Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Ланшаков С.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми в составе:
председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Пристром И.Г. и Слободянюк Т.А.,
при секретаре Ч.
рассмотрела в судебном заседании 3 марта 2014 года дело по апелляционной жалобе Ж., на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 ноября 2013 года, по которому
- в иске Ж. к администрации МОГО "Сыктывкар" о признании незаконным пункта 2 постановления администрации МОГО "Сыктывкар" от ... года N ... "Об утверждении градостроительного плана земельного участка" и обязании предоставить земельный участок в аренду сроком на пять лет по адресу: ... отказано;
- Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., объяснения Ж., представителя администрации МОГО "Сыктывкар" С., судебная коллегия
установила:
Ж. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - администрация МОГО "Сыктывкар") об обязании предоставить в аренду под строительство земельный участок, расположенный по адресу: ..., указав в обоснование требований, что ... года обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду под строительство, приложив кадастровый паспорт земельного участка и постановление главы администрации МОГО "Сыктывкар" от ... года о предварительном согласовании места размещения объекта "..." по улице ... пгт. ... Письмом от ... года N ... ответчик отказал ему в предоставлении земельного участка по мотиву невыполнения требований пункта 2 постановления главы администрации МОГО "Сыктывкар" от ... года N ... о разработке и предоставлении проектной документации на объект строительства. Считает, что отказ не основан на положениях статей 28, 30, 31 и 32 Земельного кодекса РФ и является незаконным.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил требования и просил признать недействительным пункт 2 постановления главы администрации МОГО "Сыктывкар" от ... года N ... о разработке и предоставлении проектной документации на объект строительства и обязать администрацию МОГО "Сыктывкар" предоставить ему в аренду сроком на пять лет под строительство объекта "..." земельный участок, расположенный по адресу: ....
Ответчик требования не признал.
Суд принял решение, приведенное выше.
В апелляционной жалобе Ж. не согласен с решением суда, указывая, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, а также нарушены нормы материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по заявке Ж. ... года произведен выбор земельного участка для строительства объекта "..." по улице ..., о чем составлен акт выбора земельного участка (л.д. 35), который утвержден постановлением главы администрации МОГО "Сыктывкар" от ... года N ... (л.д. 10). Этим же постановлением в соответствии с пунктом 5 статьи 30, статьей 31 и пунктом 1 статьи 32 Земельного кодекса РФ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории МОГО "Сыктывкар" площадью ... кв. м и предварительно согласовано Ж. место размещения объекта "..." по улице .... Пунктом 4 постановления Ж. предписано осуществить постановку земельного участка на кадастровый учет и обратиться в администрацию МОГО "Сыктывкар" для подготовки градостроительного плана земельного участка.
Ж. поставил указанный земельный участок на кадастровый учет (л.д. 9) и ... года обратился в администрацию МОГО "Сыктывкар" с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для строительства стоянки открытого типа для легкового автотранспорта и мастерской автосервиса, приложив копии кадастрового паспорта земельного участка и постановления главы администрации МОГО "Сыктывкар" от ... года N ... о предварительном согласовании места размещения объекта (л.д. 11).
На основании указанного заявления Ж. администрацией МОГО "Сыктывкар" подготовлен градостроительный план земельного участка N ... (л.д. 32-34).
Постановлением главы администрации МОГО "Сыктывкар" от ... года N ... утвержден градостроительный план земельного участка N ..., предназначенного для строительства объекта "...", по улице ...; пунктом 2 указанного постановления на Ж. возложена обязанность разработать проектную документацию на строительство объекта и представить ее в управление архитектуры, градостроительства и землепользования администрации МОГО "Сыктывкар" (л.д. 8).
Письмом от ... года N ... за подписью заместителя главы администрации МОГО "Сыктывкар" Ж. отказано в предоставлении земельного участка площадью ... кв. м под кадастровым номером ... для строительства объекта "..." по улице ... в связи с невыполнением требований пункта 2 постановления главы администрации МОГО "Сыктывкар" от ... года N ... о разработке и предоставлении проектной документации на объект строительства (л.д. 12).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требования о предоставлении земельного участка аренду для строительства, суд сослался на положения статьи 39 Градостроительного кодекса РФ и статьи 32 решения Совета МОГО "Сыктывкар" от ... года N ... "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа "Сыктывкар" и указал, что разрешение на строительство выдается на конкретный объект и при изменении объекта строительства необходимо заново проходить всю предусмотренную законодательством процедуру выделения земельного участка, а так как Ж. заявил о намерении строить не ..., а ..., то есть изменил объект строительства, то договор аренды земельного участка для строительства иного объекта с ним не может быть заключен, поэтому требование в части предоставления земельного участка удовлетворению не подлежит.
