Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 17 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 августа 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой
судей Г.А. Симоновой, Г.М. Грачева
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.С. Барановой
при участии
- лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО Компания "Сангар"
апелляционное производство N 05АП-5051/2011
на решение от 21.06.2011
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-4064/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ЗАО Компания "Сангар" (ИНН 2540044937, ОГРН 1022502266324, место нахождения: 690003, Приморский край, г. Владивосток, ул. Нижнепортовая, 3)
к департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, место нахождения: 690033, Приморский край, г. Владивосток, ул. Бородинская, 12)
о признании незаконным отказа,
установил:
Закрытое акционерное общество Компания "Сангар" (далее - заявитель, ЗАО "Сангар", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - департамент) в предоставлении земельного участка от 31.12.2010 N 29/02-20-22898.
Решением от 21.06.2011 в удовлетворении заявления отказано, поскольку земельный участок, испрашиваемый ЗАО Компания "Сангар", входит в границы зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3), в которой не допускается размещение административных зданий, за исключением предназначенных для размещения органов государственной власти, органов местного самоуправления.
В апелляционной жалобе на решение суда от 21.06.2011 ЗАО "Сангар" просит его отменить как незаконное и необоснованное. Заявитель указывает на то, что на момент его обращения в департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края (в настоящее время - департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края) 11.09.2008 с заявлением о согласовании аренды земельного участка Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, которыми запрещено размещение административного здания в территориальной зоне Ж-3, утвержденные Думой г. Владивостока 07.04.2010, не действовали. Кроме того, основным назначением планируемого к постройке административного здания является хозяйственно-бытовое обеспечение двухуровневой парковки, что свидетельствует о размещении на участке не административного здания, а парковки.
ЗАО "Сангар", департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее:
11.09.2008 ЗАО "Сангар" обратилось в департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края (в настоящее время - департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края) с заявлением о согласовании аренды земельного участка площадью 4520 кв. м с предварительным согласованием места размещения объекта: административного здания с сервисным комплексом и двухуровневой парковкой по адресу г. Владивосток, ул. Шилкинская, 4 (вх. N 29-10429 от 29.09.2008.
Письмом от 03.05.2009 N 116 общество для целей предоставления в аренду указанного земельного участка направило в департамент дополнительные документы: акт выбора площадки, эскизный проект, рабочий проект, сведения из ГЗК, копии продленных техусловий на подключение объекта.
Департамент письмом от 22.06.2009 N 29/02-20-6167 указал на невозможность принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта в связи с отсутствием схемы расположения земельного участка в соответствии с вариантом его выбора, а также указал на отсутствие указанных в приложении к заявлению кадастрового паспорта земельного участка и оригинала акта выбора площадки под строительство.
10.08.2010 общество направило в департамент оригинал согласованного акта выбора земельного участка и копии технических условий (вх. N 29-20833 от).
Письмом от 31.12.2010 N 29/02-20-22898 департамент отказал обществу в предоставлении земельного участка, поскольку Правилами землепользования и застройки не предусмотрено размещение административного здания с сервисным комплексом и двухуровневой парковкой в территориальной зоне Ж-3, а также на большую часть участка зарегистрированы права третьих лиц (ООО "ЕСЕ").
Не согласившись с отказом департамента от 31.12.2010 N 29/02-20-22898 в предоставлении земельного участка, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с положениями статей 198, 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 29 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности определен в статье 30 Земельного кодекса РФ, в силу пункта 1 которой предоставление земельных участков осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду. (пункт 3 статьи 30 Земельного кодекса РФ).
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ установлено, что орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Как определено пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ, результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К акту выбора прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
После получения необходимых согласований и экспертных заключений на предмет возможности размещения предполагаемого объекта происходит утверждение акта о выборе земельного участка, предварительное согласование места размещения объекта и постановка участка на кадастровый учет.
В соответствии с Законом Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", Постановлениями Администрации Приморского края от 08.02.2007 N 23-па, от 12.02.2007 N 28-па органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административного центра Приморского края является департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Земли в границах городских, сельских населенных пунктов относятся к категории земель "земли населенных пунктов" и в соответствии со статьей 83 Земельного кодекса РФ предназначены для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам, в том числе: жилым; общественно-деловым; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. (пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Согласно пункту 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон, в том числе в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
На территории г. Владивостока действуют Генеральный план Владивостокского городского округа, утвержденный решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119, и Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа земельный участок, испрашиваемый ЗАО "Сангар", входит в границы зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3).
Согласно статье 22 указанных Правил землепользования и застройки жилые зоны предназначены для застройки индивидуальными жилыми домами и многоквартирными жилыми домами различной этажности, другими объектами, предназначенными для проживания граждан.
