Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2014 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышкиной Е.Л.,
судей Богуновой Е.А., Логиновой О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бундиной Ю.И.,
без участия представителей сторон,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике, г. Чебоксары, на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 12.03.2014 по делу N А79-3016/2013, принятое судьей Юрусовой Н.В., по иску открытого акционерного общества "Чебоксарский речной порт", г. Чебоксары, к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике г. Чебоксары, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - 1) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, 2) Акционерного банка "Девон-Кредит" (открытое акционерное общество), 3) открытого акционерного общества "Газпромбанк", 4) муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики в лице Администрации города Чебоксары об обязании внести изменения,
открытое акционерное общество "Чебоксарский речной порт" (далее - ОАО "Чебоксарский речной порт") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике - Чувашии (далее - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"):
- об обязании внести в государственный кадастр недвижимости изменение сведений о кадастровой стоимости земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации административного здания, площадь 11 883 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Чувашская Республика г. Чебоксары, на земельном участке расположено трехэтажное кирпичное здание (литера Е) административное здание д. 5 пл. Речников, кадастровый номер: 21:01:03 01 01:185, указав ее равной рыночной стоимости в размере - 49 620 000 руб.;
- об обязании внести в государственный кадастр недвижимости изменение сведений о кадастровой стоимости земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации административного здания, площадь 13274 кв. м, адрес объекта: установлено относительно ориентира нежилое здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Чувашская Республика г. Чебоксары, пл. Речников, д. 5, кадастровый номер: 21:01:03 01 01:0017, указав ее равной рыночной стоимости в размере - 39 850 000 руб. С учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, Акционерный банк "Девон-Кредит" (открытое акционерное общество), открытое акционерное общество "Газпромбанк", Муниципальное образование города Чебоксары - столицы Чувашской Республики в лице Администрации города Чебоксары.
Решением от 12.03.2014 Арбитражный суд Чувашской Республики иск удовлетворил. Установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 21:01:030101:185 общей площадью 11883 кв. м, расположенного по адресу: г. Чебоксары, площадь Речников, д. 5, в размере его рыночной стоимости 49 620 000 руб. Обязал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости изменения сведений в части кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 21:01:030101:185 площадью 11 883 кв. м, расположенного по адресу: г. Чебоксары, площадь Речников, д. 5, указав кадастровую стоимость равной 49 620 000 руб. Прекратил производство по исковым требованиям об установлении кадастровой стоимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:030101:184, 21:01:030101:186.
Не согласившись с принятым судебным актом, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Чувашской Республике обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с нарушением норм материального и процессуального права, а также несоответствия выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку действия Филиала по внесению сведений о кадастровой стоимости земельных участков основаны на нормах действующего законодательства.
Считает, что суд в нарушение статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял уточнение исковых требований. По мнению заявителя, истец, заявив требование об изменении кадастровой стоимости земельного участка по результатам кадастровой оценки земель, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.09.2013 N 396 и представив отчет от 31.01.2014 N О-0141/2014, изменил предмет и основание иска, что недопустимо и противоречит нормам процессуального законодательства.
Заявитель считает, что дополнительным основанием для отказа в принятии уточненного искового заявления является отсутствие документов, свидетельствующих о разрешении спора во внесудебном порядке. Заявитель, ссылаясь на постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.09.2013 N 396, полагает, что является преждевременным обращение в суд с исковыми требованиями по пересмотру кадастровой стоимости объекта недвижимости, минуя обращение в комиссию при Управлении Росреестра по Чувашской Республике, созданную для рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости и уполномоченную устанавливать кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Кроме того заявитель, не согласен с взысканием с ответчика расходов по оплате государственной пошлины.
Стороны явку полномочных представителей в заседание суда не обеспечили. Акционерный банк "Девон-Кредит" (открытое акционерное общество представил в материалы дела отзыв, в котором просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истцу на праве общей долевой собственности (доля в праве 4/10) принадлежал земельный участок с кадастровым номером 21:01:03 01 01:0017, категория земель: земли населенных пунктов, площадь 13 274 кв. м, адрес объекта: установлено относительно ориентира нежилое здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Чувашская Республика, г. Чебоксары, пл. Речников, д. 5, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.03.2007 серии 21 АА N 237771 (т. 1, л. д. 19).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.01.2008 N 12 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики" утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам населенных пунктов Чувашской Республики.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 11.10.2012 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 21:01:03 01 01:0017 составляет 91 099 860 руб. 22 коп.
