Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Е.Г. Шатохиной
судей В.А. Журавлевой, Н.А. Усаниной
при ведении протокола судебного заседания судьей Н.А. Усаниной
при участии:
от заявителя: Большикова М.В., по доверенности от 17.04.2009 г., Лобанова Н.Г. по доверенности от 17.04.2009 г.
от заинтересованных лиц: без участия (извещены)
от третьего лица: без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Новокемеровский пиво-безалкогольный завод", г. Кемерово
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04.08.2009 г.
по делу N А27-6990/2009 (судья Плискина Е.А.)
по заявлению открытого акционерного общества "Новокемеровский пиво-безалкогольный завод", г. Кемерово
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, г. Кемерово,
и Федеральному государственному унитарному предприятию Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Москва
третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области, г. Кемерово
о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки, о признании незаконными действий,
установил:
Открытое акционерное общество "Новокемеровский пиво-безалкогольный завод" (далее по тексту - ОАО "Новокемеровский пиво-безалкогольный завод", Общество, заявитель, апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным 17.07.2009 г. в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Москва, Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, г. Кемерово о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:155, площадью 28 306, 49 кв. м, проведенной Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее по тексту - ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля") по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (далее по тексту - Управление Роснедвижимости по Кемеровской области), в размере 143 165 168 руб. 34 коп. в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5 057, 68 рублей за кв. м.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 04.08.2009 года в удовлетворении заявленного ОАО "Новокемеровский пиво- безалкогольный завод" требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления ОАО "Новокемеровский пиво-безалкогольный завод" в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм права, в том числе по следующим основаниям:
- - в нарушении требований статьи 65 АПК РФ, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" не представило в суд первой инстанции достаточных сведений об используемых исходных данных, которые позволяли бы оценить их достоверность и объективность и сделать вывод о правомерности расчета удельного показателя кадастровой стоимости земли в размере 5 057, 68 рублей за кв. м и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:155 в размере 143 165 168, 34 рублей;
- - в материалах дела не имеется доказательств использования при расчете удельного показателя и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:155 рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости, а также сведений о том, каким образом 44 фактора стоимости оказали влияние на кадастровую стоимость земельных участков в составе земель кадастрового квартала 42:24:0201003 в г. Кемерово;
- - отчет ООО "Группа комплексных решений" N 1/ГРК/140-026д основан не на фактических данных достаточных для проведения работ, а на недостоверных (гипотетических) сведениях, основанных на предположениях, что признано самим оценщиком;
- - судом первой инстанции не применен подлежащий применению пункт 9.2 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 года N 215;
- - документы, представленные Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области, противоречат абзацу 1 статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", которым предусмотрено, что отчет об оценке объекта не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение;
- - доказательства, представленные Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области, не соответствуют Федеральному стандарту оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007 года N 254, в частности, не содержат какой-либо существенной информации с точки зрения стоимости объекта оценки - земельных участков в кадастровом квартале 42:24:0201003 и других земельных участков, отсутствует какая-либо достоверная информация, использованная при проведении оценки, с точки зрения стоимости объекта оценки, данная информация не подтверждена, из содержания документов невозможно определить факт проведения оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:155 и других земельных участков, документы не позволяют произвести расчет удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка и проверить правильность выводов оценщика в этой части результатов оценки, документы, именуемые "отчетом об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области", не прошиты и не заверены оценщиком - ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", не содержат даты подписания оценщиком, отсутствуют страницы мотивировочной части отчета и приложения к нему;
- - судом первой инстанции не дана оценка тому, каким образом 29 факторов стоимости, утвержденных 31.10.2008 г. могли быть учтены в отчете ФГУП "ФКЦ "Земля", составленном как установлено судом-15.04.2008 г;
- - кадастровая стоимость земельных участков населенных пунктов определяется на основании анализа их рыночной стоимости, в связи с чем, кадастровая стоимость не может значительно отличаться от рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Управление Роснедвижимости по Кемеровской области в отзыве возражает против доводов апелляционной жалобы по изложенным в нем основаниям, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" по ее доводам возражает, просит обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Коллегией Администрации Кемеровской области письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представители апеллянта в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе.