Однако с выводом суда согласиться нельзя, так как он основан на неправильном толковании и применении норм материального права.
Пунктом 2 статьи 22 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. В силу пункта 11 статьи 22 Земельного кодекса РФ изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
В пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ перечислены земельные участки, изъятые из оборота, которые не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Таким образом, не могут предоставляться в аренду земельные участки, которые изъяты из гражданского оборота и, следовательно, не могут быть объектами гражданско-правовых сделок; перечень этих участков императивно установлен в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ; остальные земельные участки могут передаваться в аренду.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется статьей 30 Земельного кодекса РФ.
Согласно пункту 1 указанной статьи Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктами 3, 5 и 7 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса, которое является основанием для заключения договора аренды земельного участка.
В силу статьи 31 Земельного кодекса РФ, которая регламентирует процедуру выбора земельных участков для строительства, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок; орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями; результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора; исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В соответствии со статьей 32 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами; исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
Согласно пункту 9 статьи 30 Земельного кодекса РФ решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.
При этом отказ в предоставлении земельного участка для строительства в аренду возможен по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ.
Согласно пункту 10 статьи 30 Земельного кодекса РФ в случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.
Как следует из материалов дела, на основании соответствующего обращения Ж. администрацией МОГО "Сыктывкар" произведен выбор земельного участка для строительства заявленного истцом объекта "...", который соответствует основному виду разрешенного использования соответствующей территории, и принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта; земельный участок поставлен Ж. на кадастровый учет (кадастровый номер земельного участка ...). Администрацией МОГО "Сыктывкар" на основании заявления Ж. также подготовлен и утвержден градостроительный план земельного участка с указанием описания местоположения границ земельного участка, его площади, кадастрового номера и описанием местоположения проектируемого объекта капитального строительства.
Таким образом, и со стороны администрации МОГО "Сыктывкар", и со стороны Ж. были совершены все необходимые и предусмотренные статьями 30, 31 и 32 Земельного кодекса РФ для предоставления в аренду земельного участка для строительства действия, являющиеся предпосылкой для принятия органом местного самоуправления окончательного решения о предоставлении земельного участка для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности. Учитывая, что обстоятельства, препятствующие предоставлению спорного земельного участка в аренду для заявленной цели, отсутствуют, так как участок не изъят из оборота, и все необходимые и предусмотренные пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предварительные процедуры для предоставления земельного участка для строительства сторонами выполнены и требуемые документы составлены и представлены, администрация МОГО "Сыктывкар" в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса РФ должна была принять решение о предоставлении земельного участка.
Указанная администрацией МОГО "Сыктывкар" в письме от ... года N ... причина отказа в предоставлении предварительно согласованного земельного участка для строительства объекта "Мастерская автосервиса и стоянка открытого типа для легкового автотранспорта" несостоятельна, так как в силу приведенных положений Земельного кодекса РФ, регламентирующих порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, разработка и предоставление проектной документации на объект строительства не является необходимым условием предоставления земельного участка для строительства.
В силу частей 1 и 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разработка и представление проектной документации необходимы для получения разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как усматривается из постановления главы администрации МОГО "Сыктывкар" от ... года N ..., оно издано в соответствии со статьями 44 и 51 Градостроительного кодекса РФ и Правилами землепользования и застройки муниципального образования городского округа "Сыктывкар", утвержденными решением Совета МОГО "Сыктывкар" от 30 апреля 2010 года N 31/04-560.
Ссылка суда в решении в обоснование мотивов отказа в удовлетворении требования Ж. о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду для строительства на статью 39 Градостроительного кодекса РФ, определяющую порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, и статью 32 Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа "Сыктывкар", утвержденных решением Совета МОГО "Сыктывкар" от 30 апреля 2010 года N 31/04-560, устанавливающую порядок подготовки проектной документации для получения застройщиком разрешения на строительство, ошибочна, так как указанные нормативные правовые акты не регламентируют порядок предоставления земельных участков для строительства.
