Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Гучинский И.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Ильичевой Е.В.
судей Бакуменко Т.Н., Белоногого А.В.
при секретаре К.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 июня 2014 года апелляционную жалобу В.А. на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 05 марта 2014 года по гражданскому делу N 2-661/14 по заявлению В.А. об оспаривании действий (бездействия) Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга,
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В.,
Выслушав объяснения представителя заявителя В.А. - К.Ю., представителя заинтересованного лица администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга - К.О., заинтересованного лица - В.М., судебная коллегия
установила:
Заявитель обратился в суд с указанным заявлением, просил признать незаконным решение (заключение) Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга N <...> от <дата>, признать незаконным решение (заключение) администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга N <...> от <дата>, признать незаконным решение Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, содержащееся в уведомлении N <...> от <дата>, обязать Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга предоставить В. на праве аренды земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, между домами N <...> и N <...>, для организации благоустроенного проезда к земельному участку по адресу: <адрес> (кадастровый N <...>), сроком на <дата>.
В обоснование своих требований заявитель указывал, что <дата> В.А. было подано заявление о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, между домами N <...> и N <...>, для организации благоустроенного проезда к земельному участку по адресу: <адрес> (кадастровый номер N <...>), сроком на три года. Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга отказал В.А. в предоставлении проезда в аренду. По мнению заявителя указанный отказ, а также положенные в его обоснование заключения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга и администрации Пушкинского района противоречат действующему законодательству, не соответствуют фактическим обстоятельствам использования участка.
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> В.А. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить указанное решение суда, как незаконное и необоснованное.
Заявитель В.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие подателя жалобы.
Заинтересованные лица Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, К.В., С. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда оставить без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что В.А. является собственником земельного участка площадью <...>, имеющего кадастровый N <...>, расположенного по адресу: <адрес>.
В.М. является собственником земельного участка площадью <...>, расположенного по адресу: <адрес>.
К.В. является собственником земельного участка площадью <...>, расположенного по адресу: <адрес>.
С. является собственником земельного участка площадью <...>, расположенного по адресу: <адрес>.
Земельный участок по <адрес>, юго-западнее участка N <...> по <адрес>, между домами N <...> и N <...> (далее - спорный участок) находится в государственной собственности, относится к землям общего пользования и образует проезд между земельными участками, принадлежащими С. и К.В., к земельным участкам, принадлежащим В.М. и В.А. Спорный участок используется для подъезда к своим участкам всеми указанными гражданами.
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по делу N <...> отказано в удовлетворении исковых требований В.А. и В.М. к К.В., С., Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга и администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга об обязании согласовать границы земельного участка, установлении границ земельного участка и признании права бессрочного пользования земельным участком с правом выкупа.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от <дата> решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> оставлено без изменения.
<дата> В.А. было подано заявление о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, между домами N <...> и N <...>, для организации благоустроенного проезда к земельному участку по адресу: <адрес> (кадастровый N <...>), сроком на три года (то есть заявитель просил предоставить ему земельный участок в краткосрочную аренду без проведения торгов).
Письмом N <...> от <дата> Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга В.А. было отказано в предоставлении спорного земельного участка в аренду. Данное решение Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга основано на заключении администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга от <дата> N <...> о несоответствии целей использования участка параметрам социально-экономического развития Пушкинского района Санкт-Петербурга в связи с тем, что испрашиваемый участок является землей общего пользования. Также администрация ссылалась на наличие конфликтных отношений между собственниками прилегающих участков относительно пользования спорным земельным участком, являющимся землей общего пользования.
<дата> письмом N <...> Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга отказано в образовании земельного участка ориентировочной площадью <...> ввиду использования данного участка для прохода и проезда к трем смежным земельным участкам. В ответе указано, что в соответствии с разработанным Проектом планировки территории испрашиваемый земельный участок является внутриквартальным проездом к этим участкам.
В Санкт-Петербурге процедуры и критерии предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, урегулированы принятым в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации Законом Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 года N 447-113 "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством". Также рассматриваемые правоотношения регулируются Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2010 N 1830 "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством", распоряжением КУГИ от 17 ноября 2009 года N 150-р "О порядке принятия решений о предоставлении в аренду земельных участков под цели, не связанные с возведением объектов недвижимости".
