Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.04.2014 ПО ДЕЛУ N А55-20355/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2014 г. по делу N А55-20355/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - извещен, не явился;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Светкина Д.Д., доверенность от 30.12.2013 г. N 12-8869;
- от Администрации городского округа Жигулевск Самарской области - Сугак Т.В., доверенность от 11.02.2014 г. N 13-Д;
- от ОАО "РусГидро" - Давыдов Д.В., доверенность от 30.01.2014 г. N 5669;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционным жалобам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Администрация городского округа Жигулевск Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 февраля 2014 года по делу N А55-20355/2013 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя: ОАО "РусГидро", г. Москва,
на стороне заинтересованного лица:
Администрация городского округа Жигулевск Самарской области, Самарская обл., г. Жигулевск,
о признании недействительными сообщений об отказе в госрегистрации и обязании осуществить государственную регистрацию права,

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - заинтересованное лицо) с заявлением о признании недействительными сообщений об отказе в государственной регистрации от 07.06.2013 NN 02/001/2013-375, 02/001/2013-376, 02/001/2013-377, 02/001/2013-378, 02/001/2013-379, обязании осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельные участки, расположенные по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, Московское шоссе, N 2, строение N 4, с кадастровыми номерами: 63:02:0301001:509, 63:02:0201001:529, 63:02:0202001:518, 63:02:0301001:672, 63:02:0202001:519.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.02.2014 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что выводы суда противоречат нормам действующего законодательства.
По мнению подателя жалобы, в анализируемой ситуации для отнесения спорных земельных участков к федеральной собственности в силу п. 4 ст. 87 ЗК РФ они должны отвечать двум условиям:
- - относиться к категории земель промышленности и иного специального назначения;
- - на них должны быть расположены объекты федеральной энергетической системы.
Податель жалобы ссылается на то, что согласно хранящимся в архиве Управления кадастровым паспортам земельные участки, право на которые заявлено к регистрации, относятся к категории земель населенных пунктов, а, следовательно, на них не распространяются положения ст. 87 ЗК РФ.
Не согласившись с выводами суда, администрация г.о. Жигулевск также подала апелляционную жалобу, в которой просит решение арбитражного суда Самарской области от 11.02.2014 по делу N А55-20355/2013 отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области.
В апелляционной жалобе указывает, что отсутствует подтверждение принадлежности расположенных на спорных земельных участках нежилых зданий складов, здания общественной уборной, внутренних автодорог и проездов и других подобных объектов к объектам электроэнергетики.
Указанные земельные участки предоставлены ОАО "РусГидро" на основании постановления мэра городского округа Жигулевск от 04.02.2009 N 192, которым прекращено право постоянного (бессрочного) пользования, возникшее на основании постановления администрации г. Жигулевска от 06.08.1997 N 538.
Поэтому, по мнению подателя жалобы, право распоряжения указанным земельным участком принадлежит муниципальному образованию городской округ Жигулевск.
В судебном заседании представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Администрации городского округа Жигулевск Самарской области доводы апелляционных жалоб поддержали.
Представитель ОАО "РусГидро" считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзывах.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Территориального управления.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Российская Федерация в лице представителя по доверенности обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельные участки, расположенные по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, Московское шоссе, N 2, строение N 4.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области 07.06.2013 сообщениями NN 02/001/2013-375, 02/001/2013-376, 02/001/2013-377, 02/001/2013-378, 02/001/2013-379 отказано в государственной регистрации права, так как не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" для государственной регистрации права (л.д. 31-59 т. 1).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В собственности ОАО "РусГидро" находится Жигулевская гидроэлектростанция (далее - Жигулевская ГЭС), являющаяся структурным элементом федеральной энергетической системы.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 21.08.1950 для сооружения Куйбышевской ГЭС (Жигулевской ГЭС) была создана строительная организация "Куйбышевгидрострой". Управление строительством Куйбышевской ГЭС "Куйбышевгидрострой" входило на правах Главного управления в состав Министерства внутренних дел, в дальнейшем также на правах Главного управления Куйбышевгидрострой был передан в ведение Министерства электростанций, то есть предприятие, созданное федеральным органом государственной власти.
