Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.05.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4963/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей; Земля под домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 мая 2013 г. по делу N 33-4963/2013


Судья Добраш Т.В.
15 мая 2013 года г. Волгоград
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.
судей Тертышной В.В., Серышевой Н.И.
при секретаре С.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.М. об оспаривании нормативно-правового акта органа местного самоуправления
по апелляционной жалобе К.М.
на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 11 марта 2013 года, которым постановлено:
К.М. в удовлетворении заявления о признании недействительным в части Городского положения об установлении норм предоставления земельных участков на территории городского округа - город Волжский от 29.06.2011 N 164-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 17.06.2011 N 35/2, отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В., выслушав представителя администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области К.Ю., представителя Волжской городской Думы Волгоградской области К.О., возражавших по доводам жалобы, судебная коллегия по административным делам
установила:

К.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативно-правового акта органа местного самоуправления. В обоснование требований указал, что постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 17 июня 2011 года N 35/2 принято Городское положение об установлении норм предоставления земельных участков на территории городского округа - город Волжский от 29 июня 2011 года N 164-ВГД, согласно которому максимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства на территории города Волжского, составляет 0,2 га.

По мнению заявителя, Городское положение об установлении норм предоставления земельных участков на территории городского округа - город Волжский от 29 июня 2011 года N <...>-ВГД нарушает права заявителя, а именно: принят нормативно-правовой акт, который отменяет ранее изданный нормативно-правовой акт, вследствие чего имеется пробел в праве. Также указанный нормативно-правовой акт не соответствует федеральному законодательству - ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, ст. 33 Земельного кодекса РФ. В результате названных противоречий оспариваемого нормативно-правового акта заявителю предоставлен земельный участок размером меньше, чем он рассчитывал в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
С учетом уточненных исковых требований просил суд признать Городское положение об установлении норм предоставления земельных участков на территории городского округа - город Волжский от 29 июня 2011 года N 164-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 17 июня 2011 года N 35/2 недействительным в части, а именно признать недействительным пункт 4 Городского положения в части признания утратившим силу п.п. 1 пункта 1 постановления Волжской городской Думы от 22 июля 2005 года N 142/5 "Об установлении предельных размеров (максимальных и минимальных) земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства на территории города Волжского".
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе К.М. оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления осуществляется нормами Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Положениями частей 1 и 4 ст. 7 указанного Федерального закона установлено что, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 33 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления - из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.
Судом апелляционной инстанции установлено, что до 05 июля 2011 года на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области действовало постановление Волжской городской Думы Волгоградской области от 22 июля 2005 года N 142/5 (ред. от 11 марта 2011 года) "Об установлении предельных размеров (максимальных и минимальных) земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства на территории города Волжского", которым установлены предельные размеры (максимальный и минимальный) земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства:
- - предельный минимальный размер - 0,1 га;
- - предельный максимальный размер - 0,5 га.
Постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 17 июня 2011 года N 35/2 принято "Городское положение об установлении норм предоставления земельных участков на территории городского округа - город Волжский" от 29 июня 2011 года N 164-ВГД.
Пунктом 2 указанного Городского положения установлен максимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно из земель, находящихся в муниципальной собственности городского округа - город Волжский Волгоградской области для ведения личного подсобного хозяйства - 0,2 га.
Минимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства, не установлен.
Пунктом 4 Городского положения предусмотрено, что с момента вступления в силу настоящего Городского положения признать утратившими силу:
- - постановление Волжской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 142/5 "Об установлении предельных размеров (максимальных и минимальных) земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства на территории города Волжского";
- - Городское положение от ДД.ММ.ГГГГ N 134-ВГД "О внесении изменений в постановление Волжской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 142/5 "Об установлении предельных размеров (максимальных и минимальных) земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства на территории города Волжского".
Пунктом 3 Городского положение предусмотрено его вступление в силу с момента официального опубликования.
Городское положение опубликовано в N <...> "Волжского муниципального вестника" от ДД.ММ.ГГГГ.
Обращаясь в суд с настоящим заявлением, К.М. обосновал свои требования тем, что не установление минимальных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства, противоречит федеральному законодательству, а также создает пробел в праве, в силу чего нарушаются его права в связи с предоставлением ему земельного участка размером меньше, чем он мог рассчитывать в соответствии с ранее действовавшим постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N 142/5.
Вместе с тем, на территории городского округа - город Волжский действует "Городское положение "Правила землепользования и застройки городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 15 октября 2009 года N 480-ВГД (принято постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 09 октября 2009 года N 68/4).
Пунктом 12.1.2 Правил землепользования и застройки городского округа - город Волжский установлены предельные размеры земельных участков, в том числе для ведения личного подсобного хозяйства, приведенные в таблице 2, согласно которым минимальный размер земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства составляет 0,02 га, максимальный размер - 0,2 га.
Таким образом, судом верно установлено, что на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области действуют два нормативно-правовых акта органа местного самоуправления, которыми установлены как минимальный размер земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, так и максимальный размер такого земельного участка, что соответствует требованиям федерального законодательства, а именно ст. 4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве", ст. 33 Земельного кодекса РФ.
Поскольку оспариваемый заявителем нормативно-правовой акт не противоречит действующему законодательству, суд обоснованно отказал К.М. в удовлетворении его заявления.
Оснований не согласиться с указанным выводом суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы несостоятельны, никаких правовых последствий по данному делу не создают, не влияют на существо принятого судом решения и не могут служить основанием к его отмене. Кроме того, все они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении им дана надлежащая правовая оценка. Сама по себе иная оценка апеллятором действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Волжского городского суда Волгоградской области от 11 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.М. - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)