От Управления Роснедвижимости по Кемеровской области в апелляционный суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представители ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" и третьего лица в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции в порядке частей 1, 3, 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Управления Роснедвижимости по Кемеровской области, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" и третьего лица.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей ОАО "Новокемеровский пиво-безалкогольный завод", апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, ОАО "Новокемеровский пиво- безалкогольный завод" является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:155, площадью 28 306, 49 кв. м, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Тухачевского, 108, что подтверждается свидетельством огосударственной регистрации права собственности от 06.07.2007 года N 576740.
05.02 2009 г. ОАО "Новокемеровский пиво-безалкогольный завод" была получена выписка из государственного кадастра недвижимости от 30.01.2009 г. N 4200/001/09-13179 о земельном участке с кадастровым номером 42:24:0201003:155.
Из указанной кадастровой выписке следовало, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003: 155 составляет 143 165168, 34 руб., исходя из удельного показателякадастровой стоимости равного 5 057, 68 рублей за один кв. м.
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков, в том числе покварталу 42:24:0201003, определена ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" по заказу и под контролем Управления Роснедвижимости по Кемеровской области без учета анализа рыночных цен и является недостоверной, Общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления Общества, Арбитражный суд Кемеровской области исходил из того, что результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области утверждены с соблюдением процедуры, установленной Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316 (далее по тексту - Правила проведения государственной кадастровой оценки земель), и нормами Административного регламента.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Как следует из пункта 10 Правил проведения государственной оценки земель правомочие по утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель возложено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил проведения государственной оценки земель установлено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктом 13 Правил проведения государственной оценки земель при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
При этом порядок определения значения удельного показателя кадастровой стоимости предусмотрен разделом 2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, разработанных Минэкономразвития Российской Федерации и утвержденных приказом от 15.02.2007 года N 39 (далее по тексту - Методические указания N 39) во исполнение пункта 11 Правил проведения государственной оценки земель и осуществляется на основе построения статистических моделей.
В том числе, пунктом 2.2.7 раздела 2 Методических указаний N 39 предусмотрено, если построенная статистическая модель выражает зависимость удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (кадастровой стоимости земельного участка в расчете на единицу его площади) от значений факторов стоимости, кадастровая стоимость земельного участка определяется следующим образом:
- - определяется удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка путем подстановки значений факторов стоимости земельного участка в статистическую модель расчета удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- - определяется кадастровая стоимость земельного участка путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на площадь земельного участка.
Причем, статистическая модель согласно пункту 2.2.1 Методических указаний N 39 строится с учетом факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, сведений о значении таких факторов, группировки земельных участков на основе рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости.
Указанное, в свою очередь, согласуется с положениями пункта 5 Правил проведения государственной оценки земель, предусматривающих осуществление государственной оценки на основании статистического анализа, именно рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Таким образом, расчет удельного показателя строится на сведениях о рыночной стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Между тем, судом первой инстанции не учтено, что Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области не представлено достаточных доказательств использования при расчете удельного показателя кадастровой стоимости рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости.
Так, Постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 года N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области" и N 529 утверждены усредненные удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов Кемеровской области, в том числе земельных участков, входящих в квартал 42:24:0201003 по 9 виду разрешенного использования в виде удельного показателя 5 057, 68 рублей за 1 кв. м.
Из представленных в суд первой инстанции документов следует, что указанный акт опубликован в установленном законом порядке.
Из материалов дела следует, что государственная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:155 определена Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области на основании акта от 27.01.2009 года, утвержденного начальником отдела кадастровой оценки недвижимости. При этом, расчет удельного показателя кадастровой стоимости средних уровней кадастровой стоимости земельных участков произведен путем деления общей кадастровой стоимости земельных участков кадастрового квартала соответствующего вида разрешенного использования на сумму площади земельных участков кадастрового квартала 42:42:0201003. Результаты кадастровой оценки получены от исполнителя работ по Государственному контракту N 140 от 29.06.2007 года ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля".
При этом конкретных сведений об использованной при расчете рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости суду не предоставлено.
