Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ ОТ 22.09.2015 ПО ДЕЛУ N 33-1296/2015

Требование: О признании решения незаконным и возложении обязанности по предоставлению земельного участка в собственность.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истице было отказано в приобретении в собственность спорного земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 сентября 2015 г. по делу N 33-1296/2015год


Судья: Гуагов Р.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего: Хапачевой Р.А.,
судей: Козырь Е.Н. и Панеш Ж.К.,
при секретаре: Х.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 сентября 2015 года дело по апелляционной жалобе В. на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 23 июня 2015 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска В. к ФГКУ "Северо-Кавказское Территориальное Управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ о признании решения незаконным и возложении обязанности по предоставлению земельного участка в собственность, отказать.
Заслушав доклад судьи Хапачевой Р.А., пояснения представителя истца В. по доверенности Б., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

В. обратилась в суд с иском к ФГКУ "Северо-Кавказское Территориальное Управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ о признании отказа в предоставлении в собственность земельного участка незаконным и возложении обязанности по предоставлению земельного участка в собственность.
Требования мотивировала тем, что ей на праве собственности принадлежит нежилое здание, площадью 86,4 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> Земельный участок, площадью 5280 кв. м, с кадастровым номером 01:08:0519038:28, на котором расположено указанное выше здание, принадлежит Российской Федерации и находится в постоянном (бессрочном) пользовании у ответчика. Поскольку на данном земельном участке не располагаются никакие объекты недвижимости, кроме здания, принадлежащего В., последняя в порядке ст. 39.14 ЗК РФ обратилась 20.03.2015 г. к ответчику с заявлением о разрешении его приобретения в собственность, на что письмом от ДД.ММ.ГГГГ N ответчиком было отказано. В. считала отказ, противоречащим действующему законодательству, а именно ст. ст. 15, 39.20 ЗК РФ. Просила суд признать решение ФГКУ "Северо-Кавказское Территориальное Управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в предоставлении ей в собственность земельного участка, с кадастровым номером 01:08:0519038:28, расположенного по адресу: <адрес>, квартал 407-Е, площадью 5280 кв. м, незаконным и обязать ответчика передать указанный земельный участок в собственность, без проведения торгов, с заключением договора купли-продажи.
В судебном заседании представитель истицы по доверенности О. настаивал на удовлетворении исковых требований В.
Представитель ФГКУ "Северо-Кавказское Территориальное Управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился. Согласно возражений на исковое заявление, поданных ответчиком в Майкопский городской суд Республики Адыгея 09.06.2015 г., спорный земельный участок зарегистрирован на праве собственности за Российской Федерацией и предоставлен ФГКУ "Северо-Кавказское Территориальное Управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ на праве постоянного (бессрочного) пользования. Данный земельный участок не входит в состав высвобожденных военных городков и не планируемых к использованию в интересах Вооруженных Сил РФ. Имущество Вооруженных Сил РФ, а также земли и природные ресурсы, предоставленные ВС РФ независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся исключительно к федеральной собственности. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. Для приобретения прав на земельный участок граждане и юридические лица обращаются в орган государственной власти, уполномоченный распоряжаться земельными участками с заявлением о приобретении прав с предоставлением перечня необходимых документов, установленных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. ФГКУ "Северо-Кавказское Территориальное Управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ не относится к уполномоченным государственным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Ответчик полагал, что истцом нарушен порядок обращения по вопросу передачи земельного участка.
Представитель третьего лица - ООО "Лидер" (далее Общество) по доверенности Н. возражала против удовлетворения иска. В обоснование указывала, что отказ ФГКУ "Северо-Кавказское Территориальное Управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ в предоставлении В. спорного земельного участка в собственность правомерен, поскольку он не обладает полномочиями по распоряжению федеральным имуществом. Кроме того, за В. на основании судебного решения признано право собственности на нежилое здание, расположенное на земельном участке, пользователем которого на основании договора аренды от 01.05.2008 г., заключенного с Министерством обороны РФ и ответчиком, является ООО "Лидер". Вместе с тем, Общество не было привлечено к участию в рассмотрении дела.
Суд постановил обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе истец В. просит изменить решение суда в части отказа в признании решения ФГКУ "Северо-Кавказское Территориальное Управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N незаконным и принять новое решение об удовлетворении ее исковых требований. При этом указывает, что, обосновывая свой отказ в передаче ей в собственность земельного участка без проведения торгов, ответчик сослался на уже не действующие нормы закона. Считает, что суд первой инстанции возложил на себя обязанности государственного органа, дав ей ответ вместо него и закрепив право на спорный земельный участок за третьим лицом - ООО "Лидер". Кроме того, обращает внимание на то, что суд первой инстанции, ссылаясь в своем решении на Приказ Минэкономразвития РФ N "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов", не дал оценку обжалуемому решению ответчика в части того, что в своем решении он требует с истца предоставить документы и выполнить действия, не предусмотренные данным Перечнем и Земельным кодексом РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель ФГКУ "Северо-Кавказское Территориальное Управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ К., приводя доводы в опровержение, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель В. по доверенности Б. апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя В. по доверенности Б., судебная коллегия не усматривает оснований для отмены принятого судом решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Как следует из материалов дела, 20.03.2015 г. В. в соответствии с положениями ст. ст. 39.14, 39.17 ЗК РФ обратилась в ФГКУ "Северо-Кавказское Территориальное Управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 5280 кв. м, с кадастровым номером 01:08:0519038:28, расположенного по адресу: <адрес>, квартал 407-Е, принадлежащего Российской Федерации, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании ФГКУ "Северо-Кавказское Территориальное Управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, без проведения торгов.
