Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Приватизация земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Оспариваемый отказ мотивирован отнесением участка к территориям (землям) общего пользования.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., при участии судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Родник" (ИНН 2633000121, ОГРН 1022601965110) - Семыкина В.Д. (руководитель) и Майдибор Н.П. (доверенность от 10.12.2014), от органа, осуществляющего публичные полномочия, - Администрации города Ставрополя (ИНН 2636019748, ОГРН 1022601931901) - Божко О.Н. (доверенность от 27.01.2015), в отсутствие органов, осуществляющих публичные полномочия: Комитета градостроительства администрации города Ставрополя (ИНН 2634064833, ОГРН 1052600294064), Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (ИНН 2636014845, ОГРН 1022601934486), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационные жалобы Администрации города Ставрополя и Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.11.2014 (судья Смоляков А.Ю.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 (судьи Марченко О.В., Луговая Ю.Б., Сулейманов З.М.) по делу N А63-4818/2014, установил следующее.
ООО "Родник" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к администрации города Ставрополя (далее - администрация), Комитету градостроительства администрации города Ставрополя (далее - комитет градостроительства), Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (далее - комитет по управлению имуществом) с заявлением, в котором просило:
- - признать незаконным решение об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 26:12:022405:71, общей площадью 598 кв. м, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Гражданская, 2, выраженного в письме от 26.11.2013 N 06/11-6898, как не соответствующего статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс);
- - признать бездействие администрации, выразившееся в уклонении от принятия решения по вопросу приобретения права собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:12:022405:71, общей площадью 598 кв. м, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Гражданская, 2, незаконным, противоречащим Земельному кодексу;
- - обязать администрацию принять решение о предоставлении на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 26:12:022405:71, общей площадью 598 кв. м, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Гражданская, 2, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под автовокзал "Восточный";
- - обязать администрацию в двухнедельный срок подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 26:12:022405:71, общей площадью 598 кв. м, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Гражданская, 2, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под автовокзал "Восточный" и направить его в адрес общества (уточненные требования).
Заявление мотивировано следующим. На земельном участке с кадастровым номером 26:12:022405:71, арендуемом обществом расположен принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости. Отказ в предоставлении данного участка в собственность общества (бездействие органов местного самоуправления по данному вопросу) противоречит нормам земельного законодательства, а также нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 17.11.2014, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015, требования удовлетворены в части. Отказ в предоставлении в собственность общества земельного участка с кадастровым номером 26:12:022405:71, выраженный в письме комитета по управлению имуществом от 26.11.2013 N 06/11-6898, признан не соответствующим статье 36 Земельного кодекса. Суд обязал администрацию в принять решение о предоставлении обществу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 26:12:022405:71 и обеспечить (в лице уполномоченного органа) подготовку проекта договора купли-продажи, а также направление его в адрес общества. В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказано. С администрации в пользу общества на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) взыскано 2 тыс. рублей судебных расходов.
Судебные инстанции установили, что 06.03.2006 на основании разрешения N 1/118 в эксплуатацию введен построенный обществом крытый остановочный павильон-автокассы и магазина (литера "А" общей площадью 257,6 кв. м), расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Гражданская, 2. Постановлением главы города Ставрополя от 16.10.2009 N 1061 обществу в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером 26:12:022405:71 площадью 598 кв. м, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Гражданская, 2. Комитетом по управлению имуществом и обществом заключен договор аренды от 05.11.2009 N 770 участка с кадастровым номером 26:12:022405:71 под крытым остановочным павильоном-автокассы и магазином на срок по 15.10.2019. Общество осуществило реконструкцию объекта, после которой общая площадь объекта недвижимости составила 487,5 кв. м. Право собственности заявителя на этот объект зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) 08.02.2011. Постановлением администрации от 18.01.2012 N 28 вид разрешенного использования арендуемого обществом земельного участка изменен на "использование под автовокзал "Восточный". Сторонами договора аренды заключено дополнительное соглашение от 20.09.2013 N 555, в котором изменен вид разрешенного использования земельного участка. Обществу 05.05.2012 выдан кадастровый паспорт на здание (литера "А", инвентарный номер 31159) с указанием нового кадастрового номера (26:12:022404:121) и наименования объекта ("Автовокзал "Восточный"). В ЕГРП 18.10.2013 внесены изменения в наименование объекта, обществу выдано новое свидетельство о праве собственности серии 26-АИ N 292646 от 18.10.2013. Общество 29.10.2013 обратилось в администрацию с заявлением о приватизации земельного участка с кадастровым номером 26:12:022405:71, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий обществу на праве собственности. К заявлению прилагались документы, предусмотренные Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475. Письмом от 26.11.2013 комитет по управлению имуществом сообщил заявителю об отказе в приватизации земельного участка в связи с тем, что площадь испрашиваемого участка существенно превышает площадь зданий и сооружений, принадлежащих обществу на праве собственности. При