Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-5780/2015

Требование: О признании незаконными действий органа местного самоуправления, об обязании внести изменения в постановление в части адреса земельного участка.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявитель указал, что присвоенный участку адрес не соответствует его фактическому расположению, в исправлении ошибки ему отказано со ссылкой на несоответствие предложений данным кадастрового учета.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 апреля 2015 г. по делу N 33-5780/2015


Судья Рудковская О.А.

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Шурыгиной Л.Г.,
судей Гылкэ Д.И.,
Захаровой О.А.,
при секретаре судебного заседания Клевцове В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по заявлению И. об оспаривании действий органа местного самоуправления
по апелляционной жалобе представителя заявителя И. - Ф.
на решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 12 января 2015 года.
Заслушав доклад судьи Гылкэ Д.И., объяснения представителя заявителя Ф., представителя заинтересованного лица Администрации городского округа Первоуральск М., судебная коллегия

установила:

И. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия органа местного самоуправления, выраженные в письме Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Первоуральск от 24 сентября 2014 года N 4006, возложить на Администрацию городского округа Первоуральск обязанность внести изменения в постановление Администрации городского округа Первоуральск от 30 октября 2013 года N 3827 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" в части адреса земельного участка, указав его следующим образом: <...>, в 43 метрах на юго-восток от <...>.
В обоснование заявленных требований указал, что решением Первоуральского городского суда от 17 апреля 2014 года были удовлетворены его требования о признании недействительным постановления Администрации городского округа Первоуральск от 21 марта 2014 года N 765. В возложении обязанности на орган местного самоуправления принять решение о предоставлении ему земельного участка и заключить с ним договор аренды земельного участка судом было отказано. Основанием для отказа послужило расхождение сведений в адресе земельного участка, а именно: он обращался с заявлением о предоставлении земельного участка по <...>, в решении Муниципальной межведомственной комиссии адрес указан <...>, публикация в средствах массовой информации была с указанием этого же адреса. Однако, при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, адрес в постановлении N 3827 от 30 октября 2013 года был указан иной: <...> в 14 м на северо-восток от <...>. Присвоенный адрес не соответствует фактическому расположению земельного участка. Из публичной кадастровой карты на официальном сайте Росреестра видно, что у спорного земельного участка адрес должен быть: <...>, в 43 метрах на юго-восток от <...>, то есть первоначально испрашиваемое место расположения земельного участка. Помимо этого и в государственном кадастре недвижимости содержаться ошибочные сведения в части адреса земельного участка.
<...> он обратился к Главе Администрации городского округа Первоуральск с заявлением об исправлении (изменении) адреса испрашиваемого им земельного участка. <...> письмом за N орган местного самоуправления сообщил о том, что не представляется возможным принять решение по указанным в заявлении вопросам об исправлении технической ошибки, в связи с несоответствием его предложений данным кадастрового учета. Считает, что такие действия Администрации городского округа Первоуральск являются незаконными и нарушающими его права.
Решением Первоуральского городского суда Свердловской области от 12 января 2015 года требования И. оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, оспаривая его законность и обоснованность, представитель заявителя Ф. в апелляционной жалобе просит обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований И. в полном объеме, настаивая на доводах заявления.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя Ф. апелляционную жалобу поддержал. Представитель заинтересованного лица Администрации городского округа Первоуральск М., ссылаясь на законность и обоснованность решения суда, просила оставить его без изменения.
Заявитель И. в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщил.
Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения указанного лица о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, руководствуясь ст. 167, ч. 2 ст. 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Такое заявление подлежит удовлетворению при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
Указанной совокупности необходимых условий по данному делу не имеется.
Согласно подпункту 27 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения отнесены полномочия по присвоению адресов объектам адресации.
Порядок присвоения, изменения и аннулирования адресов, требования к структуре адреса установлены Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года N 1221 (далее - Правила).
Присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов (далее - уполномоченные органы), с использованием федеральной информационной адресной системы (п. 6 Правил).
В соответствии с п. 7 Правил присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов осуществляется уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц, указанных в пунктах 27 и 29 настоящих Правил. Изменение адресов объектов адресации осуществляется уполномоченными органами на основании принятых решений о присвоении адресообразующим элементам наименований, об изменении и аннулировании их наименований.
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации городского округа Первоуральск от 30 октября 2013 года N 3827 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <...>, пр-кт <...> на северо-восток от <...>, под установку торгового павильона для торговли сельхозпродукцией" утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (кадастровый квартал <...>), расположенного по адресу: <...>, пр-кт <...> метрах на северо-восток от <...>, с видом разрешенного использования под установку торгового павильона для торговли сельхозпродукцией.
Постановлением Администрации городского округа Первоуральск от 21 марта 2014 года N 765 вышеуказанное постановление признано утратившим силу.
Решением Первоуральского городского суда <...> от <...> удовлетворены требования И. о признании недействительным постановления Администрации городского округа Первоуральск от 21 марта 2014 года N 765. В удовлетворении требований о возложении на Администрацию городского округа Первоуральск обязанности принять решение о предоставлении И. земельного участка с кадастровым номером <...> по адресу: <...>, в 14 м на северо-восток от <...> под установку торгового павильона для торговли сельхозпродукцией, заключении с ним договора аренды указанного земельного участка сроком на 3 года судом было отказано.
