Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Желтоухова Е.В., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чолбон-Инвест" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 ноября 2013 г. по делу N А58-4539/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чолбон-Инвест" к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа от 07.06.2013 N 5477- ДИЗО/2013 в предоставлении земельного участка,
(суд первой инстанции - Евсеева Е.А.),
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: не явился, извещен;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Чолбон-Инвест" (ИНН 1435134280, ОГРН 1031402045905, далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435134280, ОГРН 1031402045905, далее - Департамент) о признании незаконным отказа от 07.06.2013 N 5477-ДИЗО/2013 в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. К.Алексеева, 13/5 "Г" (далее - земельный участок).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в удовлетворении заявленных требований отказано. В обосновании суд первой инстанции указал, что виды разрешенного использования земельных участков, предусмотренные правилами землепользования и застройки, делятся на те, которые самостоятельно определяются землепользователем (основные и условно разрешенные), и те, которые могут определяться землепользователем только дополнительно к основным или условно разрешенным, наряду с ними (вспомогательные виды разрешенного использования). Выбор в качестве основного и единственного вспомогательного вида разрешенного использования из числа указанных в градостроительных регламентах Правил землепользования и застройки, не допустим. При таких обстоятельствах, оспариваемый отказ соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 ноября 2013 г. по делу N А58-4539/2013 полностью и принять по делу новый судебный акт.
Общество указывает, что гаражи построены заявителем согласно Заданию на проектирование объекта "25 - квартирный жилой дом в 92 квартале г. Якутска", где предусмотрено выполнение благоустройства участка по СНиП с учетом перспективного строительства теплых гаражей. Из заявления ООО "Чолбон - Инвест" поданного через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Саха (Якутия) от 16 апреля 2013 г. видно, что общество намеревалось получить право аренды конкретного земельного участка через торги для того, чтобы узаконить вновь построенный гаражный комплекс. Нахождение на испрашиваемом земельном участке самовольно возведенного объекта не должно ограничивать оборотоспособность земельного участка и не должно влечь в соответствии с действующим законодательством запрет на выбор земельного участка. В отношении теплотрассы, расположенной рядом с испрашиваемым земельным участком ООО "Чолбон - Инвест" получил письмо от МУП "Теплоэнергия", что объект (гаражный комплекс) не мешает обслуживанию сетей МУП "Теплоэнергия". В связи с чем, основной вид разрешенного использования - многоквартирный жилой дом (пункт 1 Ж-5 "Зона среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки" Правил землепользования и застройки городского округа "Город Якутск") соблюден.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 31.12.2013 г.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями N 672002 70 43417 7, 672002 70 43418 4.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
ООО "Чолбон-Инвест" зарегистрирован в качестве юридического лица 30.01.2004 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Якутску Республики Саха (Якутия) за государственным регистрационным номером 1041402026380.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 16.04.2013 (т. 1 л.д. 20-21) через МАУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Саха (Якутия) Общество обратилось в адрес Департамента с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства гаражных боксов без предварительного согласования места размещения, зарегистрированным за N 138699.
Письмом от 07.06.2013 N 5477-ДИЗО/13 (т. 1 л.д. 19) Департамент отказал в предоставлении земельного участка под гаражные боксы по причине несоответствия видам разрешенного использования земельного участка и минимальным размера земельного участка в зоне среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки Ж-5, установленных Правилами землепользования и застройки ГО "город Якутск", утвержденных Решением Окружного совета г. Якутска от 25.07.2007 N РОС-51-9 (сведения ИСОГД N 07-232 от 26.04.2013); также указал, что на испрашиваемом земельном участке расположены выстроенные гаражи, теплотрасса.
Не согласившись с отказом, общество оспорило его в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие земельного кодекса РФ" от 25.10.2001 N 137 до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности не требуется.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Республики Саха (Якутия) "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничен осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в пределах полномочий, установленных законодательством. В соответствии с п. 1 ст. 44 Устава Городского округа "Город Якутск", утвержденного Решением Окружного совета от 25.06.2007 N РОС-51-1, в Окружной Администрации могут создаваться структурные подразделения (комитеты, управления, департаменты, службы), осуществляющие свою деятельность самостоятельно в соответствии с принципами единоначалия и на основе положений, утверждаемых Главой округа.