проверке доводов заявителя о незаконности отказа и нарушении им прав общества судебные инстанции исходили из положений статьи 36 Земельного кодекса, а также разъяснений, содержащихся в пунктах 4 и 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - постановление от 24.03.2005 N 11). Согласно кадастровому паспорту здание автовокзала "Восточный" (инвентарный номер 31159, литера "А") расположено на земельном участке с кадастровым номером 26:12:022405:71. При этом из кадастрового паспорта земельного участка и ситуационного плана здания следует, что площадь и конфигурация спорного участка соответствует параметрам здания. С учетом изложенного, суды пришли к выводу о том, что решение комитета по управлению имуществом, изложенное в письме от 26.11.2013 N 06/11-6898, незаконно и препятствует реализации обществом права на приватизацию земельного участка с кадастровым номером 26:12:022405:71, на котором расположен, принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости. Поэтому судебные инстанции удовлетворили требования заявителя на основании статей 198, 200 и 201 Кодекса. Довод комитета по управлению имуществом о наличии на спорном участке второго объекта недвижимости (площадью 257,6 кв. м) отклонен судами как противоречащий материалам дела, свидетельствующим о том, что на испрашиваемом обществом земельном участке расположен лишь один (реконструированный) объект недвижимости. Доводы органов местного самоуправления о невозможности приватизации участка в связи с отнесением его к территориям (землям) общего пользования (решения Ставропольской городской Думы от 03.09.2009 N 98 и от 27.10.2010 N 97), апелляционным судом отклонен со ссылкой на правовые позиции, изложенные в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 2438/10. Суд апелляционной инстанции установил, что до утверждения Ставропольской городской Думой указанных решений на земельном участке с кадастровым номером 26:12:022405:71 располагался принадлежащий обществу на праве собственности объект недвижимости (остановочный павильон-автокассы и магазин). В кадастровом паспорте земельного участка от 24.02.2010 N 2600/501/10-42855 отсутствует какое-либо указание на отнесение участка к территориям (землям) общего пользования. Объект недвижимости введен в эксплуатацию в соответствии с разрешением комитета градостроительства N 1/118. Впоследствии им же обществу выдано разрешение N RU 26309000-179-Э на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта (автовокзал "Восточный"). Поскольку ограничения (территориальные зоны) были установлены уже после возведения обществом объекта недвижимости, ссылка органов местного самоуправления на решения Ставропольской городской Думы от 03.09.2009 N 98 и от 27.10.2010 N 97, признана апелляционным судом несостоятельной (т. 2, л.д. 86; т. 4, л.д. 34).
Администрация и комитет по управлению имуществом обжаловали решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявители просят указанные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалобы мотивированы следующим. Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса). В абзаце четвертом пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) также закреплено, что отчуждению не подлежат участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты). Исходя из пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) и статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) названные объекты представляют собой территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. Решением Ставропольской городской Думы от 03.09.2009 N 98 утвержден Генеральный план города Ставрополя. Решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 N 97 утверждены Правила землепользования и застройки г. Ставрополя (далее - Правила). Согласно карте градостроительного зонирования Правил земельный участок с кадастровым номером 26:12:022405:71 площадью 598 кв. м, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Гражданская, 2, относится к территориальной зоне Р-2 "зона городских озелененных территорий общего пользования". Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (часть 3 статьи 36 Градостроительного кодекса). С учетом изложенного, отказ комитета по управлению имуществом в приватизации земельного участка является законным и не может нарушать права общества (статьи 198 и 201 Кодекса). Отсутствие в сведениях государственного кадастра недвижимости (кадастровом паспорте) информации об отнесении земельного участка к территориям (землям) общего пользования само по себе не свидетельствует о том, что такой участок не является территорией общего пользования.
Общество в отзыве (письменных пояснениях) сослалось на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель администрации поддержала доводы жалоб, просила принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представители общества возражали против удовлетворения жалобы, ссылались на соответствие выводов судебных инстанций нормам гражданского и земельного законодательства, а также представленным в дело доказательствам. Пояснили, что в территориальной зоне Р-2 отсутствуют земли общего пользования (территории, занятые набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими подобными объектами). Напротив, в апелляционный суд представителями общества представлялись письменные пояснения и фотоматериалы (т. 3, л.д. 71-81), свидетельствующие о том, что территория, которую органы местного самоуправления именуют зоной городских озелененных территорий, не является таковой, а застроена нежилыми зданиями различного функционального назначения (активно осваивается новыми застройщиками в настоящее время).
Иные участвующие в деле лица, явку представителей в судебное заседание окружного суда не обеспечили.
Изучив материалы дела, доводы жалоб и отзыва (возражений), выслушав представителей общества и администрации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Как видно из материалов дела и установили судебные инстанции, на основании разрешения от 06.03.2006 N 1/118 в эксплуатацию введен построенный обществом крытый остановочный павильон-автокассы и магазином, площадью 257,6 кв. м, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Гражданская, 2. Право собственности общества на объект недвижимости зарегистрировано в ЕГРП 24.05.2006, в подтверждение чего заявителю выдано свидетельство о государственной регистрации права 26 АБ N 059266 от 24.05.2006.