Согласно частям 1 и 3 статьи 4 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения); к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
Правила землепользования и застройки муниципального образования городского округа "Сыктывкар", утвержденные решением Совета МОГО "Сыктывкар" от 30 апреля 2010 года N 31/04-560, исходя из их преамбулы, - это документ градостроительного зонирования, утверждаемый решением Совета МО ГО "Сыктывкар", в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, содержится порядок применения Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа "Сыктывкар".
Таким образом, указанные нормативные акты спорных правоотношений, связанных с предоставлением земельного участка в аренду для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, не регулируют, и суду при разрешении данного требования Ж. следовало руководствоваться положениями Земельного кодекса РФ, определяющими порядок предоставления гражданам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности.
Заявление Ж. о возможном изменении планов по строительству мастерской автосервиса не могло служить основанием для отказа в удовлетворении его требования о предоставлении спорного земельного участка в аренду, так как истцом оспаривался конкретный отказ администрации МОГО "Сыктывкар" в предоставлении земельного участка в аренду для строительства объекта "...", причиной для которого послужило непредставление проектной документации на данный объект. Именно незаконность, по мнению Ж., данного требования явилась основанием обращения в суд, и суд с учетом положений части 1 статьи 39 и части 3 статьи 196 ГПК РФ должен был рассмотреть спор в этой части по заявленным истцом требованиям и основаниям иска.
Кроме того, не учтено судом и то, что поскольку выдача органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка для строительства является муниципальной услугой, под которой согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа, на такие правоотношения распространяются положения указанного Федерального закона.
Согласно положениям пункта 1 части 1 статьи 7 названного Федерального закона органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Поскольку земельным законодательством не предусмотрена обязанность гражданина представлять проектную документацию на объект строительства при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для строительства, а также при обращении с заявлением о выборе земельного участка для этих целей и предварительном согласовании места его размещения, постольку требование администрации МОГО "Сыктывкар" разработать и представить проектную документацию на строительство объекта "..." в целях принятия решения о предоставлении спорного земельного участка и, соответственно, изложенный в письме от ... года отказ администрации МОГО "Сыктывкар" в предоставлении Ж. этого земельного участка по мотиву непредставления им проектной документации на объект строительства не соответствуют положениям земельного законодательства и являются незаконными.
Суд приведенные положения Земельного кодекса РФ не учел и, хотя привел их в решении, но фактически не применил при разрешении возникшего спора и не дал оценки установленным обстоятельствам применительно к положениям земельного законодательства, сославшись на нормы Градостроительного кодекса РФ и Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа "Сыктывкар", регулирующие градостроительные отношения, что привело к неправильному разрешению дела в указанной части.
С учетом изложенного решение суда в части отказа истцу в удовлетворении требования об обязании администрации МОГО "Сыктывкар" предоставить спорный земельный участок в аренду сроком на пять лет для строительства объекта "..." не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием по делу в этой части нового решения об удовлетворении данного требования, так как земельный участок не изъят из оборота, может быть использован для строительства указанного объекта с учетом основного вида разрешенного использования спорной территории, администрацией МОГО осуществлен выбор этого земельного участка для строительства указанного объекта и принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта строительства, являющееся основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства, а представление проектной документации на объект строительства для принятия указанного решения законом не предусмотрено. Возражений относительно срока аренды от ответчика не поступило.
Вместе с тем, решение суда в части отказа истцу в удовлетворении требования о признании незаконным пункта 2 постановления главы администрации МОГО "Сыктывкар" от ... года N ... о разработке и предоставлении проектной документации на объект строительства является правильным, так как указанное постановление в оспариваемой части издано в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ и статьей 32 Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа "Сыктывкар", которые предусматривают представление проектной документации для получения застройщиком разрешения на строительство, необходимого в целях строительства объекта капитального строительства. Необходимость представления проектной документации в этих целях истцом не оспаривается.
Руководствуясь статьями 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 ноября 2013 года в части отказа Ж. в иске к администрации МОГО "Сыктывкар" об обязании предоставить в аренду сроком на пять лет земельный участок по адресу: ... для строительства объекта "..." отменить.
Принять по делу в этой части новое решение об обязании администрации МОГО "Сыктывкар" предоставить Ж. в аренду сроком на пять лет земельный участок площадью ... кв. м кадастровый номер ... по адресу: ... для строительства объекта "...".
