Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 августа 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сальмановым А.Р.,
с участием:
- от заявителя - извещен, не явился;
- от администрации города Ульяновска - извещен, не явился;
- от Комитета архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска - извещен, не явился;
- от третьих лиц:
- от общества с ограниченной ответственностью "Ювелирный дом "Кристалл и Ко" - извещен, не явился;
- от общества с ограниченной ответственностью "Инфо-Пресс" - извещен, не явился;
- от индивидуального предпринимателя Федосеева Игоря Сергеевича - извещен, не явился;
- от закрытого акционерного общества "Вертикаль-плюс" - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
администрации города Ульяновска, г. Ульяновск, Комитета архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30 мая 2013 г.
по делу N А72-11214/2012 (судья Лубянова О.А.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Хуртина Александра Владимировича, г. Ульяновск,
к администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
Комитету архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, г. Ульяновск,
третьи лица:
общество с ограниченной ответственностью "Ювелирный дом "Кристалл и Ко", г. Ульяновск,
общество с ограниченной ответственностью "Инфо-Пресс", г. Ульяновск,
индивидуальный предприниматель Федосеев Игорь Сергеевич, г. Ульяновск,
закрытое акционерное общество "Вертикаль-плюс", г. Ульяновск,
о признании незаконным отказа, бездействия,
установил:
Индивидуальный предприниматель Хуртин Александр Владимирович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением (с учетом уточнений) к администрации города Ульяновска (далее - Администрация), к Комитету архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (далее - Комитет) о признании незаконным отказа Администрации от 28 сентября 2012 г. N 6969-01 в обеспечении выбора земельного участка площадью 600 кв. м южнее жилого дома N 42 по ул. Рябикова в Засвияжском районе г. Ульяновска под размещение объекта торговли (магазина).
При этом просил обязать Администрацию в полном соответствии со ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ст. 12 Правил землепользования и застройки МО г. Ульяновска (утверждены Решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 г. N 90) (далее - Правила землепользования) выполнить действия по выбору земельного участка для строительства магазина, а именно: осуществить публикацию информационного сообщения о возможном (предстоящем) предоставлении испрашиваемого земельного участка; подготовить и утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровой карте (плане).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 30 мая 2013 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, администрация города Ульяновска, Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска подали апелляционную жалобу, в которой просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе указывают, что на момент обращения ИП Хуртина А.В. имелась заявка Ювелирного Дома "Кристалл и Ко".
Согласно п. 5 ст. 12 "Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске", утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 г. N 90, в случаях, если до опубликования информационного сообщения подано два или более заявлений, земельный участок предоставляется без предварительного согласования места размещения.
То есть ответ администрации г. Ульяновска был дан в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, в администрацию города Ульяновска поступило заявление 05 апреля 2013 г. вх. N 1429-4/5 от Драничкина Алексея Всеволодовича, о предоставлении в аренду земельного участка для строительство павильона, расположенного южнее дома N 42 по ул. Рябикова (фактически испрашивается тот же земельный участок).
В соответствии с п. 4 ст. 30 ЗК РФ, при наличии нескольких претендентов на спорный земельный участок право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги.
Испрашиваемый земельный участок не свободен от строений, сооружений, поскольку на нем расположена рекламная конструкция, а именно двусторонний билборд, площадью 36 кв. м, на которую администрацией города Ульяновска выдано разрешение на установку, заключен договор N 363/2008, который действует по настоящий момент.
Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска и ООО "НИКЭ", на основании результатов проведения аукциона в электронной форме, протокола N 0368300000113000118-3 от 11 марта 2013 г., заключили муниципальный контракт на выполнение работ по разработке схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Ульяновск". В состав данной схемы включена указанная рекламная конструкция, расположенная на спорном земельном участке.
