Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 10.09.2015 N 80-АПГ15-8

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, и обязании внести сведения о новой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявители ссылаются на то, что кадастровая стоимость арендуемого ими земельного участка превышает его рыночную стоимость.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 сентября 2015 г. N 80-АПГ15-8


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В., Меркулова В.П.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Главная управляющая компания "Ритейл-Парк" и общества с ограниченной ответственностью "Проминвест" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 73:24:030803:86 в размере, равном его рыночной стоимости, и об обязании федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области внести новую стоимость в государственный кадастр недвижимости, по апелляционной жалобе Администрации города Ульяновска на решение Ульяновского областного суда от 4 июня 2015 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя заявителей Никитиной Л.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

общество с ограниченной ответственностью "Главная управляющая компания "Ритейл-Парк" (далее - ООО "ГУК "Ритейл-Парк") и общество с ограниченной ответственностью "Проминвест" (далее - ООО "Проминвест") обратились в Ульяновский областной суд с заявлением (уточненным в процессе рассмотрения спора) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 73:24:030803:86, площадью 8 675 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под зданием административно-бытового корпуса, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, р-н Засвияжский, Московское шоссе, д. 9, корп. 1, равной его рыночной стоимости в размере 7 221 590 руб., определенной по состоянию на 1 января 2011 г.
Решением Ульяновского областного суда от 4 июня 2015 г. заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация г. Ульяновска обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее - Управление Росреестра по Ульяновской области), Правительство Ульяновской области, Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Администрация города Ульяновска, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя заявителей, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом об оценочной деятельности, признается достоверной и рекомендуемой, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (статья 12 Закона об оценочной деятельности).
В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (статья 17.1 Закона об оценочной деятельности).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ООО "ГУК "Ритейл-Парк" и ООО "Проминвест" на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 73:24:030803:86, общей площадью 8 675 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под зданием административно-бытового корпуса, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, р-н Засвияжский, Московское шоссе, д. 9, корп. 1, что подтверждается договором аренды земельного участка от 6 сентября 2011 г. N <...> и договором уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 14 января 2014 г.
Согласно кадастровому паспорту от 27 июня 2014 г. земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 24 марта 2009 г.
Кадастровая стоимость земельного участка составляет 29 938 869,37 руб., что подтверждается кадастровым паспортом и справкой от 20 марта 2015 г.
Указанная кадастровая стоимость определена на основании постановления Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 г. N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" по состоянию на 1 января 2011 г.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции заявители представили отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 4 августа 2014 г. N 746/14, выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Бизнес - Оценка - Аудит".
Согласно названному отчету рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2011 г. составляет 7 598 103 руб.
По результатам экспертизы отчета от 4 августа 2014 г. N 746/14, проведенной экспертом некоммерческого партнерства саморегулируемой организации оценщиков "Деловой союз оценщиков", отчет признан соответствующим Федеральному закону от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки, о чем составлено заключение от 8 октября 2014 г. N 1910/10/14.
Кроме того, заявителями представлено решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области от 22 декабря 2014 г. N 73/05/2014-76, подтверждающее соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.
По ходатайству представителя заявителей судом назначена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2011 г., проведение которой поручено эксперту федерального бюджетного учреждения Ульяновской лаборатории судебной экспертизы.
Согласно заключению эксперта по итогам проведения судебной экспертизы от 12 мая 2015 г. N 560/03-2, N 570/03-2 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2011 г. составила 7 221 590 руб.
Суд первой инстанции с учетом фактических обстоятельств дела, оценив представленное в материалы дела экспертное заключение от 12 мая 2015 г. N 560/03-2, N 570/03-2, установил кадастровую стоимость указанного земельного участка, равную его рыночной стоимости, в размере 7 221 590 руб.
Судебной коллегией при рассмотрении апелляционной жалобы установлено, что экспертом проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки. При этом в экспертном заключении приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости земельного участка. В заключении имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток. Кроме того, экспертом приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов.
При таких данных Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается с выводами суда о соответствии подготовленного экспертом заключения требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Ульяновского областного суда от 4 июня 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Ульяновска - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)