Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.03.2015 ПО ДЕЛУ N 33-5174/2015

Требование: Об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка.

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: Истец указал, что письмом в предоставлении земельного участка ему было фактически отказано, полагает данный отказ противоречащим закону.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 марта 2015 г. по делу N 33-5174/2015


судья: Хлюстов В.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе
председательствующего судьи: Терещенко А.А.,
судей: Соколовой Н.М., Чиченевой Н.А.,
при секретаре Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 марта 2015 года апелляционную жалобу Администрации Можайского муниципального района Московской области на решение Можайского городского суда Московской области от 24 ноября 2014 года по делу по заявлению У. об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка.
Заслушав доклад судьи Московского областного суда Терещенко А.А., объяснения представителя Главы Можайского муниципального района Московской области - Г.,

установила:

У. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа Администрации Можайского муниципального района в предоставлении земельного участка. Заявитель пояснил, что 22 января 2014 года в газете "Новая жизнь" N 5 было опубликовано объявление о предоставлении в аренду земельного участка для целей дачного строительства, относящегося к категории земель населенных пунктов, площадью 2 400 кв. м, расположенного в д. Красновидово Можайского района Московской области, ознакомившись с которым он обратился в адрес администрации Можайского муниципального района с заявлением о предоставлении данного земельного участка для аналогичных целей. Письмом от 28 февраля 2014 года за исх. N 259/У в предоставлении земельного участка У. было фактически отказано, в связи с чем, полагая данный отказ противоречащим положениям ст. ст. 28, 30, 31 и 34 Земельного кодекса РФ, и ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", заявитель просил суд признать указанный отказ незаконным и обязать администрацию Можайского муниципального района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Представитель заинтересованного лица - администрации Можайского муниципального района, в судебном заседании требования У. не признала, полагая их необоснованными.
Суд своим решением заявление У. удовлетворил. Суд признал отказ Администрации Можайского муниципального района в предоставлении У. земельного участка в аренду, оформленный письмом от 28 февраля 2014 года с исходящим номером N 259/У - незаконным. Суд обязал администрацию Можайского муниципального района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов У. путем повторного рассмотрения поданного им заявления о предоставлении земельного участка по существу.
В апелляционной жалобе Администрация Можайского муниципального района Московской области просит отменить решение суда.
Заслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Как видно из материалов дела в газете "Новая жизнь" N 5 от 22 января 2014 года было опубликовано уведомление администрации Можайского муниципального района о предоставлении земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, в аренду сроком на 49 лет для целей дачного строительства в д. Красновидово Горетовского сельского округа Можайского района Московской области.
31 января 2014 года в администрацию Можайского муниципального района поступило заявление У. с просьбой о предоставлении ему в аренду для дачного строительства земельного участка, объявление о предоставлении которого было опубликовано в газете "Новая жизнь" N 5 от 22 января 2014 года, которое было зарегистрировано во входящей корреспонденции под номером 259/У.
Письмом от 28 февраля 2014 года с исходящим номером N 259/У администрацией Можайского муниципального района было отказано в предоставлении У. земельного участка в аренду со ссылкой на положения ст. ст. 30 и 31 ЗК РФ и разъяснением о том, что публикация о предоставлении земельного участка в газете была произведена не с целью получения дополнительных заявок на земельный участок, а для информирования заинтересованных лиц, чьи права и законные интересы могли быть затронуты в связи с предоставлением земельного участка в аренду.
Земельный участок, информация о предоставлении которого была опубликована в газете "Новая жизнь" от 22 января 2014 года, был предоставлен 17 апреля 2014 года без проведения торгов в аренду С. со ссылкой на предварительное согласование места размещения объекта.
В соответствии с п. 1 ст. 28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу статьи 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 указанного Кодекса.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у администрации Можайского муниципального района отсутствовали основания для организации процедуры предоставления испрашиваемого земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, вследствие чего предоставление в аренду испрашиваемого У. земельного участка должно было осуществляться в порядке, определенном пунктом 6 статьи 30 Земельного кодекса РФ, то есть путем проведения торгов, в связи с чем, суд признал отказ администрации Можайского муниципального района в рассмотрении заявления У. по существу необоснованным и не соответствующим нормам земельного законодательства.
С данным выводом суда судебная коллегия не может согласиться, т.к. он не основан на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объектов и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В силу статьи 32 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ проведение торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка предусмотрено в случае предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования мест размещения объекта.
17 апреля 2014 года между Комитетом по управлению имуществом администрации Можайского муниципального района и гражданином С. заключен договор аренды земельного участка N 3.3467/2014, общей площадью 2400 кв. м, с кадастровым номером 50:18:0070213:2595, расположенного в границах сельского поселения Горетовское. Заключению указанного договора предшествовала описанная выше процедура выбора земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
В отношении спорного земельного участка было проведено предварительное согласование места размещения объекта: проведен выбор земельного участка, принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта - постановление Главы Можайского муниципального района от 05 марта 2014 года, земельный участок был поставлен на кадастровый учет и вынесено постановление Главы Можайского муниципального района от 17 апреля 2014 года о предоставлении С. в аренду земельного участка. Поэтому оснований для проведения торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка у администрации не имелось. Администрацией Можайского муниципального района соблюден порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, ввиду чего обязанности по выставлению права аренды земельного участка на торги не возникло.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к неправильному выводу о том, что отказ Администрации Можайского муниципального района в предоставлении У. земельного участка в аренду нарушает права заявителя.
Поэтому судебная коллегия не может признать решение суда законным и обоснованным оно подлежит отмене по изложенным выше основаниям.
Учитывая, что по делу установлены все обстоятельства, необходимые для разрешения спора, судебная коллегия считает необходимым постановить по делу новое решение, которым отказать У. в удовлетворении требований о признании незаконным отказа Администрации Можайского муниципального района в предоставлении земельного участка для дачного строительства.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Можайского городского суда Московской области от 24 ноября 2014 года отменить, постановить по делу новое решение, которым отказать У. в удовлетворении требований о признании незаконным отказа Администрации Можайского муниципального района в предоставлении земельного участка для дачного строительства.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)