В статье 25 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа определены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне застройки многоэтажными жилыми домами. Основными видами разрешенного использования для этой зоны являются, в том числе: объекты розничной торговли; объекты общественного питания; объекты бытового обслуживания; административные здания, предусмотренные для размещения органов государственной власти, органов местного самоуправления; гаражи; стоянки автомобильного транспорта; сады, скверы, парки, бульвары.
Таким образом, размещение административных зданий в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) допускается только для размещения органов государственной власти, органов местного самоуправления, при условии, что эти объекты располагаются на земельных участках, примыкающих к красным линиям улиц и дорог всех типов, являющихся территориями общего пользования.
Соответственно, размещение на испрашиваемом земельном участке административного здания, не связанного с размещением органов государственной власти, органов местного самоуправления, в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) является основанием для отказа в предоставлении такого участка в аренду для испрашиваемых целей.
Согласно пояснительной записке рабочего проекта 04-06-08 ПЗ объект, предполагаемый к размещению заявителем на спорном земельном участке, представляет собой административное здание с сервисным комплексом и двухуровневой парковкой автомобилей. При этом основным статусом и назначением планируемой постройки является административное здание. Автомобильная парковка и гараж предназначены для его обслуживания. В связи с этим коллегией отклоняется довод заявителя апелляционной жалобы о том, что основным назначением использования испрашиваемого земельного участка является размещение на участке парковки, а не административного здания.
Ссылка общества на то, что на момент его обращения в департамент 11.09.2008 с заявлением о согласовании аренды земельного участка Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, которыми запрещено размещение административного здания в территориальной зоне Ж-3, утвержденные Думой г. Владивостока 07.04.2010, еще не действовали, коллегией не принимается, поскольку указанный нормативный акт действовал на момент вынесения департаментом оспариваемого решения об отказе в предоставлении земельного участка от 31.12.2010 N 29/02-20-22898 и принятия судом первой инстанции решения по существу спора.
Таким образом, отказ департамента в предоставлении обществу спорного земельного участка от 31.12.2010 N 29/02-20-22898 является правомерным.
В связи с этим не имеет правового значения указание департамента в письме от 31.12.2010 N 29/02-20-22898 на наличие на большую часть участка прав третьего лица (ООО "ЕСЕ").
На основании вышеизложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение от 21.06.2011 по делу N А51-4064/2011 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
Г.А.СИМОНОВА
Г.М.ГРАЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.08.2011 N 05АП-5051/2011 ПО ДЕЛУ N А51-4064/2011
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2011 г. N 05АП-5051/2011
Дело N А51-4064/2011
Резолютивная часть постановления оглашена 17 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 августа 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой
судей Г.А. Симоновой, Г.М. Грачева
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.С. Барановой
при участии
- лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО Компания "Сангар"
апелляционное производство N 05АП-5051/2011
на решение от 21.06.2011
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-4064/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ЗАО Компания "Сангар" (ИНН 2540044937, ОГРН 1022502266324, место нахождения: 690003, Приморский край, г. Владивосток, ул. Нижнепортовая, 3)
к департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, место нахождения: 690033, Приморский край, г. Владивосток, ул. Бородинская, 12)
о признании незаконным отказа,
установил:
Закрытое акционерное общество Компания "Сангар" (далее - заявитель, ЗАО "Сангар", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - департамент) в предоставлении земельного участка от 31.12.2010 N 29/02-20-22898.
Решением от 21.06.2011 в удовлетворении заявления отказано, поскольку земельный участок, испрашиваемый ЗАО Компания "Сангар", входит в границы зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3), в которой не допускается размещение административных зданий, за исключением предназначенных для размещения органов государственной власти, органов местного самоуправления.
В апелляционной жалобе на решение суда от 21.06.2011 ЗАО "Сангар" просит его отменить как незаконное и необоснованное. Заявитель указывает на то, что на момент его обращения в департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края (в настоящее время - департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края) 11.09.2008 с заявлением о согласовании аренды земельного участка Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, которыми запрещено размещение административного здания в территориальной зоне Ж-3, утвержденные Думой г. Владивостока 07.04.2010, не действовали. Кроме того, основным назначением планируемого к постройке административного здания является хозяйственно-бытовое обеспечение двухуровневой парковки, что свидетельствует о размещении на участке не административного здания, а парковки.
ЗАО "Сангар", департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее:
11.09.2008 ЗАО "Сангар" обратилось в департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края (в настоящее время - департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края) с заявлением о согласовании аренды земельного участка площадью 4520 кв. м с предварительным согласованием места размещения объекта: административного здания с сервисным комплексом и двухуровневой парковкой по адресу г. Владивосток, ул. Шилкинская, 4 (вх. N 29-10429 от 29.09.2008.
Письмом от 03.05.2009 N 116 общество для целей предоставления в аренду указанного земельного участка направило в департамент дополнительные документы: акт выбора площадки, эскизный проект, рабочий проект, сведения из ГЗК, копии продленных техусловий на подключение объекта.