По сведениям государственного кадастра недвижимости, отраженным в кадастровом паспорте от 07.09.2013 N 26/501/13-389659 (т. 1, л.д. 111-114), земельному участку площадью 598 кв. м, расположенному по адресу: г. Ставрополь, ул. Гражданская, 2, в квартале 25, присвоен кадастровый номер 26:12:022405:71. Участок относится к категории земель населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования "под автовокзал "Восточный". Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет (внесен в государственный кадастр недвижимости) 03.06.2009.
Постановлением главы города Ставрополя от 16.10.2009 N 1061 обществу в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером 26:12:022405:71 площадью 598 кв. м, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Гражданская, 2, в квартале 25. Участок предоставлен под крытым остановочным павильоном-автокассы и магазином (литера "А").
Комитетом по управлению имуществом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор от 05.11.2009 N 770 аренды земельного участка с кадастровым номером 26:12:022405:71 площадью 598 кв. м, под крытым остановочным павильоном автокассы и магазином (литера "А"). Согласно пункту 2.2 договора срок аренды установлен сторонами по 15.10.2019. Договор аренды зарегистрирован в ЕГРП 21.04.2010 (запись регистрации N 26-26-01/006/2010-813).
Общество при содействии органов местного самоуправления осуществило реконструкцию крытого остановочного павильона - автокассы и магазина (литера "А"). Общая площадь объекта недвижимости после реконструкции составила 487,5 кв. м, комитетом градостроительства обществу выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 08.10.2010 N RU26309000-"179-Э".
08 февраля 2011 года в ЕГРП зарегистрировано право собственности общества на крытый остановочный павильон-автокассы и магазин, общей площадью 487,5 кв. м, литера "А", инвентарный номер 31159, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Гражданская, 2. Заявителю выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 26-АЗ N 291556 от 08.02.2011, при этом свидетельство о государственной регистрации права 26 АБ N 059266 от 24.05.2006 погашено.
Постановлением администрации от 18.01.2012 N 28 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 26:12:022405:71 площадью 598 кв. м изменен на "использование под автовокзал "Восточный". В пункте 2 постановления указано на необходимость заключения обществом с комитетом по управлению имуществом дополнительного соглашения к договору аренды от 05.11.2009 N 7700.
Во исполнение данного постановления комитетом по управлению имуществом и обществом заключено дополнительное соглашение от 20.09.2013 N 555 о внесении изменений в пункт 1.1. договора аренды, согласно которым земельный участок с кадастровым номером 26:12:022405:71 предоставлен обществу "под автовокзал "Восточный". Дополнительное соглашение зарегистрировано в установленном порядке 27.09.2013 (запись регистрации N 26-26-01/088/2013-449).
05 мая 2012 года обществу выдан кадастровый паспорт здания литера "А", инвентарный номер 31159 с указанием нового кадастрового номера (26:12:022404:121), и наименованием объекта ("Автовокзал "Восточный").
18 октября 2013 года изменения в наименование объекта внесены в ЕГРП, в связи с чем обществу выдано новое свидетельство серии 26-АИ N 292646 о праве собственности на нежилое здание (автовокзал "Восточный"), общей площадью 487,5 кв. м, инвентарный номер 31159, литера "А", кадастровый номер 26:12:022404:121.
29 октября 2013 года общество обратилось в администрацию с заявлением о приватизации земельного участка площадью 598 кв. м с кадастровым номером 26:12:022405:71, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Гражданская, 2, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий ему на праве собственности. К заявке прилагались документы в соответствии с требованиями, установленными Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475.
Администрацией отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, о чем комитет по управлению имуществом информировал общество (уведомление от 26.11.2013 N 06/11-6898). Отказ в приватизации земельного участка мотивирован следующим. Общество в деятельности автовокзала фактически использует участок площадью 3083 кв. м, что превышает площадь испрашиваемого в собственность земельного участка.
Ссылаясь на незаконность отказа органов местного самоуправления в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:12:022405:71 в собственность, общество оспорило его в арбитражный суд по правилам главы 24 Кодекса.
Основанием для признания незаконными действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса (действовала до 01.03.2015) лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется такими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом.
Данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим объектом (абзац второй пункта 5 постановления от 24.03.2005 N 11).
В пунктах 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса закреплено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления заявления уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду. В месячный срок с даты принятия такого решения уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В пункте 4 постановления от 24.03.2005 N 11 разъяснено следующее. Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Кодекса. Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы уполномоченных органов о невозможности продажи земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд.
В обоснование отказа в выкупе земельного участка с кадастровым номером 26:12:022405:71 администрация и комитет по управлению имуществом в суде первой инстанции ссылались на наличие на испрашиваемом заявителем участке второго объекта недвижимости (площадью 257,6 кв. м). Эти доводы рассмотрены судом первой инстанции и отклонены как противоречащие материалам дела, не подтверждающим наличие иного объекта недвижимости на спорном земельном участке, на котором расположен только один объект недвижимости, площадью (до реконструкции) 257,6 кв. м (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 06.03.2006 N 1/118). Комитет по управлению имуществом параметры одного объекта (до и после реконструкции) ошибочно принимает за два разных объекта недвижимости. Реконструированный объект находится в границах испрашиваемого обществом в собственность земельного участка с кадастровым номером 26:12:022405:71. Прилегающая к данному участку территория, используемая обществом (участок с кадастровым номером 26:12:022405:90 общей площадью 2 485 кв. м), имеет вид разрешенного использования "для организации благоустройства к автовокзалу". Указанный земельный участок предоставлен обществу в аренду на основании решения Арбитражного суда Ставропольского края от 15.08.2014 по делу N А63-876/2014. На земельном участке с кадастровым номером 26:12:022405:90 здание автовокзала "Восточный" не располагается.