Согласно пункту 9.2 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 года N 215, отчет исполнителя работ по государственной кадастровой оценке земель должен содержать: использованные при определении кадастровой стоимости земельных участков сведения о значениях факторов, оказывающих влияние на кадастровую стоимость, в отношении каждого земельного участка (далее - значения факторов стоимости), сведения о рынке недвижимости, иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов определения кадастровой стоимости, отраженных в отчете, с указанием источников и способов их получения; описание применения методов, моделей и алгоритмов определения кадастровой стоимости земельных участков в объеме, достаточном для расчета их кадастровой стоимости без привлечения исполнителя работ; сведения о кадастровой стоимости земельных участков.
Кроме того, пунктом 4 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007 года N 254 (далее по тексту - Федеральный стандарт) установлено, что при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки (принцип существенности); информация, приведенная в отчете об оценке, использованная или полученная в результате расчетов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки, должна быть подтверждена (принцип обоснованности); содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей отчета об оценке, а также допускать неоднозначного толкования (принцип однозначности); состав и последовательность представленных в отчете об оценке материалов и описание процесса оценки должны позволить полностью воспроизвести расчет стоимости и привести его к аналогичным результатам (принцип проверяемости).
Однако, из представленных Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области документов, в том числе Перечня объектов оценки вида разрешенного использования; результатов расчета кадастровой стоимости; отчета о статистическом анализе информации земельных участков вида разрешенного использования средних уровней кадастровой стоимости; результатов государственной оценки земель; перечня моделей, отобранных для расчета кадастровой стоимости; сведений об используемых источниках информации; акта проверки отчета об определении кадастровой стоимости - не представляется возможным сделать вывод о том, какие показатели рыночной стоимости, каким образом учтены при определении удельного показателя, а соответственно и государственной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:155.
В том числе, в нарушение пункта 6 Федерального стандарта, представленный в материалы дела отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области не прошит, не содержит даты подписания оценщиком и оценщиками, которые провели оценку, отсутствуют страницы отчета и приложения к нему. Отчет не может быть оценен как выписка из отчета, поскольку, в нем указание на это не отражено.
В нарушение пункта 10 Федерального стандарта в тексте отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области отсутствуют ссылки на достоверные источники информации, используемой в отчете, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, не приложены копии материалов и распечаток; в нарушение пункта 13 Федерального стандарта, в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области не содержится описания последовательности определения стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:155 и других участков, позволяющего пользователю отчета об оценке, не имеющему специальных познаний в области оценочной деятельности, понять логику процесса оценки и значимость предпринятых оценщиком шагов для установления стоимости объекта оценки.
Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (в представленном виде) не содержит описание расчетов, расчеты и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, указанных или полученных оценщиком в рамках применения подходов и методов, использованных при проведении оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:155, что не соответствует пункту 9.2 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 года N 215 и пункту 15 Федерального стандарта.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области не представлено достаточных сведений об используемых исходных данных, которые бы позволяли как оценить их достоверность и объективность, так и сделать вывод о наличии оснований для расчета удельного показателя кадастровой стоимости земли в кадастровом квартале 42:24:0201003 в размере 5 057, 68 рублей за кв. м, и государственной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:155 в размере 143 165 168, 34 рублей.
Соответственно, Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области не доказано, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:155 в размере 143 165 168, 34 рублей определена с соблюдением требований пункта 13 Правил проведения государственной оценки земель.
Кроме того, согласно отчету ООО НПФ "Инком Прайс" N 03/41-09 от 27.03.2009 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:155 составляет на 20.03.2009 г. 56190000 рублей, то есть государственная кадастровая стоимость, определенная согласно акту от 27.01.2009 года в размере 143 165 168, 34 рублей (практически в то же время), (т. 3 л.д. 37) многократно превышает рыночную стоимость, которая определена согласно отчету.
Утверждая об отсутствии в законе запрета, касающегося превышения кадастровой стоимости над рыночной, Управление Роснедвижимости по Кемеровской области не обозначило фактические обстоятельства, на основании которых кадастровая стоимость земельного участка была определена в данном случае в размере, много превышающем его рыночную стоимость.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции от 04.08.2009 года, которым отказано в удовлетворении заявления Общества, подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, а апелляционная жалоба - удовлетворению. При этом апелляционный суд полагает возможным принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного ОАО "Новокемеровский пиво-безалкогольный завод" требования.