Департамент письмом от 22.06.2009 N 29/02-20-6167 указал на невозможность принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта в связи с отсутствием схемы расположения земельного участка в соответствии с вариантом его выбора, а также указал на отсутствие указанных в приложении к заявлению кадастрового паспорта земельного участка и оригинала акта выбора площадки под строительство.
10.08.2010 общество направило в департамент оригинал согласованного акта выбора земельного участка и копии технических условий (вх. N 29-20833 от).
Письмом от 31.12.2010 N 29/02-20-22898 департамент отказал обществу в предоставлении земельного участка, поскольку Правилами землепользования и застройки не предусмотрено размещение административного здания с сервисным комплексом и двухуровневой парковкой в территориальной зоне Ж-3, а также на большую часть участка зарегистрированы права третьих лиц (ООО "ЕСЕ").
Не согласившись с отказом департамента от 31.12.2010 N 29/02-20-22898 в предоставлении земельного участка, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с положениями статей 198, 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 29 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности определен в статье 30 Земельного кодекса РФ, в силу пункта 1 которой предоставление земельных участков осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду. (пункт 3 статьи 30 Земельного кодекса РФ).
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ установлено, что орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Как определено пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ, результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К акту выбора прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
После получения необходимых согласований и экспертных заключений на предмет возможности размещения предполагаемого объекта происходит утверждение акта о выборе земельного участка, предварительное согласование места размещения объекта и постановка участка на кадастровый учет.
В соответствии с Законом Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", Постановлениями Администрации Приморского края от 08.02.2007 N 23-па, от 12.02.2007 N 28-па органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административного центра Приморского края является департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Земли в границах городских, сельских населенных пунктов относятся к категории земель "земли населенных пунктов" и в соответствии со статьей 83 Земельного кодекса РФ предназначены для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам, в том числе: жилым; общественно-деловым; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. (пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Согласно пункту 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон, в том числе в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
На территории г. Владивостока действуют Генеральный план Владивостокского городского округа, утвержденный решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119, и Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа земельный участок, испрашиваемый ЗАО "Сангар", входит в границы зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3).
Согласно статье 22 указанных Правил землепользования и застройки жилые зоны предназначены для застройки индивидуальными жилыми домами и многоквартирными жилыми домами различной этажности, другими объектами, предназначенными для проживания граждан.
В статье 25 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа определены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне застройки многоэтажными жилыми домами. Основными видами разрешенного использования для этой зоны являются, в том числе: объекты розничной торговли; объекты общественного питания; объекты бытового обслуживания; административные здания, предусмотренные для размещения органов государственной власти, органов местного самоуправления; гаражи; стоянки автомобильного транспорта; сады, скверы, парки, бульвары.
Таким образом, размещение административных зданий в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) допускается только для размещения органов государственной власти, органов местного самоуправления, при условии, что эти объекты располагаются на земельных участках, примыкающих к красным линиям улиц и дорог всех типов, являющихся территориями общего пользования.
Соответственно, размещение на испрашиваемом земельном участке административного здания, не связанного с размещением органов государственной власти, органов местного самоуправления, в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) является основанием для отказа в предоставлении такого участка в аренду для испрашиваемых целей.
Согласно пояснительной записке рабочего проекта 04-06-08 ПЗ объект, предполагаемый к размещению заявителем на спорном земельном участке, представляет собой административное здание с сервисным комплексом и двухуровневой парковкой автомобилей. При этом основным статусом и назначением планируемой постройки является административное здание. Автомобильная парковка и гараж предназначены для его обслуживания. В связи с этим коллегией отклоняется довод заявителя апелляционной жалобы о том, что основным назначением использования испрашиваемого земельного участка является размещение на участке парковки, а не административного здания.
Ссылка общества на то, что на момент его обращения в департамент 11.09.2008 с заявлением о согласовании аренды земельного участка Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, которыми запрещено размещение административного здания в территориальной зоне Ж-3, утвержденные Думой г. Владивостока 07.04.2010, еще не действовали, коллегией не принимается, поскольку указанный нормативный акт действовал на момент вынесения департаментом оспариваемого решения об отказе в предоставлении земельного участка от 31.12.2010 N 29/02-20-22898 и принятия судом первой инстанции решения по существу спора.
Таким образом, отказ департамента в предоставлении обществу спорного земельного участка от 31.12.2010 N 29/02-20-22898 является правомерным.
В связи с этим не имеет правового значения указание департамента в письме от 31.12.2010 N 29/02-20-22898 на наличие на большую часть участка прав третьего лица (ООО "ЕСЕ").
На основании вышеизложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение от 21.06.2011 по делу N А51-4064/2011 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
Г.А.СИМОНОВА
Г.М.ГРАЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)