Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Андреевой Е.В., судей Денека И.М. и Калашниковой М.Г., в отсутствие в судебном заседании заявителя - местной администрации городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0709004615, ОГРН 1020701193336), направившей ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя, заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0711027218, ОГРН 1020700739344), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу местной администрации городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.12.2014 (судья Байзулаев Р.И.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 (судьи Белов Д.А., Афанасьева Л.В., Цигельников И.А.) по делу N А20-4172/2014, установил следующее.
Местная администрация городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление) о признании незаконным решения от 26.06.2014 о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением от 23.12.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.03.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что решение управления принято на законных основаниях, поскольку отсутствие в извещении срока заключения договора повлекло грубое нарушение прав и законных интересов неопределенного круга потенциальных претендентов вследствие неполучения ими полной информации по проведению торгов.
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты. В обоснование жалобы указано на то, что вывод судов о нарушении порядка размещения информации о проведении торгов не соответствует материалам дела.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 23.01.2014 на сайте размещения информации о проведении торгов в сети Интернет опубликовано извещение о проведении торгов в форме открытого аукциона N 230114/0965667/03 по лоту N 6 права аренды земельного участка площадью 6,0 кв. м, расположенного по адресу: гор. Прохладный, автодорога Прохладный-Крайновка, кадастровый N 07:10:04020223:165, для размещения рекламы с начальной продажной ценой 8 300 рублей. Аукцион состоялся 27.02.2014 и по итогам составлен протокол N 11, из которого следует, что победителем признан Сирица С.В., который предложил за аренду участка 20 750 рублей. Администрация и Сирица С.В. заключили договор от 07.03.2014 N 01 на аренду земли со сроком до 06.03.2021.
Прокуратура города Прохладного предписаниями от 19.05.2014 N 9-62-2014, 22.05.2014 N 7-16-2014 обязала управление провести совместную проверку деятельности администрации на предмет исполнения законодательства об организации и проведении торгов по продаже муниципального имущества.
По результатам проверки управление приняло решение от 26.06.2014 по делу N АЗ05-30/14 о признании в действиях администрации нарушения части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении в документации об извещении непредусмотренного законодательством условия об установлении срока на заключение договора аренды земли свыше 5 дней. Кроме того, управление в описательной части указало о том, что администрация была обязана признать торги несостоявшимися, так как договор был подписан на 8-ой день, а соответственно победитель уклонился от заключения договора в пятидневный срок. В пункте 2 резолютивной части решения отказано в выдаче администрации предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства ввиду того, что договор аренды уже заключен.
Администрация, не согласившись с решением управления, обратилась в арбитражный суд.
Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, обоснованно исходили из следующего.
В части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя торгов. Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция определяется как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Пунктом 4 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации функции по определению порядка организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков переданы уполномоченному Правительством Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти. Во исполнение названной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 утверждены Правила об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (далее - Правила N 808).
В силу пункта 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. Из содержания данной статьи следует, что перечень сведений, которые должны содержаться в извещении о проведении торгов, не носит закрытый характер и может быть расширен.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 808 извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов. Указанным пунктом Правил установлен перечень сведений, которые должно содержать извещение о проведении торгов, опубликованное в средствах массовой информации, в том числе, касающихся срока заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка (подпункт "л" пункта 8 Правил N 808).
Согласно пункту 26 Правил N 808 протокол о результатах торгов является основанием для заключения с победителем торгов договора купли-продажи или аренды земельного участка. Договор подлежит заключению в срок не позднее 5 дней со дня подписания протокола.
Суды установили, что администрация в нарушение подпункта "л" пункта 8 Правил N 808 в своем извещении от 23.01.2014 не указала, в какой срок будет заключен договор аренды земельного участка, в то время как в форме заявки об участии в торгах (подпункт "ж" пункта 8 Правил) указала, что в случае признания победителя аукциона договор будет заключен не позднее 15 рабочих дней после утверждения протокола об итогах аукциона.
Суды правильно указали, что отсутствие в извещении срока заключения договора и установление в форме заявки условия о его заключении не позднее 15 дней после утверждения протокола об итогах аукциона, тогда когда пунктом 26 Правил N 808 установлен пятидневный срок, повлекли грубые нарушения прав и законных интересов неопределенного круга потенциальных претендентов вследствие неполучения ими полной информации по проведению торгов.
При указанных обстоятельствах является верным вывод судов о законности принятого управлением решения. При этом суды также указали, что управление не учло, что победитель торгов не уклонялся от заключения сделки.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 Кодекса подлежат отклонению. Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.12.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 по делу N А20-4172/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 21.05.2015 N Ф08-2914/2015 ПО ДЕЛУ N А20-4172/2014
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2015 г. по делу N А20-4172/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Андреевой Е.В., судей Денека И.М. и Калашниковой М.Г., в отсутствие в судебном заседании заявителя - местной администрации городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0709004615, ОГРН 1020701193336), направившей ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя, заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0711027218, ОГРН 1020700739344), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу местной администрации городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.12.2014 (судья Байзулаев Р.И.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 (судьи Белов Д.А., Афанасьева Л.В., Цигельников И.А.) по делу N А20-4172/2014, установил следующее.