Пунктом 1.1. Положения "О департаменте имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутка", утвержденного решением Якутской городской Думы от 21.03.2011 N РЯГД-43-1, на Департамент имущественных и земельных отношений ОА г. Якутска возложены полномочия управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск".
Спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Как указывает суд первой инстанции, согласно пояснениям общества, ООО "Чолбон-Инвест" является застройщиком-заказчиком объекта капитального строительства "25-квартирный жилой дом в 92 квартале г. Якутска", при этом соответствующих доказательств не представлено (договор подряда, совместной деятельности и т.п). Разрешение на строительство данного объекта выдано ГКУ РС(Я) "Якутское лесничество". По пояснению представителя Общества в связи с тем, что земельный участок принадлежит Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования. Подтверждающие данное обстоятельство документы также не представлены.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждено (решения Якутского городского суда), сторонами не оспаривается, что на испрашиваемом земельном участке расположены гаражные боксы, построенные Обществом с привлечением средств дольщиков-граждан в соответствии с договорами участия в долевом строительстве объекта. Якутским городским судом отказано в исках дольщиков-граждан о признании права собственности на гаражный бокс, в связи с отсутствием какой-либо разрешительной документации на строительство гаража и ввод его в эксплуатацию, на пользование земельным участком под гараж.
В части нахождения на испрашиваемом земельном участке самовольно возведенных гаражных боксов, Общество полагает, что данный факт не должен ограничивать оборотоспособность земельного участка и не должен влечь запрет на выбор земельного участка.
В апелляционной жалобе приведены доводы, аналогичные доводам общества в суде первой инстанции.
Оценив доводы общества и материалы дела, суд первой инстанции правильно посчитал заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской федерации (далее - ЗК РФ) определено, что земли делятся по целевому назначению на категории и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу части 2 статьи 85 ЗК РФ, части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются в пункте 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ на: - основные, - условно разрешенные и вспомогательные.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1 статьи 30 ЗК РФ).
Пунктом 1.2 статьи 30 ЗК РФ установлено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляются исключительно на торгах.
В соответствии со статьей 7 нормативного правового акта Якутской городской Думы от 15.02.2012 N 50-НПА "О порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "город Якутск", предоставление земельных участков для строительства осуществляется исключительно на торгах, за исключением:
- предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование лицам, указанным в пункте 4 части 1 статьи 5 настоящего нормативного правового акта;
- предоставление земельных участков в безвозмездное срочное пользование лицам, указанным в пунктах 5 - 6 части 1 статьи 5 настоящего нормативного правового акта;
- предоставление земельного участка в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории;
- предоставление государственной компании "Российские автомобильные дороги" в аренду земельных участков, необходимых для осуществления ее деятельности, из земель, государственная собственность на которые не разграничена;
- предоставление в аренду пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами;
- передача земельных участков, сформированных, но не закрепленных за гражданами или юридическими лицами, в аренду на основании заявления гражданина или юридического лица при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка (пункт 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации);
- предоставление земельных участков гражданам в аренду для индивидуального жилищного строительства на основании их заявлений, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили (статья 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации);
- предоставление в соответствии с Земельным кодексом Республики Саха (Якутия) земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в том числе для жилищного строительства;
- предоставление земельных участков для строительства индивидуального жилого дома из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предоставляется в первоочередном порядке;
- лицам, имеющим в соответствии с законодательством Российской Федерации право на бесплатное предоставление земельных участков.
Общество не относится ни к одной категории вышеуказанных лиц, обладающих правом предоставления земельного участка без проведения торгов, в связи с чем, обратилось о предоставлении земельного участка без предварительного согласования места размещения.
Как правильно указано судом первой инстанции, испрашиваемый земельный участок находится в зоне Ж-5 зона среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки (Решение окружного Совета г. Якутска от 25.06.2007 N РОС-51-9), где гаражи являются вспомогательным видом разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 2 "а").