Пунктом 5 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 года N 447-113 "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством" определены основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, без проведения торгов, а именно:
1) подача Заявки, в которой отсутствуют сведения, указанные в подпункте 1 пункта 4 настоящей статьи;
2) наличие принятого ранее даты подачи Заявки решения о распоряжении земельным участком;
3) наличие предусмотренных в действующем законодательстве, а также в санитарных и технических правилах и нормах оснований, в соответствии с которыми невозможно предоставление земельного участка в аренду в целях использования земельного участка, указанных в Заявке;
4) наличие ранее поданной Заявки в соответствии с требованиями настоящей статьи или заявления, поданного в соответствии с пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае полного или частичного совпадения местоположения земельного участка, указанного в Заявке или заявлении, и испрашиваемого земельного участка;
5) невозможность образования земельного участка в соответствии с требованиями федерального законодательства и законодательства Санкт-Петербурга;
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу, что реализация прав заявителя на оформление земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, не должна нарушать законные права других лиц. В соответствии с положениями статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации заявитель не имеет безусловного права требования предоставления ему в аренду участка, относящегося к категории земель общего пользования. Поскольку в рассматриваемом деле установлено, что имеется спор между соседями по поводу пользования участком, при этом сам спорный земельный участок не сформирован, то есть не является индивидуально-определенным объектом, то у заинтересованных лиц имелись основания для отказа в предоставлении спорного земельного участка в аренду заявителю.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 55, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Законом Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 года N 447-113 "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством" предусмотрено право граждан требовать предоставления в аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством.
Вместе с тем, статья 4 указанного Закона предусматривает перечень оснований отказа в удовлетворении заявления о предоставлении в аренду земельного участка без проведения торгов для целей не связанных со строительством.
В частности подпункт 3 пункта 5 указанной статьи предусматривает, что основанием к отказу может являться наличие предусмотренных в действующем законодательстве, а также в санитарных и технических правилах и нормах оснований, в соответствии с которыми невозможно предоставление земельного участка в аренду в целях использования земельного участка, указанных в Заявке
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно пунктам 4, 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявлений или обращений утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом градостроительного зонирования, в котором, в том числе устанавливаются территориальные зоны, являются правила землепользования и застройки.
В Санкт-Петербурге правила землепользования и застройки утверждены Законом Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 года N 29-10.
Согласно статье 1 Закона Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 года N 29-10 правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга являются нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, Уставом Санкт-Петербурга, Законами Санкт-Петербурга, положениями Генерального плана Санкт-Петербурга, а также с учетом положений иных актов и документов, определяющих основные направления социально-экономического и градостроительного развития Санкт-Петербурга, охраны объектов культурного наследия, окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Согласно части 1 статьи 2 Приложения N 1 к Закону Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 года N 29-10 на карте градостроительного зонирования Санкт-Петербурга установлены границы территориальных зон с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных Генеральным планом Санкт-Петербурга.
Границы территориальных зон установлены по линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений, по границам сформированных земельных участков и по иным границам в соответствии с действующим законодательством.
Статьей 3 Приложения к Закону Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 года N 29-10 установлены содержание и сфера применения порядка землепользования и застройки территории Санкт-Петербурга, установленного Правилами.
Согласно части 3 указанной статьи 3 соблюдение установленного Правилами порядка землепользования и застройки территории Санкт-Петербурга обеспечивается исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.
Таким образом, правовые нормы, установленные Законом Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 года N 29-10, направлены на урегулирование отношений, связанных со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства, а также отношений, связанных с использованием земельных участков.
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур и иным территориальным зонам.
Согласно пункту 12 статьи 85 указанного Кодекса земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Обосновывая доводы апелляционной жалобы, заявитель ссылался на то, что к рассматриваемым правоотношениям не подлежат применению положения статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку он не просит о приватизации спорного участка, а просит лишь о предоставлении его в аренду. Судебная коллегия полагает, что данный довод не может быть принят во внимание при оценке правомерности оспариваемых решений заинтересованных лиц, поскольку заинтересованные лица, мотивируя оспариваемые отказы, не ссылались на положения пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса, как препятствующие заключению договора аренды спорного земельного участка.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
При этом согласно части 1 статьи 607 указанного Кодекса в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
Законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается.
В соответствии с частью 3 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 11 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Кроме того, на основании пунктов 2 и 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в компетенции которого находится предоставление земельных участков (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации). В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
На основе анализа изложенных норм федерального законодательства в совокупности с частью 1 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 27, 85 Земельного кодекса Российской Федерации можно прийти к выводу, что земельные участки в границах земель общего пользования, занятые транспортными магистралями, улицами, площадями, проездами, дорогами, набережными, береговой полосой, пешеходными путями, являются ограниченными в обороте.
Факт использования спорного участка в качестве проезда лицами, участвующими в деле не оспаривается.
