Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 16.02.2015 N Ф07-307/2015 ПО ДЕЛУ N А56-8187/2014

Требование: О признании незаконным бездействия Правительства субъекта РФ по заявлению о предоставлении для строительства объекта земельного участка; об обязании принять решение о предоставлении участка.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Документация возвращена обществу на доработку в связи с выявлением ее несоответствия законодательству.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 2015 г. по делу N А56-8187/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Кадулина А.В., Сапоткиной Т.И., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Сидней" генерального директора Башковой В.В. (решение участников общества от 11.02.2014 N 1), Малтыза И.Н. (доверенность от 14.10.2014), от Правительства Санкт-Петербурга Стериной О.О. (доверенность от 12.01.2015 N 07-125/27), Мануйловой О.П. (доверенность от 12.01.2015 N 07-125/32), от Комитета по строительству Мануйловой О.П. (доверенность от 12.01.2015 N 28/15), Краснобаева Е.И. (доверенность от 12.01.2015 N 30/15), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сидней" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.06.2014 (судья Воробьева Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2014 (судьи Горбик В.М., Кашина Т.А., Полубехина Н.С.) по делу N А56-8187/2014,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Сидней", место нахождения: 194017, Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д. 63, лит. А, пом. 3Н/2, ОГРН 5067847030015, ИНН 7806338013 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный, по заявлению о предоставлении для строительства объекта недвижимости - земельного участка площадью 19 657 кв. м с кадастровым номером 78:36:1310101:46, расположенного по адресу: Выборгский р-н, пос. Парголово, пр. Энгельса, участок 3 (юго-западнее пересечения с 3-м Верхним переулком); обязании Правительства Санкт-Петербурга принять решение о предоставлении Обществу указанного земельного участка путем издания соответствующего постановления о проектировании и строительстве (с учетом уточнения заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по строительству, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 76, ОГРН 1027810279397, ИНН 7830002342.
Решением от 12.06.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2014 данное решение оставлено без изменения.
Общество в кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и ненадлежащую оценку судами представленных доказательств, просит отменить названные судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, информация о возможности подключения объекта к сетям теплоснабжения имелась у органов государственной власти Санкт-Петербурга на момент утверждения акта о выборе земельного участка, поскольку без такой информации акт не мог быть утвержден; Комитет по строительству не вправе требовать от заявителя повторного предоставления информации о возможности подключения объекта к сетям теплоснабжения, поскольку предоставление таких сведений является правом, а не обязанностью заявителя; Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка после утверждения акта выбора участка для строительства; вывод суда о несоответствии действительности величины рыночной стоимости комплекса прав на объект ничем не обоснован и не аргументирован; размещение перехватывающей парковки планируется на другом земельном участке - N 19 площадью 32 011 кв. м с кадастровым номером 78:36:1310101:45, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Выборгский р-н, пос. Парголово, пр. Энгельса, участок 2 (западнее пересечения с 3-м Верхним переулком).
Правительство Санкт-Петербурга и Комитет по строительству в отзыве на кассационную жалобу просят оставить ее без удовлетворения, указывая, что заявитель не представил документы, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации и Санкт-Петербурга, для принятия уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка для проектирования и строительства.
В судебном заседании представители Общества поддержали кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представители Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству против удовлетворения жалобы возражали по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 15.04.2010 N 362 "О проведении изыскательских работ на земельных участках, расположенных по адресам: Выборгский район, пос. Парголово, пр. Энгельса, участок 1 (западнее пересечения с 3-м Верхним пер.), участок 3 (юго-западнее пересечения с 3-м Верхним пер.)" Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) и Общество заключили договор от 29.05.2010 N 02/ЗКИ-07750 аренды двух земельных участков, зона 11 - площадью 20 499 кв. м и 70 290 кв. м с кадастровыми номерами 78:36:13101А:12 и 78:36:13101А:13 соответственно, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, пос. Парголово, пр. Энгельса, участки 3 и 1 (юго-западнее пересечения с 3-м Верхним переулком и западнее пересечения с 3-м Верхним переулком соответственно), для проведения изыскательских работ в целях определения возможности проектирования и строительства автовокзала, стоянок городского транспорта, коммерческого объекта, не связанного с проживанием населения, гостиницы, крытого спортивного комплекса без трибун для зрителей, подземного гаража (комплекса зданий, включающего междугородный/международный автобусный вокзал, блок многоуровневых перехватывающих парковок, общественно-деловой комплекс с офисными помещениями, гостиницей, конгресс-центром и спортивным комплексом с подземными гаражами) сроком до 28.04.2011.
Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре (далее - КГА) от 09.12.2010 N 254-пр утвержден проект границ земельных участков по адресу: Выборгский район, поселок Парголово, пр. Энгельса, участок 1 (западнее пересечения с 3-м Верхним переулком), участок 3 (юго-западнее пересечения с 3-м Верхним переулком) для предоставления на инвестиционных условиях; установлены градостроительные параметры участков и виды использования, в том числе площадь участков в границах проектирования - 26 301 кв. м, 32 011 кв. м, 19 657 кв. м, разрешенное использование - размещение коммерческих объектов, не связанных с проживанием населения, размещение многоэтажного гаража и автовокзала, размещение коммерческих объектов, не связанных с проживанием населения, соответственно.