Между тем, в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 13016/11 и от 29.05.2012 N 12919/11 сформулировано следующее.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются в пункте 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основные, условно разрешенные и вспомогательные.
В силу пункта 3 части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.
Таким образом, виды разрешенного использования земельных участков, предусмотренные правилами землепользования и застройки, делятся на те, которые самостоятельно определяются землепользователем (основные и условно разрешенные), и те, которые могут определяться землепользователем только дополнительно к основным или условно разрешенным, наряду с ними (вспомогательные виды разрешенного использования).
Выбор в качестве основного и единственного вспомогательного вида разрешенного использования из числа указанных в градостроительных регламентах Правил землепользования и застройки, не допустим.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемый отказ не нарушает прав общества, оснований для удовлетворения заявленных требований нет.
Апелляционный суд, отмечает, что Земельным кодексом РФ установлен определенный порядок предоставления земельных участков для строительства, который обществом не соблюден. Как следует из апелляционной жалобы, земельный участок необходим обществу для узаконения уже построенных гаражей, то есть, обращение общества за получением земельного участка направлено, фактически, на обход установленной процедуры получения земельного участка под строительство. Действительно, наличие на земельном участке самовольных построек не может само по себе исключать предоставление земельного участка, однако, ссылка на судебные акты по делу N А03-724/2012 отклоняется, поскольку они приняты при иных обстоятельствах (земельный участок ранее предоставлялся заявителю в аренду для строительства объекта). При этом, как указано и судом первой инстанции, в материалы дела не представлены доказательств наличия у общества каких-либо прав на земельный участок, в том числе на момент осуществления строительства жилого дома, на момент строительства гаражей, наоборот, из материалов дела следует, что разрешение на строительство дома выдавалось иному лицу (т. 1 л.д. 106), а гаражи были упомянуты в задании на проектировании жилого дома (т. 1 л.д. 25) только в смысле их перспективного строительства.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 ноября 2013 года по делу N А58-4539/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Е.О.НИКИФОРЮК
Судьи
Э.В.ТКАЧЕНКО
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.02.2014 ПО ДЕЛУ N А58-4539/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 февраля 2014 г. по делу N А58-4539/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Желтоухова Е.В., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чолбон-Инвест" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 ноября 2013 г. по делу N А58-4539/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чолбон-Инвест" к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа от 07.06.2013 N 5477- ДИЗО/2013 в предоставлении земельного участка,
(суд первой инстанции - Евсеева Е.А.),
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: не явился, извещен;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Чолбон-Инвест" (ИНН 1435134280, ОГРН 1031402045905, далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435134280, ОГРН 1031402045905, далее - Департамент) о признании незаконным отказа от 07.06.2013 N 5477-ДИЗО/2013 в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. К.Алексеева, 13/5 "Г" (далее - земельный участок).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в удовлетворении заявленных требований отказано. В обосновании суд первой инстанции указал, что виды разрешенного использования земельных участков, предусмотренные правилами землепользования и застройки, делятся на те, которые самостоятельно определяются землепользователем (основные и условно разрешенные), и те, которые могут определяться землепользователем только дополнительно к основным или условно разрешенным, наряду с ними (вспомогательные виды разрешенного использования). Выбор в качестве основного и единственного вспомогательного вида разрешенного использования из числа указанных в градостроительных регламентах Правил землепользования и застройки, не допустим. При таких обстоятельствах, оспариваемый отказ соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 ноября 2013 г. по делу N А58-4539/2013 полностью и принять по делу новый судебный акт.