Использование спорного участка в качестве проезда подтверждается письмом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга N <...> от <дата>, которым сообщено, что в соответствии с разработанным Проектом планировки территорий испрашиваемый земельный участок является внутриквартальным проездом.
В данном случае, как следует из материалов дела, спорный участок используется как собственниками соседних участков, так и самим заявителем в качестве проезда. При этом, в соответствии с протоколом установления и согласования границ земельного участка от <дата> собственники смежных участков К.В., С. выразили свое несогласие с предоставлением в аренду В.А. спорного земельного участка.
Между тем, использование земельных участков, расположенных в границах территории общего пользования, предполагает соблюдение таких условий как обеспечение беспрепятственного доступа, либо согласие землепользователей смежных участков. Поскольку при рассмотрении заявления В.А. заинтересованные лица располагали достоверными сведениями об использовании проезда всеми смежными землепользователями, то указанное обстоятельство правомерно было учтено как препятствующее предоставлению его в аренду одному из пользователей.
В соответствии со статьей 261 Гражданского кодекса Российской Федерации территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основании документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона Российской Федерации "О государственном кадастре недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно статье 39 указанного Закона местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
На основании части 3 статьи 39 Федерального закона о кадастре согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования; аренды.
Аналогичное требование установлено и Законом Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 года N 447-113 "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством".
Так, несмотря на то, что в соответствии с частью 2 статьи 2 данного Закона земельные участки для целей, не связанных со строительством, предоставляются гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в аренду. Пунктом 3 части 5 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 года N 447-11 предоставление земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, без проведения торгов не осуществляется в случае наличия предусмотренных в действующем законодательстве, а также в санитарных и технических правилах и нормах оснований, в соответствии с которыми невозможно предоставление земельного участка в аренду в целях использования земельного участка, указанных в Заявке.
Таким образом, на основании приведенных правовых норм, а также, учитывая имеющиеся разногласия между землевладельцами участков, примыкающих к спорному (как по пользованию, так и по формированию), судебная коллегия не может принять во внимание доводы апелляционной жалобы заявителя о том, что предоставление ему в аренду спорного земельного участка не противоречит нормам действующего законодательства.
Иные доводы апелляционной жалобы В.А. по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут быть положены в основу отмены законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 05 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 16.06.2014 N 33-8426/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июня 2014 г. N 33-8426/2014
Судья: Гучинский И.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Ильичевой Е.В.
судей Бакуменко Т.Н., Белоногого А.В.
при секретаре К.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 июня 2014 года апелляционную жалобу В.А. на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 05 марта 2014 года по гражданскому делу N 2-661/14 по заявлению В.А. об оспаривании действий (бездействия) Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга,
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В.,
Выслушав объяснения представителя заявителя В.А. - К.Ю., представителя заинтересованного лица администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга - К.О., заинтересованного лица - В.М., судебная коллегия
установила:
Заявитель обратился в суд с указанным заявлением, просил признать незаконным решение (заключение) Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга N <...> от <дата>, признать незаконным решение (заключение) администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга N <...> от <дата>, признать незаконным решение Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, содержащееся в уведомлении N <...> от <дата>, обязать Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга предоставить В. на праве аренды земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, между домами N <...> и N <...>, для организации благоустроенного проезда к земельному участку по адресу: <адрес> (кадастровый N <...>), сроком на <дата>.
В обоснование своих требований заявитель указывал, что <дата> В.А. было подано заявление о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, между домами N <...> и N <...>, для организации благоустроенного проезда к земельному участку по адресу: <адрес> (кадастровый номер N <...>), сроком на три года. Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга отказал В.А. в предоставлении проезда в аренду. По мнению заявителя указанный отказ, а также положенные в его обоснование заключения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга и администрации Пушкинского района противоречат действующему законодательству, не соответствуют фактическим обстоятельствам использования участка.
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> В.А. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить указанное решение суда, как незаконное и необоснованное.
Заявитель В.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие подателя жалобы.
Заинтересованные лица Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, К.В., С. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда оставить без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что В.А. является собственником земельного участка площадью <...>, имеющего кадастровый N <...>, расположенного по адресу: <адрес>.
В.М. является собственником земельного участка площадью <...>, расположенного по адресу: <адрес>.
К.В. является собственником земельного участка площадью <...>, расположенного по адресу: <адрес>.
С. является собственником земельного участка площадью <...>, расположенного по адресу: <адрес>.
