвардейская, д. 21 площадью 80 кв. м, кадастровый номер 63:01:0238002:10, содержащийся в уведомлении от 30.10.2013 N 12-1/2436/13, обязал министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем проведения оценки земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский р-н, ул. Гвардейская, д. 21 площадью 80 кв. м, кадастровый номер 63:01:0238002:10 в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности и принятия решения о проведении торгов в форме аукциона по продаже указанного земельного участка.
Министерство, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь в ее обоснование на неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве общество просит в удовлетворении жалобы отказать, полагая судебные акты правильными.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
На основании договора аренды земельного участка от 24.04.2006 N 26526з обществу в аренду предоставлен земельный участок, кадастровым номером 63:01:0238002:10, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Гвардейская, д. 21, площадью 80 кв. м, для использования под временный мини-магазин.
Общество обратилось в министерство с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп вышеуказанного земельного участка.
Министерство сообщением от 30.10.2013 N 12-1/2436/13 отказало в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, в связи с тем, что на испрашиваемом земельном участке имеется капитальное строения и предполагаемая цель использования земельного участка противоречит градостроительному регламенту.
Общество, полагая отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд, с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту; нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на министерство.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, регламентирована постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку. В пункте 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены, тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
В соответствии с пунктом 2.3 министерство не позднее следующего дня, с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1, 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям. Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Довод министерства о наличии на испрашиваемом земельном участке капитального строения, опровергается имеющимся в материалах дела письмом Самарского филиала ГУП "Сартехинвентаризация" от 05.08.2013 N 055/2013, из которого следует, что принадлежащий заявителю мини-магазин не является объектом капитального строительства.
Из материалов дела следует, что на обращение министерства из Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - департамент) поступило сообщение от 22.08.2013 N САМВ-62956, согласно которому спорный участок отнесен к территориальной зоне Ж-3 согласно действующим Правилам застройки и землепользования в городе Самара, утвержденным постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, (далее - Правила). При этом размещение мини-магазина "Промтовары" не соответствует основным видам использования земельных участков в указанной зоне.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Правил объекты недвижимости, ставшие не соответствующими настоящим Правилам после их введения в действие, могут существовать и использоваться без их приведения в соответствие с настоящими Правилами. Исключения составляют те не соответствующие настоящим Правилам и обязательным нормативам, стандартам объекты недвижимости, существование и использование которых опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Применительно к этим объектам постановлением Главы города устанавливается срок приведения их в соответствие с настоящими Правилами, нормативами и стандартами.
Доказательств того, что использование спорного земельного участка или находящегося на нем мини-магазина опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, министерством не представлено.
В силу пункта 2.11. Порядка министерство обеспечивает проведение оценки земельного участка в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности, в срок, не превышающий тридцати дней с момента получения кадастрового паспорта земельного участка. Пунктом 2.12 Порядка предусмотрено, что в недельный срок начиная с даты получения кадастрового паспорта земельного участка и отчета о рыночной стоимости земельного участка министерство принимает решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка и уведомляет о принятом решении заявителя. В решении о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка указывается начальная цена земельного участка либо начальный размер арендной платы на основании отчета о рыночной стоимости. В течение пяти рабочих дней с момента принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка министерство передает в Главное управление организации торгов Самарской области, осуществляющее проведение аукциона по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, указанное решение с приложением отчета о рыночной стоимости, копию кадастрового паспорта земельного участка и проект договора купли-продажи либо аренды земельного участка.
Согласно пункту 2.13 Порядка организатор аукциона не позднее чем за 14 рабочих дней с момента получения решения министерства, определяет время и место проведения аукциона, шаг аукциона, размер задатка, время и место ознакомления с документацией о проведении аукциона и обеспечивает публикацию информации о предоставлении земельного участка на определенном праве с указанием условий предоставления в газете "Волжская коммуна", а также на официальном сайте Правительства Самарской области.
Извещение о проведении торгов должно быть опубликовано не менее чем за тридцать дней до даты проведения торгов. Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка, на основании опубликованной информации вправе обратиться к организатору аукциона с заявкой для участия в аукционе. Если предметом аукциона является заключение договора купли-продажи земельного участка, задаток устанавливается в размере, равном 20% начальной цены земельного участка, определенной на основании отчета о рыночной стоимости. Если предметом аукциона является право на заключение договора аренды земельного участка, задаток устанавливается в размере, равном 50% начального размера арендной платы (определенной на основании отчета о рыночной стоимости), подлежащей уплате за весь срок договора аренды. Договор купли-продажи земельного участка заключается министерством с победителем аукциона на основании протокола о результатах проведения аукциона в срок не позднее пяти дней со дня его подписания. В случае, если предметом аукциона было право на заключение договора аренды земельного участка, такой договор должен быть подписан министерством с победителем аукциона на основании протокола о результатах проведения аукциона в срок не позднее двадцати дней со дня его подписания. Внесенный победителем аукциона задаток засчитывается в оплату приобретаемого в собственность земельного участка либо в счет арендной платы. Аукцион по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка признается несостоявшимся в случаях, если в аукционе приняло участие менее двух участников, ни один из участников аукциона после троекратного объявления начальной цены или начального размера арендной платы не поднял билет или если победитель аукциона уклонился от подписания протокола о результатах аукциона, заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Организатор аукциона обязан в течение трех банковских дней со дня подписания протокола о результатах аукциона возвратить внесенный участниками несостоявшегося аукциона задаток. В случае, если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников, министерство принимает решение о предоставлении земельного участка лицу, принявшему участие в аукционе.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка, заключается в данном случае на условиях, указанных в извещении о проведении торгов.
Кадастровые работы в отношении испрашиваемого земельного участка проведены. В связи с чем, в соответствии с пунктами 2.11, 2.12. Порядка министерство обязано было провести оценку земельного участка, принять решение о проведении торгов в форме аукциона, известить об этом заявителя и передать соответствующие документы в Главное управление организации торгов Самарской области для проведения аукциона.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что оспариваемый отказ противоречит, пунктам 2.4., 2.11 - 2.13 Порядка, статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015) и нарушает права и законные интересы заявителя, что в силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является незаконным.
Доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 08.12.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015 по делу N А55-25648/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
В.А.ПЕТРУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)