Общество указывает, что гаражи построены заявителем согласно Заданию на проектирование объекта "25 - квартирный жилой дом в 92 квартале г. Якутска", где предусмотрено выполнение благоустройства участка по СНиП с учетом перспективного строительства теплых гаражей. Из заявления ООО "Чолбон - Инвест" поданного через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Саха (Якутия) от 16 апреля 2013 г. видно, что общество намеревалось получить право аренды конкретного земельного участка через торги для того, чтобы узаконить вновь построенный гаражный комплекс. Нахождение на испрашиваемом земельном участке самовольно возведенного объекта не должно ограничивать оборотоспособность земельного участка и не должно влечь в соответствии с действующим законодательством запрет на выбор земельного участка. В отношении теплотрассы, расположенной рядом с испрашиваемым земельным участком ООО "Чолбон - Инвест" получил письмо от МУП "Теплоэнергия", что объект (гаражный комплекс) не мешает обслуживанию сетей МУП "Теплоэнергия". В связи с чем, основной вид разрешенного использования - многоквартирный жилой дом (пункт 1 Ж-5 "Зона среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки" Правил землепользования и застройки городского округа "Город Якутск") соблюден.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 31.12.2013 г.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями N 672002 70 43417 7, 672002 70 43418 4.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
ООО "Чолбон-Инвест" зарегистрирован в качестве юридического лица 30.01.2004 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Якутску Республики Саха (Якутия) за государственным регистрационным номером 1041402026380.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 16.04.2013 (т. 1 л.д. 20-21) через МАУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Саха (Якутия) Общество обратилось в адрес Департамента с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства гаражных боксов без предварительного согласования места размещения, зарегистрированным за N 138699.
Письмом от 07.06.2013 N 5477-ДИЗО/13 (т. 1 л.д. 19) Департамент отказал в предоставлении земельного участка под гаражные боксы по причине несоответствия видам разрешенного использования земельного участка и минимальным размера земельного участка в зоне среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки Ж-5, установленных Правилами землепользования и застройки ГО "город Якутск", утвержденных Решением Окружного совета г. Якутска от 25.07.2007 N РОС-51-9 (сведения ИСОГД N 07-232 от 26.04.2013); также указал, что на испрашиваемом земельном участке расположены выстроенные гаражи, теплотрасса.
Не согласившись с отказом, общество оспорило его в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие земельного кодекса РФ" от 25.10.2001 N 137 до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности не требуется.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Республики Саха (Якутия) "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничен осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в пределах полномочий, установленных законодательством. В соответствии с п. 1 ст. 44 Устава Городского округа "Город Якутск", утвержденного Решением Окружного совета от 25.06.2007 N РОС-51-1, в Окружной Администрации могут создаваться структурные подразделения (комитеты, управления, департаменты, службы), осуществляющие свою деятельность самостоятельно в соответствии с принципами единоначалия и на основе положений, утверждаемых Главой округа.
Пунктом 1.1. Положения "О департаменте имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутка", утвержденного решением Якутской городской Думы от 21.03.2011 N РЯГД-43-1, на Департамент имущественных и земельных отношений ОА г. Якутска возложены полномочия управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск".
Спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Как указывает суд первой инстанции, согласно пояснениям общества, ООО "Чолбон-Инвест" является застройщиком-заказчиком объекта капитального строительства "25-квартирный жилой дом в 92 квартале г. Якутска", при этом соответствующих доказательств не представлено (договор подряда, совместной деятельности и т.п). Разрешение на строительство данного объекта выдано ГКУ РС(Я) "Якутское лесничество". По пояснению представителя Общества в связи с тем, что земельный участок принадлежит Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования. Подтверждающие данное обстоятельство документы также не представлены.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждено (решения Якутского городского суда), сторонами не оспаривается, что на испрашиваемом земельном участке расположены гаражные боксы, построенные Обществом с привлечением средств дольщиков-граждан в соответствии с договорами участия в долевом строительстве объекта. Якутским городским судом отказано в исках дольщиков-граждан о признании права собственности на гаражный бокс, в связи с отсутствием какой-либо разрешительной документации на строительство гаража и ввод его в эксплуатацию, на пользование земельным участком под гараж.
В части нахождения на испрашиваемом земельном участке самовольно возведенных гаражных боксов, Общество полагает, что данный факт не должен ограничивать оборотоспособность земельного участка и не должен влечь запрет на выбор земельного участка.
В апелляционной жалобе приведены доводы, аналогичные доводам общества в суде первой инстанции.
Оценив доводы общества и материалы дела, суд первой инстанции правильно посчитал заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской федерации (далее - ЗК РФ) определено, что земли делятся по целевому назначению на категории и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу части 2 статьи 85 ЗК РФ, части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются в пункте 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ на: - основные, - условно разрешенные и вспомогательные.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1 статьи 30 ЗК РФ).
