Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 01.10.2014 ПО ДЕЛУ N А60-29193/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 октября 2014 г. по делу N А60-29193/2014


Резолютивная часть решения объявлена 30 сентября 2014 года
Полный текст решения изготовлен 01 октября 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.Ф. Савиной при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.И. Смирновой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-29193/2014 по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Комбинат "Электрохимприбор" (ИНН 6630002336, ОГРН 1026601766950)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (ИНН 6670073005, ОГРН 1046603570386), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в лице филиала по Свердловской области
об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости
при участии в судебном заседании:
от истца: Митин Д.В., представитель по доверенности N 040-13/14С от 01.01.2014,
от ответчиков:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области - не явился, извещен,
от филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области - Казакова Н.А., представитель по доверенности N 88 от 04.09.2014.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
На основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Истцом представлены дополнительные документы, которые приобщены судом к материалам дела.
Ответчиком филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области представлен отзыв на исковое заявление, который приобщен судом к материалам дела.
Иных заявлений и ходатайств не поступило.

ФГУП "Комбинат "Электрохимприбор" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Управлению Росреестра по Свердловской области и филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области о признании недействительными результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка под кадастровым номером 66:54:0116014:3, находящегося по адресу: Россия, Свердловская область, г. Лесной, ул. Уральская, д. 10, площадью 15187 кв. м, утвержденные постановлением Правительства Свердловской области "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" от 07.06.2011 N 695-ПП.
В предварительном судебном заседании истец заявил ходатайство об уточнении исковых требований.
Поскольку ходатайство заявлено в пределах прав, предусмотренных ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оно принято арбитражным судом, в связи с чем спор рассматривается в пределах уточненных требований о признании кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка под кадастровым номером 66:54:0116014:3, находящегося по адресу: Россия, Свердловская область, г. Лесной, ул. Уральская, д. 10, площадью 15187 кв. м, равной рыночной стоимости в размере 4404000 рублей на основании отчета об оценке N Е-2014-3-141 от 23.05.2014.
Определением арбитражного суда от 25.08.2014 в качестве второго ответчика по делу привлечен филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

установил:

Как следует из материалов дела, ФГУП "Комбинат "Электрохимприбор" на основании свидетельства о праве собственности на землю N 14776 от 30.01.1995 является владельцем земельного участка под кадастровым номером 66:54:0116014:3, находящегося по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, г. Лесной, ул. Уральская, дом N 10, площадью 15 187 кв. м. Категория земельного участка относится к землям населенных пунктов. Разрешенное использование земельного участка - под объекты промышленности.
Постановлением Правительства Свердловской области "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" от 07.06.2011 N 695-ПП кадастровая стоимость земельного участка утверждена в размере 9901924 рубля по состоянию на 01.01.2010.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п. п. 2, 4, 10 Правил (в редакции, действующей на дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных в Свердловской области), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем в силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 913/11, действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Заявитель для определения рыночной стоимости обратился к Обществу с ограниченной ответственностью "Оценка недвижимости и бизнеса". На основании заключенного договора N 014-06/487 от 12.05.2014 истцом был получен отчет об оценке N Е-2014-3-141 от 23.05.2014. Согласно отчету рыночная стоимость земельного участка составила 4 404 000 рублей. Отчет об оценке получил положительное экспертное заключение N ЕК-072 от 29.05.2014 Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет".
Согласно абзацам 1, 7, 8 ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся соответственно в государственной или муниципальной собственности. Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. В целях выявления оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, заявитель вправе обратиться к заказчику работ по определению кадастровой стоимости и в орган кадастрового учета с запросом о предоставлении сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Ответчики не оспорили представленный истцом отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка, не представили доказательств, свидетельствующих об иной, нежели в отчете оценщика, величине рыночной стоимости земельного участка.
В силу п. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Законом порядке документов, если иное не установлено этим же Законом.
Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 указанного Федерального закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Учитывая, что по смыслу постановления Президиума ВАС РФ N 913/11 истцом заявлено требование об изменении размера кадастровой стоимости, указанного в государственном кадастре недвижимости, ответчиком по настоящему делу является орган или иное лицо, уполномоченное в соответствии с действующим законодательством вносить изменения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно ст. 3 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, кроме того, полномочия органа кадастрового учета на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В этих случаях в целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 456 "О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости" на указанное Агентство возложены функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности.
Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Помимо этого, часть функций Росреестра в этой сфере, в частности, функции по ведению государственного кадастра недвижимости, и по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, предусмотренном Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, переданы Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Делегируя управленческие функции бюджетному учреждению, государственный орган - Росреестр, сохраняет, тем не менее, контрольные полномочия в отношении ФГБУ и не перестает являться органом кадастрового учета.
В связи с этим, поскольку исполнение перечисленных функций возложено на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии в лице своего территориального управления, то ответчиком по настоящему делу выступает этот орган государственной власти.
Внутреннее перераспределение функций и полномочий между государственными органами и организациями, уполномоченными действовать от имени Российской Федерации в интересах граждан и организаций, и находящимися при этом в одной системе, не должно влечь за собой формальный отказ в иске только лишь по этому основанию.
Наделение бюджетного учреждения полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, само по себе не свидетельствует о том, что эти полномочия становятся функциями государственного учреждения. Как уже было отмечено, эти функции являются федеральными государственными функциями специально созданного для этого государственного органа.
Следовательно, настоящие функции осуществляются ФГБУ "ФКП Росреестра" непосредственно в структуре Росреестра, а не самостоятельно. ФГБУ "ФКП Росреестра" является государственным учреждением, а не органом власти, и входит в структуру Росреестра. Перечисленные функции не относятся непосредственно к видам деятельности учреждения, а являются федеральными государственными функциями. В своих взаимоотношениях с гражданами и юридическими лицами ФГБУ "ФКП Росреестра" действует как лицо, осуществляющее указанные функции от имени Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
С учетом изложенного, требования истца следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28 июня 2011 г. N 913/11, иски о признании кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости являются исками об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета законно установленной кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Следовательно, настоящее решением имеет своим правовым последствием не аннулирование ранее внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, а внесение в него соответствующих изменений с момента вступления в силу настоящего решения (определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.01.2013 N ВАС-14371/12).
В связи с этим и на основании ст. 24.19. Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" кадастровая стоимость может быть признана равной рыночной по состоянию на дату последней государственной кадастровой оценки земель, то есть на 01.01.2010.
С учетом этого, принимая во внимание указанный отчет об оценке, совершенный по состоянию на 01.01.2010, кадастровая стоимость должна быть признана именно на эту дату.
Расходы по уплате государственной пошлины по иску относятся на истца на основании соглашения о распределении судебных расходов, заключенных между истцом и ответчиками (ч. 4 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Исковые требования удовлетворить.
2. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:54:0116014:3, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Лесной, ул. Уральская, д. 10, площадью 15187 кв. м, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 4404000 рублей.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
Л.Ф.САВИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)