Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИПЕЦКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ПО ДЕЛУ N 33-758/2011

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу N 33-758/2011


Судья: Стрельцов С.Н.
Докладчик: Захаров Н.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе
председательствующего Захарова Н.И.,
судей Букреева Д.Ю. и Уколовой О.В.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по кассационной жалобе заинтересованного лица администрации г. Ельца на решение Елецкого городского суда Липецкой области от 21 января 2011 года, которым постановлено:
Заявление ООО "Машиностроитель", ОАО "ЕлМАЗ", ООО "ОЗМиГ", У.Д. и П. об оспаривании действий (бездействия) администрации г. Ельца признать обоснованным.
Признать незаконным действия (бездействия) администрации г. Ельца, выразившиеся в: рассмотрении по существу заявления ООО "Машиностроитель", ОАО "ЕлМАЗ", ООО "ОЗМиГ", У.Д. об исключении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Липецкая, из границы населенного пункта городского округа г. Елец; не проведении публичных слушаний по вопросу об исключении указанного земельного участка из границы населенного пункта городского округа г. Елец; не подготовке заключения о возможности и целесообразности исключения указанного земельного участка из границы населенного пункта городского округа г. Елец; не направлении в администрацию Липецкой области заявления ООО "Машиностроитель", ОАО "ЕлМАЗ", ООО "ОЗМиГ", У.Д. и П. с приложенными документами, а также заключения о возможности и целесообразности исключения указанного земельного участка из границы населенного пункта городского округа г. Елец. Обязать администрацию г. Ельца в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда: провести в установленном порядке публичные слушания по вопросу об исключении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу:, из границы населенного пункта городского округа г. Елец; подготовить по результатам публичных слушаний заключение о возможности и целесообразности исключения указанного земельного участка из границы населенного пункта городского округа г. Елец; направить в администрацию Липецкой области заявление ООО "Машиностроитель", ОАО "ЕлМАЗ", ООО "ОЗМиГ", У.Д. и П. об исключении указанного земельного участка из границы населенного пункта городского округа г. Елец, а также прилагаемые к нему документы и заключение по результатам публичных слушаний по данному вопросу. Взыскать с администрации г. Ельца в пользу ОАО "Елецкий машиностроительный завод" судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Заслушав доклад судьи Захарова Н.И., объяснения представителя администрации г. Ельца Р., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

