Судебные решения, арбитраж
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 5 мая 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 7 мая 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Тамбовская сахарная компания": Белолипецкого С.В., представителя по доверенности от 01.06.2011; Федорченко Д.С., представителя по доверенности N 15 от 26.04.2014;
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области: Макова Р.А., и.о. начальника юридического отдела по доверенности N 68/2013 - 05 от 28.01.2013;
- от Администрации Тамбовской области в лице Комитета по управлению имуществом Тамбовской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Тамбовская сахарная компания" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 07.03.2014 по делу N А64-4549/2013 (судья Малина Е.В.) по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Тамбовская сахарная компания" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области, о признании незаконными действий,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тамбовская сахарная компания" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Тамбовской области" о признании незаконными действий по внесению в государственный реестр кадастра недвижимости сведений о кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:08:0000000:121 в размере 690558412 руб. в целях восстановления положения, существовавшего до нарушения права, обязать ответчика исправить допущенную ошибку путем изменения ошибочной записи "690558412 рублей" на предыдущее значение кадастровой стоимости "149676891 рубль" (с учетом уточнений).
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрации Тамбовской области в лице Комитета по управлению имуществом Тамбовской области.
Решением суда от 07.03.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество с ограниченной ответственностью "Тамбовская сахарная компания" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что непосредственно в тексте п. 2.1.15 Методических указаний указано, что он действует исключительно "в случаях образования нового или включения в государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке". В январе 2011 года основания для применения п. 2.1.15 в частности и Методический указаний в целом отсутствовали, так как участок не образовывался, его площадь и вид разрешенного использования не менялись, перевод из одной категории земель в другую не осуществлялся и сам участок не был впервые выявлен в 2011 году, как ранее учтенный. Части земельного участка не обладают необходимыми реквизитами земельного участка. При этом суд области сделал неверный вывод, что условные части земельного участка обладают всеми необходимыми признаками земельного участка и должны входить в перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке. Оспариваемые действия нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку незаконно возлагают обязанность по уплате земельного налога в незаконном размере и создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В январе 2011 года единственным способом определения кадастровой стоимости, применимым с спорному участку, была государственная кадастровая оценка земель с утверждением результатов Администрацией области, у заинтересованного лица в 2011 году отсутствовали полномочия по определению кадастровой стоимости земельного участка в форме суммирования стоимостей.
В отзыве на жалобу Администрация Тамбовской области в лице Комитета по управлению имуществом Тамбовской области указывает, что земельный участок является единым землепользованием. Кадастровая стоимость единого землепользования рассчитана органом кадастрового учета как сумма кадастровых стоимостей входящих земельных участков. Поскольку спорный земельный участок как единое землепользование не вошел в перечень участков, подлежащих государственной кадастровой оценке, его кадастровая стоимость была правомерно определена самим органом кадастрового учета на основе результатов государственной кадастровой оценки, что соответствует п. 13 Правил, п. 12 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215, а также Методическими указаниями".
В судебное заседание Администрация Тамбовской области в лице Комитета по управлению имуществом Тамбовской области не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, ООО "Тамбовская сахарная компания" является собственником земельного участка площадью 3 225 100 кв. м кадастровый номер 68:08:0000000:121, расположенного по адресу: Тамбовская область, Мордовский район, относительно ориентира в границах ОГУП "Мордовское", отделение 1, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Тамбовская область, Мордовский район.
Право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 68-АБ 200592, выданным 25.09.2008 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области.
Основанием для возникновения права собственности является передаточный акт от 23.04.2009 (т. 1 л.д. 8).
Означенный земельный участок с кадастровым номером 68:08:0000000:121 является участок единого землепользования, в состав которого входят условные участки с кадастровыми номерами 68:08:2918001:2, 68:08:2932002:2, 68:08:2916001:3, 68:08:2932002:3, 68:08:2932002:4, 68:08:2932002:5, 68:08:2932002:6, 68:08:2932002:7, 68:08:2905001:6, 68:08:2905001:7, 68:08:2905001:8, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 29.04.08 (т. 1 л.д. 9, л.л. 52 - 75).