Пунктом 1.2 статьи 30 ЗК РФ установлено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляются исключительно на торгах.
В соответствии со статьей 7 нормативного правового акта Якутской городской Думы от 15.02.2012 N 50-НПА "О порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "город Якутск", предоставление земельных участков для строительства осуществляется исключительно на торгах, за исключением:
- предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование лицам, указанным в пункте 4 части 1 статьи 5 настоящего нормативного правового акта;
- предоставление земельных участков в безвозмездное срочное пользование лицам, указанным в пунктах 5 - 6 части 1 статьи 5 настоящего нормативного правового акта;
- предоставление земельного участка в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории;
- предоставление государственной компании "Российские автомобильные дороги" в аренду земельных участков, необходимых для осуществления ее деятельности, из земель, государственная собственность на которые не разграничена;
- предоставление в аренду пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами;
- передача земельных участков, сформированных, но не закрепленных за гражданами или юридическими лицами, в аренду на основании заявления гражданина или юридического лица при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка (пункт 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации);
- предоставление земельных участков гражданам в аренду для индивидуального жилищного строительства на основании их заявлений, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили (статья 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации);
- предоставление в соответствии с Земельным кодексом Республики Саха (Якутия) земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в том числе для жилищного строительства;
- предоставление земельных участков для строительства индивидуального жилого дома из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предоставляется в первоочередном порядке;
- лицам, имеющим в соответствии с законодательством Российской Федерации право на бесплатное предоставление земельных участков.
Общество не относится ни к одной категории вышеуказанных лиц, обладающих правом предоставления земельного участка без проведения торгов, в связи с чем, обратилось о предоставлении земельного участка без предварительного согласования места размещения.
Как правильно указано судом первой инстанции, испрашиваемый земельный участок находится в зоне Ж-5 зона среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки (Решение окружного Совета г. Якутска от 25.06.2007 N РОС-51-9), где гаражи являются вспомогательным видом разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 2 "а").
Между тем, в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 13016/11 и от 29.05.2012 N 12919/11 сформулировано следующее.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются в пункте 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основные, условно разрешенные и вспомогательные.
В силу пункта 3 части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.
Таким образом, виды разрешенного использования земельных участков, предусмотренные правилами землепользования и застройки, делятся на те, которые самостоятельно определяются землепользователем (основные и условно разрешенные), и те, которые могут определяться землепользователем только дополнительно к основным или условно разрешенным, наряду с ними (вспомогательные виды разрешенного использования).
Выбор в качестве основного и единственного вспомогательного вида разрешенного использования из числа указанных в градостроительных регламентах Правил землепользования и застройки, не допустим.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемый отказ не нарушает прав общества, оснований для удовлетворения заявленных требований нет.
Апелляционный суд, отмечает, что Земельным кодексом РФ установлен определенный порядок предоставления земельных участков для строительства, который обществом не соблюден. Как следует из апелляционной жалобы, земельный участок необходим обществу для узаконения уже построенных гаражей, то есть, обращение общества за получением земельного участка направлено, фактически, на обход установленной процедуры получения земельного участка под строительство. Действительно, наличие на земельном участке самовольных построек не может само по себе исключать предоставление земельного участка, однако, ссылка на судебные акты по делу N А03-724/2012 отклоняется, поскольку они приняты при иных обстоятельствах (земельный участок ранее предоставлялся заявителю в аренду для строительства объекта). При этом, как указано и судом первой инстанции, в материалы дела не представлены доказательств наличия у общества каких-либо прав на земельный участок, в том числе на момент осуществления строительства жилого дома, на момент строительства гаражей, наоборот, из материалов дела следует, что разрешение на строительство дома выдавалось иному лицу (т. 1 л.д. 106), а гаражи были упомянуты в задании на проектировании жилого дома (т. 1 л.д. 25) только в смысле их перспективного строительства.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 ноября 2013 года по делу N А58-4539/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Е.О.НИКИФОРЮК
Судьи
Э.В.ТКАЧЕНКО
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)