Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Серовой В.К., Старченковой В.В., рассмотрев 18.09.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2014 (судья Чекунов Н.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014 (судьи Третьякова Н.О., Дмитриева И.А., Семиглазов В.А.) по делу N А56-9737/2014,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга", место нахождения: 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская улица, дом 42, ОГРН 1027809256254 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, размер которого изменен в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к открытому акционерному обществу "Славянка", место нахождения: 129110, Москва, Суворовская площадь, дом 2, строение 3, ОГРН 1097746264219 (далее - Общество), о взыскании 10 286 981 руб. 83 коп. задолженности по договору от 01.12.2011 N 16-62632/00-О на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ и 29 398 руб. 46 коп. неустойки.
Решением от 07.04.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.07.2014, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить вынесенные по делу судебные акты и принять новый - об отказе в иске. Податель жалобы считает, что Общество в установленном законом порядке не было уведомлено Предприятием об установлении на 2013 год лимитов водоотведения, а также о результатах проб сточных вод, взятых 29.11.2013.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания, однако представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие. Информация о принятии жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Предприятие (ресурсоснабжающая организация) и Общество (абонент) 01.12.2011 заключили договор N 16-62632/00-О на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ, согласно которому Предприятие обязалось обеспечивать абонента питьевой водой и принимать от него в свои системы канализации сточные воды, а абонент - производить оплату полученной питьевой воды и сброшенных стоков в сроки и порядке, предусмотренные договором.
По условиям договора Предприятие обязано, в частности, проводить систематический контроль состава и свойств сточных вод в контрольных канализационных колодцах абонента (пункт 4.2), а Общество - соблюдать условия и режим приема (сброса) сточных вод, лимиты водоотведения (ограничений по предельному объему водоотведения), нормативы водоотведения, установленные правилами Российской Федерации, правилами Санкт-Петербурга, иными нормативными правовыми актами (пункт 4.1.1), осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в системы коммунальной канализации Предприятия сточных вод (включая сточные воды субабонентов) и за соблюдением лимитов водопотребления и водоотведения, нормативов водоотведения, исключать сброс веществ, запрещенных (неразрешенных) к сбросу в системы коммунальной канализации правилами Российской Федерации, правилами Санкт-Петербурга, иными нормативными правовыми актами; исключать увеличение количества и концентрации загрязняющих веществ в отводимых сточных водах сверх установленных нормативов водоотведения (пункт 4.1.2).
Согласно пунктам 3.1 и 3.2 договора учет количества израсходованной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод производится по показаниям средств измерений, диаметры которых указаны в приложениях N 1 и 2 к договору.
В соответствии с разделом 5 договора расчеты абонента с ресурсоснабжающей организацией производятся по тарифам, устанавливаемым в порядке, определяемом органами исполнительной власти Санкт-Петербурга (пункт 5.3 договора), по инкассо, - путем выставления платежного требования в банк, обслуживающий Предприятие, с поручением ему получить от абонента платеж и зачислить его на расчетный счет Предприятия. Денежные средства списываются со счета абонента в акцептном порядке (пункт 5.4 договора).
Срок оплаты платежного требования после выставления его в банк составляет 10 календарных дней (пункт 5.5 договора).
Предприятие, ссылаясь на то, что платежные требования, выставленные в период с 31.10.2013 по 31.12.2013 за оказанные услуги водоснабжения и водоотведения, и в период с 01.10.2013 по 31.12.2013 за превышение нормативов отведения по качеству и количеству, Обществом не оплачены, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, признав требования Предприятия обоснованными по праву и размеру, удовлетворил иск. Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения в спорный период регулировались Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод и лимиты водоотведения устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства (далее - ВКХ) с учетом условий, предусмотренных пунктами 59 и 61 Правил N 167.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией ВКХ за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение названного постановления правительством Санкт-Петербурга принято постановление от 19.10.2004 N 1677, которым утвержден Порядок взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга (далее - Порядок N 1677).
Согласно пункту 5 Порядка N 1677 с абонентов взимается плата за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга сверх установленных нормативов водоотведения и по временным условиям приема загрязняющих веществ за: превышение нормативов водоотведения по объему сточных вод (лимитов водоотведения); превышение нормативов водоотведения по качеству сточных вод, установленных в составе допустимых сбросов загрязняющих веществ; несогласованный сброс загрязняющих веществ при превышении нормативов водоотведения по качеству сточных вод, установленных условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга; залповый сброс любого загрязняющего вещества; сброс загрязняющих веществ, запрещенных (неразрешенных) к сбросу в системы коммунальной канализации (запрещенный сброс); превышение установленных временными условиями приема загрязняющих веществ.
