Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.08.2014 N 18АП-8132/2014 ПО ДЕЛУ N А34-6993/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 августа 2014 г. N 18АП-8132/2014

Дело N А34-6993/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конновой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Анесяна Размика Баласановича на решение Арбитражного суда Курганской области от 29.05.2014 по делу N А34-6993/2013 (судья Шестакова Л.П.).
В заседании принял участие представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области - Рогова Анна Петровна (доверенность от 17.12.2013 N 79, доверенность от 20.09.2013 N 114).
Индивидуальный предприниматель Анесян Размик Баласанович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Анесян Р.Б.) обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконными, как не соответствующими статьям 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной оценки земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2002 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами:
- 45:25:010301:225, разрешенное использование для размещения автозаправочной станции общей площадью 10209 кв. м, участок находится примерно в 1620 м по направлению на северо-запад от ориентира жилая застройка, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Курганская область, г. Курган, микрорайон Зайково,
- 45:08:010601:806 разрешенное использование для размещения производственной базы общей площадью 37602 кв. м, местоположение: Курганская область, Кетовский район, в 1 км. Юго-восточнее с. Большое Чаусово, выразившихся в осуществлении ненадлежащей предварительной проверки Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Курганской области.
- о признании незаконными, как не соответствующими статьям 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной оценки земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2002 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, действий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами:
- 45:25:010301:225, разрешенное использование для размещения автозаправочной станции общей площадью 10209 кв. м, участок находится примерно в 1620 м по направлению на северо-запад от ориентира жилая застройка, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Курганская область, г. Курган, микрорайон Зайково,
- 45:08:010601:806 разрешенное использование для размещения производственной базы общей площадью 37602 кв. м, местоположение: Курганская область, Кетовский район, в 1 км. Юго-восточнее с. Большое Чаусово, выразившихся в осуществлении ненадлежащей предварительной проверки Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Курганской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), Правительство Курганской области (далее - Правительство), федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" (далее - ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ").
Решением арбитражного суда Курганской области от 29.05.2014 (резолютивная часть объявлена 27.05.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе ИП Анесян (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Ссылается на несогласие с выводом суда о недоказанности нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми действиями. Отметил, что осуществление ненадлежащей предварительной проверки и проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков с нарушением установленной процедуры и без надлежащего анализа и учета информации о рыночной стоимости принадлежащих заявителю земельных участков нарушает права и законные интересы заявителя, связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога, поскольку порядок исчисления земельного налога прямо связан с соблюдением требований земельного законодательства при определении кадастровой стоимости каждого земельного участка и внесении этих данных в государственный кадастр недвижимости.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представители лиц, участвующих в деле, за исключением представителя заинтересованного лица, в судебное заседание не явились.
С учетом мнения представителя заинтересованного лица и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица выразил несогласие с изложенными в апелляционной жалобе доводами.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, предпринимателю на праве собственности принадлежат земельные участки: с кадастровым номером 45:25:010301:225, разрешенное использование для размещения автозаправочной станции общей площадью 10209 кв. м, участок находится примерно в 1620 м по направлению на северо-запад от ориентира жилая застройка, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Курганская область, г. Курган, микрорайон Зайково (свидетельство о государственной регистрации права от 04.10.2011 серии 45 АА 295029 - т. 1 л.д. 40); с кадастровым номером 45:08:010601:806 разрешенное использование для размещения производственной базы общей площадью 37602 кв. м, местоположение: Курганская область, Кетовский район, в 1 км. Юго-восточнее с. Большое Чаусово (свидетельство о государственной регистрации права от 11.02.2011 серии 45 АА 192148 - т. 1 л.д. 39).
Установлено, что ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" подготовлен отчет об определении кадастровой стоимости земель населенных пунктов Курганской области на 01.01.2010 N 22-22К/10-45.
Постановлением Правительства Курганской области от 26.09.2011 т N 454 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области" в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, на основании представления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в разрезе земельных участков Курганской области по состоянию на 01.01.2010, средние уровни кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным образованиям Курганской области (т. 1 л.д. 115-117).
ОАО "ЧелябинскНИИгипрозем" подготовлен отчет N 10-2009 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения Курганской области по состоянию на 01.01.2009.
Постановлением Правительства Курганской области от 23.05.2011 N 222 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценке земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельностью, земель обороны, безопасности и земель иного социального назначения в пределах территории Курганской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки перечисленных земель по состоянию на 01.01.2009 (т. 1 л.д. 112-114).
Из кадастровых выписок о земельных участках от 05.06.2013 следует, что кадастровая стоимость земельного участка:
- с кадастровым номером 45:25:010301:225 составляет 8 746 356 руб. 57 коп.; удельный показатель кадастровой стоимости названного участка составляет 80,92 руб. за кв. м (т. 1 л.д. 15-17),
- с кадастровым номером 45:08:010601:806 составляет 6 049 033 руб. 74 коп.; удельный показатель кадастровой стоимости названного участка составляет 160 руб. 87 коп. за кв. м.
Согласно представленного в материалы дела отчета, выполненного ООО "Аванта Вест" N 90/09-2013 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 45:25:010301:225 по состоянию на 01.01.2010 составляет 1 417 593 руб.; согласно отчету N 91/09-2013 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 45:08:010601:806 по состоянию на 01.01.2010-2 612 421 руб. (т. 1 л.д. 20-34)
В соответствии с решением Арбитражного суда Курганской области по делу N А34-5074/2013 удовлетворены исковые требования ИП Анесяна Р.Б. об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере рыночной стоимости. Суд

