Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Мисника Н.Н., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бережным А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Кореновского городского поселения Кореновского района
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 27.02.2014 по делу N А32-35602/2013
по иску общества с ограниченной ответственностью "РегионДорСтрой"
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
при участии третьих лиц: Администрации Кореновского городского поселения Кореновского района; Департамента имущественных отношений Краснодарского края; Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной,
принятое судьей Гречко О.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "РегионДорСтрой" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с требованием:
- 1.Установить кадастровую стоимость земельных участков: с кадастровым номером 23:12:0601038:15, общей площадью 17456 кв. м, принадлежащий на праве собственности ООО "РегионДорСтрой", расположенным по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Кореновск, ул. Красная,3, равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011 года в размере 12 349000 (двенадцать миллионов триста сорок девять тысяч) рублей;
- с кадастровым номером, общей площадью 29554 кв. м, принадлежащий на праве собственности ООО "РегионДорСтрой", расположенным по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Кореновск, ул. Промышленная, 7 равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011 года в размере 15 546000 (пятнадцать миллионов пятьсот сорок шесть тысяч) рублей.
2. Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Краснодарскому краю внести соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив размер кадастровой стоимости земельных участков: с кадастровым номером 23:12:0601038:15, общей площадью 17456 кв. м, принадлежащий на праве собственности ООО "РегионДорСтрой", расположенным по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Кореновск, ул. Красная,3, равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011 года в размере 12 349000 (двенадцать миллионов триста сорок девять тысяч) рублей.
с кадастровым номером, общей площадью 29554 кв. м, принадлежащий на праве собственности ООО "РегионДорСтрой", расположенным по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Кореновск, ул. Промышленная,7 равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011 года в размере 15 546000 (пятнадцать миллионов пятьсот сорок шесть тысяч) рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении N 913/11 от 28.06.2011, пришел к выводу, что в законодательстве отсутствует запрет определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. Суд пришел к выводу о наличии оснований для обязания ответчика внести рыночную стоимость спорных земельных участков в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Администрация Кореновского городского поселения Кореновского района обратилась с апелляционной жалобой в установленном гл.34 АПК РФ порядке, просило отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2014, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что экспертное заключение, по мнению заявителя, является недопустимым доказательством, так как не соответствует обязательным стандартам оценки и действующему законодательству.
В отзыве истец апелляционную жалобу не признал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, принадлежащие истцу земельные участки относятся к землям населенных пунктов.
Кадастровая стоимость земельных участков, относящихся к землям населенных пунктов, устанавливалась ранее на основании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края".
В настоящее время кадастровая стоимость земельных участков земель населенных пунктов установлена на основании приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края".
Соответствующая кадастровая стоимость согласно данному нормативному правовому акту определена по состоянию на 01.01.2011.
Несогласие с определенным размером кадастровой стоимости земельных участков ввиду его несоответствия рыночной стоимости стало основанием для обращения общества в суд с указанными выше требованиями.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п. п. 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения гл. III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
По ходатайству истца судом первой инстанции назначена судебная экспертиза по проверки достоверности Отчетов N 090313.02 и 090313.03 об оценке рыночной стоимости земельных участков, а также определения рыночной стоимости спорных земельных участков, проведение экспертизы поручено эксперту ООО "ЮГ-МАРКЕТ" Дубских Валентину Юрьевичу.
Согласно экспертному заключению ООО "ЮГ-МАРКЕТ" N 021014.01 от 12.02.2014:
- Рыночная стоимость земельного участка площадью 17 456 кв. м с кадастровым номером 23:12:0601038:15, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Кореновский район, г. Кореновск, ул. Красная, 3, на момент внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости (по состоянию на 01.01.2011), НДС не облагается, округленно, составляет: 8 392 000 Восемь миллионов триста девяносто две тысячи рублей.
- Отчет N 090313.02 "об определении рыночной стоимости недвижимого имущества - земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов - для размещения конторы.
Площадь: 17 456 кв. м. Кадастровый номер: 23:12:0601038:15, принадлежащего на праве собственности ООО "РегионДорСтрой" от 11.09.2013 г., соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года в последней редакции, действующей на дату оценки, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.