Отказывая в удовлетворении требований И. в указанной части, суд исходил из того, что заявитель подал заявление о предоставлении земельного участка по <...>, в решении Муниципальной межведомственной комиссии был указан адрес предоставляемого участка: <...>, заключение Комитетом архитектуры и градостроительства дано с указанием адреса: <...> в 14 м на северо-восток от <...>, предоставление земельного участка было фактически по другому адресу: <...> в 14 м на северо-восток от <...>, постановка земельного участка на кадастровый учет была осуществлена с указанием адреса: <...> в 14 м на северо-восток от <...>. Таким образом, заявление о предоставлении земельного участка было по одному адресу, фактически был предоставлен земельный участок по другому адресу, информирование в средствах массовой информации было также о земельном участке, расположенном по другому адресу.
15 сентября 2014 года И. обратился в Администрацию городского округа Первоуральск с заявлением, в котором просил внести изменения в постановление Администрации городского округа Первоуральск от 30 октября 2013 года N 3827 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <...>, пр-кт Ильича, в 14 м на северо-восток от <...>, под установку торгового павильона для торговли сельхозпродукцией" в части адреса земельного участка, указав его следующим образом: <...>, в 43 метрах на юго-восток от <...>.
На указанное обращение Комитетом по управлению имуществом Администрации городского округа Первоуральск в письме от <...> N заявителю был дан ответ о невозможности принятия решения по указанным в заявлении вопросам об исправлении технической ошибки в связи с несоответствием предложений данным кадастрового учета.
Полагая отказ органа местного самоуправления по внесению изменений в постановление Администрации городского округа Первоуральск от 30 октября 2013 года N 3827 незаконным, нарушающим права, И. обратился в суд с настоящим заявлением.
Вместе с тем, по смыслу п. 2 и вышеприведенного п. 7 Правил изменение адресов объектов адресации осуществляется уполномоченными органами на основании принятых решений о присвоении адресообразующим элементам (страна, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт, элемент улично-дорожной сети, элемент планировочной структуры и идентификационный элемент (элементы) объекта адресации) наименований, об изменении и аннулировании их наименований.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что уполномоченным органом в установленном порядке принимались решения о присвоении адресообразующим элементам наименований, об изменении и аннулировании их наименований, доказательств, подтверждающих обратное, лицами, участвующими в деле, не представлено. В этой связи у органа местного самоуправления отсутствовали основания для изменения адреса объекту адресации - вышеуказанному земельному участку, и, как следствие этому, для внесения изменений в постановление Администрации городского округа Первоуральск от 30 октября 2013 года N 3827.
Правила допускают возможность присвоения объекту адресации нового адреса, в этом случае существующий адрес объекта адресации аннулируется (п. 14).
Однако, в силу п. п. 27, 29 Правил заявление о присвоении объекту адресации адреса или об аннулировании его адреса может быть подано только собственником объекта адресации по собственной инициативе либо лицом, обладающим одним из следующих вещных прав на объект адресации: а) право хозяйственного ведения; б) право оперативного управления; в) право пожизненно наследуемого владения; г) право постоянного (бессрочного) пользования, либо их представителями.
Заявитель к числу указанных лиц не относится и не обладает правом обращения к уполномоченному органу с соответствующим заявлением.
Обращение с заявлением о присвоении объекту адресации адреса лица, не указанного в пунктах 27 и 29 Правил, является основанием для отказа в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса (п. 40 Правил).
Кроме того, адрес земельному участку, в отношении которого заявитель просит внести изменения в решение органа местного самоуправления, присвоен уполномоченным органом в соответствии с его исключительной компетенцией, после выполнения в отношении земельного участка согласно требованиям, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых была обеспечена подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
На кадастровый учет земельный участок поставлен с адресом: <...>, пр-кт Ильича, в 14 м на северо-восток от <...>, с присвоением кадастрового номера <...>.
Из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также из объяснений представителя заинтересованного лица следует, что фактическое месторасположение земельного участка с кадастровым номером <...> соответствует присвоенному ему адресу.
Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" регламентирует порядок внесения в государственный кадастр недвижимости изменений характеристик (адреса) соответствующего объекта недвижимости, в том числе по результатам исправления ошибок.
Безусловно, к числу документов, необходимых для осуществления кадастрового учета в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 22 вышеприведенного Федерального закона относится документ, подтверждающий в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоение адреса объекту недвижимости или изменение такого адреса.
Вместе с тем, решение органа местного самоуправления об изменении адреса объекта адресации может быть принято и, соответственно, представлено в орган кадастрового учета, при наличии к этому законных оснований. В рассматриваемой ситуации таких оснований не установлено.
В подтверждение доводов апелляционной жалобы ее автором также не представлено доказательств, свидетельствующих о допущенной органом местного самоуправления в постановлении от 30 октября 2013 года N 3827 ошибке относительно адреса земельного участка.
При таких обстоятельствах, заинтересованное лицо правомерно отказало заявителю во внесении изменений в постановление Администрации городского округа Первоуральск от 30 октября 2013 года N 3827, а суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают и не являются основанием для отмены судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 12 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя заявителя И. - Ф. - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.Г.ШУРЫГИНА

Судьи
Д.И.ГЫЛКЭ
О.А.ЗАХАРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)