В настоящее время, 07 июня 2013 г. исх. N 01-13 /3839 Комитетом архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска подготовлено Заключение о возможности резервирования земельного участка для муниципальных нужд, расположенного юго-западнее жилого дома N 42 по ул. Рябикова, ориентировочной площадью 600, 0 кв. м, под озелененную территорию общего пользования.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Арбитражный апелляционный суд на основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ отказал в приобщении к материалам дела в качестве дополнительных доказательств копий документов, приложенных к апелляционной жалобе: заключения Комитета архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска о возможности резервирования земель для муниципальных нужд от 07 июня 2013 г. N 01-13 /3839, контракта от 26 марта 2013 г. N 2013 32307, письма ООО "НИКЭ" от 26 апреля 2013 г. N 018, заявления Драничкина А.В. от 04 апреля 2013 г. (вх. N 1429-4/5 от 05 апреля 2013 г.) о предоставлении земельного участка, поскольку подателями жалобы не представлено доказательств невозможности предоставления указанных документов в суд первой инстанции по уважительным причинам, не зависящим от них.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 29 ноября 2011 г. ИП Хуртин А.В. обратился в Администрацию с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения магазина на земельном участке ориентировочной площадью 600 кв. м, расположенного южнее жилого дома N 42 по ул. Рябикова в Засвияжском районе.
Письмом от 20 декабря 2011 г. N 01-13/7011 Комитет отказал в выборе указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 23 мая 2012 г. по делу N А72-2327/2012 отказ Комитета от 20 декабря 2011 г. N 01-13/7011 признан незаконным, суд обязал Администрацию рассмотреть заявление ИП Хуртина А.В. о выборе указанного земельного участка в полном соответствии с требованиями ст. 31 ЗК РФ и ст. 12 Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске, утвержденных Решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 г. N 90.
28 сентября 2012 г. Администрация в письме N 6969-01 указала, что выбор земельного участка, расположенного южнее жилого дома N 42 по ул. Рябикова в Засвияжском районе города, для размещения объекта торговли не представляется возможным. Дополнительно указала следующее: "В Администрацию города Ульяновска ранее поступило обращение о предоставлении земельного участка по указанному адресу для размещения объекта социального и коммунально-бытового обслуживания. Согласно пункту 5 статьи 12 Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске, утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 г. N 90 (в редакции решений Ульяновской Городской Думы от 26.03.2008 N 31, от 07.06.2010 N 66, от 29.06.2011 N 69) в случаях, если до опубликования информационного сообщения подано два или более заявлений, земельный участок предоставляется без предварительного согласования места размещения".
Не согласившись с названным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен в ст. 30 ЗК РФ.
В силу п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Как правильно указал суд первой инстанции, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована ст. 31 ЗК РФ.
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный Кодексом срок (п. 2 ст. 31 ЗК РФ).
Таким образом, ЗК РФ исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, несмотря на то, что они содержатся в неопубликованных для всеобщего сведения документах.
В силу п. 3 ст. 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Таким образом, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных ст. 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Согласно п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
При этом, по смыслу положений п. 3 ст. 31 ЗК РФ об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения, заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
Статьей 12 Правил землепользования установлен порядок принятия решений о предоставлении разрешения на основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для использования в соответствии с основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства обращаются с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта на имя Главы города Ульяновска. Заявление должно отвечать требованиям п. 1 ст. 31 ЗК РФ.
Глава города Ульяновска заявления, указанные в части 1 настоящей статьи, направляет заместителю Главы города Ульяновска, курирующему вопросы архитектурно-строительного комплекса, для последующего направления в Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска.
После поступления заявления, указанного в ч. 1 ст. 12 Правил землепользования, мэрия г. Ульяновска обеспечивает в течение двух недель с момента поступления заявления публикацию соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка. В случаях, если до опубликования информационного сообщения подано два или более заявлений земельный участок предоставляется без предварительного согласования места размещения.
Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска готовит проект постановления мэрии города Ульяновска об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, проект постановления мэрии города Ульяновска о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в этом.
Основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории и (или) предварительном согласовании места размещения объекта являются:
1) испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует градостроительным регламентам, установленным для данной территориальной зоны;
2) планируемая застройка не соответствует строительным, санитарным, пожарным, экологическим и другим нормам и правилам, требованиям технических регламентов;
3) планируемая застройка не соответствует Генеральному плану города Ульяновска, документации по планировке территории, градостроительным регламентам для зон охраны объектов культурного наследия (ч. 7 ст. 12 Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске).