Постановлением Совета министров РСФСР от 18.06.1959 N 1225 "О приемке в промышленную эксплуатацию Волжской ГЭС имени В.И. Ленина" Волжская ГЭС имени В.И. Ленина (Жигулевская ГЭС) мощностью 2300 тыс.квт с распределительными устройствами и подсобно-вспомогательными сооружениями, водосливной и земляной плотиной, дамбами NN 43, 49, 50, 53, каналами NN 35, 36, 37, 38, а так же линиями электропередач Волжская ГЭС-Куйбышев и Волжская ГЭС - Сызрань была передана для постоянной промышленной эксплуатации Куйбышевскому Совнархозу.
Энергетический производственно-технологический комплекс Жигулевской ГЭС расположен на земельных участках, в том числе: площадью 10167 кв. м с кадастровым номером 63:02:0201001:529 категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для размещения производственных объектов" местоположение: Самарская область, городской округ Жигулевск, г. Жигулевск, Московское шоссе, N 2, строение N 4; площадью 100105 кв. м с кадастровым номером 63:02:0301002:672 категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для размещения производственных объектов" местоположение: Самарская область, городской округ Жигулевск, г. Жигулевск, Московское шоссе, N 2, строение N 4; площадью 287413 кв. м с кадастровым номером 63:02:0301001:509 категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для размещения производственных объектов" местоположение: Самарская область, городской округ Жигулевск, г. Жигулевск, Московское шоссе, N 2, строение N 4; площадью 22568 кв. м с кадастровым номером 63:02:0202001:518 категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для размещения производственных объектов" местоположение: Самарская область, городской округ Жигулевск, г. Жигулевск, Московское шоссе, N 2, строение N 4; площадью 74262 кв. м с кадастровым номером 63:02:0202001:519 категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для размещения производственных объектов" местоположение: Самарская область, городской округ Жигулевск, г. Жигулевск, Московское шоссе, N 2, строение N 4, используемые ОАО "РусГидро" на праве аренды (л.д. 13-52 т. 2, л.д. 97-136 т. 3).
Согласно ст. 17 Земельного кодекса РФ, в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В соответствии с п. 4 ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами и другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" единая национальная (общероссийская) электрическая сеть представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств.
Судом правильно указано на то, что так как на спорных земельных участках расположены объекты, которые принадлежат субъекту электроэнергетики и используются им для эксплуатации объектов единой национальной (общероссийской) электрической сети, то данные участки относятся к землям, занятым федеральными энергетическими системами и в силу прямого указания Закона являются федеральной собственностью.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении ФАС Поволжского округа от 24.01.2012 по делу N А55-6562/2011.
Согласно п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ предусмотрены следующие категории земель: земли поселений и земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, которые являются самостоятельными категориями.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам - в том числе инженерных и транспортных инфраструктур.
При этом разрешенным использованием спорных земельных участков является производственная деятельность, о чем свидетельствуют копии кадастровых паспортов земельных участков (л.д. 19-26, 35-36, 44, 52 т. 2, л.д. 100-114, 118-122, 126-129, 133-135 т. 3).
Судом правильно учтено, что из материалов дела следует, что изначально земельные участки сформированы для эксплуатации объекта федеральной энергетической системы Российской Федерации - Жигулевской ГЭС.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае к земельным участкам применим правовой режим земель специального назначения, которые в силу пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса РФ являются федеральной собственностью.
Судом правильно отмечено в решении, что расположение земельных участков в пределах населенного пункта не исключает применение указанной нормы, так как положениями ст. 85 Земельного кодекса РФ предусмотрена возможность вхождения в состав земель населенных пунктов территориальных зон, в том числе инженерных инфраструктур, в соответствии с требованиями градостроительного регламента.
Земельные участки, относящиеся к категории земель населенных пунктов, в случае, если на них расположены объекты федеральной энергетической системы, признаются находящимися в федеральной собственности.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлениях Федерального арбитражного суда Центрального округа от 03.07.2008 по делу N А62-4239/2007, от 27.03.2008 по делу N А62-2639/2007, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2011 по делу N А47-4998/2011.
Суд сделал правильный вывод о том, что земельные участки относятся к федеральной собственности как в силу п. 4 ст. 87 Земельного кодекса, так и согласно п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", как земельные участки, занятые объектами федеральной энергетической системы и предоставленные органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также казенному предприятию, государственному унитарному предприятию, созданным федеральным органом государственной власти.
В силу пункта 1 статьи 30.1 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Согласно п. 2, 3 ст. 17 Закона N 122-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации; основания для государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в статьях 25, 25.2, 25.3, 25.4, 25.5 и 30.1 настоящего Федерального закона, установлены в данных статьях.
