Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 19.02.2015 ПО ДЕЛУ N 3-17/2015

Требование: О признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель является арендатором земельного участка. По мнению заявителя, завышенный размер кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его реальной рыночной стоимости влечет за собой увеличение налоговой базы по земельному налогу, размера арендной платы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 февраля 2015 г. по делу N 3-17/2015


Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Поздняковой О.Ю., при секретаре К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Займище" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

установил:

ООО "Займище" обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, ФБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по <адрес>, занимаемый на праве аренды под существующие объекты недвижимости, площадью 35891 кв. м с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2007 года в размере <данные изъяты>. Ссылаясь, что данный земельный участок используется обществом на основании договора аренды, заключенного между Комитетом по управлению имуществом Администрации Николаевского муниципального района от 20.04.2012 года. В соответствии с выпиской из кадастрового паспорта земельного участка от 23.05.2012 года, его кадастровая стоимость составляет <данные изъяты>. Между тем отчетом об определении рыночной стоимости земельного участка N 311-ОН от 11.08.2014 г., выполненным ООО "Хабаровское агентство юридической экспертизы и оценки имущества", и подтвержденным заключением Экспертного совета Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1.01.2007 года определена в сумме <данные изъяты>. В соответствии с п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Кадастровая стоимость является налоговой базой для исчисления налога на землю в связи с чем, превышение кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права общества, как налогоплательщика, обязанного производить уплату земельного налога, начисляемого исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация г. Николаевска-на-Амуре.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в суд не явились, своих представителей в суд не направили, о причинах неявки суд не уведомили, представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, которые судом удовлетворены. В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судом дело рассмотрено в их отсутствие.
в связи с чем, на основании статей 327, 167 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие сторон.
В отзыве на заявление представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" У. заявленные требования не признал, ссылаясь, что Кадастровая палата является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку полномочиями по государственной кадастровой оценке не наделялась, решение о проведении кадастровой оценки не принимала, заказчиком работ по такой оценке не являлась, прав и законных интересов заявителя не нарушало. Спорный земельный участок, образованный из земель, является ранее учтенным, поставлен на кадастровый учет 08.05.2007 года. Его кадастровая стоимость на момент постановки на кадастровый учет рассчитана в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 г. N 273-пр путем умножения площади земельного участка (35 891 кв. м) и удельного показателя кадастровой стоимости, что соответствует требованиям действующего законодательства. В настоящее время кадастровая стоимость земельного участка рассчитана путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, исчисленный в соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края от 2.07.2014 года N 205-пр (329,50 руб. за кв. м) и составляет <данные изъяты>. Кроме того заявитель произвел оценку земельного участка по состоянию на 1.01.2007 года, что противоречит положениям ст. ст. 24.18, 24.19 Закона "Об оценочной деятельности".
Из письменного отзыва представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю следует, что Управление заявленные требования не признает, считая себя ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку не осуществляет функции по ведению государственного кадастра недвижимости, в том числе внесению в него изменений о кадастровой стоимости земельных участков.
Исследовав материалы дела, изучив письменные отзывы участников процесса на заявленные требования, суд не находит оснований для удовлетворения требований ООО "Займище" на основании следующего.
Из материалов дела следует, что ООО "Займище" на основании договора аренды, заключенного с Комитетом по управлению имуществом Администрации Николаевского муниципального района от 20.04.2012 года является арендатором земельного участка расположенного по <адрес>., с кадастровым номером N занимаемого обществом на праве аренды под существующие объекты недвижимости.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером N от 23.05.2012 года N, данный земельный участок поставлен на кадастровый учет 08.05.2007 года (дата внесения номера земельного участка в государственный кадастр недвижимости), относится к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: под существующие объекты недвижимости.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2008 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Федеральный закон N 221-ФЗ) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости земельного участка от 15.12.2014 года, кадастровая стоимость, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости определена по состоянию на 15.12.2014 года, на основании удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края N 273-пр от 25.11.2008 г., и составляет <данные изъяты>.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 г. N 273-пр "Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов в Хабаровском крае", действующим с 01.01.2009 г., утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Хабаровского края; средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Хабаровского края; кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Хабаровского края. Удельные показатели кадастровой стоимости земель на территории г. Николаевска-на-Амуре были определены по состоянию на 01.01.2007 г.
Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в редакции, действующей на момент рассмотрения настоящего дела, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Заявив требования по настоящему делу, ООО "Займище" по существу, ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391 Налогового кодекса РФ, приводит к нарушению его прав, как арендатора земельного участка и плательщика земельного налога.
Статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ (далее Закон об оценочной деятельности) установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В соответствии с положениями ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из указанной нормы следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости образует иное основание пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, нежели недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при ее определении.
Для целей Закона об оценочной деятельности под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Из изложенного следует, что поскольку спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет после проведения массовой оценки земель (01.01.2007 г.), датой определения его кадастровой стоимости в силу ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности является дата внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости - 08.05.2007 года.
В статье 12 Закона об оценочной деятельности закреплено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В силу указанной нормы одним из допустимых доказательств по данным спорам является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия его нормам Закона об оценочной деятельности и правилам федеральных стандартов оценки.
Согласно представленному в материалы дела Отчету N 311-ОН, выполненному ООО "Хабаровское агентство юридической экспертизы и оценки имущества" от 7.10.2014 г., и подтвержденному заключением Экспертного совета Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", рыночная стоимость спорного земельного участка в размере <данные изъяты>. определена по состоянию на 01.01.2007 г., т.е. на дату определения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков на территории г. Николаевска-на-Амуре.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Поскольку, как было указано выше датой определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, поставленного на учет в государственный кадастр недвижимости после проведения массовой оценки земель, является дата постановки его на учет в государственный кадастр недвижимости, то рыночная стоимость земельного участка в соответствии с положениями статей 24.18, 24.19 Закона об оценочной деятельности должна быть определена по состоянию на 08.05.2007 года.
Из изложенного следует, что рыночная стоимость земельного участка определена заявителем на дату, которая не соответствует дате, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельного участка, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований ООО "Займище" об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по <адрес>. с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2007 г. в размере <данные изъяты> отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Российской Федерации через Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 24 февраля 2015 года.

Судья
Хабаровского краевого суда
О.Ю.ПОЗДНЯКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)