Ввиду удовлетворения заявленных требований расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления в суд первой инстанции и апелляционной жалобы относятся на заинтересованных лиц (статья 110 АПК РФ). Поскольку при подаче заявления и апелляционной жалобы заявителем уплачена государственная пошлина в сумме 5 000 рублей, указанные судебные расходы подлежат возмещению за счет проигравшей стороны (ответчиков) в равных долях.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04.08.2009 г. по делу N А27-6990/2009 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:155, площадью 28 306, 49 кв. м, проведенной Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, в размере 143 165 168, 34 рублей и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5 057, 68 рублей за один квадратный метр.
Признать незаконными, не соответствующими требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 года N 215 действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, выразившихся в формировании в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42: 24: 0201003:155, общей площадью 28306,49 кв. м, расположенного по адресу: г. Кемерово, улица Тухачевского 108, кадастровой стоимостью 143 165 168,34 руб. и удельном показателе его кадастровой стоимости в сумме 5 057, 68 рублей за один квадратный метр.
Обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области устранить нарушение прав и законных интересов Открытого акционерного общества "Новокемеровский пиво-безалкогольный завод", исключив из государственного земельного кадастра недостоверные сведения о кадастровой стоимости в размере 143 165 168,34 руб. и удельном показателем кадастровой стоимости в сумме 5 057,68 руб. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:155, площадью 28306,49 кв. м, расположенного по адресу: г. Кемерово, улица Тухачевского, 108.
Взыскать с Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области в пользу Открытого акционерного общества "Новокемеровский пиво-безалкогольный завод" 2 500 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" в пользу Открытого акционерного общества "Новокемеровский пиво-безалкогольный завод" 2 500 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Е.Г.ШАТОХИНА
Судьи
В.А.ЖУРАВЛЕВА
Н.А.УСАНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.10.2009 N 07АП-7773/09 ПО ДЕЛУ N А27-6990/2009
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2009 г. N 07АП-7773/09
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Е.Г. Шатохиной
судей В.А. Журавлевой, Н.А. Усаниной
при ведении протокола судебного заседания судьей Н.А. Усаниной
при участии:
от заявителя: Большикова М.В., по доверенности от 17.04.2009 г., Лобанова Н.Г. по доверенности от 17.04.2009 г.
от заинтересованных лиц: без участия (извещены)
от третьего лица: без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Новокемеровский пиво-безалкогольный завод", г. Кемерово
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04.08.2009 г.
по делу N А27-6990/2009 (судья Плискина Е.А.)
по заявлению открытого акционерного общества "Новокемеровский пиво-безалкогольный завод", г. Кемерово
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, г. Кемерово,
и Федеральному государственному унитарному предприятию Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Москва
третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области, г. Кемерово
о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки, о признании незаконными действий,
установил:
Открытое акционерное общество "Новокемеровский пиво-безалкогольный завод" (далее по тексту - ОАО "Новокемеровский пиво-безалкогольный завод", Общество, заявитель, апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным 17.07.2009 г. в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Москва, Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, г. Кемерово о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:155, площадью 28 306, 49 кв. м, проведенной Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее по тексту - ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля") по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (далее по тексту - Управление Роснедвижимости по Кемеровской области), в размере 143 165 168 руб. 34 коп. в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5 057, 68 рублей за кв. м.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 04.08.2009 года в удовлетворении заявленного ОАО "Новокемеровский пиво- безалкогольный завод" требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления ОАО "Новокемеровский пиво-безалкогольный завод" в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм права, в том числе по следующим основаниям:
- - в нарушении требований статьи 65 АПК РФ, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" не представило в суд первой инстанции достаточных сведений об используемых исходных данных, которые позволяли бы оценить их достоверность и объективность и сделать вывод о правомерности расчета удельного показателя кадастровой стоимости земли в размере 5 057, 68 рублей за кв. м и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:155 в размере 143 165 168, 34 рублей;
- - в материалах дела не имеется доказательств использования при расчете удельного показателя и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:155 рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости, а также сведений о том, каким образом 44 фактора стоимости оказали влияние на кадастровую стоимость земельных участков в составе земель кадастрового квартала 42:24:0201003 в г. Кемерово;
- - отчет ООО "Группа комплексных решений" N 1/ГРК/140-026д основан не на фактических данных достаточных для проведения работ, а на недостоверных (гипотетических) сведениях, основанных на предположениях, что признано самим оценщиком;