Земельный участок с кадастровым номером 68:08:0000000:121 был поставлен на кадастровый учет 04.03.2008 на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет от 28.02.2008 N 08.1/08-72, постановления Администрации Мордовского района Тамбовской области от 07.02.2008 N 75 и описания земельного участка, выполненного ООО "Спектр-М".
Данный земельный участок первоначально был отнесен к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения и в соответствии с п. 2.1.15 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания), утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 N 222, была рассчитана кадастровая стоимость, которая составила - 11036864, 19 руб., согласно акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 03.03.2008 (т. 2 л.д. 62).
Кадастровая стоимость единого землепользования - земельного участка с кадастровым номером 68:08:0000000:121 определялась как сумма кадастровых стоимостей, входящих в его состав обособленных земельных участков с кадастровыми номерами: 68:08:2918001:2, 68:08:2932002:2, 68:08:2916001:3, 68:08:2932002:3, 68:08:2932002:4, 68:08:2932002:5, 68:08:2932002:6, 68:08:2932002:7, 68:08:2905001:6, 68:08:2905001:7, 68:08:2905001:8, что подтверждается актами определения кадастровой стоимости от 13.03.2008.
В соответствии с постановлением Администрации Тамбовской области от 09.07.2008 N 842, 21.07.2008 данный земельный участок был переведен из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (т. 2 л.д. 74), и в соответствии с п. 2.1.4 и 2.1.15 Методических указаний его кадастровая стоимость была вновь рассчитана и согласно акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 21.07.2008, составила - 149676891 руб.
Кадастровая стоимость единого землепользования - земельного участка с кадастровым номером 68:08:0000000:121 также определялась как сумма кадастровых стоимостей, входящих в его состав обособленных земельных участков с кадастровыми номерами: 68:08:2918001:2, 68:08:2932002:2, 68:08:2916001:3, 68:08:2932002:3, 68:08:2932002:4, 68:08:2932002:5, 68:08:2932002:6, 68:08:2932002:7, 68:08:2905001:6, 68:08:2905001:7, 68:08:2905001:8 что подтверждается актом определения кадастровой стоимости от 21.07.2008 (т. 2 л.д. 75 - 79).
Таким образом, на момент возникновения права собственности у заявителя кадастровая стоимость принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 68:08:0000000:121 составляла 149676891 руб. При этом, кадастровая стоимость единого землепользования - земельного участка с кадастровым номером 68:08:0000000:121 определялась как сумма кадастровых стоимостей, входящих в его состав обособленных земельных участков с кадастровыми номерами: 68:08:2918001:2, 68:08:2932002:2, 68:08:2916001:3, 68:08:2932002:3, 68:08:2932002:4, 68:08:2932002:5, 68:08:2932002:6, 68:08:2932002:7, 68:08:2905001:6, 68:08:2905001:7, 68:08:2905001:8
Постановлением администрации Тамбовской области от 29.11.2010 N 1394 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Тамбовской области" с 01.01.2011 была установлена новая кадастровая стоимость земельных участков (т. 1 л.д. 76, 78103 - 107), а именно:
- для земельного участка с кадастровым номером 68:08:2905001:6 - 315 670 692, 40 руб.;
- для земельного участка с кадастровым номером 68:08:2905001:7 - 14 523 759, 60 руб.;
- для земельного участка с кадастровым номером 68:08:2905001:8 - 214 120 руб.;
- для земельного участка с кадастровым номером 68:08:2916001:3 - 115 624 800 руб.;
- для земельного участка с кадастровым номером 68:08:2918001:2 - 222 898 920 руб.;
- для земельного участка с кадастровым номером 68:08:2932002:2 - 5 138 880 руб.;
- для земельного участка с кадастровым номером 68:08:2932002:3 - 2 141 200 руб.;
- для земельного участка с кадастровым номером 68:08:2932002:4 - 5 781 240 руб.;
- для земельного участка с кадастровым номером 68:08:2932002:5 - 1 070 600 руб.;
- для земельного участка с кадастровым номером 68:08:2932002:6 - 4 710 640 руб.;
- для земельного участка с кадастровым номером 68:08:2932002:7 - 2 783 560 руб. соответственно.