Земельный участок по <адрес>, юго-западнее участка N <...> по <адрес>, между домами N <...> и N <...> (далее - спорный участок) находится в государственной собственности, относится к землям общего пользования и образует проезд между земельными участками, принадлежащими С. и К.В., к земельным участкам, принадлежащим В.М. и В.А. Спорный участок используется для подъезда к своим участкам всеми указанными гражданами.
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по делу N <...> отказано в удовлетворении исковых требований В.А. и В.М. к К.В., С., Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга и администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга об обязании согласовать границы земельного участка, установлении границ земельного участка и признании права бессрочного пользования земельным участком с правом выкупа.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от <дата> решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> оставлено без изменения.
<дата> В.А. было подано заявление о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, между домами N <...> и N <...>, для организации благоустроенного проезда к земельному участку по адресу: <адрес> (кадастровый N <...>), сроком на три года (то есть заявитель просил предоставить ему земельный участок в краткосрочную аренду без проведения торгов).
Письмом N <...> от <дата> Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга В.А. было отказано в предоставлении спорного земельного участка в аренду. Данное решение Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга основано на заключении администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга от <дата> N <...> о несоответствии целей использования участка параметрам социально-экономического развития Пушкинского района Санкт-Петербурга в связи с тем, что испрашиваемый участок является землей общего пользования. Также администрация ссылалась на наличие конфликтных отношений между собственниками прилегающих участков относительно пользования спорным земельным участком, являющимся землей общего пользования.
<дата> письмом N <...> Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга отказано в образовании земельного участка ориентировочной площадью <...> ввиду использования данного участка для прохода и проезда к трем смежным земельным участкам. В ответе указано, что в соответствии с разработанным Проектом планировки территории испрашиваемый земельный участок является внутриквартальным проездом к этим участкам.
В Санкт-Петербурге процедуры и критерии предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, урегулированы принятым в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации Законом Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 года N 447-113 "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством". Также рассматриваемые правоотношения регулируются Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2010 N 1830 "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством", распоряжением КУГИ от 17 ноября 2009 года N 150-р "О порядке принятия решений о предоставлении в аренду земельных участков под цели, не связанные с возведением объектов недвижимости".
Пунктом 5 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 года N 447-113 "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством" определены основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, без проведения торгов, а именно:
1) подача Заявки, в которой отсутствуют сведения, указанные в подпункте 1 пункта 4 настоящей статьи;
2) наличие принятого ранее даты подачи Заявки решения о распоряжении земельным участком;
3) наличие предусмотренных в действующем законодательстве, а также в санитарных и технических правилах и нормах оснований, в соответствии с которыми невозможно предоставление земельного участка в аренду в целях использования земельного участка, указанных в Заявке;
4) наличие ранее поданной Заявки в соответствии с требованиями настоящей статьи или заявления, поданного в соответствии с пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае полного или частичного совпадения местоположения земельного участка, указанного в Заявке или заявлении, и испрашиваемого земельного участка;
5) невозможность образования земельного участка в соответствии с требованиями федерального законодательства и законодательства Санкт-Петербурга;
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу, что реализация прав заявителя на оформление земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, не должна нарушать законные права других лиц. В соответствии с положениями статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации заявитель не имеет безусловного права требования предоставления ему в аренду участка, относящегося к категории земель общего пользования. Поскольку в рассматриваемом деле установлено, что имеется спор между соседями по поводу пользования участком, при этом сам спорный земельный участок не сформирован, то есть не является индивидуально-определенным объектом, то у заинтересованных лиц имелись основания для отказа в предоставлении спорного земельного участка в аренду заявителю.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 55, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Законом Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 года N 447-113 "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством" предусмотрено право граждан требовать предоставления в аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством.
Вместе с тем, статья 4 указанного Закона предусматривает перечень оснований отказа в удовлетворении заявления о предоставлении в аренду земельного участка без проведения торгов для целей не связанных со строительством.
В частности подпункт 3 пункта 5 указанной статьи предусматривает, что основанием к отказу может являться наличие предусмотренных в действующем законодательстве, а также в санитарных и технических правилах и нормах оснований, в соответствии с которыми невозможно предоставление земельного участка в аренду в целях использования земельного участка, указанных в Заявке
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно пунктам 4, 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявлений или обращений утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом градостроительного зонирования, в котором, в том числе устанавливаются территориальные зоны, являются правила землепользования и застройки.
В Санкт-Петербурге правила землепользования и застройки утверждены Законом Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 года N 29-10.