Письмом ФГКУ "Северо-Кавказское Территориальное Управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ от 14.04.2015 г. с исх. N 141/3/12-5122 в предоставлении земельного участка в собственность было отказано.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что действующее законодательство не допускает возможность предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов при наличии его обременения на праве аренды, поскольку на основании договора аренды от 14.09.2012 г. спорный земельный участок был предоставлен в аренду на три года ООО "Лидер".
С таким выводом суда первой инстанции соглашается судебная коллегия.
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ осуществляется продажа (без торгов) земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
В силу ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Для приобретения права собственности на земельный участок собственники здания, сооружения или помещений в них обращаются в уполномоченный орган.
В соответствии со ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГг. N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов".
К перечню документов отнесены: документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в ЕГРП; документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП; сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров; кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка либо кадастровая выписка об испрашиваемом земельном участке; кадастровый паспорт здания, сооружения, расположенного на испрашиваемом земельном участке; кадастровый паспорт помещения, в случае обращения собственника помещения, в здании, сооружении, расположенного на испрашиваемом земельном участке; выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок и расположенных на нем объектов недвижимого имущества либо уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений; выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем; выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) об индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем.
Как установлено по материалам дела, за истцом право собственности на нежилое здание с кадастровым номером 01:08:0519038:1 171 площадью 86.4 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, квартал 407-Е было зарегистрирована на основании решения мирового судьи судебного участка N <адрес> N 2-333/8-2013.
На момент приобретения истцом право собственности на вышеуказанное нежилое здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 01:08:0519038:28, площадью 5280 кв. м, по адресу: <адрес>, данный земельный участок на основании договора аренды от 01.05.2008 г., заключенного между Майкопским КЭЧ района и ООО "Лидер" и дополнительного соглашения к Договору аренды от 01.08.2012 г., заключенного между Министерством обороны РФ в лице временно исполняющего директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ и ООО "Лидер" находился на праве аренды у ООО "Лидер".
Согласно ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что действующее законодательство не допускает возможность предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов при наличии обременения спорного земельного участка на праве аренды, следовательно требования истца о передаче ему земельного участка в собственность без проведения торгов путем заключения договора купли-продажи являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению, является верным и основанным на материалах дела.
Доказательств тому, что В. принимались меры по разделу спорного земельного участка в установленном порядке в материалах дела не представлено.
Кроме того, истец обратился с исковым заявлением к ненадлежащему ответчику, поскольку на основании постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ является Министерство обороны РФ.
В соответствии с п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ. утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. N 1082, Министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам РФ.
Исходя из содержания выше указанных норм права следует, что полномочия по распоряжению земельным участком, находящимся в федеральной собственности и закрепленным за Министерством обороны РФ, принадлежит ему в лице его уполномоченных органов.
Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 30.04.2009 N 335, Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, является уполномоченным органом по управлению федеральным недвижимым имуществом, находящимся у Вооруженных Сил на правах хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования у Вооруженных Сил, имуществом подведомственных Минобороны России федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Минобороны России федеральных государственных унитарных предприятий и акции которых находятся в федеральной собственности.
Доказательств, свидетельствующих о соблюдении порядка предоставления документов, необходимых для принятия решения о разделе и предоставлении спорного земельного участка в Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ материалы дела не содержат, стороной истца факт такого обращения отрицается.
Из вышеизложенного следует, что требование об обязании компетентного органа предоставить В. в собственность земельный участок, площадью 5280 кв. м, с кадастровым номером 01:08:0519038:28, расположенный по адресу: <адрес>, квартал 407-Е, не основано на законе.
Иные доводы апелляционной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного решения, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и изменения обжалуемого судебного решения не установлено.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 23 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Р.А.ХАПАЧЕВА

Судьи
Е.Н.КОЗЫРЬ
Ж.К.ПАНЕШ

Копия верна:
Судья
Верховного Суда Республики Адыгея
Р.А.ХАПАЧЕВА

Председательствующий
Р.А.ХАПАЧЕВА

Судьи
Е.Н.КОЗЫРЬ
Ж.К.ПАНЕШ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)