Поскольку данные земельные участки были оценены как обособленные участки, входящие в состав единого землепользования 68:08:0000000:121, актом определения кадастровой стоимости земельных участков от 17.01.2011 заинтересованным лицом была определена кадастровая стоимость земельного участка и составила - 690 558 41 руб.
При этом, кадастровая стоимость единого землепользования - земельного участка с кадастровым номером 68:08:0000000:121 также определялась как сумма кадастровых стоимостей, входящих в его состав обособленных земельных участков с кадастровыми номерами: 8:08:2918001:2, 68:08:2932002:2, 68:08:2916001:3, 68:08:2932002:3, 68:08:2932002:4, 8:08:2932002:5, 68:08:2932002:6, 68:08:2932002:7, 68:08:2905001:6, 68:08:2905001:7, 8:08:2905001:8 что подтверждается актом определения кадастровой стоимости от 17.01.2011 (т. 1 л.д. 99 - 101).
Государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения Тамбовской области была проведена по состоянию на 01.01.2009.
В соответствии с Государственным контрактом от 25.11.2009 N 127Д на выполнение работ по теме: "Государственная кадастровая оценка земель особо охраняемых территорий и объектов, земель промышленности и иного специального назначения в субъектах Российской Федерации Центрального и Южного федеральных округов" исполнителем работ являлось Открытое Акционерное Общество "РКХ "Земпроект" (г. Москва).
В перечень объектов оценки включены входящие земельные участки в единое землепользование с кадастровым номером 68:08:0000000:121 (Приложение 1).
Результаты определения кадастровой стоимости входящих земельных участков указаны в Приложении 2 (т. 2 л.д. 37 - 39).
Результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения Тамбовской области согласованы с Росреестром и утверждены постановлением Администрации Тамбовской области от 29.11.2010 N 1394.
Кадастровая стоимость единого землепользования 68:08:0000000:121 была рассчитана органом кадастрового учета (ФГБУ "ЗКП Росреестра" по Тамбовской области) как сумма кадастровых стоимостей входящих земельных участков и составляет 690 558 412 рублей.
Считая указанные действия незаконными, Общество обратилось в суд области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что учитывая, что спорный земельный участок как единое землепользование не вошел в перечень участков, подлежащих государственной кадастровой оценке, его кадастровая стоимость была правомерно определена самим органом кадастрового учета на основе результатов государственной кадастровой оценки, что соответствует пункту 13 Правил, пункту 12 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утв. приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215, а также Методическим указаниям.
Апелляционная коллегия полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Пунктом 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ определено, что использование земли является платным. Формами платы за использование земли является земельный налог и арендная плата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В статье 3 Закона об оценочной деятельности закреплено, что под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 названных Правил).
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (п. 11 Правил).
Приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания по вновь образуемым участкам).
Как предусмотрено пунктом 2.1.3 данных Методических указаний, кадастровая стоимость вновь образованных земельных участков в границах существующего поселения определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для соответствующего кадастрового квартала на площадь земельного участка.
В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель" государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года (пункты 2, 3 Правил).
Пунктом 13 Правил установлено, что при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 12 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утв. приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215, определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, а также земельных участков, в отношении которых прошли государственный кадастровый учет текущие изменения, связанные с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации на основе результатов государственной кадастровой оценки земель в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утв. приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания).
Как было установлено судом области и подтверждается материалами дела, первоначально при образовании единого земельного участка с кадастровым номером 68:08:0000000:121, который относился к категории земель сельхозназначения, его кадастровая стоимость определялась ответчиком на основании п. 2.1.15 Методических указаний, а стоимость обособленных земельных участков определялась в соответствии с п. 2.1.1.
Впоследствии при переводе данного единого землепользования в состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (т. 2 л.д. 74), кадастровая стоимость названного единого землепользования также была вновь рассчитана учреждением в соответствии с п. 2.1.4 и 2.1.15 Методических указаний.
Постановлением Администрации Тамбовской области N 1394 от 29.11.2010 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Тамбовской области" с 01.01.2011 была установлена новая кадастровая стоимость земельных участков.
В перечень объектов оценки были включены земельные участка, входящие в единое землепользование с кадастровым номером 68:08:0000000:121.