Согласно статье 1 Закона Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 года N 29-10 правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга являются нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, Уставом Санкт-Петербурга, Законами Санкт-Петербурга, положениями Генерального плана Санкт-Петербурга, а также с учетом положений иных актов и документов, определяющих основные направления социально-экономического и градостроительного развития Санкт-Петербурга, охраны объектов культурного наследия, окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Согласно части 1 статьи 2 Приложения N 1 к Закону Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 года N 29-10 на карте градостроительного зонирования Санкт-Петербурга установлены границы территориальных зон с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных Генеральным планом Санкт-Петербурга.
Границы территориальных зон установлены по линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений, по границам сформированных земельных участков и по иным границам в соответствии с действующим законодательством.
Статьей 3 Приложения к Закону Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 года N 29-10 установлены содержание и сфера применения порядка землепользования и застройки территории Санкт-Петербурга, установленного Правилами.
Согласно части 3 указанной статьи 3 соблюдение установленного Правилами порядка землепользования и застройки территории Санкт-Петербурга обеспечивается исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.
Таким образом, правовые нормы, установленные Законом Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 года N 29-10, направлены на урегулирование отношений, связанных со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства, а также отношений, связанных с использованием земельных участков.
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур и иным территориальным зонам.
Согласно пункту 12 статьи 85 указанного Кодекса земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Обосновывая доводы апелляционной жалобы, заявитель ссылался на то, что к рассматриваемым правоотношениям не подлежат применению положения статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку он не просит о приватизации спорного участка, а просит лишь о предоставлении его в аренду. Судебная коллегия полагает, что данный довод не может быть принят во внимание при оценке правомерности оспариваемых решений заинтересованных лиц, поскольку заинтересованные лица, мотивируя оспариваемые отказы, не ссылались на положения пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса, как препятствующие заключению договора аренды спорного земельного участка.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
При этом согласно части 1 статьи 607 указанного Кодекса в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
Законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается.
В соответствии с частью 3 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 11 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Кроме того, на основании пунктов 2 и 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в компетенции которого находится предоставление земельных участков (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации). В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
На основе анализа изложенных норм федерального законодательства в совокупности с частью 1 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 27, 85 Земельного кодекса Российской Федерации можно прийти к выводу, что земельные участки в границах земель общего пользования, занятые транспортными магистралями, улицами, площадями, проездами, дорогами, набережными, береговой полосой, пешеходными путями, являются ограниченными в обороте.
Факт использования спорного участка в качестве проезда лицами, участвующими в деле не оспаривается.
Использование спорного участка в качестве проезда подтверждается письмом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга N <...> от <дата>, которым сообщено, что в соответствии с разработанным Проектом планировки территорий испрашиваемый земельный участок является внутриквартальным проездом.
В данном случае, как следует из материалов дела, спорный участок используется как собственниками соседних участков, так и самим заявителем в качестве проезда. При этом, в соответствии с протоколом установления и согласования границ земельного участка от <дата> собственники смежных участков К.В., С. выразили свое несогласие с предоставлением в аренду В.А. спорного земельного участка.
Между тем, использование земельных участков, расположенных в границах территории общего пользования, предполагает соблюдение таких условий как обеспечение беспрепятственного доступа, либо согласие землепользователей смежных участков. Поскольку при рассмотрении заявления В.А. заинтересованные лица располагали достоверными сведениями об использовании проезда всеми смежными землепользователями, то указанное обстоятельство правомерно было учтено как препятствующее предоставлению его в аренду одному из пользователей.
В соответствии со статьей 261 Гражданского кодекса Российской Федерации территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основании документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона Российской Федерации "О государственном кадастре недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно статье 39 указанного Закона местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
На основании части 3 статьи 39 Федерального закона о кадастре согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования; аренды.
Аналогичное требование установлено и Законом Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 года N 447-113 "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством".
Так, несмотря на то, что в соответствии с частью 2 статьи 2 данного Закона земельные участки для целей, не связанных со строительством, предоставляются гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в аренду. Пунктом 3 части 5 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 года N 447-11 предоставление земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, без проведения торгов не осуществляется в случае наличия предусмотренных в действующем законодательстве, а также в санитарных и технических правилах и нормах оснований, в соответствии с которыми невозможно предоставление земельного участка в аренду в целях использования земельного участка, указанных в Заявке.
Таким образом, на основании приведенных правовых норм, а также, учитывая имеющиеся разногласия между землевладельцами участков, примыкающих к спорному (как по пользованию, так и по формированию), судебная коллегия не может принять во внимание доводы апелляционной жалобы заявителя о том, что предоставление ему в аренду спорного земельного участка не противоречит нормам действующего законодательства.
Иные доводы апелляционной жалобы В.А. по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут быть положены в основу отмены законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 05 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)