В апелляционном суде администрация и комитет по управлению имуществом указали на отнесение земельного участка с кадастровым номером 26:12:022405:71 к территориям (землям) общего пользования (решения Ставропольской городской Думы от 03.09.2009 N 98 и от 27.10.2010 N 97).
По результатам исследования представленных сторонами доказательств, их оценки по правилам статьи 71 Кодекса, суд апелляционной инстанции установил, что на земельном участке с кадастровым номером 26:12:022405:71 расположен объект недвижимости, возведенный обществом до принятия Ставропольской городской Думой решений от 03.09.2009 N 98 и от 27.10.2010 N 97. Право собственности общества на данный (легально возведенный) объект подтверждено свидетельством о государственной регистрации права 26 АБ N 059266 от 24.05.2006. Принадлежащий обществу объект недвижимости впоследствии был реконструирован в здание автовокзала "Восточный" в соответствии с предоставленной заявителю органами местного самоуправления разрешительной документацией. Руководствуясь правовыми позициями, сформулированными в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 2438/10, апелляционный суд признал соответствующие доводы администрации и комитета по управлению имуществом не основанными на нормах земельного и градостроительного законодательства.
Признав не доказанным комитетом по управлению имуществом наличие предусмотренных пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса условий для отказа в предоставлении спорного участка, суды пришли к выводу о несоответствии статье 36 Земельного кодекса отказа, выраженного в уведомлении от 26.11.2013 N 06/11-6898, и нарушающего права заявителя в имущественной сфере. В порядке устранения допущенных нарушений суд первой инстанции со ссылкой на пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса обязал администрацию принять решение о предоставлении обществу в собственность земельного участка и обеспечить принятие решения о предоставлении участка, подготовку проекта договора купли-продажи, а также направление его в адрес общества.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Доводы администрации и комитета по управлению имуществом о законности отказа в приватизации земельного участка с кадастровым номером 26:12:022405:71 в связи с тем, что картой градостроительного зонирования Правил данный участок отнесен к территориальной зоне Р-2 "зона городских озелененных территорий общего пользования", исследовались и были отклонены судом апелляционной инстанции.
В силу абзаца четвертого пункта 8 статьи 28 Закона N 178-ФЗ отчуждению в соответствии с данным Законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса также запрещена приватизация земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса территории общего пользования определены как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, земельный участок, относящийся к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса предусмотрено, что существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями.
Красные линии являются обязательным элементом проекта планировки территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса), которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа (части 4, 5 статьи 23 Градостроительного кодекса).
Материалами дела подтверждено и судебными инстанциями установлено, что земельный участок с кадастровым номером 26:12:022405:71 сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет до принятия Ставропольской городской Думой решений от 03.09.2009 N 98 (об утверждении генерального плана города) и от 27.10.2010 N 97 (об утверждении Правил). На момент утверждения указанных муниципальных актов на данном участке располагался легально возведенный объект недвижимости, принадлежащий обществу на праве собственности. Установление красных линий с пересечением ими границ уже сформированных для эксплуатации объектов недвижимости земельных участков не предусмотрено (не допускается) нормами земельного и градостроительного законодательства (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 2438/10).
В данном случае земельный участок с кадастровым номером 26:12:022405:71 не выделялся из территорий (земель) общего пользования (он сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет до принятия соответствующих решений). Данный участок предоставлялся обществу для эксплуатации существующего (ранее возведенного) объекта недвижимости. При этом разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 26:12:022405:71 соответствует его фактическому использованию. Поэтому последующее утверждение решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 N 97 Правил с установлением в них (в карте градостроительного зонирования) соответствующих территориальных зон не может препятствовать обществу в приобретении в собственность испрашиваемого земельного участка. Кроме того, ссылаясь на Правила, в которых отражена территориальная зона Р-2 "зона городских озелененных территорий общего пользования", органы местного самоуправления не представили в дело доказательств, подтверждающих, что в данной зоне размещены площади, скверы, бульвары или водные объекты, либо планируется формирование улиц, проездов, автомобильных дорог (иных подобных объектов), за счет спорного земельного участка. В такой ситуации оспариваемый отказ органов местного самоуправления нарушает исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка, предусмотренное нормами земельного законодательства.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренные частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлены. С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация и комитет по управлению имуществом (орган местного самоуправления) освобождены от уплаты государственной пошлины за подачу кассационных жалоб.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.11.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 по делу N А63-4818/2014 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 09.09.2015 N Ф08-5681/2015 ПО ДЕЛУ N А63-4818/2014
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, бездействия администрации, обязании принять решение о предоставлении в собственность участка и подготовить проект договора купли-продажи на него.Разделы:
Приватизация земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Оспариваемый отказ мотивирован отнесением участка к территориям (землям) общего пользования.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2015 г. по делу N А63-4818/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., при участии судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Родник" (ИНН 2633000121, ОГРН 1022601965110) - Семыкина В.Д. (руководитель) и Майдибор Н.П. (доверенность от 10.12.2014), от органа, осуществляющего публичные полномочия, - Администрации города Ставрополя (ИНН 2636019748, ОГРН 1022601931901) - Божко О.Н. (доверенность от 27.01.2015), в отсутствие органов, осуществляющих публичные полномочия: Комитета градостроительства администрации города Ставрополя (ИНН 2634064833, ОГРН 1052600294064), Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (ИНН 2636014845, ОГРН 1022601934486), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационные жалобы Администрации города Ставрополя и Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.11.2014 (судья Смоляков А.Ю.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 (судьи Марченко О.В., Луговая Ю.Б., Сулейманов З.М.) по делу N А63-4818/2014, установил следующее.
