Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.03.2014 ПО ДЕЛУ N А05-11724/2013

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2014 г. по делу N А05-11724/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 марта 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Пестеревой О.Ю. и Холминова А.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Луковецкий леспромхоз" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 декабря 2013 года по делу N А05-11724/2013 (судья Дмитревская А.А.),

установил:

открытое акционерное общество "Луковецкий леспромхоз" (ОГРН 1022901564080, далее - общество, ОАО "Луковецкий леспромхоз") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области (далее - управление, административный орган) от 18.09.2013 N 07-137/2013, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 35 000 руб.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 10 декабря 2013 года требования общества удовлетворены частично, постановление управления признано незаконным и отменено в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере, превышающем 30000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленного требования арбитражным судом отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что арбитражным судом и административным органом не исследовался вопрос о времени образования загрязнений. Податель жалобы ссылается на отсутствие его вины, а также финансовой возможности для организации мероприятий по очистке территории от загрязнений в связи с банкротством общества и введением в отношении него процедуры конкурсного производства.
Управление в отзыве отклонило доводы, изложенные в жалобе, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество и административный орган, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "Луковецкий леспромхоз" зарегистрировано 26.06.1996 администрацией муниципального образования "Холмогорский район" (далее - администрация) (регистрационный номер 111); 10.10.2002 внесено Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Архангельской области (отдел по работе с налогоплательщиками N 2) в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022901564080.
Согласно договору аренды находящегося в федеральной собственности земельного участка от 05.03.2009 N 17/26, заключенному Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Архангельской области (арендодатель) и ОАО "Луковецкий леспромхоз" (арендатор), общество арендует земельный участок из земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения; по адресу: Архангельская область, Холмогорский район, северная, северо-восточная части кадастрового квартала 29:19:011901; площадью 837 100 кв. м с разрешенным использованием для эксплуатации производственных зданий и строений с кадастровым номером 29:19:011901:0004.
Договор действует по 04 марта 2019 года (пункт 2.1 договора).
На основании распоряжения управления от 22.05.2013 N 123-р в отношении общества проведена плановая выездная проверка.
О проведении проверки общество извещено письмом от 22.05.2013 N 06-13/4060, с приложением распоряжения, вручены 28.05.2013, что подтверждается почтовым уведомлением.
В ходе проверки сотрудниками управления, в присутствии исполнительного директора общества Овсянникова В.В. (по доверенности от 18.02.2013) проведен осмотр объектов ОАО "Луковецкий ЛПХ", составлен акт осмотра территории от 17 и 24 июня 2013 года, в котором отражено следующее:
На территории склада ГСМ расположены: вспомогательное здание; здание масляного отделения; здание насосной; железнодорожный путь длинной 105 м с участком налива в железнодорожные цистерны; группа наземных резервуаров из 12 шт. из них: 2 шт. объемом по 60 куб. м и 10 шт. объемом по 50 куб. м, расположенных в обваловке; группа наземных резервуаров из 12 шт. объемом по 25 куб. м каждый, расположенных на бетонном основании; 2 наземных резервуара, расположенных вблизи здания масляного отделения, один из них объемом 25 куб. м, а другой 5 куб. м; группа наземных резервуаров из 7 шт. из них: 4 шт. объемом по 25 куб. м, 2 шт. объемом 10 куб. м и 1 шт. объемом 5 куб. м, расположенных со стороны вспомогательного здания; участка заправки автомобилей, состоящего из 4-х колонок марки Нара и 3-х стояков налива бензовозов.