Местная администрация городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление) о признании незаконным решения от 26.06.2014 о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением от 23.12.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.03.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что решение управления принято на законных основаниях, поскольку отсутствие в извещении срока заключения договора повлекло грубое нарушение прав и законных интересов неопределенного круга потенциальных претендентов вследствие неполучения ими полной информации по проведению торгов.
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты. В обоснование жалобы указано на то, что вывод судов о нарушении порядка размещения информации о проведении торгов не соответствует материалам дела.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 23.01.2014 на сайте размещения информации о проведении торгов в сети Интернет опубликовано извещение о проведении торгов в форме открытого аукциона N 230114/0965667/03 по лоту N 6 права аренды земельного участка площадью 6,0 кв. м, расположенного по адресу: гор. Прохладный, автодорога Прохладный-Крайновка, кадастровый N 07:10:04020223:165, для размещения рекламы с начальной продажной ценой 8 300 рублей. Аукцион состоялся 27.02.2014 и по итогам составлен протокол N 11, из которого следует, что победителем признан Сирица С.В., который предложил за аренду участка 20 750 рублей. Администрация и Сирица С.В. заключили договор от 07.03.2014 N 01 на аренду земли со сроком до 06.03.2021.
Прокуратура города Прохладного предписаниями от 19.05.2014 N 9-62-2014, 22.05.2014 N 7-16-2014 обязала управление провести совместную проверку деятельности администрации на предмет исполнения законодательства об организации и проведении торгов по продаже муниципального имущества.
По результатам проверки управление приняло решение от 26.06.2014 по делу N АЗ05-30/14 о признании в действиях администрации нарушения части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении в документации об извещении непредусмотренного законодательством условия об установлении срока на заключение договора аренды земли свыше 5 дней. Кроме того, управление в описательной части указало о том, что администрация была обязана признать торги несостоявшимися, так как договор был подписан на 8-ой день, а соответственно победитель уклонился от заключения договора в пятидневный срок. В пункте 2 резолютивной части решения отказано в выдаче администрации предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства ввиду того, что договор аренды уже заключен.
Администрация, не согласившись с решением управления, обратилась в арбитражный суд.
Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, обоснованно исходили из следующего.
В части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя торгов. Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция определяется как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Пунктом 4 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации функции по определению порядка организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков переданы уполномоченному Правительством Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти. Во исполнение названной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 утверждены Правила об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (далее - Правила N 808).
В силу пункта 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. Из содержания данной статьи следует, что перечень сведений, которые должны содержаться в извещении о проведении торгов, не носит закрытый характер и может быть расширен.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 808 извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов. Указанным пунктом Правил установлен перечень сведений, которые должно содержать извещение о проведении торгов, опубликованное в средствах массовой информации, в том числе, касающихся срока заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка (подпункт "л" пункта 8 Правил N 808).
Согласно пункту 26 Правил N 808 протокол о результатах торгов является основанием для заключения с победителем торгов договора купли-продажи или аренды земельного участка. Договор подлежит заключению в срок не позднее 5 дней со дня подписания протокола.
Суды установили, что администрация в нарушение подпункта "л" пункта 8 Правил N 808 в своем извещении от 23.01.2014 не указала, в какой срок будет заключен договор аренды земельного участка, в то время как в форме заявки об участии в торгах (подпункт "ж" пункта 8 Правил) указала, что в случае признания победителя аукциона договор будет заключен не позднее 15 рабочих дней после утверждения протокола об итогах аукциона.
Суды правильно указали, что отсутствие в извещении срока заключения договора и установление в форме заявки условия о его заключении не позднее 15 дней после утверждения протокола об итогах аукциона, тогда когда пунктом 26 Правил N 808 установлен пятидневный срок, повлекли грубые нарушения прав и законных интересов неопределенного круга потенциальных претендентов вследствие неполучения ими полной информации по проведению торгов.
При указанных обстоятельствах является верным вывод судов о законности принятого управлением решения. При этом суды также указали, что управление не учло, что победитель торгов не уклонялся от заключения сделки.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 Кодекса подлежат отклонению. Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.12.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 по делу N А20-4172/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Е.В.АНДРЕЕВА
Е.В.АНДРЕЕВА
Судьи
И.М.ДЕНЕКА
М.Г.КАЛАШНИКОВА
И.М.ДЕНЕКА
М.Г.КАЛАШНИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)