ООО "Машиностроитель", ОАО "ЕлМАЗ", ООО "ОЗМиГ", У.Д., П. обратились в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации г. Ельца. Указывали, что являются собственниками земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: N. 12.08.2010 они обратились в администрацию Липецкой области через администрацию г. Ельца с заявлением об исключении земельного участка из границ г. Ельца и его перевода в категорию земель промышленности. Ответом администрацией г. Ельца от 08.10.2010 года им отказано в переводе земельного участка в другую категорию земель. Полагали, что администрация г. Ельца в нарушение требований ч. 4 ст. 4.1 ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" не подготовила и не направила в администрацию Липецкой области их заявление, заключение о возможности и целесообразности исключения земельного участка из границы населенного пункта, не провела публичные слушания по вопросу об исключении земельного участка из границы населенного пункта, что создало им препятствие в осуществлении права на обращение с заявлением об исключении земельного участка из границ населенного пункта в компетентный орган. Просили обязать администрацию г. Ельца провести в публичные слушания по вопросу об исключении указанного земельного участка из границы населенного пункта городского округа г. Елец; подготовить и направить в администрацию Липецкой области их заявление об исключении земельного участка с прилагаемыми к нему документами и заключением по результатам публичных слушаний по данному вопросу.
В судебном заседании представители ООО "Машиностроитель" по доверенности Ч. и ОАО "ЕлМАЗ" по доверенности Б. поддержали заявленные требования.
Представитель администрации г. Ельца по доверенности Р. против удовлетворения заявления возражал.
Представитель заявителя ООО "ОЗМиГ", заявители П., У.Д. в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В кассационных жалобах представитель администрации г. Ельца просит об отмене судебного решения ссылаясь на неправильное применение норм процессуального и материального права.
Выслушав кассатора, поддержавшего жалобу, изучив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим обстоятельствам.
В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
По правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером N расположенный по адресу: N, находится в долевой собственности ООО "Машиностроитель" (44/100 доли), ОАО "ЕлМАЗ" (224/1000), ООО "ОЗМиГ" (32/100 доли), У.Д. (1/200 доли), П. (1/200 доли) и С. (6/1000 доли).
По состоянию на август 2010 года сособственниками земельного участка являлись ООО "Машиностроитель", ОАО "ЕлМАЗ", ООО "ОЗМиГ", У.Д. и П..
12.08.2010 ООО "Машиностроитель", ОАО "ЕлМАЗ", ООО "ОЗМиГ", У.Д. и П. обратились в администрацию Липецкой области через администрацию г. Ельца с заявлением об исключении земельного участка из границ населенного пункта с переводом его в категорию земель промышленности.
08.10.2010 администрация г. Ельца дала ответ, которым в переводе земельного участка из категории земель населенных пунктов в категорию земель промышленности было отказано, поскольку имеется несоответствие испрашиваемого целевого назначения земельного участка утвержденному Генеральному плану города Ельца.
Удовлетворяя требования заявителей, суд первой инстанции исходил из того, администрация г. Ельца не выполнила требования ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" при рассмотрении заявления, не обеспечила в установленный срок направление в полномочный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (Липецкой области) заявления ООО "Машиностроитель", ОАО "ЕлМАЗ", ООО "ОЗМиГ", У.Д. и П. об исключении земельного участка из границы населенного пункта с приложением необходимых документов, вне пределов своих полномочий рассмотрела заявление и дала на него ответ, чем лишила заявителей законного права на рассмотрение заявления уполномоченным органом государственной власти в порядке, предусмотренном статьи 4.1 ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", получения соответствующего ответа и возможности на его обжалование, нарушив их законные интересы, что не соответствует нормам действующего законодательства.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться, поскольку он сделан преждевременно.
Вопрос о переводе земель и земельных участков из одной категории в другую урегулирован Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" определен порядок перевода земель из одной категории в другую, ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" N 191-ФЗ от 29.12.2004 года; Земельным кодексом РФ; Градостроительным кодексом РФ и иными федеральными законами, постановлениями Правительства РФ и иными подзаконными правовыми актами, в зависимости от категории земель, места их нахождения, и времени принятия по таким участкам решений об отнесении их к той или иной категории, закрепления в границах того или иного муниципального образования.
Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" определен порядок перевода земель из одной категории в другую
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ в соответствии с положениями ст. ст. 11 - 13 указанного Закона. До внесения изменений в ст. 84 Земельного кодекса РФ Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ утверждение и изменение черты городских, сельских поселений также осуществлялось органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ) предусмотрено, что установление или изменение границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Исходя из положений ст. 84 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ), ст. 24 Градостроительного кодекса РФ, ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" изменение границ населенных пунктов до 1 января 2010 года может осуществляться как решениями органов местного самоуправления городского округа, поселения об утверждении генерального плана городского округа, поселения, так и решениями субъектов Российской Федерации при отсутствии генерального плана городского округа.
Судом установлено, что Решением Совета депутатов от 30 декабря 2008 г. N 344 утвержден Генеральный план города Ельца Липецкой области.
Исходя из характера заявленного спора, требований заявителей, с учетом приведенных положений материального и процессуального права, суду первой инстанции надлежало проверить доводы заинтересованных лиц об ином порядке рассмотрения заявления, наличия у главы администрации г. Ельца полномочий для разрешения поданного заявления, для чего необходимо было истребовать Генеральный план города Ельца, градостроительный регламент, Правила землепользования и застройки г. Ельца.
Указанные обстоятельства при разрешении данного дела судом первой инстанции были оставлены без внимания, им не была дана надлежащая оценка, хотя они имели существенное значение для правильного разрешения заявленного спора.
Таким образом, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции преждевременно пришел к выводу об обоснованности заявленных требований и необходимости применения по делу положений ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" N 191-ФЗ от 29.12.2004 года, закрепляющего полномочия по переводу земель из одной категории в другую исключительно субъекта РФ и не принял во внимание факт утверждения в 2008 году Генерального плана г. Ельца, в который возможно вошел спорный земельный участок и вопрос об изменении его категории мог быть разрешен иным органом.
С учетом вышеназванного судебное постановление не может быть признано законным и обоснованным, а потому в соответствии со ст. 362 - 364 ГПК РФ оно, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, подлежит отмене с направлением дела на новое судебное разбирательство.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, в соответствии с требованиями ст. 12 ГПК РФ создать условия для всестороннего и полного исследования доказательств, коль скоро дело подлежит рассмотрению по правилам Главы 25 ГПК РФ суду необходимо установить круг юридически значимых по данному спору обстоятельств, правильно определить нормы закона, подлежащие применению по данным правоотношениям, истребовать и исследовать Генеральный план г. Ельца градостроительный регламент, Правила землепользования и застройки г. Ельца, предложить лицам, участвующим в деле представить суду дополнительные доказательства в подтверждение заявленных требований и возражений сторон, исследовав представленные суду доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, постановить соответствующее судебное решение с соблюдением требований ст. 195 - 198 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 361, 362 - 364, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Елецкого городского суда Липецкой области от 21 января 2011 года - отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)