Распоряжением КГА от 03.02.2011 N 304 утвержден акт о выборе для строительства земельного участка общей площадью 19 657 кв. м, расположенного по адресу: Выборгский р-н, пос. Парголово, пр. Энгельса, участок 3 (юго-западнее пересечения с 3-м Верхним переулком).
Согласно акту о выборе земельного участка выбор участка выполнен на основании комплекта инженерно-градостроительной документации, включающего: заключения КГА от 11.01.2011 N 1-1-50/5, Комитета по энергетике и инженерному обеспечению (далее - Комитет по энергетике) от 23.09.2010 N 646, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП) от 30.12.2010 N 2-9983-1, санитарно-эпидемиологическое заключение от 30.08.2010, распоряжение КГА от 09.12.2010 N 254-пр "Об утверждении проекта границ земельного участка".
13.04.2011 земельный участок площадью 19 657 кв. м с разрешенным использованием "для размещения коммерческих объектов" поставлен на кадастровый учет с присвоением участку кадастрового номера 78:36:1310101:46, что подтверждается кадастровым паспортом участка от 25.11.2013 N 78/2011/13-243166.
По заказу Общества оценщиком подготовлен отчет от 18.12.2013 N р-195-1/13 об оценке рыночной стоимости комплекса прав на земельный участок, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Выборгский р-н, пос. Парголово, пр. Энгельса, участок 3 (юго-западнее пересечения с 3-м Верхним переулком). На указанный отчет получено заключение Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" от 27.12.2013 N 31-2-1147/2013.
В целях подготовки документов для обращения к уполномоченному органу с заявлением о предоставлении указанного земельного участка для строительства Общество также получило заключения КГИОП от 18.11.2013 N 2-12852-1, КУГИ от 19.11.2013 N 30298-32, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 13.11.2013 N 65590/К, Комитета по энергетике от 25.11.2011 N 591.
30.12.2013 Общество обратилось в Комитет по строительству с заявлением N 10-1/3-3 (входящий N 14-27757/13) о подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении земельного участка площадью 19 657 кв. м с кадастровым номером 78:36:1310101:46 для строительства с приложением комплекта документов, включающего перечисленные выше заключения.
Письмом от 09.01.2014 N 14-27757/13 Комитет по строительству возвратил Обществу документацию на доработку на основании пункта 3.16.1 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 N 1813 (далее - Положение), в связи с выявленными несоответствиями представленных документов требованиям действующего законодательства, а именно: согласно заключению КУГИ от 19.11.2013 N 30298-32 испрашиваемый земельный участок находится в фактическом пользовании Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городской центр автостоянок и гаражей" (далее - Предприятие), с которым предполагается заключить договор аренды земельного участка; срок действия тарифов по теплоснабжению, указанных в заключении Комитета по энергетике от 25.11.2011 N 591, истек 31.12.2011, а срок действия технических условий установлен в два года в противоречие с пунктом 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ), устанавливающим не менее чем трехлетний срок; распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 15.05.2007 N 39-рп на испрашиваемом участке предусмотрено размещение перехватывающей автостоянки; в представленном комплекте документов отсутствует официальная публикация акта о выборе земельного участка для строительства.
Письмом от 13.01.2014 Общество дополнительно направило в Комитет по строительству письмо Комитета по энергетике от 30.12.2013 N 641 об условиях инженерного обеспечения объекта, содержащее информацию о тарифах по теплоснабжению, действующих по 31.12.2014, и о сроке действия технических условий в три года.
Общество, считая, что представило все необходимые документы для принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства, однако в нарушение действующего законодательства Правительство Санкт-Петербурга не приняло решения о предоставлении участка, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Пунктом 5 названной статьи определен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, включающий следующие этапы: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 32 указанного Кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Порядок предоставления земельных участков для строительства на территории Санкт-Петербурга регулируется Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 282-43), во исполнение которого постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 N 1813 утверждено Положение.
Согласно пункту 3.13 названного Положения для принятия решения о подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта на инвестиционных условиях потенциальным инвестором обеспечивается подготовка документов, в том числе заключения КУГИ, содержащего сведения об обременениях земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости с указанием сроков и условий прекращения прав третьих лиц либо об их отсутствии (пункт 3.13.2), заключения Комитета по энергетике, содержащего технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и информацию о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, а также о плате за технологическое присоединение к электрическим сетям (пункт 3.13.4 в редакции, действовавшей на момент подачи Обществом заявления).
Исходя из пункта 3.15 Положения документы, указанные в пункте 3.13, прилагаются к подаваемому потенциальным инвестором в Комитет по строительству заявлению о подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении земельного участка для целей строительства на инвестиционных условиях.