В остальной части решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 ноября 2013 года оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 03.03.2014 ПО ДЕЛУ N 33-996/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 марта 2014 г. по делу N 33-996/2014
Судья: Ланшаков С.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми в составе:
председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Пристром И.Г. и Слободянюк Т.А.,
при секретаре Ч.
рассмотрела в судебном заседании 3 марта 2014 года дело по апелляционной жалобе Ж., на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 ноября 2013 года, по которому
- в иске Ж. к администрации МОГО "Сыктывкар" о признании незаконным пункта 2 постановления администрации МОГО "Сыктывкар" от ... года N ... "Об утверждении градостроительного плана земельного участка" и обязании предоставить земельный участок в аренду сроком на пять лет по адресу: ... отказано;
- Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., объяснения Ж., представителя администрации МОГО "Сыктывкар" С., судебная коллегия
установила:
Ж. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - администрация МОГО "Сыктывкар") об обязании предоставить в аренду под строительство земельный участок, расположенный по адресу: ..., указав в обоснование требований, что ... года обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду под строительство, приложив кадастровый паспорт земельного участка и постановление главы администрации МОГО "Сыктывкар" от ... года о предварительном согласовании места размещения объекта "..." по улице ... пгт. ... Письмом от ... года N ... ответчик отказал ему в предоставлении земельного участка по мотиву невыполнения требований пункта 2 постановления главы администрации МОГО "Сыктывкар" от ... года N ... о разработке и предоставлении проектной документации на объект строительства. Считает, что отказ не основан на положениях статей 28, 30, 31 и 32 Земельного кодекса РФ и является незаконным.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил требования и просил признать недействительным пункт 2 постановления главы администрации МОГО "Сыктывкар" от ... года N ... о разработке и предоставлении проектной документации на объект строительства и обязать администрацию МОГО "Сыктывкар" предоставить ему в аренду сроком на пять лет под строительство объекта "..." земельный участок, расположенный по адресу: ....
Ответчик требования не признал.
Суд принял решение, приведенное выше.
В апелляционной жалобе Ж. не согласен с решением суда, указывая, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, а также нарушены нормы материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по заявке Ж. ... года произведен выбор земельного участка для строительства объекта "..." по улице ..., о чем составлен акт выбора земельного участка (л.д. 35), который утвержден постановлением главы администрации МОГО "Сыктывкар" от ... года N ... (л.д. 10). Этим же постановлением в соответствии с пунктом 5 статьи 30, статьей 31 и пунктом 1 статьи 32 Земельного кодекса РФ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории МОГО "Сыктывкар" площадью ... кв. м и предварительно согласовано Ж. место размещения объекта "..." по улице .... Пунктом 4 постановления Ж. предписано осуществить постановку земельного участка на кадастровый учет и обратиться в администрацию МОГО "Сыктывкар" для подготовки градостроительного плана земельного участка.
Ж. поставил указанный земельный участок на кадастровый учет (л.д. 9) и ... года обратился в администрацию МОГО "Сыктывкар" с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для строительства стоянки открытого типа для легкового автотранспорта и мастерской автосервиса, приложив копии кадастрового паспорта земельного участка и постановления главы администрации МОГО "Сыктывкар" от ... года N ... о предварительном согласовании места размещения объекта (л.д. 11).
На основании указанного заявления Ж. администрацией МОГО "Сыктывкар" подготовлен градостроительный план земельного участка N ... (л.д. 32-34).
Постановлением главы администрации МОГО "Сыктывкар" от ... года N ... утвержден градостроительный план земельного участка N ..., предназначенного для строительства объекта "...", по улице ...; пунктом 2 указанного постановления на Ж. возложена обязанность разработать проектную документацию на строительство объекта и представить ее в управление архитектуры, градостроительства и землепользования администрации МОГО "Сыктывкар" (л.д. 8).
Письмом от ... года N ... за подписью заместителя главы администрации МОГО "Сыктывкар" Ж. отказано в предоставлении земельного участка площадью ... кв. м под кадастровым номером ... для строительства объекта "..." по улице ... в связи с невыполнением требований пункта 2 постановления главы администрации МОГО "Сыктывкар" от ... года N ... о разработке и предоставлении проектной документации на объект строительства (л.д. 12).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требования о предоставлении земельного участка аренду для строительства, суд сослался на положения статьи 39 Градостроительного кодекса РФ и статьи 32 решения Совета МОГО "Сыктывкар" от ... года N ... "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа "Сыктывкар" и указал, что разрешение на строительство выдается на конкретный объект и при изменении объекта строительства необходимо заново проходить всю предусмотренную законодательством процедуру выделения земельного участка, а так как Ж. заявил о намерении строить не ..., а ..., то есть изменил объект строительства, то договор аренды земельного участка для строительства иного объекта с ним не может быть заключен, поэтому требование в части предоставления земельного участка удовлетворению не подлежит.
