Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-898/2013

Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении без проведения торгов в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, возложении обязанности предоставить такой земельный участок.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истцу было отказано в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июня 2013 г. по делу N 33-898/2013


Судья Коваленко Ю.А.

Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
в составе
председательствующего Синиловой Т.П.
судей Белоноговой Н.Ю., Виноградовой О.А.
при секретаре Я.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации г. Великие Луки на решение Великолукского городского суда Псковской области от *** 2013 года, которым постановлено:
Иск С. удовлетворить.
Признать отказ администрации города Великие Луки в предоставлении С. как инвалиду в первоочередном порядке земельного участка в аренду без проведения торгов (аукциона) незаконным.
Обязать администрацию города Великие Луки предоставить в аренду С. земельный участок площадью *** кв. м для индивидуального жилищного строительства, местоположением: <...> рядом с домом ***, согласно схемы расположения земельного участка.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.А., судебная коллегия

установила:

С. обратилась в суд с иском к администрации г. Великие Луки о признании незаконным отказа в предоставлении ей без проведения торгов в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, возложении обязанности предоставить такой земельный участок.
Требования мотивировала тем, что она, являясь инвалидом, ***2012 и ***2012 обращалась с заявлениями в администрацию г. Великие Луки о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду, без проведения торгов, но получила письменный отказ на свои заявления. В ответе ответчик указал, что без торгов земельные участки под индивидуальное жилищное строительство предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий инвалидам.
С. считает данный отказ незаконным, полагая, что в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" она имеет право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Представитель ответчика администрации г. Великие Луки, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, заявлений, ходатайств не представил.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе администрацией г. Великие Луки ставится вопрос об отмене состоявшегося судебного постановления по мотиву нарушения норм материального права и принятии по делу нового решения об отказе С. в иске. Указано, что судами не приняты во внимание положения Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 свидетельствующих о том, что право инвалида на первоочередное предоставление земельного участка не является абсолютным и подлежит реализации с учетом обстоятельств, связанных с обеспеченностью инвалида жильем. Не учтено, что предоставление земельного участка в аренду для жилищного строительства без проведения торгов не носит возмездный характер, так как арендная плата вносится за использование земельного участка, а не за его предоставление, в связи с чем, такое право должно быть обусловлено наличием нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий. Не принято во внимание, что решение вопроса о предоставлении земельного участка в аренду относится к исключительной компетенции администрации г. Великие Луки. Судом не был исследован вопрос о возможном нарушении прав третьих лиц при предоставлении участка С.; также указано, что испрашиваемый истцом земельный участок не сформирован.
Представитель ответчика - администрации г. Великие Луки, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, заявления об отложении рассмотрения не представил.
Истец С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, что подтверждается уведомлением, имеющимся в материалах дела, направила в суд заявление о рассмотрение дела в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено, что истец является инвалидом, что подтверждается справкой *** от *** 2007 года.
*** и *** 2012 года истец обращалась к ответчику с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью *** кв. метров с указанием места расположения этого участка на основании части 14 статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", но получила отказ, обусловленный отсутствием решения о ее постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец относится к категории лиц, имеющих право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость право инвалидов, на первоочередное получение земельного участка для указанных целей от наличия каких-либо условий.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда первой инстанции, исходит из анализа действующего законодательства, регулирующего спорное правоотношение.
Так, часть 14 статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" прямо не предусматривает, что реализация права инвалида на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства возможна только в случае признания такового нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с пунктом 17 Правил Предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года и принятых во исполнение Федерального закона N 181-ФЗ, инвалид и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, для реализации права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен предоставить в органы местного самоуправления заявление и копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы. Предоставление иных документов, в том числе подтверждающих нуждаемость инвалида в улучшении жилищных условий, Правилами не предусмотрено.
Вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, порядок и особенности предоставления таких земельных участков для жилищного строительства урегулированы статьями 28, 30 и 30.1 Земельного кодекса РФ.
Согласно части 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ, по общему правилу, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются за плату; для жилищного строительства - предоставляются в собственность или в аренду, продажа таких участков или продажа права на заключение договоров аренды осуществляется на аукционах, за исключением некоторых случаев указанных в законе (ч. 1 и ч. 2 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, указанными нормами Земельного кодекса РФ закреплена возмездность получения инвалидом земельного участка для жилищного строительства в собственность или в аренду.
Нуждаемость в улучшении жилищных условий в качестве основания получения земельного участка в собственность или в аренду для индивидуального жилищного строительства Земельным кодексом также не предусмотрена.
О возможности получения земельных участков в собственность бесплатно гражданами и юридическими лицами говорится в этой же части 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ, но только в случаях, предусмотренных настоящим кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
О дополнительных льготах инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, которые могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет собственных средств, содержится указание и в пункте 18 названных выше Правил.
Действующее на территории города Великие Луки Положение о порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования "Город Великие Луки", принятое решением Великолукской городской Думы от 27 сентября 2006 года N 75 (в редакции от 6 октября 2011 года) и регламентирующее распоряжение земельными участками, находящимися в собственности или в ведении органа местного самоуправления, не устанавливает каких-либо особых условий получения земельных участков для жилищного строительства инвалидами в городе Великие Луки. На уровне субъекта Российской Федерации - Псковской области такой нормативный акт принят только в отношении земельных участков в городе Пскове, государственная собственность на которые не разграничена (постановление Администрации Псковской области от 6 декабря 2007 года N 435, в котором нуждаемость в улучшении жилищных условий инвалида не учитывается).
Признавая за истцом права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду без проведения торгов (аукциона), несмотря на требования части 2 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ, суд первой инстанции верно исходил из права первоочередности инвалида, что предполагает безусловное предоставление земельного участка без проведения аукциона (торгов) в собственность или в аренду.
То обстоятельство, что такая социальная гарантия инвалидов как право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства (часть 14 статьи 17 федерального закона 181-ФЗ) содержится в статье под названием "Обеспечение инвалидов жилой площадью", не свидетельствует о том, что к ней применяются требования, указанные в части первой этой правовой нормы о нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий и нахождении его на соответствующем учете, поскольку эти нормы имеют разное правовое регулирование: к части 1 статьи 17 применяется жилищное законодательство, а к части 14 статьи 17 - земельное. В первом случае инвалид получает жилое помещение всегда бесплатно, а во втором - за плату, и только за счет средств субъекта Российской Федерации инвалид может получить земельный участок под жилищное строительство бесплатно в случае принятия субъектом такого закона.
Поскольку в Псковской области отсутствует правовое регулирование о предоставлении инвалидам и семье с ребенком-инвалидом земельных участков в собственность бесплатно, то семья с ребенком-инвалидом может получить земельный участок для индивидуального жилищного строительства как дополнительную меру социальной поддержки за плату в собственность или в аренду без проведения торгов.
Кроме того, указанная выше норма права предполагает предоставление инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, земельных участков в первоочередном порядке не только для жилищного строительства, но и для ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, что объективно исключает обязательности наличия такого условия, как нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не учтено в какой территориальной зоне расположен испрашиваемый земельный участок и возможно ли его предоставить для целей, связанных со строительством жилого дома, не могут быть приняты во внимание, т.к. решение об отказе в предоставлении земельного участка С. было обусловлено только отсутствием ее учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Иные основания для отказа в решении не приведены. Данный довод не был приведен ответчиком при рассмотрении дела суда первой инстанции, но исходя из сведений карты градостроительного зонирования г. Великие Луки, имеющейся в материалах дела, местоположение испрашиваемого земельного участка истцом определено в пределах жилой зоны, что также подтверждается выкопировкой с плана города, на которой отражен испрашиваемый земельный участок. Каких-либо доказательств, свидетельствующих об обратном, не имеется.
Другие доводы апелляционной жалобы также не могут быть признаны состоятельными, как не являющиеся юридически значимыми по данному делу с учетом изложенного.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Великолукского городского суда Псковской области от *** 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Великие Луки - без удовлетворения.

Председательствующий
Т.П.СИНИЛОВА

Судьи
Н.Ю.БЕЛОНОГОВА
О.А.ВИНОГРАДОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)