- Рыночная стоимость земельного участка площадью 29 554 кв. м с кадастровым номером 23:12:0601049:10, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Кореновский район, г. Кореновск, ул. Промышленная, 7, на момент внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости (по состоянию на 01.01.2011), НДС не облагается, округленно, составляет: 13 861 000 Тринадцать миллионов восемьсот шестьдесят одна тысяча рублей.
- Отчет N 090313.03 "об определении рыночной стоимости недвижимого имущества - земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов - для размещения производственной базы. Площадь: 29 554 кв. м. Кадастровый номер: 23:12:0601049:10, принадлежащего на праве собственности ООО "РегионДорСтрой" от 17.09.2013 г., соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года в последней редакции, действующей на дату оценки, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.
Доказательства, свидетельствующие об иной величине рыночной стоимости земельных участков или недостоверности рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта заявителем жалобы не представлены. Ходатайство о назначении повторной экспертизы не заявлено.
Таким образом, нормативным обоснованием отклонения доводов третьего лица является ссылка на нормы части 1 статьи 65 и части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установив значительное превышение кадастровой стоимости земельных участков его рыночной стоимости, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования общества.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, носят формальный характер и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта. По существу спора в жалобе доводов не приведено, фактически, в ней содержится лишь описательная и просительная части. Утверждение, что суд принял выводы эксперта о размере рыночной стоимости земельных участков, который не соответствует изначально заявленному истцом, как довод, требующий опровержения, не рассматривается.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Кодекса, судом первой инстанции допущено не было.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах освобождены государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, государственные органы или органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве третьих лиц, при обращении с апелляционной жалобой не освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2014 по делу N А32-35602/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Администрации Кореновского городского поселения Кореновского района в доход федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Т.Р.ФАХРЕТДИНОВ
Судьи
Н.Н.МИСНИК
О.Х.ТИМЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.07.2014 N 15АП-6826/2014 ПО ДЕЛУ N А32-35602/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июля 2014 г. N 15АП-6826/2014
Дело N А32-35602/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Мисника Н.Н., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бережным А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Кореновского городского поселения Кореновского района
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 27.02.2014 по делу N А32-35602/2013
по иску общества с ограниченной ответственностью "РегионДорСтрой"
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
при участии третьих лиц: Администрации Кореновского городского поселения Кореновского района; Департамента имущественных отношений Краснодарского края; Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной,
принятое судьей Гречко О.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "РегионДорСтрой" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с требованием:
- 1.Установить кадастровую стоимость земельных участков: с кадастровым номером 23:12:0601038:15, общей площадью 17456 кв. м, принадлежащий на праве собственности ООО "РегионДорСтрой", расположенным по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Кореновск, ул. Красная,3, равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011 года в размере 12 349000 (двенадцать миллионов триста сорок девять тысяч) рублей;
- с кадастровым номером, общей площадью 29554 кв. м, принадлежащий на праве собственности ООО "РегионДорСтрой", расположенным по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Кореновск, ул. Промышленная, 7 равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011 года в размере 15 546000 (пятнадцать миллионов пятьсот сорок шесть тысяч) рублей.
2. Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Краснодарскому краю внести соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив размер кадастровой стоимости земельных участков: с кадастровым номером 23:12:0601038:15, общей площадью 17456 кв. м, принадлежащий на праве собственности ООО "РегионДорСтрой", расположенным по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Кореновск, ул. Красная,3, равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011 года в размере 12 349000 (двенадцать миллионов триста сорок девять тысяч) рублей.
с кадастровым номером, общей площадью 29554 кв. м, принадлежащий на праве собственности ООО "РегионДорСтрой", расположенным по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Кореновск, ул. Промышленная,7 равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011 года в размере 15 546000 (пятнадцать миллионов пятьсот сорок шесть тысяч) рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении N 913/11 от 28.06.2011, пришел к выводу, что в законодательстве отсутствует запрет определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. Суд пришел к выводу о наличии оснований для обязания ответчика внести рыночную стоимость спорных земельных участков в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Администрация Кореновского городского поселения Кореновского района обратилась с апелляционной жалобой в установленном гл.34 АПК РФ порядке, просило отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2014, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что экспертное заключение, по мнению заявителя, является недопустимым доказательством, так как не соответствует обязательным стандартам оценки и действующему законодательству.
