Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.12.2014 ПО ДЕЛУ N А51-21865/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2014 г. по делу N А51-21865/2014


Резолютивная часть постановления оглашена 15 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 декабря 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПЛУТОС",
апелляционное производство N 05АП-14747/2014
на решение от 16.10.2014
судьи Д.А. Самофала
по делу N А51-21865/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПЛУТОС" (ИНН 2540195630, ОГРН 1132540009172, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 02.10.2013)
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
третье лицо: департамент земельных и имущественных отношений Приморского края
об оспаривании решения,
при участии в заседании:
- от общества: представитель А.А. Ситак (паспорт, доверенность от 23.07.2014);
- от УГА г. Владивостока: представитель Л.В. Салыкова (удостоверение N 2712, доверенность от 17.12.2013 N 27/1-1-4181);
- от департамента: не явились, уведомлены надлежаще;

- установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ПЛУТОС" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее по тексту - "УГА г. Владивостока") от 04.07.2014 N 4960/20у об отказе в обеспечении выбора земельного участка и об обязании УГА г. Владивостока обеспечить выбор земельного участка ориентировочной площадью 222 кв. м, расположенного в районе ул. Кирова, 64 в г. Владивостоке, с предварительным согласованием места размещения объекта - магазина на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 07.08.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - "департамент").
Решением Арбитражного суда Приморского края от 16.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, общество настаивает на том, что представило в УГА г. Владивостока все необходимые для выбора земельного участка документы, в том числе предпроектное предложение, которое содержит примерное обоснование размера испрашиваемого земельного участка. Наличие на земельном участке зеленых насаждений, по мнению заявителя, не препятствует его предоставлению для строительства. Факт использования земельного участка как места общего пользования считает неподтвержденным документально. Не усматривает каких-либо препятствий для выбора земельного участка в связи с нахождением на нем охранных зон инженерных коммуникаций, полагая, что при наличии согласования от сетевых организаций указанное обстоятельство не имеет значения при выборе земельного участка для строительства.
УГА г. Владивостока и администрация г. Владивостока в письменном отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, по доводам апелляционной жалобы возразили. Решение суда просили оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлено надлежащим образом. В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие третьего лица.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
17.02.2014 общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка ориентировочной площадью 250 кв. м, расположенного в районе ул. Кирова, д. 64 в г. Владивостоке для строительства магазина с предварительным согласованием места размещения объекта. К указанному заявлению были приложены обзорная схема земельного участка, кадастровый план территории, копии регистрационных и учредительных документов общества, выписка из ЕГРЮЛ, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также топографическая съемка в М 1:500.
Заявление общества с приложенными к нему документами направлено департаментом в администрацию г. Владивостока для организации выбора земельного участка.
Письмом от 29.04.2014 N 4960/20у УГА г. Владивостока предложило обществу представить обоснование площади испрашиваемого земельного участка.
21.05.2014 обществом в УГА г. Владивостока представлено предпроектное предложение "Размещение магазина розничной торговли в районе ул. Кирова, 64 в г. Владивостоке".
Письмом от 04.07.2014 N 4960/20у УГА г. Владивостока отказало обществу в выборе земельного участка со ссылкой на наличие на нем зеленых насаждений и использование земельного участка жителями микрорайона как места общего пользования.
Не согласившись с решением УГА г. Владивостока и посчитав его нарушающим права и законные интересы, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отнесения земельного участка к территориям общего пользования и из наличия в его границах охранных зон водопровода и теплосети. Кроме того, суд посчитал заявление общества не соответствующим требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием обоснования размера испрашиваемого земельного участка.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Кодекса предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Пунктом 2.6 Регламента предоставления администрацией г. Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608, предусмотрено аналогичное правило.
Как следует из материалов дела, общество обратилось за предварительным согласованием места размещения магазина на земельном участке ориентировочной площадью 250 кв. м, расположенном в районе ул. Кирова, 64 в г. Владивостоке.
К указанному заявлению были приложены обзорная схема земельного участка, кадастровый план территории, копии регистрационных и учредительных документов общества, выписка из ЕГРЮЛ, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также топографическая съемка в М 1:500.
Обоснование примерного размера земельного участка представлено не было, что свидетельствует о несоответствии заявления общества требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 2.6 Регламента.