Земельный участок с кадастровым номером 21:01:03 01 01:0017 разделен на три земельных участка, принадлежащих открытому акционерному обществу "Чебоксарский речной порт" на праве общей долевой собственности (доля в праве 4/10):
- - земельный участок с кадастровым номером 21:01:030101:186, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации административного здания, общая площадь 808 кв. м, адрес объекта: Чувашская Республика, г. Чебоксары, пл. Речников (свидетельство о государственной регистрации права от 20.11.2012 серия 21 АД N 765129);
- - земельный участок с кадастровым номером 21:01:030101:185, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации административного здания, общая площадь 11 883 кв. м, адрес объекта: Чувашская Республика, г. Чебоксары, на земельном участке расположено трехэтажное кирпичное здание (литера Е) административное здание д. 5 по пл. Речников (свидетельство о государственной регистрации права от 20.11.2012 серия 21 АД N 765126);
- - земельный участок с кадастровым номером 21:01:030101:184, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации административного здания, общая площадь 583 кв. м адрес объекта: Чувашская Республика, г. Чебоксары, пл. Речников (свидетельство о государственной регистрации права от 20.11.2012 серия 21 АД N 765123).
Из материалов дела следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 21:01:030101:185 составляет 81 553 385 руб. 49 коп., удельный показатель кадастровой стоимости - 6863 руб. 03 коп. (кадастровый паспорт от 01.11.2012 N 21/301/12-95579 - т. 1, л. д. 26 - 28).
Кадастровая стоимость вновь образованных земельных участков была определена исходя из установленной кадастровой стоимости прежнего земельного участка с кадастровым номером 21:01:03 01 01:0017, на основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.01.2008 N 12 и приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.09.2013 N 396 утверждены результаты новой государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики. Данное постановление вступило в силу с 01.01.2014, с указанной даты утратило силу постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.01.2008 N 12.
Полагая, что действительная рыночная стоимость спорного земельного участка значительно ниже его кадастровой стоимости, акционерное общество обратилось к независимому оценщику - обществу с ограниченной ответственностью "Региональный центр профессиональной оценки и экспертизы" и представило рыночную стоимость, определенную на дату установления новой кадастровой стоимости, по состоянию на 01.01.2013.
Согласно отчету от 31.01.2014 N О-0141/2014, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 21:01:030101:185 по состоянию на 01.01.2013 определена в размере 49 620 000 руб.
В соответствии с экспертным заключением Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" от 07.02.2014 N Э-040214-3/1 отчет 31.01.2014 N О-0141/2014 об определении рыночной стоимости земельного участка, соответствуют требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Ссылаясь на несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости, следствием чего нарушаются права общества как собственника земельного участка и плательщика земельного налога, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, со ссылкой на положение части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 65, пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, удовлетворил заявленные требования.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который включена глава 111.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
По правилам статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В качестве доказательства рыночной стоимости спорного земельного участка истцом представлены в материалы дела отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка.
Согласно представленному истцом отчету от 31.01.2014 N О-0141/2014 рыночная стоимость земельного участка площадью 11 883 кв. м, с кадастровым номером 21:01:03 01 01:185, расположенного по адресу: Чувашская Республика г. Чебоксары, на земельном участке расположено трехэтажное кирпичное здание (литера Е) административное здание д. 5 пл. Речников, составляет 49 620 000 руб. по состоянию на 01.01.2013.
На данный отчет представлено экспертное заключение от 07.02.2014 N Э-040214-3/1.
Ответчик, третьи лица в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили в материалы дела доказательства того, что результаты отчета, представленного истцом, не соответствуют требованиям действующего законодательства и являются недостоверными.
Кроме того, ни ответчик, ни третьи лица не возразили относительно законности и правомерности установленной в отчете рыночной цены земельного участка, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявляли.
Суд первой инстанции, оценив, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства пришел к выводу, что рыночная стоимость спорного земельного участка должна быть установлена в соответствии с представленным истцом отчетом, и правомерно удовлетворил исковые требования.
Довод заявителя жалобы об изменении предмета и основания иска отклоняется, с учетом следующего.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.19 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Учитывая, что постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.09.2013 N 396, вступившем в силу с 01.01.2014, утверждена новая кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2013, истец правомерно уточнил заявленные требования относительно даты определения рыночной стоимости земельного участка.
Истцом в материалы дела представлен отчет от 31.01.2014 N О-0141/2014 о рыночной стоимости земельного участка площадью 11 883 кв. м, с кадастровым номером 21:01:03 01 01:185 по состоянию на 01.01.2013, которая составила 49 620 000 руб. На данный отчет истцом получено положительное экспертное заключение от 07.02.2014 N Э-040214-3/1.
Заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
С учетом вышеизложенного, представленные в обоснование исковых требований отчет от 31.01.2014 N О-0147/2014 и экспертное заключение от 31.01.2014 N О-0147/2014 о рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013, не изменяют предмет исковых требований.