Результаты государственной оценки, в том числе обособленных участков, входящих в состав единого землепользования с кадастровыми номерами: 68:08:2918001:2, 68:08:2932002:2, 68:08:2916001:3, 68:08:2932002:3, 68:08:2932002:4, 8:08:2932002:5, 68:08:2932002:6, 68:08:2932002:7, 68:08:2905001:6, 68:08:2905001:7, 68:08:2905001:8, были согласованы с Росреестром и утверждены постановлением Администрации Тамбовской области от 29.11.2010 N 1394.
Постановление является действующим нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта РФ, который в установленном законом порядке не отменен, сведений о признании его недействующим не имеется.
Участок с кадастровым номером 68:08:0000000:121 является единым землепользованием.
Обособленные земельные участки, входящие в состав единого землепользования с кадастровыми номерами 68:08:2918001:2, 68:08:2932002:2, 68:08:2916001:3, 68:08:2932002:3, 68:08:2932002:4, 68:08:2932002:5, 68:08:2932002:6, 68:08:2932002:7, 68:08:2905001:6, 68:08:2905001:7, 68:08:2905001:8, вошли в перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке на 01.01.2009.
Кадастровая стоимость единого землепользования 68:08:0000000:121 была рассчитана органом кадастрового учета (ФГБУ "ЗКП Росреестра" по Тамбовской области) как сумма кадастровых стоимостей входящих земельных участков и составляет 690 558 412 рублей.
Согласно подпункту 2.1.15 названных Методических указаний в случае образования нового или выявления ранее учтенного единого землепользования его кадастровая стоимость определяется как сумма кадастровых стоимостей, входящих в его состав обособленных (условных) земельных участков. При этом кадастровая стоимость обособленного (условного) земельного участка, входящего в состав единого землепользования, определяется в зависимости от категории земель, в состав которой входит земельный участок, в соответствии с разделом 2.1 Методических указаний.
Полученная в результате таких действий кадастровая стоимость земельного участка дальнейшего утверждения исполнительным органом субъекта Российской Федерации не требует, поскольку указанная стоимость не является результатом кадастровой оценки в смысле, придаваемой ей статьей 66 ЗК РФ, Федеральным законом "О государственном земельном кадастре", а также Правилами.
Такое толкование, соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10.
Согласно приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от 1.03.2010 N П/93 ФГБУ "ФЕП Росреестра" наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Так как спорный земельный участок как единое землепользование не вошел в перечень участков, подлежащих государственной кадастровой оценке, его кадастровая стоимость была правомерно определена самим органом кадастрового учета на основе результатов государственной кадастровой оценки, что соответствует пункту 13 Правил, пункту 12 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утв. приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215, а также Методическим указаниям.
Таким образом, оспариваемые действия были совершены Учреждением в пределах предоставленных ему полномочий, соответствуют закону и не нарушают прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции заявитель подтвердил, что им оспариваются непосредственно действия по внесению в государственный реестр кадастра недвижимости сведений о кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
Правильность исчисления кадастровой стоимости в данном споре не проверяется.
При этом, судом апелляционной инстанции учитывается, что ООО "Тамбовская сахарная компания" обратилось в суд области с заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков (дело N А64-1869/2014).
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Поскольку действия Учреждения в настоящем споре были совершены в пределах предоставленных полномочий с учетом норм действующего законодательства, а законность установления кадастровой стоимости является предметом другого дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что права заявителя оспариваемыми действиями заинтересованного лица не нарушены.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что действия по внесению в государственный реестр кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:08:0000000:121 в размере 690558412 руб. являются законными и обоснованными.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Обществом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, что в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ составляет 1000 рублей.
При подаче апелляционной жалобы Обществом была уплачена госпошлина в сумме 2000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 885 от 26.06.2013.