Приказом Комитета по управлению городским хозяйством администрации Санкт-Петербурга от 25.11.1996 N 201 утверждены Условия приема сточных вод и Порядок контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в системы канализации Санкт-Петербурга. Условиями приема предусмотрены нормативы водоотведения по составу сточных вод.
Распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 19.12.2012 N 169 (далее - Распоряжение N 169) на 2013 год утверждены лимиты водоотведения для абонентов Санкт-Петербурга.
Оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций признали документально подтвержденным факт превышения Обществом в спорный период нормативов водоотведения по качеству и превышение за период с 01.10.2013 по 31.12.2013 лимитов водоотведения, установленных Распоряжением N 169. Произведенный истцом расчет задолженности и неустойки проверен судами и признан правильным.
Довод подателя жалобы о неуведомлении его Предприятием об установлении лимитов водоотведения на 2013 год, оценен судебными инстанциями и правомерно отклонен ими как противоречащий материалам дела.
Так, письмом от 27.12.2012 N 101-30-270/12 истец сообщил ответчику о том, что на указанный период установленный ему лимит водоотведения в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга составляет 3154 куб. м в календарные сутки.
Ссылка Общества на то, что оно в нарушение пункта 4.4 договора не было уведомлено Предприятием о результатах анализа проб сточных вод, взятых 29.11.2013, также противоречит материалам дела (извещения от 29.11.2013 N 122-5-1244, от 13.12.2013 N 42-26-2484/13).
Ссылка Общества на ненаправление уведомления об установлении лимитов на 2013 год по его юридическому адресу отклоняется судом кассационной инстанции. Получение упомянутого выше уведомления Общество не оспорило, а следовательно, оно располагало сведениями об установленном ему спорном лимите на 2013 год. Кроме того, обязательного требования о направлении уведомления абоненту по юридическому адресу законодательством, регулирующим спорные правоотношения, не установлено и не соответствующую норму податель жалобы не ссылается.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций, однако оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.
При рассмотрении дела суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений процессуального законодательства, в связи с чем кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Общества.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014 по делу N А56-9737/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.А.КУСТОВ
Судьи
В.К.СЕРОВА
В.В.СТАРЧЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 19.09.2014 ПО ДЕЛУ N А56-9737/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 2014 г. по делу N А56-9737/2014
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Серовой В.К., Старченковой В.В., рассмотрев 18.09.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2014 (судья Чекунов Н.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014 (судьи Третьякова Н.О., Дмитриева И.А., Семиглазов В.А.) по делу N А56-9737/2014,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга", место нахождения: 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская улица, дом 42, ОГРН 1027809256254 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, размер которого изменен в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к открытому акционерному обществу "Славянка", место нахождения: 129110, Москва, Суворовская площадь, дом 2, строение 3, ОГРН 1097746264219 (далее - Общество), о взыскании 10 286 981 руб. 83 коп. задолженности по договору от 01.12.2011 N 16-62632/00-О на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ и 29 398 руб. 46 коп. неустойки.
Решением от 07.04.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.07.2014, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить вынесенные по делу судебные акты и принять новый - об отказе в иске. Податель жалобы считает, что Общество в установленном законом порядке не было уведомлено Предприятием об установлении на 2013 год лимитов водоотведения, а также о результатах проб сточных вод, взятых 29.11.2013.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания, однако представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие. Информация о принятии жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Предприятие (ресурсоснабжающая организация) и Общество (абонент) 01.12.2011 заключили договор N 16-62632/00-О на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ, согласно которому Предприятие обязалось обеспечивать абонента питьевой водой и принимать от него в свои системы канализации сточные воды, а абонент - производить оплату полученной питьевой воды и сброшенных стоков в сроки и порядке, предусмотренные договором.
По условиям договора Предприятие обязано, в частности, проводить систематический контроль состава и свойств сточных вод в контрольных канализационных колодцах абонента (пункт 4.2), а Общество - соблюдать условия и режим приема (сброса) сточных вод, лимиты водоотведения (ограничений по предельному объему водоотведения), нормативы водоотведения, установленные правилами Российской Федерации, правилами Санкт-Петербурга, иными нормативными правовыми актами (пункт 4.1.1), осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в системы коммунальной канализации Предприятия сточных вод (включая сточные воды субабонентов) и за соблюдением лимитов водопотребления и водоотведения, нормативов водоотведения, исключать сброс веществ, запрещенных (неразрешенных) к сбросу в системы коммунальной канализации правилами Российской Федерации, правилами Санкт-Петербурга, иными нормативными правовыми актами; исключать увеличение количества и концентрации загрязняющих веществ в отводимых сточных водах сверх установленных нормативов водоотведения (пункт 4.1.2).