Материалами дела подтверждается, что, выявив отсутствие обоснования примерного размера земельного участка, УГА г. Владивостока запросило указанный документ у заявителя. В качестве такового заявителем в УГА г. Владивостока было представлено предпроектное предложение "Размещение магазина розничной торговли в районе ул. Кирова, 64 в г. Владивостоке", которое, по мнению заявителя, содержит достаточные сведения о площади застройки, площади озеленения, количестве парковочных мест, позволяющие установить размер земельного участка, необходимого для строительства.
Действительно, ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни Регламентом какие-либо требования к обоснованию примерного размера земельного участка не установлены, в связи с чем коллегия считает, что в нем должны отражаться сведения о планируемом строительством объекте, влияющие на определение потребности в земельном участке.
Согласно фрагменту карты градостроительного зонирования спорный земельный участок расположен в границах территориальной зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3).
Статьей 25 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных приложением к решению Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, зона застройки многоэтажными жилыми домами определена для застройки жилыми домами высотой свыше 5-ти этажей, а также объектами социального и культурно-бытового обслуживания населения, инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимыми для функционирования зоны.
Размещение объектов розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания отнесено к видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указанной зоны при условии их размещения на земельных участках, примыкающих к красным линиям улиц и дорог всех типов, являющихся территориями общего пользования; к границам зоны объектов автомобильного транспорта; к земельным участкам, отведенным для строительства дорог или их эксплуатации, но не более 15 м от красных линий улиц и дорог всех типов, являющихся территориями общего пользования, либо к техническим зонам охраны инженерных сетей или к установленным для них сервитутам, идущим параллельно красным линиям улиц и дорог всех типов и границ объектов автомобильного транспорта, но не более 15 м от красных линий улиц и дорог всех типов, являющихся территориями общего пользования.
В силу пункта 3 статьи 25 Правил землепользования и застройки размеры земельного участка и параметры разрешенного строительства объектов капитального строительства в границах зоны застройки многоэтажными жилыми домами определяются с учетом фронта застройки со стороны улицы, отступов от границ земельного участка в целях определения допустимого размещения объекта строительства, количества этажей или высоты объектов строительства, процента застройки в границах земельного участка, процента озеленения и количества парковочных мест.
Из ситуационного плана земельного участка (л.д. 46) усматривается, что земельный участок, испрашиваемый обществом, непосредственно примыкает к красным линиям. В представленном обществом предпроектном предложении указано на возведение одноэтажного здания и определен процент застройки (24%), площадь озеленения (34,4%) и количество парковочных мест (3), приведен план использования земельного участка. Проанализировав предпроектное предложение, коллегия находит содержащиеся в нем сведения достаточно обосновывающими примерный размер земельного участка.
Отказывая в выборе земельного участка для строительства, УГА г. Владивостока указывало на нахождение на нем зеленых насаждений и настаивало на том, что земельный участок может быть сформирован исключительно с видом разрешенного использования "парк - место общего пользования".
Оценивая доводы УГА г. Владивостока в указанной части, коллегия исходит из того, что по правилам статьи 61 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" территории, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах и других озелененных территориях в границах населенного пункта, относятся к зеленому фонду городских поселений относятся. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды, в том числе запрет хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации утверждены приказом Госстроя России от 15.12.1999 N 153.
Согласно пункту 1.1.1 Правил зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов Федерации переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.
По смыслу данных норм, ограничения на осуществление деятельности в границах территории, занятой деревьями и кустарниками, могут применяться только в том случае, если данная территория включена в состав зеленого фонда.
Решением Думы г. Владивостока от 19.12.2013 N 217 в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа внесены изменения и в составе жилых зон выделена зона городских парков, скверов жилых территорий (статья 25.2), в границах которой предусмотрено размещение городских парков и скверов, являющихся территориями общего пользования.
Между тем УГА г. Владивостока не представлены доказательства того, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится в границах территории зеленого фонда г. Владивостока, в пределах которого запрещается хозяйственная и иная деятельность. Согласно фрагменту карты градостроительного зонирования на территории г. Владивостока земельный участок включен в границы зоны Ж-3 несмотря на наличие на нем зеленых насаждений.