Однако с выводом суда согласиться нельзя, так как он основан на неправильном толковании и применении норм материального права.
Пунктом 2 статьи 22 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. В силу пункта 11 статьи 22 Земельного кодекса РФ изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
В пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ перечислены земельные участки, изъятые из оборота, которые не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Таким образом, не могут предоставляться в аренду земельные участки, которые изъяты из гражданского оборота и, следовательно, не могут быть объектами гражданско-правовых сделок; перечень этих участков императивно установлен в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ; остальные земельные участки могут передаваться в аренду.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется статьей 30 Земельного кодекса РФ.
Согласно пункту 1 указанной статьи Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктами 3, 5 и 7 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса, которое является основанием для заключения договора аренды земельного участка.
В силу статьи 31 Земельного кодекса РФ, которая регламентирует процедуру выбора земельных участков для строительства, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок; орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями; результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора; исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В соответствии со статьей 32 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами; исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
Согласно пункту 9 статьи 30 Земельного кодекса РФ решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.
При этом отказ в предоставлении земельного участка для строительства в аренду возможен по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ.
Согласно пункту 10 статьи 30 Земельного кодекса РФ в случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.
Как следует из материалов дела, на основании соответствующего обращения Ж. администрацией МОГО "Сыктывкар" произведен выбор земельного участка для строительства заявленного истцом объекта "...", который соответствует основному виду разрешенного использования соответствующей территории, и принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта; земельный участок поставлен Ж. на кадастровый учет (кадастровый номер земельного участка ...). Администрацией МОГО "Сыктывкар" на основании заявления Ж. также подготовлен и утвержден градостроительный план земельного участка с указанием описания местоположения границ земельного участка, его площади, кадастрового номера и описанием местоположения проектируемого объекта капитального строительства.
Таким образом, и со стороны администрации МОГО "Сыктывкар", и со стороны Ж. были совершены все необходимые и предусмотренные статьями 30, 31 и 32 Земельного кодекса РФ для предоставления в аренду земельного участка для строительства действия, являющиеся предпосылкой для принятия органом местного самоуправления окончательного решения о предоставлении земельного участка для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности. Учитывая, что обстоятельства, препятствующие предоставлению спорного земельного участка в аренду для заявленной цели, отсутствуют, так как участок не изъят из оборота, и все необходимые и предусмотренные пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предварительные процедуры для предоставления земельного участка для строительства сторонами выполнены и требуемые документы составлены и представлены, администрация МОГО "Сыктывкар" в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса РФ должна была принять решение о предоставлении земельного участка.
Указанная администрацией МОГО "Сыктывкар" в письме от ... года N ... причина отказа в предоставлении предварительно согласованного земельного участка для строительства объекта "Мастерская автосервиса и стоянка открытого типа для легкового автотранспорта" несостоятельна, так как в силу приведенных положений Земельного кодекса РФ, регламентирующих порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, разработка и предоставление проектной документации на объект строительства не является необходимым условием предоставления земельного участка для строительства.
В силу частей 1 и 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разработка и представление проектной документации необходимы для получения разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как усматривается из постановления главы администрации МОГО "Сыктывкар" от ... года N ..., оно издано в соответствии со статьями 44 и 51 Градостроительного кодекса РФ и Правилами землепользования и застройки муниципального образования городского округа "Сыктывкар", утвержденными решением Совета МОГО "Сыктывкар" от 30 апреля 2010 года N 31/04-560.
Ссылка суда в решении в обоснование мотивов отказа в удовлетворении требования Ж. о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду для строительства на статью 39 Градостроительного кодекса РФ, определяющую порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, и статью 32 Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа "Сыктывкар", утвержденных решением Совета МОГО "Сыктывкар" от 30 апреля 2010 года N 31/04-560, устанавливающую порядок подготовки проектной документации для получения застройщиком разрешения на строительство, ошибочна, так как указанные нормативные правовые акты не регламентируют порядок предоставления земельных участков для строительства.