Судом первой инстанции установлено, что испрашиваемый ИП Хуртиным А.В. земельный участок находится в зоне Ц3.
В соответствии с Решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 г. N 90 зона Ц3 предназначена для размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения. К основным видам разрешенного использования зоны Ц3 относятся, в том числе, объекты торговли, досуга и развлечений.
Как было указано выше, основанием для отказа в проведении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта поступило наличие других заявлений.
Как установлено судом первой инстанции, из пояснений представителя администрации г. Ульяновска в судебном заседании следует, что за спорным земельным участком обратились несколько лиц: ООО "Инфо-Пресс" и ООО "Ювелирный дом "Кристалл и Ко". Кроме того, на земельном участке расположена рекламная конструкция, установленная ЗАО "Вертикаль-плюс".
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что земельный участок, переданный ООО "Инфо-Пресс" для размещения киоска, расположенный по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, южнее жилого дома N 42 по ул. Рябикова (кадастровый номер 73:24:030905:83), располагается за границами испрашиваемого ИП Хуртиным А.В. земельного участка.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 23 мая 2013 г. ООО "Ювелирный дом "Кристалл и Ко" было ликвидировано 30 октября 2012 г. Поскольку Общество как юридическое лицо ликвидировано, следовательно, оно не имеет интереса в рассмотрении поданной заявки.
Также судом первой инстанции установлено следующее.
30 июня 2008 г. между Комитетом по управлению городским имуществом мэрии г. Ульяновска и ЗАО "Вертикаль-плюс" заключен договор N 363/2008 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу ул. Рябикова, 42, сроком на 5 лет, однако земельный участок под размещение указанной конструкции Обществу не отводился. Доказательства, подтверждающие обратное, суду не представлены.
При этом в суде первой инстанции представитель администрации г. Ульяновска в судебном заседании пояснил, что в настоящее время отсутствует решение о дальнейшем размещении рекламной конструкции на испрашиваемом земельном участке.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что наличие рекламной конструкции на испрашиваемом земельном участке не является основанием для отказа в обеспечении выбора земельного участка.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что за обеспечением выбора земельного участка площадью 600 кв. м южнее жилого дома N 42 по ул. Рябикова в Засвияжском районе г. Ульяновска обратился только ИП Хуртин А.В.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах отказ администрации города Ульяновска от 28 сентября 2012 г. N 6969-01 в обеспечении выбора земельного участка площадью 600 кв. м южнее жилого дома N 42 по ул. Рябикова в Засвияжском районе г. Ульяновска под размещение объекта торговли (магазина) правомерно признан судом первой инстанции незаконным, что явилось правовым основанием для удовлетворения заявленных требований.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Из буквального толкования данной нормы не следует, что при применении п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ суду необходимо указать, каким образом необходимо устранить нарушение прав и законных интересов заявителя, поскольку на необходимость подобного указания содержится лишь в п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ, касающейся оспаривания действий (бездействия).
Таким образом, законодатель конкретно предусмотрел, каким образом подлежит восстановлению нарушенное право заявителя.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 апреля 2009 г. по делу N А55-17523/2008.
Арбитражный апелляционный суд считает необходимым отметить следующее.
Как было указано выше, п. 3 ст. 31 ЗК РФ обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения.
При этом ЗК РФ не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Между тем порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют несколько лиц, ЗК РФ не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным ст. 31 ЗК РФ, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
При наличии нескольких заявок право на заключение договора аренды на земельный участок выставляется на торги. Проведение торгов в этом случае не противоречит ст. ст. 30, 31 ЗК РФ, которые не содержат запрета на их проведение при наличии нескольких заявок до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в п. 11 ст. 1 Кодекса, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов. Между тем целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом местного самоуправления максимальной цены за объект торгов.
Таким образом, вышеуказанными нормами установлено, что при наличии нескольких заявлений о приобретении земельного участка в аренду предоставление такого участка проводится на торгах.
