Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.08.2013 ПО ДЕЛУ N А55-4970/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2013 г. по делу N А55-4970/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 августа 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гараниной М.В.,
с участием:
от индивидуального предпринимателя Ильина Николая Андреевича - Стойков А.А., по доверенности от 17.06.2013 года,
от Министерства имущественных отношений Самарской области - Екатеринин И.И., по доверенности от 01.04.2013 года,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 августа 2013 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
индивидуального предпринимателя Ильина Николая Андреевича, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 июня 2013 года по делу N А55-4970/2013, судья Бойко С.А.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Ильина Николая Андреевича, (ОГРНИП 308631821200021),
к Министерству имущественных отношений Самарской области,
с участием третьего лица: ООО "Труд-1",
о признании незаконным отказа,
установил:

Индивидуальный предприниматель Ильин Николай Андреевич г. Самара обратился в арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка площадью 3100 кв. м, отнесенного к категории земель населенных пунктов с КН 63:01:0741002:591, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Кабельная (том 1 л.д. 2 - 5).
Решением суда первой инстанции от 07 июня 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано (том 1 л.д. 39 - 40).
В апелляционной жалобе индивидуальный предприниматель Ильин Николай Андреевич просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно. Считает, что заявление индивидуального предпринимателя Ильина Н.А. о выкупе земельного участка и приложенный к нему пакет документов были составлены по форме, указанной в приложении N 1 к Порядку.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме.
Представитель ответчика считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчик и третье лицо отзывы на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
Третье лицо в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилось, о дне и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя и ответчика, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела индивидуальный предприниматель Ильин Николай Андреевич на основании Договора N 2135а-2011/2016 от 19 апреля 2011 года, дополнительного соглашения к нему от 12 сентября 2012 года и Договора передачи прав и обязанностей арендатора N 107 от 11 января 2012 года владеет и пользуется земельным участком с кадастровым номером 63:01:0741002:591, площадью 3100 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Кабельная (том 1 л.д. 15 - 22).
01 августа 2012 года заявитель обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении вышеназванного земельного участка в собственность за выкуп (том 1 л.д. 39).
Министерством имущественных отношений Самарской области Сообщением N 12-1/2242/12 от 29.08.2012 года в приватизации испрашиваемого земельного участка заявителю было отказано.
Отказ мотивирован тем, что заявитель не имеет права на приобретение испрашиваемого земельного участка в собственность; у министерства отсутствует волеизъявление на продажу земельных участков; в случае продажи земельного участка, находящегося в аренде, бюджет Самарской области будет лишен источника формирования в виде арендных платежей (том 1 л.д. 41 - 42).
Заявитель, посчитав отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка площадью 3100 кв. м, отнесенного к категории земель населенных пунктов с КН 63:01:0741002:591, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Кабельная (том 1 л.д. 2 - 5).
07 июня 2013 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Отказывая заявителю в удовлетворении требований, арбитражный суд правомерно руководствовался и обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока.
Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 года N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, регламентирована постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара".
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В пункте 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены, тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
В соответствии с пунктом 2.3 Министерство не позднее следующего дня, с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В случае если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также, в случае если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.
Согласно абзаца 6 пункта 3.1 Порядка (в редакции Постановления Правительства Самарской области от 13.04.2012 года N 198) в случае, если земельный участок испрашивается заявителем в аренду для использования под временный (некапитальный) объект и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006 года в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания, правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный (некапитальный) объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Данное правило не распространяется на отношения, возникшие после заключения договора аренды.
Таким образом, данная норма Порядка содержит указание на конкретное обязательственное право - право аренды земельного участка, а, следовательно, устанавливает основания для предоставления земельных участков, занятых временными объектами, в аренду ввиду наличия у владельца временного объекта, расположенного на испрашиваемом земельном участке преимущественного перед другими лицами права на заключение договора (при наличии акта уполномоченного органа власти о предоставлении земельного участка в аренду при отсутствии заключенного договора аренды), а не исключительного права на приватизацию испрашиваемого земельного участка.
Поскольку Порядок не предусматривает исключительное право граждан и юридических лиц приобретения земельных участков в собственность под временными объектами без проведения аукциона, то отказ министерства не противоречит закону и иным нормативным актам.
Статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исключительное право на приватизацию земельных участков в собственность имеют граждане и юридические лица, имеющие на этих участках принадлежащие им на праве собственности объекты недвижимости.
В других случаях земельный участок может быть приобретен в собственность в том случае, если он предполагается к продаже.
В данном случае отказ мотивирован тем, что у министерства отсутствует волеизъявление на продажу данного земельного участка.
При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований предпринимателя.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
С позиции изложенного суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно отсутствия оснований для удовлетворения требований заявителя.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 июня 2013 года по делу N А55-4970/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Судьи
П.В.БАЖАН
Н.Ю.МАРЧИК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)