- - судом первой инстанции не применен подлежащий применению пункт 9.2 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 года N 215;
- - документы, представленные Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области, противоречат абзацу 1 статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", которым предусмотрено, что отчет об оценке объекта не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение;
- - доказательства, представленные Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области, не соответствуют Федеральному стандарту оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007 года N 254, в частности, не содержат какой-либо существенной информации с точки зрения стоимости объекта оценки - земельных участков в кадастровом квартале 42:24:0201003 и других земельных участков, отсутствует какая-либо достоверная информация, использованная при проведении оценки, с точки зрения стоимости объекта оценки, данная информация не подтверждена, из содержания документов невозможно определить факт проведения оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:155 и других земельных участков, документы не позволяют произвести расчет удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка и проверить правильность выводов оценщика в этой части результатов оценки, документы, именуемые "отчетом об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области", не прошиты и не заверены оценщиком - ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", не содержат даты подписания оценщиком, отсутствуют страницы мотивировочной части отчета и приложения к нему;
- - судом первой инстанции не дана оценка тому, каким образом 29 факторов стоимости, утвержденных 31.10.2008 г. могли быть учтены в отчете ФГУП "ФКЦ "Земля", составленном как установлено судом-15.04.2008 г;
- - кадастровая стоимость земельных участков населенных пунктов определяется на основании анализа их рыночной стоимости, в связи с чем, кадастровая стоимость не может значительно отличаться от рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Управление Роснедвижимости по Кемеровской области в отзыве возражает против доводов апелляционной жалобы по изложенным в нем основаниям, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" по ее доводам возражает, просит обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Коллегией Администрации Кемеровской области письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представители апеллянта в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе.
От Управления Роснедвижимости по Кемеровской области в апелляционный суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представители ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" и третьего лица в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции в порядке частей 1, 3, 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Управления Роснедвижимости по Кемеровской области, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" и третьего лица.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей ОАО "Новокемеровский пиво-безалкогольный завод", апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, ОАО "Новокемеровский пиво- безалкогольный завод" является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:155, площадью 28 306, 49 кв. м, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Тухачевского, 108, что подтверждается свидетельством огосударственной регистрации права собственности от 06.07.2007 года N 576740.
05.02 2009 г. ОАО "Новокемеровский пиво-безалкогольный завод" была получена выписка из государственного кадастра недвижимости от 30.01.2009 г. N 4200/001/09-13179 о земельном участке с кадастровым номером 42:24:0201003:155.
Из указанной кадастровой выписке следовало, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003: 155 составляет 143 165168, 34 руб., исходя из удельного показателякадастровой стоимости равного 5 057, 68 рублей за один кв. м.
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков, в том числе покварталу 42:24:0201003, определена ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" по заказу и под контролем Управления Роснедвижимости по Кемеровской области без учета анализа рыночных цен и является недостоверной, Общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления Общества, Арбитражный суд Кемеровской области исходил из того, что результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области утверждены с соблюдением процедуры, установленной Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316 (далее по тексту - Правила проведения государственной кадастровой оценки земель), и нормами Административного регламента.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Как следует из пункта 10 Правил проведения государственной оценки земель правомочие по утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель возложено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил проведения государственной оценки земель установлено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктом 13 Правил проведения государственной оценки земель при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
При этом порядок определения значения удельного показателя кадастровой стоимости предусмотрен разделом 2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, разработанных Минэкономразвития Российской Федерации и утвержденных приказом от 15.02.2007 года N 39 (далее по тексту - Методические указания N 39) во исполнение пункта 11 Правил проведения государственной оценки земель и осуществляется на основе построения статистических моделей.