Учитывая, что на момент обращения заявителя с апелляционной жалобой, им была уплачена государственная пошлина в размере, превышающем, установленный пп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату заявителю из доходов федерального бюджета.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 07.03.2014 по делу N А64-4549/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Федеральный арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
А.И.ПРОТАСОВ
Судьи
Н.Д.МИРОНЦЕВА
Е.А.СЕМЕНЮТА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.05.2014 ПО ДЕЛУ N А64-4549/2013
Разделы:Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 мая 2014 г. по делу N А64-4549/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 5 мая 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 7 мая 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Тамбовская сахарная компания": Белолипецкого С.В., представителя по доверенности от 01.06.2011; Федорченко Д.С., представителя по доверенности N 15 от 26.04.2014;
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области: Макова Р.А., и.о. начальника юридического отдела по доверенности N 68/2013 - 05 от 28.01.2013;
- от Администрации Тамбовской области в лице Комитета по управлению имуществом Тамбовской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Тамбовская сахарная компания" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 07.03.2014 по делу N А64-4549/2013 (судья Малина Е.В.) по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Тамбовская сахарная компания" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области, о признании незаконными действий,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тамбовская сахарная компания" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Тамбовской области" о признании незаконными действий по внесению в государственный реестр кадастра недвижимости сведений о кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:08:0000000:121 в размере 690558412 руб. в целях восстановления положения, существовавшего до нарушения права, обязать ответчика исправить допущенную ошибку путем изменения ошибочной записи "690558412 рублей" на предыдущее значение кадастровой стоимости "149676891 рубль" (с учетом уточнений).
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрации Тамбовской области в лице Комитета по управлению имуществом Тамбовской области.
Решением суда от 07.03.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество с ограниченной ответственностью "Тамбовская сахарная компания" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что непосредственно в тексте п. 2.1.15 Методических указаний указано, что он действует исключительно "в случаях образования нового или включения в государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке". В январе 2011 года основания для применения п. 2.1.15 в частности и Методический указаний в целом отсутствовали, так как участок не образовывался, его площадь и вид разрешенного использования не менялись, перевод из одной категории земель в другую не осуществлялся и сам участок не был впервые выявлен в 2011 году, как ранее учтенный. Части земельного участка не обладают необходимыми реквизитами земельного участка. При этом суд области сделал неверный вывод, что условные части земельного участка обладают всеми необходимыми признаками земельного участка и должны входить в перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке. Оспариваемые действия нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку незаконно возлагают обязанность по уплате земельного налога в незаконном размере и создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В январе 2011 года единственным способом определения кадастровой стоимости, применимым с спорному участку, была государственная кадастровая оценка земель с утверждением результатов Администрацией области, у заинтересованного лица в 2011 году отсутствовали полномочия по определению кадастровой стоимости земельного участка в форме суммирования стоимостей.
В отзыве на жалобу Администрация Тамбовской области в лице Комитета по управлению имуществом Тамбовской области указывает, что земельный участок является единым землепользованием. Кадастровая стоимость единого землепользования рассчитана органом кадастрового учета как сумма кадастровых стоимостей входящих земельных участков. Поскольку спорный земельный участок как единое землепользование не вошел в перечень участков, подлежащих государственной кадастровой оценке, его кадастровая стоимость была правомерно определена самим органом кадастрового учета на основе результатов государственной кадастровой оценки, что соответствует п. 13 Правил, п. 12 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215, а также Методическими указаниями".
В судебное заседание Администрация Тамбовской области в лице Комитета по управлению имуществом Тамбовской области не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, ООО "Тамбовская сахарная компания" является собственником земельного участка площадью 3 225 100 кв. м кадастровый номер 68:08:0000000:121, расположенного по адресу: Тамбовская область, Мордовский район, относительно ориентира в границах ОГУП "Мордовское", отделение 1, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Тамбовская область, Мордовский район.
Право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 68-АБ 200592, выданным 25.09.2008 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области.
Основанием для возникновения права собственности является передаточный акт от 23.04.2009 (т. 1 л.д. 8).
Означенный земельный участок с кадастровым номером 68:08:0000000:121 является участок единого землепользования, в состав которого входят условные участки с кадастровыми номерами 68:08:2918001:2, 68:08:2932002:2, 68:08:2916001:3, 68:08:2932002:3, 68:08:2932002:4, 68:08:2932002:5, 68:08:2932002:6, 68:08:2932002:7, 68:08:2905001:6, 68:08:2905001:7, 68:08:2905001:8, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 29.04.08 (т. 1 л.д. 9, л.л. 52 - 75).