Указанное толкование правовых норм изложено в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 сентября 2010 г. N 4224/10, является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателями жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30 мая 2013 г. по делу N А72-11214/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Судьи
П.В.БАЖАН
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.08.2013 ПО ДЕЛУ N А72-11214/2012
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 августа 2013 г. по делу N А72-11214/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 августа 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сальмановым А.Р.,
с участием:
- от заявителя - извещен, не явился;
- от администрации города Ульяновска - извещен, не явился;
- от Комитета архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска - извещен, не явился;
- от третьих лиц:
- от общества с ограниченной ответственностью "Ювелирный дом "Кристалл и Ко" - извещен, не явился;
- от общества с ограниченной ответственностью "Инфо-Пресс" - извещен, не явился;
- от индивидуального предпринимателя Федосеева Игоря Сергеевича - извещен, не явился;
- от закрытого акционерного общества "Вертикаль-плюс" - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
администрации города Ульяновска, г. Ульяновск, Комитета архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30 мая 2013 г.
по делу N А72-11214/2012 (судья Лубянова О.А.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Хуртина Александра Владимировича, г. Ульяновск,
к администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
Комитету архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, г. Ульяновск,
третьи лица:
общество с ограниченной ответственностью "Ювелирный дом "Кристалл и Ко", г. Ульяновск,
общество с ограниченной ответственностью "Инфо-Пресс", г. Ульяновск,
индивидуальный предприниматель Федосеев Игорь Сергеевич, г. Ульяновск,
закрытое акционерное общество "Вертикаль-плюс", г. Ульяновск,
о признании незаконным отказа, бездействия,
установил:
Индивидуальный предприниматель Хуртин Александр Владимирович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением (с учетом уточнений) к администрации города Ульяновска (далее - Администрация), к Комитету архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (далее - Комитет) о признании незаконным отказа Администрации от 28 сентября 2012 г. N 6969-01 в обеспечении выбора земельного участка площадью 600 кв. м южнее жилого дома N 42 по ул. Рябикова в Засвияжском районе г. Ульяновска под размещение объекта торговли (магазина).
При этом просил обязать Администрацию в полном соответствии со ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ст. 12 Правил землепользования и застройки МО г. Ульяновска (утверждены Решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 г. N 90) (далее - Правила землепользования) выполнить действия по выбору земельного участка для строительства магазина, а именно: осуществить публикацию информационного сообщения о возможном (предстоящем) предоставлении испрашиваемого земельного участка; подготовить и утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровой карте (плане).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 30 мая 2013 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, администрация города Ульяновска, Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска подали апелляционную жалобу, в которой просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе указывают, что на момент обращения ИП Хуртина А.В. имелась заявка Ювелирного Дома "Кристалл и Ко".
Согласно п. 5 ст. 12 "Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске", утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 г. N 90, в случаях, если до опубликования информационного сообщения подано два или более заявлений, земельный участок предоставляется без предварительного согласования места размещения.
То есть ответ администрации г. Ульяновска был дан в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, в администрацию города Ульяновска поступило заявление 05 апреля 2013 г. вх. N 1429-4/5 от Драничкина Алексея Всеволодовича, о предоставлении в аренду земельного участка для строительство павильона, расположенного южнее дома N 42 по ул. Рябикова (фактически испрашивается тот же земельный участок).
В соответствии с п. 4 ст. 30 ЗК РФ, при наличии нескольких претендентов на спорный земельный участок право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги.
Испрашиваемый земельный участок не свободен от строений, сооружений, поскольку на нем расположена рекламная конструкция, а именно двусторонний билборд, площадью 36 кв. м, на которую администрацией города Ульяновска выдано разрешение на установку, заключен договор N 363/2008, который действует по настоящий момент.
Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска и ООО "НИКЭ", на основании результатов проведения аукциона в электронной форме, протокола N 0368300000113000118-3 от 11 марта 2013 г., заключили муниципальный контракт на выполнение работ по разработке схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Ульяновск". В состав данной схемы включена указанная рекламная конструкция, расположенная на спорном земельном участке.