ООО "Родник" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к администрации города Ставрополя (далее - администрация), Комитету градостроительства администрации города Ставрополя (далее - комитет градостроительства), Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (далее - комитет по управлению имуществом) с заявлением, в котором просило:
- - признать незаконным решение об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 26:12:022405:71, общей площадью 598 кв. м, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Гражданская, 2, выраженного в письме от 26.11.2013 N 06/11-6898, как не соответствующего статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс);
- - признать бездействие администрации, выразившееся в уклонении от принятия решения по вопросу приобретения права собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:12:022405:71, общей площадью 598 кв. м, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Гражданская, 2, незаконным, противоречащим Земельному кодексу;
- - обязать администрацию принять решение о предоставлении на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 26:12:022405:71, общей площадью 598 кв. м, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Гражданская, 2, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под автовокзал "Восточный";
- - обязать администрацию в двухнедельный срок подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 26:12:022405:71, общей площадью 598 кв. м, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Гражданская, 2, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под автовокзал "Восточный" и направить его в адрес общества (уточненные требования).
Заявление мотивировано следующим. На земельном участке с кадастровым номером 26:12:022405:71, арендуемом обществом расположен принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости. Отказ в предоставлении данного участка в собственность общества (бездействие органов местного самоуправления по данному вопросу) противоречит нормам земельного законодательства, а также нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 17.11.2014, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015, требования удовлетворены в части. Отказ в предоставлении в собственность общества земельного участка с кадастровым номером 26:12:022405:71, выраженный в письме комитета по управлению имуществом от 26.11.2013 N 06/11-6898, признан не соответствующим статье 36 Земельного кодекса. Суд обязал администрацию в принять решение о предоставлении обществу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 26:12:022405:71 и обеспечить (в лице уполномоченного органа) подготовку проекта договора купли-продажи, а также направление его в адрес общества. В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказано. С администрации в пользу общества на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) взыскано 2 тыс. рублей судебных расходов.
Судебные инстанции установили, что 06.03.2006 на основании разрешения N 1/118 в эксплуатацию введен построенный обществом крытый остановочный павильон-автокассы и магазина (литера "А" общей площадью 257,6 кв. м), расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Гражданская, 2. Постановлением главы города Ставрополя от 16.10.2009 N 1061 обществу в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером 26:12:022405:71 площадью 598 кв. м, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Гражданская, 2. Комитетом по управлению имуществом и обществом заключен договор аренды от 05.11.2009 N 770 участка с кадастровым номером 26:12:022405:71 под крытым остановочным павильоном-автокассы и магазином на срок по 15.10.2019. Общество осуществило реконструкцию объекта, после которой общая площадь объекта недвижимости составила 487,5 кв. м. Право собственности заявителя на этот объект зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) 08.02.2011. Постановлением администрации от 18.01.2012 N 28 вид разрешенного использования арендуемого обществом земельного участка изменен на "использование под автовокзал "Восточный". Сторонами договора аренды заключено дополнительное соглашение от 20.09.2013 N 555, в котором изменен вид разрешенного использования земельного участка. Обществу 05.05.2012 выдан кадастровый паспорт на здание (литера "А", инвентарный номер 31159) с указанием нового кадастрового номера (26:12:022404:121) и наименования объекта ("Автовокзал "Восточный"). В ЕГРП 18.10.2013 внесены изменения в наименование объекта, обществу выдано новое свидетельство о праве собственности серии 26-АИ N 292646 от 18.10.2013. Общество 29.10.2013 обратилось в администрацию с заявлением о приватизации земельного участка с кадастровым номером 26:12:022405:71, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий обществу на праве собственности. К заявлению прилагались документы, предусмотренные Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475. Письмом от 26.11.2013 комитет по управлению имуществом сообщил заявителю об отказе в приватизации земельного участка в связи с тем, что площадь испрашиваемого участка существенно превышает площадь зданий и сооружений, принадлежащих обществу на праве собственности. При проверке доводов заявителя о незаконности отказа и нарушении им прав общества судебные инстанции исходили из положений статьи 36 Земельного кодекса, а также разъяснений, содержащихся в пунктах 4 и 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - постановление от 24.03.2005 N 11). Согласно кадастровому паспорту здание автовокзала "Восточный" (инвентарный номер 31159, литера "А") расположено на земельном участке с кадастровым номером 26:12:022405:71. При этом из кадастрового паспорта земельного участка и ситуационного плана здания следует, что площадь и конфигурация спорного участка