Согласно частям 1 и 3 статьи 4 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения); к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
Правила землепользования и застройки муниципального образования городского округа "Сыктывкар", утвержденные решением Совета МОГО "Сыктывкар" от 30 апреля 2010 года N 31/04-560, исходя из их преамбулы, - это документ градостроительного зонирования, утверждаемый решением Совета МО ГО "Сыктывкар", в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, содержится порядок применения Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа "Сыктывкар".
Таким образом, указанные нормативные акты спорных правоотношений, связанных с предоставлением земельного участка в аренду для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, не регулируют, и суду при разрешении данного требования Ж. следовало руководствоваться положениями Земельного кодекса РФ, определяющими порядок предоставления гражданам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности.
Заявление Ж. о возможном изменении планов по строительству мастерской автосервиса не могло служить основанием для отказа в удовлетворении его требования о предоставлении спорного земельного участка в аренду, так как истцом оспаривался конкретный отказ администрации МОГО "Сыктывкар" в предоставлении земельного участка в аренду для строительства объекта "...", причиной для которого послужило непредставление проектной документации на данный объект. Именно незаконность, по мнению Ж., данного требования явилась основанием обращения в суд, и суд с учетом положений части 1 статьи 39 и части 3 статьи 196 ГПК РФ должен был рассмотреть спор в этой части по заявленным истцом требованиям и основаниям иска.
Кроме того, не учтено судом и то, что поскольку выдача органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка для строительства является муниципальной услугой, под которой согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа, на такие правоотношения распространяются положения указанного Федерального закона.
Согласно положениям пункта 1 части 1 статьи 7 названного Федерального закона органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Поскольку земельным законодательством не предусмотрена обязанность гражданина представлять проектную документацию на объект строительства при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для строительства, а также при обращении с заявлением о выборе земельного участка для этих целей и предварительном согласовании места его размещения, постольку требование администрации МОГО "Сыктывкар" разработать и представить проектную документацию на строительство объекта "..." в целях принятия решения о предоставлении спорного земельного участка и, соответственно, изложенный в письме от ... года отказ администрации МОГО "Сыктывкар" в предоставлении Ж. этого земельного участка по мотиву непредставления им проектной документации на объект строительства не соответствуют положениям земельного законодательства и являются незаконными.
Суд приведенные положения Земельного кодекса РФ не учел и, хотя привел их в решении, но фактически не применил при разрешении возникшего спора и не дал оценки установленным обстоятельствам применительно к положениям земельного законодательства, сославшись на нормы Градостроительного кодекса РФ и Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа "Сыктывкар", регулирующие градостроительные отношения, что привело к неправильному разрешению дела в указанной части.
С учетом изложенного решение суда в части отказа истцу в удовлетворении требования об обязании администрации МОГО "Сыктывкар" предоставить спорный земельный участок в аренду сроком на пять лет для строительства объекта "..." не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием по делу в этой части нового решения об удовлетворении данного требования, так как земельный участок не изъят из оборота, может быть использован для строительства указанного объекта с учетом основного вида разрешенного использования спорной территории, администрацией МОГО осуществлен выбор этого земельного участка для строительства указанного объекта и принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта строительства, являющееся основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства, а представление проектной документации на объект строительства для принятия указанного решения законом не предусмотрено. Возражений относительно срока аренды от ответчика не поступило.
Вместе с тем, решение суда в части отказа истцу в удовлетворении требования о признании незаконным пункта 2 постановления главы администрации МОГО "Сыктывкар" от ... года N ... о разработке и предоставлении проектной документации на объект строительства является правильным, так как указанное постановление в оспариваемой части издано в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ и статьей 32 Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа "Сыктывкар", которые предусматривают представление проектной документации для получения застройщиком разрешения на строительство, необходимого в целях строительства объекта капитального строительства. Необходимость представления проектной документации в этих целях истцом не оспаривается.
Руководствуясь статьями 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 ноября 2013 года в части отказа Ж. в иске к администрации МОГО "Сыктывкар" об обязании предоставить в аренду сроком на пять лет земельный участок по адресу: ... для строительства объекта "..." отменить.
Принять по делу в этой части новое решение об обязании администрации МОГО "Сыктывкар" предоставить Ж. в аренду сроком на пять лет земельный участок площадью ... кв. м кадастровый номер ... по адресу: ... для строительства объекта "...".
В остальной части решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 ноября 2013 года оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)