В настоящее время, 07 июня 2013 г. исх. N 01-13 /3839 Комитетом архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска подготовлено Заключение о возможности резервирования земельного участка для муниципальных нужд, расположенного юго-западнее жилого дома N 42 по ул. Рябикова, ориентировочной площадью 600, 0 кв. м, под озелененную территорию общего пользования.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Арбитражный апелляционный суд на основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ отказал в приобщении к материалам дела в качестве дополнительных доказательств копий документов, приложенных к апелляционной жалобе: заключения Комитета архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска о возможности резервирования земель для муниципальных нужд от 07 июня 2013 г. N 01-13 /3839, контракта от 26 марта 2013 г. N 2013 32307, письма ООО "НИКЭ" от 26 апреля 2013 г. N 018, заявления Драничкина А.В. от 04 апреля 2013 г. (вх. N 1429-4/5 от 05 апреля 2013 г.) о предоставлении земельного участка, поскольку подателями жалобы не представлено доказательств невозможности предоставления указанных документов в суд первой инстанции по уважительным причинам, не зависящим от них.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 29 ноября 2011 г. ИП Хуртин А.В. обратился в Администрацию с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения магазина на земельном участке ориентировочной площадью 600 кв. м, расположенного южнее жилого дома N 42 по ул. Рябикова в Засвияжском районе.
Письмом от 20 декабря 2011 г. N 01-13/7011 Комитет отказал в выборе указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 23 мая 2012 г. по делу N А72-2327/2012 отказ Комитета от 20 декабря 2011 г. N 01-13/7011 признан незаконным, суд обязал Администрацию рассмотреть заявление ИП Хуртина А.В. о выборе указанного земельного участка в полном соответствии с требованиями ст. 31 ЗК РФ и ст. 12 Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске, утвержденных Решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 г. N 90.
28 сентября 2012 г. Администрация в письме N 6969-01 указала, что выбор земельного участка, расположенного южнее жилого дома N 42 по ул. Рябикова в Засвияжском районе города, для размещения объекта торговли не представляется возможным. Дополнительно указала следующее: "В Администрацию города Ульяновска ранее поступило обращение о предоставлении земельного участка по указанному адресу для размещения объекта социального и коммунально-бытового обслуживания. Согласно пункту 5 статьи 12 Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске, утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 г. N 90 (в редакции решений Ульяновской Городской Думы от 26.03.2008 N 31, от 07.06.2010 N 66, от 29.06.2011 N 69) в случаях, если до опубликования информационного сообщения подано два или более заявлений, земельный участок предоставляется без предварительного согласования места размещения".
Не согласившись с названным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен в ст. 30 ЗК РФ.
В силу п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Как правильно указал суд первой инстанции, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована ст. 31 ЗК РФ.
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный Кодексом срок (п. 2 ст. 31 ЗК РФ).
Таким образом, ЗК РФ исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, несмотря на то, что они содержатся в неопубликованных для всеобщего сведения документах.
В силу п. 3 ст. 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Таким образом, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных ст. 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Согласно п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
При этом, по смыслу положений п. 3 ст. 31 ЗК РФ об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения, заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
Статьей 12 Правил землепользования установлен порядок принятия решений о предоставлении разрешения на основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для использования в соответствии с основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства обращаются с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта на имя Главы города Ульяновска. Заявление должно отвечать требованиям п. 1 ст. 31 ЗК РФ.
Глава города Ульяновска заявления, указанные в части 1 настоящей статьи, направляет заместителю Главы города Ульяновска, курирующему вопросы архитектурно-строительного комплекса, для последующего направления в Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска.
После поступления заявления, указанного в ч. 1 ст. 12 Правил землепользования, мэрия г. Ульяновска обеспечивает в течение двух недель с момента поступления заявления публикацию соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка. В случаях, если до опубликования информационного сообщения подано два или более заявлений земельный участок предоставляется без предварительного согласования места размещения.
Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска готовит проект постановления мэрии города Ульяновска об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, проект постановления мэрии города Ульяновска о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в этом.
Основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории и (или) предварительном согласовании места размещения объекта являются:
1) испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует градостроительным регламентам, установленным для данной территориальной зоны;
2) планируемая застройка не соответствует строительным, санитарным, пожарным, экологическим и другим нормам и правилам, требованиям технических регламентов;
3) планируемая застройка не соответствует Генеральному плану города Ульяновска, документации по планировке территории, градостроительным регламентам для зон охраны объектов культурного наследия (ч. 7 ст. 12 Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске).