соответствует параметрам здания. С учетом изложенного, суды пришли к выводу о том, что решение комитета по управлению имуществом, изложенное в письме от 26.11.2013 N 06/11-6898, незаконно и препятствует реализации обществом права на приватизацию земельного участка с кадастровым номером 26:12:022405:71, на котором расположен, принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости. Поэтому судебные инстанции удовлетворили требования заявителя на основании статей 198, 200 и 201 Кодекса. Довод комитета по управлению имуществом о наличии на спорном участке второго объекта недвижимости (площадью 257,6 кв. м) отклонен судами как противоречащий материалам дела, свидетельствующим о том, что на испрашиваемом обществом земельном участке расположен лишь один (реконструированный) объект недвижимости. Доводы органов местного самоуправления о невозможности приватизации участка в связи с отнесением его к территориям (землям) общего пользования (решения Ставропольской городской Думы от 03.09.2009 N 98 и от 27.10.2010 N 97), апелляционным судом отклонен со ссылкой на правовые позиции, изложенные в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 2438/10. Суд апелляционной инстанции установил, что до утверждения Ставропольской городской Думой указанных решений на земельном участке с кадастровым номером 26:12:022405:71 располагался принадлежащий обществу на праве собственности объект недвижимости (остановочный павильон-автокассы и магазин). В кадастровом паспорте земельного участка от 24.02.2010 N 2600/501/10-42855 отсутствует какое-либо указание на отнесение участка к территориям (землям) общего пользования. Объект недвижимости введен в эксплуатацию в соответствии с разрешением комитета градостроительства N 1/118. Впоследствии им же обществу выдано разрешение N RU 26309000-179-Э на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта (автовокзал "Восточный"). Поскольку ограничения (территориальные зоны) были установлены уже после возведения обществом объекта недвижимости, ссылка органов местного самоуправления на решения Ставропольской городской Думы от 03.09.2009 N 98 и от 27.10.2010 N 97, признана апелляционным судом несостоятельной (т. 2, л.д. 86; т. 4, л.д. 34).
Администрация и комитет по управлению имуществом обжаловали решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявители просят указанные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалобы мотивированы следующим. Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса). В абзаце четвертом пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) также закреплено, что отчуждению не подлежат участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты). Исходя из пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) и статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) названные объекты представляют собой территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. Решением Ставропольской городской Думы от 03.09.2009 N 98 утвержден Генеральный план города Ставрополя. Решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 N 97 утверждены Правила землепользования и застройки г. Ставрополя (далее - Правила). Согласно карте градостроительного зонирования Правил земельный участок с кадастровым номером 26:12:022405:71 площадью 598 кв. м, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Гражданская, 2, относится к территориальной зоне Р-2 "зона городских озелененных территорий общего пользования". Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (часть 3 статьи 36 Градостроительного кодекса). С учетом изложенного, отказ комитета по управлению имуществом в приватизации земельного участка является законным и не может нарушать права общества (статьи 198 и 201 Кодекса). Отсутствие в сведениях государственного кадастра недвижимости (кадастровом паспорте) информации об отнесении земельного участка к территориям (землям) общего пользования само по себе не свидетельствует о том, что такой участок не является территорией общего пользования.
Общество в отзыве (письменных пояснениях) сослалось на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель администрации поддержала доводы жалоб, просила принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представители общества возражали против удовлетворения жалобы, ссылались на соответствие выводов судебных инстанций нормам гражданского и земельного законодательства, а также представленным в дело доказательствам. Пояснили, что в территориальной зоне Р-2 отсутствуют земли общего пользования (территории, занятые набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими подобными объектами). Напротив, в апелляционный суд представителями общества представлялись письменные пояснения и фотоматериалы (т. 3, л.д. 71-81), свидетельствующие о том, что территория, которую органы местного самоуправления именуют зоной городских озелененных территорий, не является таковой, а застроена нежилыми зданиями различного функционального назначения (активно осваивается новыми застройщиками в настоящее время).
Иные участвующие в деле лица, явку представителей в судебное заседание окружного суда не обеспечили.
Изучив материалы дела, доводы жалоб и отзыва (возражений), выслушав представителей общества и администрации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Как видно из материалов дела и установили судебные инстанции, на основании разрешения от 06.03.2006 N 1/118 в эксплуатацию введен построенный обществом крытый остановочный павильон-автокассы и магазином, площадью 257,6 кв. м, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Гражданская, 2. Право собственности общества на объект недвижимости зарегистрировано в ЕГРП 24.05.2006, в подтверждение чего заявителю выдано свидетельство о государственной регистрации права 26 АБ N 059266 от 24.05.2006.