Согласно пунктам 3.1 и 3.2 договора учет количества израсходованной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод производится по показаниям средств измерений, диаметры которых указаны в приложениях N 1 и 2 к договору.
В соответствии с разделом 5 договора расчеты абонента с ресурсоснабжающей организацией производятся по тарифам, устанавливаемым в порядке, определяемом органами исполнительной власти Санкт-Петербурга (пункт 5.3 договора), по инкассо, - путем выставления платежного требования в банк, обслуживающий Предприятие, с поручением ему получить от абонента платеж и зачислить его на расчетный счет Предприятия. Денежные средства списываются со счета абонента в акцептном порядке (пункт 5.4 договора).
Срок оплаты платежного требования после выставления его в банк составляет 10 календарных дней (пункт 5.5 договора).
Предприятие, ссылаясь на то, что платежные требования, выставленные в период с 31.10.2013 по 31.12.2013 за оказанные услуги водоснабжения и водоотведения, и в период с 01.10.2013 по 31.12.2013 за превышение нормативов отведения по качеству и количеству, Обществом не оплачены, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, признав требования Предприятия обоснованными по праву и размеру, удовлетворил иск. Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения в спорный период регулировались Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод и лимиты водоотведения устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства (далее - ВКХ) с учетом условий, предусмотренных пунктами 59 и 61 Правил N 167.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией ВКХ за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение названного постановления правительством Санкт-Петербурга принято постановление от 19.10.2004 N 1677, которым утвержден Порядок взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга (далее - Порядок N 1677).
Согласно пункту 5 Порядка N 1677 с абонентов взимается плата за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга сверх установленных нормативов водоотведения и по временным условиям приема загрязняющих веществ за: превышение нормативов водоотведения по объему сточных вод (лимитов водоотведения); превышение нормативов водоотведения по качеству сточных вод, установленных в составе допустимых сбросов загрязняющих веществ; несогласованный сброс загрязняющих веществ при превышении нормативов водоотведения по качеству сточных вод, установленных условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга; залповый сброс любого загрязняющего вещества; сброс загрязняющих веществ, запрещенных (неразрешенных) к сбросу в системы коммунальной канализации (запрещенный сброс); превышение установленных временными условиями приема загрязняющих веществ.
Приказом Комитета по управлению городским хозяйством администрации Санкт-Петербурга от 25.11.1996 N 201 утверждены Условия приема сточных вод и Порядок контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в системы канализации Санкт-Петербурга. Условиями приема предусмотрены нормативы водоотведения по составу сточных вод.
Распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 19.12.2012 N 169 (далее - Распоряжение N 169) на 2013 год утверждены лимиты водоотведения для абонентов Санкт-Петербурга.
Оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций признали документально подтвержденным факт превышения Обществом в спорный период нормативов водоотведения по качеству и превышение за период с 01.10.2013 по 31.12.2013 лимитов водоотведения, установленных Распоряжением N 169. Произведенный истцом расчет задолженности и неустойки проверен судами и признан правильным.
Довод подателя жалобы о неуведомлении его Предприятием об установлении лимитов водоотведения на 2013 год, оценен судебными инстанциями и правомерно отклонен ими как противоречащий материалам дела.
Так, письмом от 27.12.2012 N 101-30-270/12 истец сообщил ответчику о том, что на указанный период установленный ему лимит водоотведения в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга составляет 3154 куб. м в календарные сутки.
Ссылка Общества на то, что оно в нарушение пункта 4.4 договора не было уведомлено Предприятием о результатах анализа проб сточных вод, взятых 29.11.2013, также противоречит материалам дела (извещения от 29.11.2013 N 122-5-1244, от 13.12.2013 N 42-26-2484/13).
Ссылка Общества на ненаправление уведомления об установлении лимитов на 2013 год по его юридическому адресу отклоняется судом кассационной инстанции. Получение упомянутого выше уведомления Общество не оспорило, а следовательно, оно располагало сведениями об установленном ему спорном лимите на 2013 год. Кроме того, обязательного требования о направлении уведомления абоненту по юридическому адресу законодательством, регулирующим спорные правоотношения, не установлено и не соответствующую норму податель жалобы не ссылается.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций, однако оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.
При рассмотрении дела суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений процессуального законодательства, в связи с чем кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Общества.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014 по делу N А56-9737/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.А.КУСТОВ
Судьи
В.К.СЕРОВА
В.В.СТАРЧЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)