В том числе, пунктом 2.2.7 раздела 2 Методических указаний N 39 предусмотрено, если построенная статистическая модель выражает зависимость удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (кадастровой стоимости земельного участка в расчете на единицу его площади) от значений факторов стоимости, кадастровая стоимость земельного участка определяется следующим образом:
- - определяется удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка путем подстановки значений факторов стоимости земельного участка в статистическую модель расчета удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- - определяется кадастровая стоимость земельного участка путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на площадь земельного участка.
Причем, статистическая модель согласно пункту 2.2.1 Методических указаний N 39 строится с учетом факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, сведений о значении таких факторов, группировки земельных участков на основе рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости.
Указанное, в свою очередь, согласуется с положениями пункта 5 Правил проведения государственной оценки земель, предусматривающих осуществление государственной оценки на основании статистического анализа, именно рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Таким образом, расчет удельного показателя строится на сведениях о рыночной стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Между тем, судом первой инстанции не учтено, что Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области не представлено достаточных доказательств использования при расчете удельного показателя кадастровой стоимости рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости.
Так, Постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 года N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области" и N 529 утверждены усредненные удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов Кемеровской области, в том числе земельных участков, входящих в квартал 42:24:0201003 по 9 виду разрешенного использования в виде удельного показателя 5 057, 68 рублей за 1 кв. м.
Из представленных в суд первой инстанции документов следует, что указанный акт опубликован в установленном законом порядке.
Из материалов дела следует, что государственная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:155 определена Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области на основании акта от 27.01.2009 года, утвержденного начальником отдела кадастровой оценки недвижимости. При этом, расчет удельного показателя кадастровой стоимости средних уровней кадастровой стоимости земельных участков произведен путем деления общей кадастровой стоимости земельных участков кадастрового квартала соответствующего вида разрешенного использования на сумму площади земельных участков кадастрового квартала 42:42:0201003. Результаты кадастровой оценки получены от исполнителя работ по Государственному контракту N 140 от 29.06.2007 года ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля".
При этом конкретных сведений об использованной при расчете рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости суду не предоставлено.
Согласно пункту 9.2 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 года N 215, отчет исполнителя работ по государственной кадастровой оценке земель должен содержать: использованные при определении кадастровой стоимости земельных участков сведения о значениях факторов, оказывающих влияние на кадастровую стоимость, в отношении каждого земельного участка (далее - значения факторов стоимости), сведения о рынке недвижимости, иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов определения кадастровой стоимости, отраженных в отчете, с указанием источников и способов их получения; описание применения методов, моделей и алгоритмов определения кадастровой стоимости земельных участков в объеме, достаточном для расчета их кадастровой стоимости без привлечения исполнителя работ; сведения о кадастровой стоимости земельных участков.
Кроме того, пунктом 4 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007 года N 254 (далее по тексту - Федеральный стандарт) установлено, что при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки (принцип существенности); информация, приведенная в отчете об оценке, использованная или полученная в результате расчетов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки, должна быть подтверждена (принцип обоснованности); содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей отчета об оценке, а также допускать неоднозначного толкования (принцип однозначности); состав и последовательность представленных в отчете об оценке материалов и описание процесса оценки должны позволить полностью воспроизвести расчет стоимости и привести его к аналогичным результатам (принцип проверяемости).
Однако, из представленных Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области документов, в том числе Перечня объектов оценки вида разрешенного использования; результатов расчета кадастровой стоимости; отчета о статистическом анализе информации земельных участков вида разрешенного использования средних уровней кадастровой стоимости; результатов государственной оценки земель; перечня моделей, отобранных для расчета кадастровой стоимости; сведений об используемых источниках информации; акта проверки отчета об определении кадастровой стоимости - не представляется возможным сделать вывод о том, какие показатели рыночной стоимости, каким образом учтены при определении удельного показателя, а соответственно и государственной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:155.
В том числе, в нарушение пункта 6 Федерального стандарта, представленный в материалы дела отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области не прошит, не содержит даты подписания оценщиком и оценщиками, которые провели оценку, отсутствуют страницы отчета и приложения к нему. Отчет не может быть оценен как выписка из отчета, поскольку, в нем указание на это не отражено.