Земельный участок с кадастровым номером 68:08:0000000:121 был поставлен на кадастровый учет 04.03.2008 на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет от 28.02.2008 N 08.1/08-72, постановления Администрации Мордовского района Тамбовской области от 07.02.2008 N 75 и описания земельного участка, выполненного ООО "Спектр-М".
Данный земельный участок первоначально был отнесен к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения и в соответствии с п. 2.1.15 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания), утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 N 222, была рассчитана кадастровая стоимость, которая составила - 11036864, 19 руб., согласно акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 03.03.2008 (т. 2 л.д. 62).
Кадастровая стоимость единого землепользования - земельного участка с кадастровым номером 68:08:0000000:121 определялась как сумма кадастровых стоимостей, входящих в его состав обособленных земельных участков с кадастровыми номерами: 68:08:2918001:2, 68:08:2932002:2, 68:08:2916001:3, 68:08:2932002:3, 68:08:2932002:4, 68:08:2932002:5, 68:08:2932002:6, 68:08:2932002:7, 68:08:2905001:6, 68:08:2905001:7, 68:08:2905001:8, что подтверждается актами определения кадастровой стоимости от 13.03.2008.
В соответствии с постановлением Администрации Тамбовской области от 09.07.2008 N 842, 21.07.2008 данный земельный участок был переведен из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (т. 2 л.д. 74), и в соответствии с п. 2.1.4 и 2.1.15 Методических указаний его кадастровая стоимость была вновь рассчитана и согласно акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 21.07.2008, составила - 149676891 руб.
Кадастровая стоимость единого землепользования - земельного участка с кадастровым номером 68:08:0000000:121 также определялась как сумма кадастровых стоимостей, входящих в его состав обособленных земельных участков с кадастровыми номерами: 68:08:2918001:2, 68:08:2932002:2, 68:08:2916001:3, 68:08:2932002:3, 68:08:2932002:4, 68:08:2932002:5, 68:08:2932002:6, 68:08:2932002:7, 68:08:2905001:6, 68:08:2905001:7, 68:08:2905001:8 что подтверждается актом определения кадастровой стоимости от 21.07.2008 (т. 2 л.д. 75 - 79).
Таким образом, на момент возникновения права собственности у заявителя кадастровая стоимость принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 68:08:0000000:121 составляла 149676891 руб. При этом, кадастровая стоимость единого землепользования - земельного участка с кадастровым номером 68:08:0000000:121 определялась как сумма кадастровых стоимостей, входящих в его состав обособленных земельных участков с кадастровыми номерами: 68:08:2918001:2, 68:08:2932002:2, 68:08:2916001:3, 68:08:2932002:3, 68:08:2932002:4, 68:08:2932002:5, 68:08:2932002:6, 68:08:2932002:7, 68:08:2905001:6, 68:08:2905001:7, 68:08:2905001:8
Постановлением администрации Тамбовской области от 29.11.2010 N 1394 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Тамбовской области" с 01.01.2011 была установлена новая кадастровая стоимость земельных участков (т. 1 л.д. 76, 78103 - 107), а именно:
- для земельного участка с кадастровым номером 68:08:2905001:6 - 315 670 692, 40 руб.;
- для земельного участка с кадастровым номером 68:08:2905001:7 - 14 523 759, 60 руб.;
- для земельного участка с кадастровым номером 68:08:2905001:8 - 214 120 руб.;
- для земельного участка с кадастровым номером 68:08:2916001:3 - 115 624 800 руб.;
- для земельного участка с кадастровым номером 68:08:2918001:2 - 222 898 920 руб.;
- для земельного участка с кадастровым номером 68:08:2932002:2 - 5 138 880 руб.;
- для земельного участка с кадастровым номером 68:08:2932002:3 - 2 141 200 руб.;
- для земельного участка с кадастровым номером 68:08:2932002:4 - 5 781 240 руб.;
- для земельного участка с кадастровым номером 68:08:2932002:5 - 1 070 600 руб.;
- для земельного участка с кадастровым номером 68:08:2932002:6 - 4 710 640 руб.;
- для земельного участка с кадастровым номером 68:08:2932002:7 - 2 783 560 руб. соответственно.