Таким образом, довод заявителя об изменении истцом предмета исковых требований, является несостоятельным.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку действия Филиала по внесению сведений о кадастровой стоимости земельных участков основаны на нормах действующего законодательства, не принимается судом апелляционной инстанции, так как данная позиция основана на неверном толковании норм законодательства.
По смыслу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации обращаясь с иском о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, истец, по сути, предъявляет требование об изменении размера кадастровой стоимости, указанного в кадастре, и ответчиком по такому делу является то лицо, которое уполномочено вносить изменения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 221-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Поскольку соответствующие полномочия на основании приказа Росреестра от 11.03.3010 N П/93, переданы ФГБУ "ФКП Росреестр", в данном случае в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Чувашской Республике, следовательно, надлежащим ответчиком по спору об изменении размера кадастровой стоимости, указанного в государственном кадастре недвижимости, является Кадастровая палата и именно Кадастровая палата обязана исполнять судебный акт.
Довод заявителя жалобы о несоблюдении обязательного досудебного порядка урегулирования спора подлежит отклонению.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральный законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Указанная норма права предоставляет истцу возможность альтернативного обращения за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Таким образом, действующим законодательством не установлен обязательный досудебный порядок разрешения подобного спора путем обращения в комиссию при Управлении Росреестра по Чувашской Республике.
Довод заявителя о необоснованном взыскании с ответчика в пользу истца расходов по уплате государственной пошлины подлежит отклонению в силу следующего.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам относится государственная пошлина.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если судебный акт принят не в их пользу. В этой связи то обстоятельство, что в рассматриваемом случае стороной по делу может оказаться государственный или муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса, не влечет отказ другой стороне в возмещении его судебных расходов.
В рассматриваемой ситуации решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 12.03.2014 заявление истца удовлетворено в полном объеме, поэтому суд правомерно возложил судебные расходы по уплате государственной пошлины на ответчика.
В силу вышеизложенного, аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако они признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении жалобы не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 12.03.2014 по делу N А79-3016/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике, г. Чебоксары - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.06.2014 ПО ДЕЛУ N А79-3016/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2014 г. по делу N А79-3016/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2014 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышкиной Е.Л.,
судей Богуновой Е.А., Логиновой О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бундиной Ю.И.,
без участия представителей сторон,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике, г. Чебоксары, на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 12.03.2014 по делу N А79-3016/2013, принятое судьей Юрусовой Н.В., по иску открытого акционерного общества "Чебоксарский речной порт", г. Чебоксары, к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике г. Чебоксары, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - 1) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, 2) Акционерного банка "Девон-Кредит" (открытое акционерное общество), 3) открытого акционерного общества "Газпромбанк", 4) муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики в лице Администрации города Чебоксары об обязании внести изменения,
установил:
открытое акционерное общество "Чебоксарский речной порт" (далее - ОАО "Чебоксарский речной порт") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике - Чувашии (далее - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"):
- об обязании внести в государственный кадастр недвижимости изменение сведений о кадастровой стоимости земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации административного здания, площадь 11 883 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Чувашская Республика г. Чебоксары, на земельном участке расположено трехэтажное кирпичное здание (литера Е) административное здание д. 5 пл. Речников, кадастровый номер: 21:01:03 01 01:185, указав ее равной рыночной стоимости в размере - 49 620 000 руб.;
- об обязании внести в государственный кадастр недвижимости изменение сведений о кадастровой стоимости земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации административного здания, площадь 13274 кв. м, адрес объекта: установлено относительно ориентира нежилое здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Чувашская Республика г. Чебоксары, пл. Речников, д. 5, кадастровый номер: 21:01:03 01 01:0017, указав ее равной рыночной стоимости в размере - 39 850 000 руб. С учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, Акционерный банк "Девон-Кредит" (открытое акционерное общество), открытое акционерное общество "Газпромбанк", Муниципальное образование города Чебоксары - столицы Чувашской Республики в лице Администрации города Чебоксары.
Решением от 12.03.2014 Арбитражный суд Чувашской Республики иск удовлетворил. Установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 21:01:030101:185 общей площадью 11883 кв. м, расположенного по адресу: г. Чебоксары, площадь Речников, д. 5, в размере его рыночной стоимости 49 620 000 руб. Обязал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости изменения сведений в части кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 21:01:030101:185 площадью 11 883 кв. м, расположенного по адресу: г. Чебоксары, площадь Речников, д. 5, указав кадастровую стоимость равной 49 620 000 руб. Прекратил производство по исковым требованиям об установлении кадастровой стоимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:030101:184, 21:01:030101:186.