В нарушение пункта 10 Федерального стандарта в тексте отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области отсутствуют ссылки на достоверные источники информации, используемой в отчете, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, не приложены копии материалов и распечаток; в нарушение пункта 13 Федерального стандарта, в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области не содержится описания последовательности определения стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:155 и других участков, позволяющего пользователю отчета об оценке, не имеющему специальных познаний в области оценочной деятельности, понять логику процесса оценки и значимость предпринятых оценщиком шагов для установления стоимости объекта оценки.
Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (в представленном виде) не содержит описание расчетов, расчеты и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, указанных или полученных оценщиком в рамках применения подходов и методов, использованных при проведении оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:155, что не соответствует пункту 9.2 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 года N 215 и пункту 15 Федерального стандарта.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области не представлено достаточных сведений об используемых исходных данных, которые бы позволяли как оценить их достоверность и объективность, так и сделать вывод о наличии оснований для расчета удельного показателя кадастровой стоимости земли в кадастровом квартале 42:24:0201003 в размере 5 057, 68 рублей за кв. м, и государственной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:155 в размере 143 165 168, 34 рублей.
Соответственно, Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области не доказано, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:155 в размере 143 165 168, 34 рублей определена с соблюдением требований пункта 13 Правил проведения государственной оценки земель.
Кроме того, согласно отчету ООО НПФ "Инком Прайс" N 03/41-09 от 27.03.2009 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:155 составляет на 20.03.2009 г. 56190000 рублей, то есть государственная кадастровая стоимость, определенная согласно акту от 27.01.2009 года в размере 143 165 168, 34 рублей (практически в то же время), (т. 3 л.д. 37) многократно превышает рыночную стоимость, которая определена согласно отчету.
Утверждая об отсутствии в законе запрета, касающегося превышения кадастровой стоимости над рыночной, Управление Роснедвижимости по Кемеровской области не обозначило фактические обстоятельства, на основании которых кадастровая стоимость земельного участка была определена в данном случае в размере, много превышающем его рыночную стоимость.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции от 04.08.2009 года, которым отказано в удовлетворении заявления Общества, подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, а апелляционная жалоба - удовлетворению. При этом апелляционный суд полагает возможным принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного ОАО "Новокемеровский пиво-безалкогольный завод" требования.
Ввиду удовлетворения заявленных требований расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления в суд первой инстанции и апелляционной жалобы относятся на заинтересованных лиц (статья 110 АПК РФ). Поскольку при подаче заявления и апелляционной жалобы заявителем уплачена государственная пошлина в сумме 5 000 рублей, указанные судебные расходы подлежат возмещению за счет проигравшей стороны (ответчиков) в равных долях.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04.08.2009 г. по делу N А27-6990/2009 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:155, площадью 28 306, 49 кв. м, проведенной Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, в размере 143 165 168, 34 рублей и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5 057, 68 рублей за один квадратный метр.
Признать незаконными, не соответствующими требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 года N 215 действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, выразившихся в формировании в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42: 24: 0201003:155, общей площадью 28306,49 кв. м, расположенного по адресу: г. Кемерово, улица Тухачевского 108, кадастровой стоимостью 143 165 168,34 руб. и удельном показателе его кадастровой стоимости в сумме 5 057, 68 рублей за один квадратный метр.
Обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области устранить нарушение прав и законных интересов Открытого акционерного общества "Новокемеровский пиво-безалкогольный завод", исключив из государственного земельного кадастра недостоверные сведения о кадастровой стоимости в размере 143 165 168,34 руб. и удельном показателем кадастровой стоимости в сумме 5 057,68 руб. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:155, площадью 28306,49 кв. м, расположенного по адресу: г. Кемерово, улица Тухачевского, 108.
Взыскать с Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области в пользу Открытого акционерного общества "Новокемеровский пиво-безалкогольный завод" 2 500 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" в пользу Открытого акционерного общества "Новокемеровский пиво-безалкогольный завод" 2 500 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Е.Г.ШАТОХИНА
Судьи
В.А.ЖУРАВЛЕВА
Н.А.УСАНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)