Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.10.2014 ПО ДЕЛУ N А72-14044/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 2014 г. по делу N А72-14044/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 октября 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Кузнецова В.В., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коминой Т.Н.,
с участием:
от индивидуального предпринимателя Федорова Ивана Алексеевича - не явился, извещен,
от Администрации города Ульяновска - не явился, извещен,
от Комитета по развитию предпринимательства, потребительского рынка и защите прав потребителей администрации г. Ульяновска - не явился, извещен,
от Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 октября 2014 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
Администрации города Ульяновска, Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15 мая 2014 года по делу N А72-14044/2013, судья Корастелев В.А.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Федорова Ивана Алексеевича,
к Администрации города Ульяновска,
к Комитету по развитию предпринимательства, потребительского рынка и защите прав потребителей администрации г. Ульяновска, г. Ульяновск,
заинтересованное лицо: Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, г. Ульяновск,
о признании решения незаконным, об обязании,

установил:

Индивидуальный предприниматель Федоров Иван Алексеевич (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Администрации города Ульяновска (далее - ответчик) о признании незаконным решения Администрации города Ульяновска по отказу в предоставлении земельного участка 28 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. 40-летия Октября, западнее жилого дома N 88, ИП Федорову И.А., отраженного в отказе N 1022/15-22 от 12.07.2013 г., об обязании Администрации города Ульяновска предоставить ИП Федорову И.А. в аренду земельный участок площадью 28 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. 40-летия Октября, западнее жилого дома N 88 (том 1 л.д. 4-6).
Решением суда первой инстанции от 15 мая 2014 года признано незаконным решение Комитета по развитию предпринимательства, потребительского рынка и защите прав потребителей Администрации города Ульяновска от 12.07.2013 года N 1022/15-22 об отказе по заявлению индивидуального предпринимателя Федорова Ивана Алексеевича в предоставлении в аренду под размещение торгового киоска земельного участка, ориентировочной площадью 28 кв. м по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, ул. 40-летия Октября, западнее жилого дома N 88.
Суд обязал Администрацию города Ульяновска в пределах предоставленных полномочий устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Федорова Ивана Алексеевича путем выполнения процедуры по рассмотрению его заявления (от 24.06.2013 года входящий N 25635-01 Администрации города Ульяновска) о предоставлении в аренду земельного участка под размещение торгового киоска в полном соответствии с требованиями статьи 31 Земельного кодекса РФ, Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске, утвержденных Решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 года N 90, Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановлением Мэрии города Ульяновска от 19.10.2010 года N 5543 (том 1 л.д. 150-152).
В апелляционной жалобе и дополнениях к апелляционной жалобе от 05.09.2014 г. Администрации города Ульяновска, Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования оставить без удовлетворения, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно.
Согласно ответу администрации города Ульяновска от 24.06.2013 г. вх. N 25635-01, основанием для отказа в предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 28 кв. м, для целей не связанный со строительством, для размещения торгового киоска было указано, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории озеленения линейных объектов транспортной инфраструктуры, за красной линией, утвержденной в составе проекта планировки территории Заволжского района города Ульяновска, в охранной зоне водопровода.
Судом не было принято во внимание, что обеспечение выбора земельного участка на территории общего пользования невозможно, поскольку для этого территории общего пользования не предназначены.
Кроме того, испрашиваемый земельный участок находится за красной линией.
Спорный земельный участок не свободен от строений, что видно из представленных материалов фотосъемки, выкопировки из плана города Ульяновска в масштабе 1:500 (ул. 40летия Октября, западнее до N 88), следовательно, процедура предоставления этого участка для строительства по правилам статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации не применима.
Кроме того, испрашиваемый земельный участок расположен в охранной зоне водопровода диаметром 150 мм.
Следовательно, обжалуемый отказ соответствовал действующему законодательству.
Считает, что судом первой инстанции применена норма земельного законодательства, не подлежащая применению.
От подателей жалобы поступило ходатайство о замене стороны - Комитета архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, в связи с его реорганизацией в форме присоединения, на Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска.
С учетом того, что факт реорганизации подтвержден надлежащими доказательствами, заявленное ходатайство подлежит удовлетворению.
Заявитель считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзывах (вх. от 01.09.2014 г. и от 02.09.2014 г.).
Указывает, что в принятых в муниципальном образовании "Город Ульяновск", в том, числе в соответствии с предусмотренной статьей 34 ЗК РФ обязанностью, муниципальных нормативных актах, устанавливающих процедуры и критерии предоставления земельных участков в аренду, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятие решений, Комитет по развитию предпринимательства, потребительского рынка и защите прав потребителей администрации г. Ульяновска, вынесший оспариваемый отказ по заявлению ИП Федорова И.А., не предусматривается как уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками специальный муниципальный орган. Следовательно, оспариваемый отказ принят неуполномоченным в области решения земельно-правовых вопросов органом муниципальной власти, в нарушение требований Земельного кодекса РФ, Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске, утвержденных Решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 года N 90, Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановлением Мэрии города Ульяновска от 19.10.2010 года N 5543.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, дело рассмотреть в его отсутствие.
Комитет по развитию предпринимательства, потребительского рынка и защите прав потребителей администрации г. Ульяновска просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, в котором заявленные требования оставить без удовлетворения, апелляционную жалобу Администрации города Ульяновска удовлетворить, по основаниям, изложенным в отзыве (вх. от 03.10.2014 г.).
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Согласно распоряжению председателя третьего судебного состава коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений от 08 октября 2014 года в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда в судебном заседании под председательством судьи Холодной С.Т., назначенном на 08 октября 2014 года по делу N А72-14044/2013 произведена замена судьи Рогалевой Е.М. на судью Кузнецова В.В.
После замены судьи дело рассматривалось сначала.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции 24.06.2013 года заявитель обратился в администрацию города Ульяновска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 28 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. 40-летия Октября, западнее жилого дома N 88 под размещение киоска "ремонт обуви".