Не согласившись с принятым судебным актом, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Чувашской Республике обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с нарушением норм материального и процессуального права, а также несоответствия выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку действия Филиала по внесению сведений о кадастровой стоимости земельных участков основаны на нормах действующего законодательства.
Считает, что суд в нарушение статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял уточнение исковых требований. По мнению заявителя, истец, заявив требование об изменении кадастровой стоимости земельного участка по результатам кадастровой оценки земель, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.09.2013 N 396 и представив отчет от 31.01.2014 N О-0141/2014, изменил предмет и основание иска, что недопустимо и противоречит нормам процессуального законодательства.
Заявитель считает, что дополнительным основанием для отказа в принятии уточненного искового заявления является отсутствие документов, свидетельствующих о разрешении спора во внесудебном порядке. Заявитель, ссылаясь на постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.09.2013 N 396, полагает, что является преждевременным обращение в суд с исковыми требованиями по пересмотру кадастровой стоимости объекта недвижимости, минуя обращение в комиссию при Управлении Росреестра по Чувашской Республике, созданную для рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости и уполномоченную устанавливать кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Кроме того заявитель, не согласен с взысканием с ответчика расходов по оплате государственной пошлины.
Стороны явку полномочных представителей в заседание суда не обеспечили. Акционерный банк "Девон-Кредит" (открытое акционерное общество представил в материалы дела отзыв, в котором просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истцу на праве общей долевой собственности (доля в праве 4/10) принадлежал земельный участок с кадастровым номером 21:01:03 01 01:0017, категория земель: земли населенных пунктов, площадь 13 274 кв. м, адрес объекта: установлено относительно ориентира нежилое здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Чувашская Республика, г. Чебоксары, пл. Речников, д. 5, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.03.2007 серии 21 АА N 237771 (т. 1, л. д. 19).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.01.2008 N 12 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики" утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам населенных пунктов Чувашской Республики.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 11.10.2012 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 21:01:03 01 01:0017 составляет 91 099 860 руб. 22 коп.
Земельный участок с кадастровым номером 21:01:03 01 01:0017 разделен на три земельных участка, принадлежащих открытому акционерному обществу "Чебоксарский речной порт" на праве общей долевой собственности (доля в праве 4/10):
- - земельный участок с кадастровым номером 21:01:030101:186, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации административного здания, общая площадь 808 кв. м, адрес объекта: Чувашская Республика, г. Чебоксары, пл. Речников (свидетельство о государственной регистрации права от 20.11.2012 серия 21 АД N 765129);
- - земельный участок с кадастровым номером 21:01:030101:185, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации административного здания, общая площадь 11 883 кв. м, адрес объекта: Чувашская Республика, г. Чебоксары, на земельном участке расположено трехэтажное кирпичное здание (литера Е) административное здание д. 5 по пл. Речников (свидетельство о государственной регистрации права от 20.11.2012 серия 21 АД N 765126);
- - земельный участок с кадастровым номером 21:01:030101:184, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации административного здания, общая площадь 583 кв. м адрес объекта: Чувашская Республика, г. Чебоксары, пл. Речников (свидетельство о государственной регистрации права от 20.11.2012 серия 21 АД N 765123).
Из материалов дела следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 21:01:030101:185 составляет 81 553 385 руб. 49 коп., удельный показатель кадастровой стоимости - 6863 руб. 03 коп. (кадастровый паспорт от 01.11.2012 N 21/301/12-95579 - т. 1, л. д. 26 - 28).
Кадастровая стоимость вновь образованных земельных участков была определена исходя из установленной кадастровой стоимости прежнего земельного участка с кадастровым номером 21:01:03 01 01:0017, на основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.01.2008 N 12 и приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.09.2013 N 396 утверждены результаты новой государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики. Данное постановление вступило в силу с 01.01.2014, с указанной даты утратило силу постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.01.2008 N 12.
Полагая, что действительная рыночная стоимость спорного земельного участка значительно ниже его кадастровой стоимости, акционерное общество обратилось к независимому оценщику - обществу с ограниченной ответственностью "Региональный центр профессиональной оценки и экспертизы" и представило рыночную стоимость, определенную на дату установления новой кадастровой стоимости, по состоянию на 01.01.2013.
Согласно отчету от 31.01.2014 N О-0141/2014, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 21:01:030101:185 по состоянию на 01.01.2013 определена в размере 49 620 000 руб.