установил:

кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 45:25:010301:225 в размере рыночной стоимости в сумме 1 417 593 руб., кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 45:08:010601:806 в размере рыночной стоимости в сумме 2 612 421 руб. (т. 1 л.д. 34-38).
Новые сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается информацией, представленной ФГБУ "ФКП Росреестра" (т. 1 л.д. 65-74).
Полагая, что заинтересованными лицами ненадлежащим образом осуществлена предварительная проверка и проверка отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Курганской области применительно к земельным участкам, принадлежащим ИП Анесяну, в результате чего определенная по результатам кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков превысила их рыночную стоимость более чем в пять раз, обратился в суд с указанными выше требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не представлены доказательства нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми действиями заинтересованных лиц, защита которых осуществлена решением Арбитражного суда Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания факта отсутствия незаконности оспариваемых действий лежит на заинтересованных лицах.
Бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемыми действиями прав и интересов заявителя лежит на последнем (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 66 названного Кодекса установлено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1). Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В силу пункта 1 указанных Правил настоящие Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Названным пунктом установлено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с пунктом 10 названных Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10, осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке: определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов; сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости; построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов; расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Состав факторов стоимости определяется для каждого вида разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа информации о рынке недвижимости субъекта Российской Федерации (пункт 2.2.2 названных Методических указаний).
Пунктом 2.2.5 названных Методических указаний предусмотрено, что при отсутствии достаточной рыночной информации о земельных участках в одних источниках соответствующие сведения могут быть получены из источников другого вида.
Названные Методические указания содержат примерный перечень используемых сведений, среди которых в качестве источников информации названы: официальные реестры, содержащие сведения о сделках с объектами недвижимости, находящиеся в ведении органов государственной власти и местного самоуправления; средства массовой информации, в том числе официальные сайты предприятий, организаций, размещающих объявления о рынке недвижимости; отчеты об оценке рыночной стоимости.
В силу абзаца 13 пункта 2.2.5 названных Методических указаний информация считается достаточной, если на ее основе можно построить статистически значимую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
В силу пункта 4 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в том числе, следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
В соответствии с пунктом 9.5 названного Регламента Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации производит проверку представленного исполнителем работ отчета на соответствие его состава условиям технического задания.
В случае соответствия состава отчета условиям технического задания Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет один экземпляр отчета на бумажном и электронном носителях на проверку в Роснедвижимость в срок не более двух рабочих дней с даты окончания его предварительной проверки (пункт 9.6 названного Регламента).
В срок не более одного месяца с даты получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации отчета Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки: о соответствии отчета методическим указаниям; о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков (пункт 9.8 названного Регламента).
В случае принятия решения о соответствии отчета методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение (пункт 9.9 названного Регламента).
Арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводом арбитражного суда первой инстанции о том, что заявителем не представлены доказательства нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми действиями заинтересованных лиц, совершенными в порядке, регламентированном изложенными выше положениями.
Обращаясь с настоящими требованиями, ИП Анесян Р.Б. указывает на выполнение отчета N 22-22К/10-45 с нарушениями требований Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 254-256.
Между тем, заявитель не указал каким образом названные им нарушения, которые, по его мнению, имеются в отчете, повлияли на величину кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков.
Судом первой инстанции обоснованно учтено, что спорные земельные участки относятся к разным категориям земель, кадастровая оценка данных земельных участков была определена исходя из классификации земель по целевому назначению и вида функционального использования. Спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет после составления отчетов об определении кадастровой стоимости земельных участков, соответственно их кадастровая стоимость была определена после их образования расчетным методом на основании показателей средних уровней кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным образованиям Курганской области и средних уровней кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельностью, земель обороны, безопасности и земель иного социального назначения в пределах территории Курганской области, утвержденных постановлениями Правительства Курганской области от 26.09.2011 N 454 и от 23.05.2011 N 222.
В постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом Президиум исходил из того, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Следовательно, при установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости не устанавливается факт неверного определения кадастровой стоимости земельного участка при проведении массовой оценки, а производится уточнение результатов массовой оценки с учетом уникальных характеристик конкретного земельного участка.
Заявитель воспользовался процедурой установления кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков в размере их рыночной стоимости в рамках дела N А34-5074/2013.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с предоставлением подателю апелляционной жалобы отсрочки в уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции с ИП Анесяна Р.Б. подлежит взысканию 100 руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Курганской области от 29.05.2014 по делу N А34-6993/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Анесяна Размика Баласановича - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Анесяна Размика Баласановича в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 100 рублей за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
И.Ю.СОКОЛОВА

Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Л.В.ПИВОВАРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)