Судом первой инстанции установлено, что испрашиваемый ИП Хуртиным А.В. земельный участок находится в зоне Ц3.
В соответствии с Решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 г. N 90 зона Ц3 предназначена для размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения. К основным видам разрешенного использования зоны Ц3 относятся, в том числе, объекты торговли, досуга и развлечений.
Как было указано выше, основанием для отказа в проведении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта поступило наличие других заявлений.
Как установлено судом первой инстанции, из пояснений представителя администрации г. Ульяновска в судебном заседании следует, что за спорным земельным участком обратились несколько лиц: ООО "Инфо-Пресс" и ООО "Ювелирный дом "Кристалл и Ко". Кроме того, на земельном участке расположена рекламная конструкция, установленная ЗАО "Вертикаль-плюс".
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что земельный участок, переданный ООО "Инфо-Пресс" для размещения киоска, расположенный по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, южнее жилого дома N 42 по ул. Рябикова (кадастровый номер 73:24:030905:83), располагается за границами испрашиваемого ИП Хуртиным А.В. земельного участка.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 23 мая 2013 г. ООО "Ювелирный дом "Кристалл и Ко" было ликвидировано 30 октября 2012 г. Поскольку Общество как юридическое лицо ликвидировано, следовательно, оно не имеет интереса в рассмотрении поданной заявки.
Также судом первой инстанции установлено следующее.
30 июня 2008 г. между Комитетом по управлению городским имуществом мэрии г. Ульяновска и ЗАО "Вертикаль-плюс" заключен договор N 363/2008 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу ул. Рябикова, 42, сроком на 5 лет, однако земельный участок под размещение указанной конструкции Обществу не отводился. Доказательства, подтверждающие обратное, суду не представлены.
При этом в суде первой инстанции представитель администрации г. Ульяновска в судебном заседании пояснил, что в настоящее время отсутствует решение о дальнейшем размещении рекламной конструкции на испрашиваемом земельном участке.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что наличие рекламной конструкции на испрашиваемом земельном участке не является основанием для отказа в обеспечении выбора земельного участка.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что за обеспечением выбора земельного участка площадью 600 кв. м южнее жилого дома N 42 по ул. Рябикова в Засвияжском районе г. Ульяновска обратился только ИП Хуртин А.В.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах отказ администрации города Ульяновска от 28 сентября 2012 г. N 6969-01 в обеспечении выбора земельного участка площадью 600 кв. м южнее жилого дома N 42 по ул. Рябикова в Засвияжском районе г. Ульяновска под размещение объекта торговли (магазина) правомерно признан судом первой инстанции незаконным, что явилось правовым основанием для удовлетворения заявленных требований.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Из буквального толкования данной нормы не следует, что при применении п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ суду необходимо указать, каким образом необходимо устранить нарушение прав и законных интересов заявителя, поскольку на необходимость подобного указания содержится лишь в п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ, касающейся оспаривания действий (бездействия).
Таким образом, законодатель конкретно предусмотрел, каким образом подлежит восстановлению нарушенное право заявителя.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 апреля 2009 г. по делу N А55-17523/2008.
Арбитражный апелляционный суд считает необходимым отметить следующее.
Как было указано выше, п. 3 ст. 31 ЗК РФ обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения.
При этом ЗК РФ не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Между тем порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют несколько лиц, ЗК РФ не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным ст. 31 ЗК РФ, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
При наличии нескольких заявок право на заключение договора аренды на земельный участок выставляется на торги. Проведение торгов в этом случае не противоречит ст. ст. 30, 31 ЗК РФ, которые не содержат запрета на их проведение при наличии нескольких заявок до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в п. 11 ст. 1 Кодекса, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов. Между тем целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом местного самоуправления максимальной цены за объект торгов.
Таким образом, вышеуказанными нормами установлено, что при наличии нескольких заявлений о приобретении земельного участка в аренду предоставление такого участка проводится на торгах.
Указанное толкование правовых норм изложено в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 сентября 2010 г. N 4224/10, является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателями жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30 мая 2013 г. по делу N А72-11214/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Судьи
П.В.БАЖАН
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)