Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 25.12.2014 N Ф10-4281/2014 ПО ДЕЛУ N А68-1997/2014

Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду для строительства здания торгового назначения.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Основанием отказа явился факт принятия органом местного самоуправления постановления, которым признано утратившим силу постановление о предварительном согласовании места размещения здания.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2014 г. по делу N Ф10-4281/2014

Дело N А68-1997/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 24.12.2014
Полный текст постановления изготовлен 25.12.2014
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Шелудяева В.Н.
судей Николаевой Н.Н., Степиной Л.В.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "ТеплоЭнергоСтрой" (ул. Болдина, д. 69, оф. 303, г. Тула, 300028, ИНН 7105500765, ОГРН 1077154004993) - Воробьевой Ю.В. - представитель (доверенность б/н от 01.02.2013, сроком на три года);
- от Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (ул. Жаворонкова, д. 2, г. Тула, 300012, ИНН 7106503078, ОГРН 1087154003518) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от правительства Тульской области (пр-т Ленина, д. 2, г. Тула, 300041, ИНН 7107027505, ОГРН 1037101131033) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от администрации муниципального образования город Тула (пр-т Ленина, д. 2, г. Тула, 300041, ИНН 7107030032, ОГРН 1037101133552) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "ТеплоЭнергоСтрой" на решение Арбитражного суда Тульской области от 24.06.2014 (судья Рыжикова Н.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2014 (судьи Рыжова Е.В., Волкова Ю.А., Тимашкова Е.Н.) по делу N А68-1997/2014,

установил:

общество с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "ТеплоЭнергоСтрой" (далее - ООО ПКФ "ТеплоЭнергоСтрой", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконными действий Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - Министерство) по отказу в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 71:30:050306:233 общей площадью 15 017 кв. м, расположенного по адресу: город Тула, район Центральный, улица Рязанская, для строительства здания торгового назначения (автосалон) со встроенными помещениями по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, изложенного в письме от 05.12.2013 N 20-01-22/14900.
Для восстановления нарушенного права оспариваемыми действиями заявитель просил суд принять решение об обязании Министерства заключить с ООО ПКФ "ТеплоЭнергоСтрой" договор аренды испрашиваемого земельного участка.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации города Тулы и правительства Тульской области.
Решением арбитражного суда от 24.06.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2014 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, Общество просит отменить обжалуемые решение и постановление и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Как установлено судом, 22.12.2008 администрацией города Тулы принято постановление N 5123 "О предварительном согласовании ООО ПКФ "ТеплоЭнергоСтрой", которым согласовано для строительства место размещения здания торгового назначения (автосалон) со встроенными помещениями по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей по улице Рязанской в Центральном районе города Тулы.
Указанным постановлением был утвержден акт о выборе земельного участка площадью 15 017 кв. м, расположенного на землях населенного пункта (город Тула) по улице Рязанской, и схема его расположения на кадастровой карте (плане) территории.
Земельный участок был сформирован и внесен в государственный кадастр недвижимости со следующими характеристиками: кадастровый номер 71:30:050306:233, общая площадь 15 017 кв. м, местоположение: город Тула, район Центральный, улица Рязанская, разрешенное использование - для размещения здания торгового назначения (автосалон) со встроенными помещениями по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей.
В связи с тем, что полномочия по распоряжению земельными участками в городе Тула были переданы Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области 14.11.2011 ООО ПКФ "ТеплоЭнергоСтрой" обратилось в указанный орган власти с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для строительства.
Постановлением администрации города Тулы от 26.11.2012 N 3349 "О признании утратившими силу некоторых постановлений главы администрации города Тулы" постановление от 22.12.2008 N 5123 признано утратившим силу. Решением Арбитражного суда Тульской области от 17.04.2013 по делу N А68-866/2013, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2013, постановление от 26.11.2012 N 3349 в части признания утратившим силу постановления от 22.12.2008 N 5123 признано недействительным.
Письмом от 25.12.2012 N 20-01-19/16167 Министерство отказало Обществу в предоставлении земельного участка в аренду в связи с принятием администрацией постановления от 26.11.2012 N 3349, которым признано утратившим силу постановление от 22.12.2008 N 5123 "О предварительном согласовании ООО ПКФ "ТеплоЭнергоСтрой" места размещения здания торгового назначения (автосалон) со встроенными помещениями по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей по улице Рязанской в Центральном районе города Тулы".
Решением Арбитражного суда Тульской области от 23.12.2013 по делу N А68-1773/2013, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2014, ООО ПКФ "ТеплоЭнергоСтрой" отказано в удовлетворении требований об оспаривании вышеуказанного отказа.
Министерством в адрес заявителя направлено письмо от 05.12.2013 N 20-01-22/14900, в котором со ссылкой на истечение срока, предусмотренного статьей 31 ЗК РФ, постановление правительства Тульской области от 21.02.2012 N 81 "Об особенностях предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Тульской области - городе Туле", включение территории испрашиваемого земельного участка в особо охраняемую территорию, отказано в предоставлении земельного участка.
Не согласившись с указанными действиями Министерства, Общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду на срок строительства этих зданий, строений, сооружений (ч. 3 ст. 30 ЗК РФ).
В силу части 5 статьи 30 ЗК РФ, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - проведение работ по формированию земельного участка;
- - государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 ЗК РФ;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
В силу части 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу требований статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются градостроительным регламентом.
Как следует из материалов дела, постановлением от 22.12.2008 N 5123 утверждены акт о выборе земельного участка площадью 15 017 кв. м для строительства здания торгового назначения (автосалон) со встроенными помещениями по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей и схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.
Из указанного акта выбора земельного участка усматривается, что комиссия в составе уполномоченных представителей пришла к предварительному выводу о допустимости использования земельного участка для размещения здания торгового назначения (автосалон) со встроенными помещениями по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей. При этом в акте имеется ссылка на письмо Управления Роспотребнадзора по Тульской области от 24.04.2008 N 3357 о согласовании места размещения объекта.
Вместе с тем в данном письме содержится возражение Управления Роспотребнадзора по Тульской области на размещение автосалона по улице Рязанской в Центральном районе города Тулы.
Согласно градостроительному заключению от 30.10.2007 N 251 "О возможности и условиях подготовки акта о выборе земельного участка для размещения автосалона по улице Рязанской в Центральном районе города Тулы", подписанному начальником управления градостроительства и архитектуры администрации города Тулы, в пункте 9 "Соответствие (несоответствие) предполагаемого размещения объекта на участке утвержденной градостроительной документации" указано, что по Генеральному плану города Тулы функциональное назначение данного земельного участка определено, как зона городских парков, скверов и бульваров.
Как следует из градостроительного плана спорного земельного участка, утвержденного постановлением от 22.12.2008 N 5123, градостроительный регламент на данный земельный участок не установлен, основные виды разрешенного использования земельного участка градостроительным регламентом не установлены. На данный земельный участок распространяется действие разработанной градостроительной документации - Генеральный план муниципального образования город Тула, утвержденный решением Тульской городской Думы от 20.06.2007 N 32/676.
В соответствии с разделом 4.1 генерального плана к основным территориальным зонам, выделенным в Генеральном плане города Тулы, относятся, в том числе, зоны рекреационного назначения - городские парки, скверы, сады, бульвары; лесопарки, городские леса, зоны отдыха; спортивные комплексы и сооружения.
В соответствии с пунктом 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, входят в состав рекреационных зон и используются для отдыха граждан и туризма.
В силу пункта 5 статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
Из материалов дела следует, что на момент принятия постановления от 22.12.2008 N 5123 спорный земельный участок находился в рекреационной зоне, что исключало возможность использования земельного участка для размещения автосалона со встроенными помещениями по ремонту и техническому обслуживания автомобилей.
Решением Тульской городской Думы от 25.03.2009 N 65/1406 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город Тула, согласно которым спорный земельный участок расположен в зоне делового, общественного и коммерческого назначения (О-1-1) и частично в зоне городских парков, скверов, бульваров (Р-1).
Согласно части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Судом установлено, что испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах - зоне делового, общественного и коммерческого назначения и зоне городских парков, скверов, бульваров, что подтверждается фрагментом карты градостроительного зонирования, согласно которой испрашиваемый земельный участок частично расположен в зоне О-1-1 (зона делового, общественного и коммерческого назначения), а частично - за ее пределами, в зоне Р-1 (зона городских парков, скверов, бульваров).
Согласно статье 34.5 Правил землепользования и застройки муниципального образования город Тула зона Р-1 предназначена для организации парков, скверов, бульваров, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения, в которой основные виды разрешенного использования - городские парки, скверы, сады, бульвары; вспомогательные виды разрешенного использования: детские площадки, площадки для отдыха, сезонные обслуживающие объекты, некапитальные объекты для обслуживания фестивалей, праздников, спортивные площадки.
При таких обстоятельствах, установив, что испрашиваемый земельный участок находится в двух территориальных зонах - О-1-1 (зона делового, общественного и коммерческого назначения) и Р-1 (зона городских парков, скверов, бульваров), суд первой и апелляционной инстанций пришел к правильному выводу о том, что данное обстоятельство исключает его предоставление в аренду для строительства в силу прямого указания закона.
Согласно статье 95 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) к землям особо охраняемых территорий относятся природные парки, являются объектами общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона N 33-ФЗ особо охраняемыми природными территориями регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок расположен, в том числе в особо охраняемой природной территории регионального значения "Природный комплекс парка имени 250-летия ТОЗ и ручья Рогожня".
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд первой и апелляционной инстанций пришел к обоснованному выводу о правомерности отказа в предоставлении ООО ПКФ "ТеплоЭнергоСтрой" испрашиваемого земельного участка для строительства, недоказанности заявителем факта нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми действиями Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона и направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся по настоящему делу судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 24.06.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2014 по делу N А68-1997/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "ТеплоЭнергоСтрой" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев.

Председательствующий
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ

Судьи
Н.Н.НИКОЛАЕВА
Л.В.СТЕПИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)