Установленные судом по рассматриваемому спору обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что оспариваемые отказы не соответствуют требованиям статей 18, 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии с п. 4 Положения "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно п. 4.1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что на данных участках находятся объекты федеральной энергетической системы, непосредственно участвующие в выработке, производстве и передачи электрической энергии: здание ОПУ-500, здание ревизии реакторов на ОРУ-500, здание трансформаторной подстанции 2Х360кВА, здание щитового блока ОРУ-500, распределительное устройство 10 KB с трансформаторной подстанцией 2X1000 кВА, здание компрессорной ОРУ-500 N 2, здание компрессорной ОРУ-500 N 1, здание щитового блока ОРУ-110, здание компрессорной ОРУ-110, опоры ЛЭП: 110кв, 220кв, 500кв, а так же охранные зоны вдоль ЛЭП (ЛЭП - линия электропередачи, объект непосредственно передающий электрическую энергию), что опровергает доводы заявителей жалоб относительно того, что на спорных земельных участках отсутствуют объекты, относящиеся к объектам электроэнергетики.
Единая энергетическая система представляет собой часть совокупности производственных и иных имущественных объектов электроэнергетики России, связанных единым процессом производства и передачи электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
В соответствии с п. 4 ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами и другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Разрешенным использованием спорных земельных участков является размещение производственных объектов. Из материалов дела следует, что изначально земельные участки сформированы для эксплуатации объекта федеральной энергетической системы Российской Федерации - Жигулевская ГЭС.
Судом сделан правильный вывод, что к земельным участкам применим правовой режим земель специального назначения, которые в силу пункта 4 статьи 87 ЗК РФ являются федеральной собственностью.
Расположение земельных участков в пределах населенного пункта не исключает применение указанной нормы, ввиду того, что нормой ст. 85 ЗК РФ предусмотрена возможность вхождения в состав земель населенных пунктов территориальных зон, в том числе инженерных инфраструктур, в соответствии с требованиями градостроительного регламента.
Таким образом, суд дал правильную оценку доводам ОАО "Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро" относительно того, что земельные участки, относящиеся к категории земель населенных пунктов, в случае, если на них расположены объекты федеральной энергетической системы, признаются находящимися в федеральной собственности.
Принимая во внимание, что объекты ОАО "Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро" находятся в собственности Российской Федерации, указанное обстоятельство также свидетельствует об отнесении спорных земельных участков к федеральной собственности в силу прямого указания закона, что так же подтверждается судебной практикой, а именно определениями ВАС РФ: от 03.04.2012 N ВАС-10740/11 по делу N А53-24538/10, от 23.06.2011 N ВАС-7534/11 по делу N А02-427/2010.
Как отмечено судом и подтверждается материалами дела, из сообщений об отказе в государственной регистрации: от 07.06.2013 N 02/001/2013-375, N 02/001/2013-376, N 02/001/2013-377, N 02/001/2013-378, N 02/001/2013-379 следует, что причиной, послужившей основанием для отказа в регистрации права на земельные участки, является отсутствие документов, подтверждающих факт расположения на земельных участках объектов Единой энергетической системы России.
Согласно уведомлениям о приостановлении государственной регистрации от 08.02.2013 N 02/001/2013-375, N 02/001/2013-376, N 02/001/2013-377, N 02/001/2013-378, N 02/001/2013-379 (л.д. 4-6, 22-24, 35-37, 47-49, 59-61 т. 3) следует, что причиной, послужившей основанием для приостановления государственной регистрации явилось отнесение их к категории земель населенных пунктов, а не к категории земель промышленности и иного специального назначения, как указано в п. 4 ст. 87 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, причины, препятствующие проведению регистрационных действий, в установленный законом срок, изложенные в отказах о государственной регистрации, не могли быть устранены, ввиду того, что не соответствуют основаниям, послужившим для приостановления государственной регистрации, изложенным в уведомлениях о приостановлении государственной регистрации, в связи с чем отказы в государственной регистрации не могут быть признаны правомерными.
Таким образом, суд верно установил, что из фактических обстоятельств дела можно сделать вывод о том, что оспариваемые отказы не соответствуют требованиям статей 18, 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушают права и законные интересы заявителя.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Администрацией городского округа Жигулевск Самарской области в апелляционных жалобах, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 февраля 2014 года по делу N А55-20355/2013 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА

Судьи
П.В.БАЖАН
В.В.КУЗНЕЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)