В соответствии с экспертным заключением Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" от 07.02.2014 N Э-040214-3/1 отчет 31.01.2014 N О-0141/2014 об определении рыночной стоимости земельного участка, соответствуют требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Ссылаясь на несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости, следствием чего нарушаются права общества как собственника земельного участка и плательщика земельного налога, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, со ссылкой на положение части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 65, пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, удовлетворил заявленные требования.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который включена глава 111.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
По правилам статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В качестве доказательства рыночной стоимости спорного земельного участка истцом представлены в материалы дела отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка.
Согласно представленному истцом отчету от 31.01.2014 N О-0141/2014 рыночная стоимость земельного участка площадью 11 883 кв. м, с кадастровым номером 21:01:03 01 01:185, расположенного по адресу: Чувашская Республика г. Чебоксары, на земельном участке расположено трехэтажное кирпичное здание (литера Е) административное здание д. 5 пл. Речников, составляет 49 620 000 руб. по состоянию на 01.01.2013.
На данный отчет представлено экспертное заключение от 07.02.2014 N Э-040214-3/1.
Ответчик, третьи лица в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили в материалы дела доказательства того, что результаты отчета, представленного истцом, не соответствуют требованиям действующего законодательства и являются недостоверными.
Кроме того, ни ответчик, ни третьи лица не возразили относительно законности и правомерности установленной в отчете рыночной цены земельного участка, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявляли.
Суд первой инстанции, оценив, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства пришел к выводу, что рыночная стоимость спорного земельного участка должна быть установлена в соответствии с представленным истцом отчетом, и правомерно удовлетворил исковые требования.
Довод заявителя жалобы об изменении предмета и основания иска отклоняется, с учетом следующего.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.19 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Учитывая, что постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.09.2013 N 396, вступившем в силу с 01.01.2014, утверждена новая кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2013, истец правомерно уточнил заявленные требования относительно даты определения рыночной стоимости земельного участка.
Истцом в материалы дела представлен отчет от 31.01.2014 N О-0141/2014 о рыночной стоимости земельного участка площадью 11 883 кв. м, с кадастровым номером 21:01:03 01 01:185 по состоянию на 01.01.2013, которая составила 49 620 000 руб. На данный отчет истцом получено положительное экспертное заключение от 07.02.2014 N Э-040214-3/1.
Заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
С учетом вышеизложенного, представленные в обоснование исковых требований отчет от 31.01.2014 N О-0147/2014 и экспертное заключение от 31.01.2014 N О-0147/2014 о рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013, не изменяют предмет исковых требований.
Таким образом, довод заявителя об изменении истцом предмета исковых требований, является несостоятельным.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку действия Филиала по внесению сведений о кадастровой стоимости земельных участков основаны на нормах действующего законодательства, не принимается судом апелляционной инстанции, так как данная позиция основана на неверном толковании норм законодательства.
По смыслу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации обращаясь с иском о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, истец, по сути, предъявляет требование об изменении размера кадастровой стоимости, указанного в кадастре, и ответчиком по такому делу является то лицо, которое уполномочено вносить изменения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 221-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Поскольку соответствующие полномочия на основании приказа Росреестра от 11.03.3010 N П/93, переданы ФГБУ "ФКП Росреестр", в данном случае в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Чувашской Республике, следовательно, надлежащим ответчиком по спору об изменении размера кадастровой стоимости, указанного в государственном кадастре недвижимости, является Кадастровая палата и именно Кадастровая палата обязана исполнять судебный акт.
Довод заявителя жалобы о несоблюдении обязательного досудебного порядка урегулирования спора подлежит отклонению.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральный законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Указанная норма права предоставляет истцу возможность альтернативного обращения за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Таким образом, действующим законодательством не установлен обязательный досудебный порядок разрешения подобного спора путем обращения в комиссию при Управлении Росреестра по Чувашской Республике.
Довод заявителя о необоснованном взыскании с ответчика в пользу истца расходов по уплате государственной пошлины подлежит отклонению в силу следующего.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам относится государственная пошлина.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если судебный акт принят не в их пользу. В этой связи то обстоятельство, что в рассматриваемом случае стороной по делу может оказаться государственный или муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса, не влечет отказ другой стороне в возмещении его судебных расходов.
В рассматриваемой ситуации решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 12.03.2014 заявление истца удовлетворено в полном объеме, поэтому суд правомерно возложил судебные расходы по уплате государственной пошлины на ответчика.
В силу вышеизложенного, аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако они признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении жалобы не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 12.03.2014 по делу N А79-3016/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике, г. Чебоксары - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья
Е.Л.МАЛЫШКИНА
Е.Л.МАЛЫШКИНА
Судьи
Е.А.БОГУНОВА
О.А.ЛОГИНОВА
Е.А.БОГУНОВА
О.А.ЛОГИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)