Поскольку данные земельные участки были оценены как обособленные участки, входящие в состав единого землепользования 68:08:0000000:121, актом определения кадастровой стоимости земельных участков от 17.01.2011 заинтересованным лицом была определена кадастровая стоимость земельного участка и составила - 690 558 41 руб.
При этом, кадастровая стоимость единого землепользования - земельного участка с кадастровым номером 68:08:0000000:121 также определялась как сумма кадастровых стоимостей, входящих в его состав обособленных земельных участков с кадастровыми номерами: 8:08:2918001:2, 68:08:2932002:2, 68:08:2916001:3, 68:08:2932002:3, 68:08:2932002:4, 8:08:2932002:5, 68:08:2932002:6, 68:08:2932002:7, 68:08:2905001:6, 68:08:2905001:7, 8:08:2905001:8 что подтверждается актом определения кадастровой стоимости от 17.01.2011 (т. 1 л.д. 99 - 101).
Государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения Тамбовской области была проведена по состоянию на 01.01.2009.
В соответствии с Государственным контрактом от 25.11.2009 N 127Д на выполнение работ по теме: "Государственная кадастровая оценка земель особо охраняемых территорий и объектов, земель промышленности и иного специального назначения в субъектах Российской Федерации Центрального и Южного федеральных округов" исполнителем работ являлось Открытое Акционерное Общество "РКХ "Земпроект" (г. Москва).
В перечень объектов оценки включены входящие земельные участки в единое землепользование с кадастровым номером 68:08:0000000:121 (Приложение 1).
Результаты определения кадастровой стоимости входящих земельных участков указаны в Приложении 2 (т. 2 л.д. 37 - 39).
Результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения Тамбовской области согласованы с Росреестром и утверждены постановлением Администрации Тамбовской области от 29.11.2010 N 1394.
Кадастровая стоимость единого землепользования 68:08:0000000:121 была рассчитана органом кадастрового учета (ФГБУ "ЗКП Росреестра" по Тамбовской области) как сумма кадастровых стоимостей входящих земельных участков и составляет 690 558 412 рублей.
Считая указанные действия незаконными, Общество обратилось в суд области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что учитывая, что спорный земельный участок как единое землепользование не вошел в перечень участков, подлежащих государственной кадастровой оценке, его кадастровая стоимость была правомерно определена самим органом кадастрового учета на основе результатов государственной кадастровой оценки, что соответствует пункту 13 Правил, пункту 12 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утв. приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215, а также Методическим указаниям.
Апелляционная коллегия полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Пунктом 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ определено, что использование земли является платным. Формами платы за использование земли является земельный налог и арендная плата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В статье 3 Закона об оценочной деятельности закреплено, что под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 названных Правил).
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (п. 11 Правил).
Приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания по вновь образуемым участкам).
Как предусмотрено пунктом 2.1.3 данных Методических указаний, кадастровая стоимость вновь образованных земельных участков в границах существующего поселения определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для соответствующего кадастрового квартала на площадь земельного участка.
В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель" государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года (пункты 2, 3 Правил).
Пунктом 13 Правил установлено, что при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 12 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утв. приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215, определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, а также земельных участков, в отношении которых прошли государственный кадастровый учет текущие изменения, связанные с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации на основе результатов государственной кадастровой оценки земель в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утв. приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания).
Как было установлено судом области и подтверждается материалами дела, первоначально при образовании единого земельного участка с кадастровым номером 68:08:0000000:121, который относился к категории земель сельхозназначения, его кадастровая стоимость определялась ответчиком на основании п. 2.1.15 Методических указаний, а стоимость обособленных земельных участков определялась в соответствии с п. 2.1.1.
Впоследствии при переводе данного единого землепользования в состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (т. 2 л.д. 74), кадастровая стоимость названного единого землепользования также была вновь рассчитана учреждением в соответствии с п. 2.1.4 и 2.1.15 Методических указаний.
Постановлением Администрации Тамбовской области N 1394 от 29.11.2010 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Тамбовской области" с 01.01.2011 была установлена новая кадастровая стоимость земельных участков.
В перечень объектов оценки были включены земельные участка, входящие в единое землепользование с кадастровым номером 68:08:0000000:121.