12.08.2013 г. из Комитета по развитию предпринимательства, потребительского рынка и защите прав потребителей заявителем получен ответ N 1022/15-12 с отказом в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что указанный земельный участок не свободен от строений, расположен на территории озеленения линейных объектов транспортной инфраструктуры, за красной линией ул. 40-летия Октября, утвержденной в составе проекта планировки территории Заволжского района, в охранной зоне водопровода диаметром 150 мм.
Заявитель, не согласившись с указанным отказом, обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с настоящим заявлением.
15 мая 2014 года Арбитражный суд Ульяновской области принял обжалуемое решение.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
На основании статьи 22 Земельного кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ (изъятые из оборота земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами), могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом РФ.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством определен в статье 34 Земельного кодекса РФ.
Нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ульяновской области, Уставом муниципального образования "Город Ульяновск", Генеральным планом города Ульяновска, а также с учетом положений иных актов и документов, определяющих основные направления социально-экономического и градостроительного развития города Ульяновска, охраны его культурного наследия, окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, являются Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Ульяновск" (далее - Правила), утвержденные Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 г. N 90.
Указанные Правила в соответствии, в том числе, с Земельным кодексом РФ вводят в муниципальном образовании "Город Ульяновск" систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании для создания условий устойчивого развития городского округа, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки; обеспечения открытой информации о правилах и условиях использования земельных участков, осуществления на них строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства и размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства; подготовки документов для предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в целях осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства и размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства; развития застроенных территорий; контроля соответствия градостроительным регламентам завершенных строительством объектов капитального строительства и их последующего использования, а также размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
Правила регламентируют деятельность по применению их положений, включая положения о порядке принятия решений по вопросам землепользования и застройки.
Согласно статье 15 Правил регламентирован порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с данной статьей Правил граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, обращаются на имя Главы города Ульяновска с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством. Глава города Ульяновска направляет заявление заместителю Главы города Ульяновска, курирующему вопросы архитектурно-строительного комплекса, для последующего направления в Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска.
Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска осуществляет рассмотрение заявления и готовит ответ об отказе в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, если имеет место один из случаев, указанных в части 6 статьи 15 Правил.
На основании части 13 статьи 15 Правил Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска направляет лицам, подавшим заявления, обоснованные отказы в предоставлении земельного участка, если заявления не соответствуют критериям, установленным в части 2 статьи 15 Правил.
При отсутствии указанных выше оснований для отказа Комитетом архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска заявление направляется в Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска для подготовки проекта постановления мэрии города Ульяновска о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством.
В целях реализации административной реформы на территории муниципального образования "Город Ульяновск" Постановлением Мэрии города Ульяновска от 19.10.2010 г. N 5543 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, который разработан в целях повышения качества исполнения и доступности результата предоставления муниципальной услуги, создания комфортных условий для получателей муниципальной услуги, а также определяет порядок, сроки и последовательность действий (административных процедур) при предоставлении муниципальной услуги по предоставлению в аренду земельных участков.
В соответствии с пунктом 1.3.1 Административного регламента отраслевым (функциональным) органом управления администрации города Ульяновска, ответственным за предоставление муниципальной услуги, является Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска. К организациям, участвующим в предоставлении муниципальной услуги отнесен Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска.
Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска согласно Административному регламенту именуется как орган, предоставляющий данную муниципальную услугу (п. 2.2 регламента).
Отказ в предоставлении муниципальной услуги по тем или иным основаниям в соответствии с данным Административным регламентом готовится сотрудниками данного Комитета и подписывается его руководителем.
Таким образом, в принятых в муниципальном образовании "Город Ульяновск", в том числе в соответствии с предусмотренной статьей 34 Земельного кодекса РФ обязанностью, муниципальных нормативных актах, устанавливающих процедуры и критерии предоставления земельных участков в аренду, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятие решений, Комитет по развитию предпринимательства, потребительского рынка и защите прав потребителей администрации г. Ульяновска, вынесший оспариваемый отказ по заявлению индивидуального предпринимателя Федорова И.А., не предусматривается как уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками специальный муниципальный орган.
Таким образом, оспариваемый отказ принят неуполномоченным в области решения земельно-правовых вопросов органом муниципальной власти, в нарушение требований Земельного кодекса РФ, Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске, утвержденных Решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 года N 90, Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Мэрии города Ульяновска от 19.10.2010 года N 5543.
В связи с чем, оспариваемое заявителем решение об отказе является незаконным, нарушает права и интересы заявителя на рассмотрение заявления компетентным органом муниципальной власти и в установленном порядке.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований индивидуального предпринимателя Федорова Ивана Алексеевича.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Администрации города Ульяновска, Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска являются ошибочными и во внимание не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15 мая 2014 года по делу N А72-14044/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ

Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
В.Е.КУВШИНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)