Доказательств того, что земельный участок находится внутри планировочной структуры - микрорайона и используется фактически для кратковременного отдыха, прогулок, прохода неограниченного круга лиц, в материалы не представлено, в связи с чем положения статьи 14.3 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, на которые ссылается УГА г. Владивостока, также не подлежат применению.
Поскольку рекреационного потенциала спорный земельный участок не имеет, наличие на нем зеленых насаждений не препятствует его формированию для строительства. Доводы УГА г. Владивостока в указанной части являются ошибочными и основаны на неверном применении норм материального права.
Учитывая изложенное, коллегия приходит к выводу о том, что решение УГА г. Владивостока, оформленное письмом от 04.07.2014 N 4960/20у, не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, рассматривая вопрос о наличии совокупности условий, предусмотренных статьей 198 АПК РФ для признания решений органа местного самоуправления незаконными, коллегия не усматривает нарушений прав и законных интересов заявителя оспариваемым решением.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
По смыслу статей 27, 28 Земельного кодекса Российской Федерации установление ограничений на приобретение в собственность или аренду земельных участков допускается в целях защиты публичных интересов.
Согласно пункту 2 статьи 89 Кодекса для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Как следует из представленных в материалы дела топографических материалов (л.д. 43, 46, 70), границы спорного земельного участка налагаются на границы технических зон инженерных коммуникаций (водопроводной канализации КГУП "Примводоканал", линии электроснабжения напряжением 35 кВ, телефонной канализации ОАО "Ростелеком" и тепловой сети МУПВ ВПЭС), при этом площадь наложения составляет 189 кв. м. Наличие охранных зон подтверждено письмами сетевладельцев и сетедержателей (л.д. 74, 76-79).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее по тексту - "Правила").
Согласно пункту 2 Правил в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
В соответствии с пунктом 8 указанных Правил в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе: размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов.
Поскольку земельный участок расположен в границах технических зон объектов электросетевого хозяйства напряжением 35 кВ, его использование для осуществления строительства невозможно.
Что касается тепловых сетей МУПВ ВПЭС, правовой режим технических (охранных) зон тепловых сетей установлен приказом Минстроя России от 17.08.1992 N 197 "О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей".
Согласно пункту 4 Типовых правил охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.
Пунктом 5 Типовых правил установлен запрет на производство в пределах охранных зон действий, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту, в том числе возведение сооружений, устройство стоянок всех видов машин и механизмов.
Аналогичное правило закреплено в пункте 5 Правил охраны коммунальных тепловых сетей в Приморском крае, утвержденных постановлением Губернатора Приморского края от 28.04.2000 N 375.
Пунктом 7.5.1 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территории муниципальных образований, утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 613, муниципальным образованиям рекомендовано предусматривать на территории населенного пункта технические (охранно-эксплуатационные) зоны, выделяемые линиями градостроительного регулирования: магистральных коллекторов и трубопроводов, кабелей высокого и низкого напряжения, слабых токов, линий высоковольтных передач, метрополитена, в том числе мелкого заложения.
При этом в силу пункта 7.5.2 указанных рекомендаций на территории выделенных технических (охранных) зон запрещено возведение любых видов сооружений, в том числе некапитальных нестационарных, кроме технических, имеющих отношение к обслуживанию и эксплуатации проходящих в технической зоне коммуникаций.
С учетом указанных норм наличие на земельном участке охранных зон водопроводной канализации КГУП "Примводоканал", телефонной канализации ОАО "Ростелеком" и тепловой сети МУПВ ВПЭС препятствует его формированию для строительства без решения вопроса о возможности выноса сетей. Размещение на земельном участке капитального объекта повлечет нарушение правового режима охранных зон объектов электросетевого хозяйства напряжением 35 кВ и инженерных коммуникаций.
Установив указанное обстоятельство, УГА г. Владивостока вправе отказать в выборе и последующем формировании земельного участка.
Доводы заявителя об обратном со ссылкой на согласования строительства объекта сетевладельцами и сетедержателями являются ошибочными и основаны на неверном применении норм материального права.
Учитывая изложенное, коллегия приходит к выводу об отсутствии доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым отказом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела оснований для признания решения УГА г. Владивостока незаконным не установлено, суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда первой инстанции сделаны на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, с правильным применением норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины за ее подачу возлагаются на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 16.10.2014 по делу N А51-21865/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА

Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
С.В.ГУЦАЛЮК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)