Результаты государственной оценки, в том числе обособленных участков, входящих в состав единого землепользования с кадастровыми номерами: 68:08:2918001:2, 68:08:2932002:2, 68:08:2916001:3, 68:08:2932002:3, 68:08:2932002:4, 8:08:2932002:5, 68:08:2932002:6, 68:08:2932002:7, 68:08:2905001:6, 68:08:2905001:7, 68:08:2905001:8, были согласованы с Росреестром и утверждены постановлением Администрации Тамбовской области от 29.11.2010 N 1394.
Постановление является действующим нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта РФ, который в установленном законом порядке не отменен, сведений о признании его недействующим не имеется.
Участок с кадастровым номером 68:08:0000000:121 является единым землепользованием.
Обособленные земельные участки, входящие в состав единого землепользования с кадастровыми номерами 68:08:2918001:2, 68:08:2932002:2, 68:08:2916001:3, 68:08:2932002:3, 68:08:2932002:4, 68:08:2932002:5, 68:08:2932002:6, 68:08:2932002:7, 68:08:2905001:6, 68:08:2905001:7, 68:08:2905001:8, вошли в перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке на 01.01.2009.
Кадастровая стоимость единого землепользования 68:08:0000000:121 была рассчитана органом кадастрового учета (ФГБУ "ЗКП Росреестра" по Тамбовской области) как сумма кадастровых стоимостей входящих земельных участков и составляет 690 558 412 рублей.
Согласно подпункту 2.1.15 названных Методических указаний в случае образования нового или выявления ранее учтенного единого землепользования его кадастровая стоимость определяется как сумма кадастровых стоимостей, входящих в его состав обособленных (условных) земельных участков. При этом кадастровая стоимость обособленного (условного) земельного участка, входящего в состав единого землепользования, определяется в зависимости от категории земель, в состав которой входит земельный участок, в соответствии с разделом 2.1 Методических указаний.
Полученная в результате таких действий кадастровая стоимость земельного участка дальнейшего утверждения исполнительным органом субъекта Российской Федерации не требует, поскольку указанная стоимость не является результатом кадастровой оценки в смысле, придаваемой ей статьей 66 ЗК РФ, Федеральным законом "О государственном земельном кадастре", а также Правилами.
Такое толкование, соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10.
Согласно приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от 1.03.2010 N П/93 ФГБУ "ФЕП Росреестра" наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Так как спорный земельный участок как единое землепользование не вошел в перечень участков, подлежащих государственной кадастровой оценке, его кадастровая стоимость была правомерно определена самим органом кадастрового учета на основе результатов государственной кадастровой оценки, что соответствует пункту 13 Правил, пункту 12 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утв. приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215, а также Методическим указаниям.
Таким образом, оспариваемые действия были совершены Учреждением в пределах предоставленных ему полномочий, соответствуют закону и не нарушают прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции заявитель подтвердил, что им оспариваются непосредственно действия по внесению в государственный реестр кадастра недвижимости сведений о кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
Правильность исчисления кадастровой стоимости в данном споре не проверяется.
При этом, судом апелляционной инстанции учитывается, что ООО "Тамбовская сахарная компания" обратилось в суд области с заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков (дело N А64-1869/2014).
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Поскольку действия Учреждения в настоящем споре были совершены в пределах предоставленных полномочий с учетом норм действующего законодательства, а законность установления кадастровой стоимости является предметом другого дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что права заявителя оспариваемыми действиями заинтересованного лица не нарушены.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что действия по внесению в государственный реестр кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:08:0000000:121 в размере 690558412 руб. являются законными и обоснованными.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Обществом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, что в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ составляет 1000 рублей.
При подаче апелляционной жалобы Обществом была уплачена госпошлина в сумме 2000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 885 от 26.06.2013.
Учитывая, что на момент обращения заявителя с апелляционной жалобой, им была уплачена государственная пошлина в размере, превышающем, установленный пп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату заявителю из доходов федерального бюджета.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 07.03.2014 по делу N А64-4549/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Федеральный арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
А.И.ПРОТАСОВ
Судьи
Н.Д.МИРОНЦЕВА
Е.А.СЕМЕНЮТА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)