По сведениям государственного кадастра недвижимости, отраженным в кадастровом паспорте от 07.09.2013 N 26/501/13-389659 (т. 1, л.д. 111-114), земельному участку площадью 598 кв. м, расположенному по адресу: г. Ставрополь, ул. Гражданская, 2, в квартале 25, присвоен кадастровый номер 26:12:022405:71. Участок относится к категории земель населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования "под автовокзал "Восточный". Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет (внесен в государственный кадастр недвижимости) 03.06.2009.
Постановлением главы города Ставрополя от 16.10.2009 N 1061 обществу в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером 26:12:022405:71 площадью 598 кв. м, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Гражданская, 2, в квартале 25. Участок предоставлен под крытым остановочным павильоном-автокассы и магазином (литера "А").
Комитетом по управлению имуществом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор от 05.11.2009 N 770 аренды земельного участка с кадастровым номером 26:12:022405:71 площадью 598 кв. м, под крытым остановочным павильоном автокассы и магазином (литера "А"). Согласно пункту 2.2 договора срок аренды установлен сторонами по 15.10.2019. Договор аренды зарегистрирован в ЕГРП 21.04.2010 (запись регистрации N 26-26-01/006/2010-813).
Общество при содействии органов местного самоуправления осуществило реконструкцию крытого остановочного павильона - автокассы и магазина (литера "А"). Общая площадь объекта недвижимости после реконструкции составила 487,5 кв. м, комитетом градостроительства обществу выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 08.10.2010 N RU26309000-"179-Э".
08 февраля 2011 года в ЕГРП зарегистрировано право собственности общества на крытый остановочный павильон-автокассы и магазин, общей площадью 487,5 кв. м, литера "А", инвентарный номер 31159, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Гражданская, 2. Заявителю выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 26-АЗ N 291556 от 08.02.2011, при этом свидетельство о государственной регистрации права 26 АБ N 059266 от 24.05.2006 погашено.
Постановлением администрации от 18.01.2012 N 28 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 26:12:022405:71 площадью 598 кв. м изменен на "использование под автовокзал "Восточный". В пункте 2 постановления указано на необходимость заключения обществом с комитетом по управлению имуществом дополнительного соглашения к договору аренды от 05.11.2009 N 7700.
Во исполнение данного постановления комитетом по управлению имуществом и обществом заключено дополнительное соглашение от 20.09.2013 N 555 о внесении изменений в пункт 1.1. договора аренды, согласно которым земельный участок с кадастровым номером 26:12:022405:71 предоставлен обществу "под автовокзал "Восточный". Дополнительное соглашение зарегистрировано в установленном порядке 27.09.2013 (запись регистрации N 26-26-01/088/2013-449).
05 мая 2012 года обществу выдан кадастровый паспорт здания литера "А", инвентарный номер 31159 с указанием нового кадастрового номера (26:12:022404:121), и наименованием объекта ("Автовокзал "Восточный").
18 октября 2013 года изменения в наименование объекта внесены в ЕГРП, в связи с чем обществу выдано новое свидетельство серии 26-АИ N 292646 о праве собственности на нежилое здание (автовокзал "Восточный"), общей площадью 487,5 кв. м, инвентарный номер 31159, литера "А", кадастровый номер 26:12:022404:121.
29 октября 2013 года общество обратилось в администрацию с заявлением о приватизации земельного участка площадью 598 кв. м с кадастровым номером 26:12:022405:71, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Гражданская, 2, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий ему на праве собственности. К заявке прилагались документы в соответствии с требованиями, установленными Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475.
Администрацией отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, о чем комитет по управлению имуществом информировал общество (уведомление от 26.11.2013 N 06/11-6898). Отказ в приватизации земельного участка мотивирован следующим. Общество в деятельности автовокзала фактически использует участок площадью 3083 кв. м, что превышает площадь испрашиваемого в собственность земельного участка.
Ссылаясь на незаконность отказа органов местного самоуправления в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:12:022405:71 в собственность, общество оспорило его в арбитражный суд по правилам главы 24 Кодекса.
Основанием для признания незаконными действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса (действовала до 01.03.2015) лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется такими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом.
Данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим объектом (абзац второй пункта 5 постановления от 24.03.2005 N 11).
В пунктах 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса закреплено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления заявления уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду. В месячный срок с даты принятия такого решения уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В пункте 4 постановления от 24.03.2005 N 11 разъяснено следующее. Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Кодекса. Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы уполномоченных органов о невозможности продажи земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд.
В обоснование отказа в выкупе земельного участка с кадастровым номером 26:12:022405:71 администрация и комитет по управлению имуществом в суде первой инстанции ссылались на наличие на испрашиваемом заявителем участке второго объекта недвижимости (площадью 257,6 кв. м). Эти доводы рассмотрены судом первой инстанции и отклонены как противоречащие материалам дела, не подтверждающим наличие иного объекта недвижимости на спорном земельном участке, на котором расположен только один объект недвижимости, площадью (до реконструкции) 257,6 кв. м (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 06.03.2006 N 1/118). Комитет по управлению имуществом параметры одного объекта (до и после реконструкции) ошибочно принимает за два разных объекта недвижимости. Реконструированный объект находится в границах испрашиваемого обществом в собственность земельного участка с кадастровым номером 26:12:022405:71. Прилегающая к данному участку территория, используемая обществом (участок с кадастровым номером 26:12:022405:90 общей площадью 2 485 кв. м), имеет вид разрешенного использования "для организации благоустройства к автовокзалу". Указанный земельный участок предоставлен обществу в аренду на основании решения Арбитражного суда Ставропольского края от 15.08.2014 по делу N А63-876/2014. На земельном участке с кадастровым номером 26:12:022405:90 здание автовокзала "Восточный" не располагается.