В отзыве истец апелляционную жалобу не признал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, принадлежащие истцу земельные участки относятся к землям населенных пунктов.
Кадастровая стоимость земельных участков, относящихся к землям населенных пунктов, устанавливалась ранее на основании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края".
В настоящее время кадастровая стоимость земельных участков земель населенных пунктов установлена на основании приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края".
Соответствующая кадастровая стоимость согласно данному нормативному правовому акту определена по состоянию на 01.01.2011.
Несогласие с определенным размером кадастровой стоимости земельных участков ввиду его несоответствия рыночной стоимости стало основанием для обращения общества в суд с указанными выше требованиями.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п. п. 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения гл. III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
По ходатайству истца судом первой инстанции назначена судебная экспертиза по проверки достоверности Отчетов N 090313.02 и 090313.03 об оценке рыночной стоимости земельных участков, а также определения рыночной стоимости спорных земельных участков, проведение экспертизы поручено эксперту ООО "ЮГ-МАРКЕТ" Дубских Валентину Юрьевичу.
Согласно экспертному заключению ООО "ЮГ-МАРКЕТ" N 021014.01 от 12.02.2014:
- Рыночная стоимость земельного участка площадью 17 456 кв. м с кадастровым номером 23:12:0601038:15, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Кореновский район, г. Кореновск, ул. Красная, 3, на момент внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости (по состоянию на 01.01.2011), НДС не облагается, округленно, составляет: 8 392 000 Восемь миллионов триста девяносто две тысячи рублей.
- Отчет N 090313.02 "об определении рыночной стоимости недвижимого имущества - земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов - для размещения конторы.
Площадь: 17 456 кв. м. Кадастровый номер: 23:12:0601038:15, принадлежащего на праве собственности ООО "РегионДорСтрой" от 11.09.2013 г., соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года в последней редакции, действующей на дату оценки, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.
- Рыночная стоимость земельного участка площадью 29 554 кв. м с кадастровым номером 23:12:0601049:10, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Кореновский район, г. Кореновск, ул. Промышленная, 7, на момент внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости (по состоянию на 01.01.2011), НДС не облагается, округленно, составляет: 13 861 000 Тринадцать миллионов восемьсот шестьдесят одна тысяча рублей.
- Отчет N 090313.03 "об определении рыночной стоимости недвижимого имущества - земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов - для размещения производственной базы. Площадь: 29 554 кв. м. Кадастровый номер: 23:12:0601049:10, принадлежащего на праве собственности ООО "РегионДорСтрой" от 17.09.2013 г., соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года в последней редакции, действующей на дату оценки, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.
Доказательства, свидетельствующие об иной величине рыночной стоимости земельных участков или недостоверности рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта заявителем жалобы не представлены. Ходатайство о назначении повторной экспертизы не заявлено.
Таким образом, нормативным обоснованием отклонения доводов третьего лица является ссылка на нормы части 1 статьи 65 и части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установив значительное превышение кадастровой стоимости земельных участков его рыночной стоимости, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования общества.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, носят формальный характер и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта. По существу спора в жалобе доводов не приведено, фактически, в ней содержится лишь описательная и просительная части. Утверждение, что суд принял выводы эксперта о размере рыночной стоимости земельных участков, который не соответствует изначально заявленному истцом, как довод, требующий опровержения, не рассматривается.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Кодекса, судом первой инстанции допущено не было.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах освобождены государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, государственные органы или органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве третьих лиц, при обращении с апелляционной жалобой не освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2014 по делу N А32-35602/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Администрации Кореновского городского поселения Кореновского района в доход федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Т.Р.ФАХРЕТДИНОВ
Судьи
Н.Н.МИСНИК
О.Х.ТИМЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)