Пунктами 3.16, 3.16.1 и 3.16.2 Положения предусмотрено, что Комитет по строительству в течение двух рабочих дней со дня регистрации заявления проверяет переданные документы на соответствие составу и требованиям действующего законодательства и названному Положению; в случае несоответствия указанным критериям документы возвращаются потенциальному инвестору в течение двух рабочих дней для доработки; при отсутствии оснований для возврата документов Комитет по строительству в течение семи рабочих дней осуществляет подготовку проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, Общество к заявлению от 30.12.2013 приложило заключение Комитета по энергетике от 25.11.2011 N 591, содержащее не актуальные на момент подачи заявления сведения. Актуализированное заключение Комитета по энергетике от 30.12.2013 N 641 направлено Обществом в Комитет по строительству дополнительно сопроводительным письмом от 13.01.2014, после возвращения последним документов Обществу на доработку. При этом повторно комплект документов, перечисленных в пункте 3.13 Положения, в Комитет по строительству предоставлен не был.
Таким образом, поскольку с учетом приложения Обществом к заявлению от 30.12.2013 ненадлежащего заключения Комитета по энергетике нельзя считать, что представленный комплект документов соответствовал требованиям пункта 3.13 Положения, у Комитета по строительству не имелось оснований для подготовки проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении земельного участка для строительства.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не представил надлежащие доказательства объективной невозможности своевременно получить актуальное заключение Комитета по энергетике либо подать заявление в Комитет по строительству до истечения срока действия заключения от 25.11.2011 N 591.
Кроме того, как указано в представленном Обществом заключении КУГИ от 19.11.2013 N 30298-32, испрашиваемый земельный участок находится в фактическом пользовании третьего лица - Предприятия. Согласно заключениям КГА от 15.11.2013 N 1-4-59938/5 и от 18.12.2013 N 1-4-66059/5 на испрашиваемом земельном участке распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 15.05.2007 N 39-рп "Об утверждении примерного Адресного перечня автостоянок в Санкт-Петербурге" предусмотрено размещение перехватывающей автостоянки. С учетом названных обстоятельств суды правомерно посчитали, что в случае принятия Правительством Санкт-Петербурга решения о предоставлении Обществу спорного земельного участка для строительства этот индивидуальный акт распорядительного характера противоречил бы акту исполнительного органа государственной власти, имеющему нормативный характер, в части функционального использования земельного участка и назначения размещаемых на нем объектов. То обстоятельство, что перехватывающую автостоянку планируется обустроить на испрашиваемом земельном участке площадью 19 657 кв. м с кадастровым номером 78:36:1310101:46, Общество относимыми и допустимыми доказательствами, представленными в соответствии со статьями 65, 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не опровергло, хотя на данное обстоятельство указано в письме Комитета по строительству от 09.01.2014, которым документы возвращены Обществу на доработку.
Довод Общества о том, что из статей 30, 32 Земельного кодекса Российской Федерации не следует возможность отказа в предоставлении земельного участка для строительства после утверждения акта о выборе земельного участка, подлежит отклонению. В силу статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; состоит из названного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. Таким образом, принятый в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации законодательным органом государственной власти Санкт-Петербурга Закон Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 и утвержденное во исполнение этого Закона постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 N 1813 Положение наряду с нормами Земельного кодекса Российской Федерации подлежат применению при регулировании соответствующих отношений. Установление названными правовыми актами норм, отличных от содержащихся в Кодексе, не свидетельствует о противоречии этих актов Кодексу.
При таких обстоятельствах, с учетом непредставления Обществом всех документов, перечисленных в пункте 3.13 Положения, и необходимости приведения предполагаемого использования земельного участка в соответствие с действующим распоряжением исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, суды пришли к правильному выводу об отсутствии незаконного бездействия со стороны Правительства Санкт-Петербурга и оснований для возложения на него обязанности подготовить и принять решение о предоставлении Обществу спорного земельного участка для строительства.
Что касается представленного заявителем отчета об оценке рыночной стоимости комплекса прав на земельный участок, то надлежащих доказательств и убедительных доводов в обоснование недостоверности отчета и невозможности его использования при совершении сделки заинтересованные лица не представили. На какие-либо недостатки представленного отчета Комитет по строительству в письме от 09.01.2014 не ссылался. Исходя из пунктов 3.16, 3.16.1, 3.16.2 Положения, согласно которым в случае отсутствия оснований для возврата документов потенциальному инвестору для доработки осуществляется подготовка проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении земельного участка для строительства, не предполагается повторный возврат документов по основаниям, не указанным ранее. Однако содержащиеся в обжалуемых судебных актах выводы в этой части не повлияли на правильность выводов по существу спора.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление правильными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены указанных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.06.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2014 по делу N А56-8187/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сидней" - без удовлетворения.

Председательствующий
И.В.СЕРГЕЕВА

Судьи
А.В.КАДУЛИН
Т.И.САПОТКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)