Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 16.06.2014 N Ф03-1982/2014 ПО ДЕЛУ N А59-2165/2013

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2014 г. N Ф03-1982/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.А. Логвиненко
Судей: А.А. Шведова, Я.В. Кондратьевой
при участии:
от участвующих в деле лиц: представители не явились
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Анивский городской округ"
на решение от 07.11.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014
по делу N А59-2165/2013 Арбитражного суда Сахалинской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья В.Н. Джавашвили, в апелляционном суде - судьи: А.В. Гончарова, С.В. Гуцалюк, О.Ю. Еремеева
По заявлению индивидуального предпринимателя Орлова Артема Николаевича
к Администрации муниципального образования "Анивский городской округ", Комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Анивский городской округ"
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка
Индивидуальный предприниматель Орлов Артем Николаевич (ОГРНИП 313650109900098, ИНН 650702386219; место жительства: 693007, г. Южно-Сахалинск; далее - ИП Орлов А.Н., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Администрации муниципального образования "Анивский городской округ" (ОГРН 1036500602093, ИНН 6510003232, 694030, Сахалинская область, г. Анива, ул. Калинина, 57; далее - Администрация), Комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Анивский городской округ" (ИНН 6510010342, ОГРН 1026500548161; 694030, Сахалинская область, Анивский район, г. Анива, ул. Калинина, 57; далее - Комитет) о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 06.05.2013 N 03-199/12, в предоставлении земельного участка в районе села Мицулевка Анивского района Сахалинской области, обязании Администрации и Комитета рассмотреть заявление от 11.04.2013 и выдать утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Решением суда от 07.11.2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014, заявленные ИП Орловым А.Н. требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 07.11.2013 и постановление апелляционного суда от 10.02.2014, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Отзывы на кассационную жалобу ИП Орловым А.Н. и Комитетом не представлены.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из доводов жалобы Администрации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не имеется.
Как установлено арбитражными судами и следует из материалов дела, 11.04.2013 предприниматель в порядке статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении ему земельного участка общей площадью около 10 га в аренду сроком на 10 лет с целью создания фермерского хозяйства по разведению лошадей.
Управление архитектуры, градостроительной деятельности и землепользования Администрации письмом от 06.05.13 отказало ИП Орлову А.Н. в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с планируемым развитием села Мицулевка и утверждением генерального плана.
Считая данный отказ незаконным, нарушающим его права, как главы крестьянского (фермерского) хозяйства, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно статьям 198, 200, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, арбитражные суды исходили из того, что ИП Орлов А.Н. обратился в Администрацию за предоставлением в аренду земельного участка с соблюдением требований статьи 12 Закона N 74-ФЗ, оспариваемый отказ Администрации не соответствует закону и нарушает права и законные интересы предпринимателя, заинтересованного в стабильной деятельности крестьянского хозяйства.
Пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрен состав земель сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, водными объектами и прочие). Действующим законодательством не установлен запрет на приобретение в аренду земельного участка, отнесенного к категории земель сельскохозяйственного назначения.
В силу пункта 1 статьи 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства, осуществления его деятельности, расширения, урегулирован статьей 12 Закона N 74-ФЗ.
Согласно пункту 1 указанной статьи граждане, которые заинтересованы в предоставлении им участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с указанием цели использования земельных участков, испрашиваемого права на предоставляемый земельный участок (в собственность или в аренду), срока аренды, обоснования размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства), предполагаемого местоположения земельных участков.
Пунктом 3 статьи 12 Закона N 74-ФЗ закреплено, что орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 названной нормы, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В силу пункта 4 статьи 12 Закона N 74-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Из анализа содержания названных норм в совокупности с правилами, установленными статьей 34 ЗК РФ, положениями Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для организации и ведения крестьянского (фермерского) хозяйства", утвержденного постановлением мэра Анивского городского округа от 25.02.2013 N 229-п следует, что законодатель представил лицам, осуществляющим деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства, право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения в собственность или в аренду в установленном порядке.
При рассмотрении дела судами установлено, что заявление ИП Орлова А.Н. оформлено с соблюдением требований статьи 12 Закона N 74-ФЗ.
Из материалов дела видно, что основанием для отказа предпринимателю, как главе крестьянского хозяйства, в предоставлении земельного участка явилось то, что испрашиваемый земельный участок планируется для развития села Мицулевка.
Между тем, с учетом действующих норм права, данное обстоятельство не могло явиться основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и предоставлении спорного земельного участка.
Кроме того, в нарушении статьи 65, пункта 5 статьи 200 АПК РФ в рамках данного дела Администрацией и Комитетом не представлено доказательств, свидетельствующих об обратном.
При вынесении судебных актов арбитражными судами дана надлежащая правовая оценка Генеральному плану села Мицулевка, утвержденного Распоряжением Сахалинского областного Совета народных депутатов от 11.05.1988 N 192, принято во внимание проектный характер решения относительно очистных сооружений, отсутствие на период рассмотрения дела объекта - очистных сооружений, предполагаемое расположение указанного объекта. Также судами учтено нахождение части испрашиваемого предпринимателем земельного участка на территориальной зоне сельскохозяйственных угодий, части - за пределами территории села, но в границах района.
На основании изложенного, арбитражный суд кассационной инстанции поддерживает выводы арбитражных судов, что, отказывая в рассматриваемом споре предпринимателю в предоставлении земельного участка в аренду для создания фермерского хозяйства по разведению лошадей, Администрацией и Комитетом не выполнена обязанность по утверждению схемы расположения земельного участка.
Исходя из содержания статьи 34 ЗК РФ, статьи 12 Закона N 74-ФЗ, положений Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" утверждение схемы расположения земельного участка осуществляется на основе сведений государственного кадастра недвижимости с учетом документов планировки территории, градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и иных предусмотренных действующим законодательством документов, и связано с последующим разрешением уполномоченным органом по распоряжению такими земельными участками вопроса о возможности или невозможности предоставления земельного участка для заявленных целей.
Утверждение и выдача заявителю схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является одним из этапов решения вопроса о предоставлении земельного участка в аренду.
Обязанность органа местного самоуправления утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории не ставится в зависимость от наличия оснований для предоставления земельного участка заявителю. Совершение указанных действий является юридической обязанностью соответствующего органа.
В силу указанного вопрос о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка подлежит разрешению после составления и утверждения схемы расположения земельного участка, содержащей информацию о возможных установленных ограничениях, существующих на кадастровом плане спорной территории.
Таким образом, поскольку оспариваемый отказ повлек нарушение прав и интересов ИП Орлова А.Н., лишенного возможности приобрести земельный участок в аренду по процедуре, установленной специальным законом, арбитражные суды в соответствии с положениями статьи 201 АПК РФ признали соразмерным и адекватным способом устранения нарушения прав и законных интересов предпринимателя обязание Администрации рассмотреть его заявление и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
Доводы Администрации, приведенные в кассационной жалобе, рассмотрены арбитражными судами, им дана соответствующая правовая оценка, вследствие чего они подлежат отклонению, как не опровергающие правильности выводов судов, не свидетельствующие о неправильном применении положений действующего законодательства, основанные на неверном толковании норм права. По существу содержание кассационной жалобы направлено на иную оценку доказательств и установление иных обстоятельств, что в силу положений статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих отмену судебного акта в любом случае, судами не допущено.
Таким образом, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Администрации.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 07.11.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014 по делу N А59-2165/2013 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
С.А.ЛОГВИНЕНКО

Судьи
А.А.ШВЕДОВ
Я.В.КОНДРАТЬЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)