В апелляционном суде администрация и комитет по управлению имуществом указали на отнесение земельного участка с кадастровым номером 26:12:022405:71 к территориям (землям) общего пользования (решения Ставропольской городской Думы от 03.09.2009 N 98 и от 27.10.2010 N 97).
По результатам исследования представленных сторонами доказательств, их оценки по правилам статьи 71 Кодекса, суд апелляционной инстанции установил, что на земельном участке с кадастровым номером 26:12:022405:71 расположен объект недвижимости, возведенный обществом до принятия Ставропольской городской Думой решений от 03.09.2009 N 98 и от 27.10.2010 N 97. Право собственности общества на данный (легально возведенный) объект подтверждено свидетельством о государственной регистрации права 26 АБ N 059266 от 24.05.2006. Принадлежащий обществу объект недвижимости впоследствии был реконструирован в здание автовокзала "Восточный" в соответствии с предоставленной заявителю органами местного самоуправления разрешительной документацией. Руководствуясь правовыми позициями, сформулированными в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 2438/10, апелляционный суд признал соответствующие доводы администрации и комитета по управлению имуществом не основанными на нормах земельного и градостроительного законодательства.
Признав не доказанным комитетом по управлению имуществом наличие предусмотренных пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса условий для отказа в предоставлении спорного участка, суды пришли к выводу о несоответствии статье 36 Земельного кодекса отказа, выраженного в уведомлении от 26.11.2013 N 06/11-6898, и нарушающего права заявителя в имущественной сфере. В порядке устранения допущенных нарушений суд первой инстанции со ссылкой на пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса обязал администрацию принять решение о предоставлении обществу в собственность земельного участка и обеспечить принятие решения о предоставлении участка, подготовку проекта договора купли-продажи, а также направление его в адрес общества.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Доводы администрации и комитета по управлению имуществом о законности отказа в приватизации земельного участка с кадастровым номером 26:12:022405:71 в связи с тем, что картой градостроительного зонирования Правил данный участок отнесен к территориальной зоне Р-2 "зона городских озелененных территорий общего пользования", исследовались и были отклонены судом апелляционной инстанции.
В силу абзаца четвертого пункта 8 статьи 28 Закона N 178-ФЗ отчуждению в соответствии с данным Законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса также запрещена приватизация земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса территории общего пользования определены как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, земельный участок, относящийся к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса предусмотрено, что существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями.
Красные линии являются обязательным элементом проекта планировки территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса), которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа (части 4, 5 статьи 23 Градостроительного кодекса).
Материалами дела подтверждено и судебными инстанциями установлено, что земельный участок с кадастровым номером 26:12:022405:71 сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет до принятия Ставропольской городской Думой решений от 03.09.2009 N 98 (об утверждении генерального плана города) и от 27.10.2010 N 97 (об утверждении Правил). На момент утверждения указанных муниципальных актов на данном участке располагался легально возведенный объект недвижимости, принадлежащий обществу на праве собственности. Установление красных линий с пересечением ими границ уже сформированных для эксплуатации объектов недвижимости земельных участков не предусмотрено (не допускается) нормами земельного и градостроительного законодательства (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 2438/10).
В данном случае земельный участок с кадастровым номером 26:12:022405:71 не выделялся из территорий (земель) общего пользования (он сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет до принятия соответствующих решений). Данный участок предоставлялся обществу для эксплуатации существующего (ранее возведенного) объекта недвижимости. При этом разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 26:12:022405:71 соответствует его фактическому использованию. Поэтому последующее утверждение решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 N 97 Правил с установлением в них (в карте градостроительного зонирования) соответствующих территориальных зон не может препятствовать обществу в приобретении в собственность испрашиваемого земельного участка. Кроме того, ссылаясь на Правила, в которых отражена территориальная зона Р-2 "зона городских озелененных территорий общего пользования", органы местного самоуправления не представили в дело доказательств, подтверждающих, что в данной зоне размещены площади, скверы, бульвары или водные объекты, либо планируется формирование улиц, проездов, автомобильных дорог (иных подобных объектов), за счет спорного земельного участка. В такой ситуации оспариваемый отказ органов местного самоуправления нарушает исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка, предусмотренное нормами земельного законодательства.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренные частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлены. С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация и комитет по управлению имуществом (орган местного самоуправления) освобождены от уплаты государственной пошлины за подачу кассационных жалоб.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.11.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 по делу N А63-4818/2014 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.Е.ЕПИФАНОВ
В.Е.ЕПИФАНОВ
Судьи
А.И.МЕЩЕРИН
И.В.СИДОРОВА
А.И.МЕЩЕРИН
И.В.СИДОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)