В 7 местах на территории склада ГСМ и вблизи его имеются внешние признаки загрязнения земельных участков:
- N 1 размером 2,5 x 6,0 м, расположенный вблизи эстакады между железнодорожным путем и металлическим резервуаром объемом 25 куб. м;
- N 2 размером 1,0 x 2,5 м, расположенный вблизи эстакады между железнодорожным путем и металлическим резервуаром объемом 10 куб. м;
- N 3 размером 5,0 x 28,0 м, расположенный в полосе отвода железнодорожного пути напротив участка налива железнодорожных цистерн;
- N 4 размером 6,0 x 13,0 м, расположенный вблизи наземного резервуара объемом 50 куб. м между автодорогой и обваловкой группы 12 наземных резервуаров;
- N 5 размером 30,0 x 46,0 м, расположенный в обволовании группы 12 наземных резервуаров объемом 50 - 60 куб. м;
- N 6 размером 5,0 x 7,0 м, расположенный вблизи здания масляного отделения со сторон входа в него;
- N 7 размером 5,0 x 17,0 м вблизи 3-х стояков налива бензовозов.
На территории гаража имеются следующие объекты: здание РММ; 2 здания отапливаемых гаражных боксов для автотранспорта; открытая стоянка автотранспорта с бетонным основанием; котельная; открытая стоянка для отстоя техники; котельная; участок ДСО с двумя деревянными материальными складами и отапливаемыми гаражными боксами.
Открытая стоянка для отстоя техники размером 100 x 45 м имеет бетонную дорогу, ограждена деревянным забором и имеет, как грунтовое, так и бетонное основание.
При этом, на территории открытой стоянки для отстоя техники имеются внешние признаки загрязнения двух земельных участков, один из которых N 8 размером 4,0 x 5,0 м и второй N 9 размером 7,0 x 13,0 м.
Также на прилегающей к открытой стоянки для отстоя техники имеются внешние признаки загрязнения на земельном участке N 10 размером 15,0 x 20,0 м.
На вышеперечисленных земельных участках 24 июня 2013 года специалистами ЦЛАТИ по Архангельской области в присутствии представителя общества Овсянникова В.В. по доверенности отобраны пробы почвы на установление загрязнения почв нефтепродуктами, что подтверждается актами отбора проб от 24.06.2013 N АП-0032 (точки N 1, 3, 4, 5, 6), АП-0033 (точка 2), АП-0034 (точки 7, 8, 9, 10).
Как следует из актов отбора проб почв от 24.06.2013:
- - по актам N АП-032 и АП-033 отобраны пробы с территории склада ГСМ;
- - по акту N АП-0034 брали отборы проб с территории, примыкающей к складу ГСМ, в районе наливных установок, площадки для отстоя аварийной техники, территории, примыкающей к площадке для отстоя аварийной техники.
Определяемые показатели по данным актам - нефтепродукты.
По результатам исследований, проведенных филиалом Федерального бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному Федеральному округу" - "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Архангельской области" 03.07.2013 представлены в Управление вместе с сопроводительным письмом от 02.08.2013 N 1620 протоколы количественного химического анализа пробы почв N АП-0032, АП-0033, АП-0034 от 02.07.2013, согласно которым установлены следующие уровни загрязнения почв нефтепродуктами: участок N 1 (протокол от 2 июля 2013 года N АП-0032) - 4000 мг/кг, участок N 2 (протокол от 2 июля 2013 года N АП-0033) - 63000 мг/кг, участок N 3 (протокол от 2 июля 2013 года N АП-0032) - 8300 мг/кг, участок N 4 (протокол от 02 июля 2013 года N АП-0032) - 18000 мг/кг, участок N 5 (протокол от 2 июля 2013 года N АП-0032) - 11500 мг/кг, участок N 6 (протокол от 2 июля 2013 года N АП-0032) - 27000 мг/кг, участок N 7 (протокол от 2 июля 2013 года N АП-0034) - 12000 мг/кг, участок N 8 (протокол от 2 июля 2013 года N АП-0034) - 55000 мг/кг, участок N 9 (протокол от 2 июля 2013 года N АП-0034) - 19000 мг/кг, участок N 10 (протокол от 2 июля 2013 года N АП-0034) - 55000 мг/кг. Установлено превышение допустимых уровней загрязнения почв нефтепродуктами на земельных участках N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Таким образом, по результатам проверки административным органом установлено загрязнение нефтепродуктами 10 земельных участков, общей площадью 2146, 5 кв. м.
По результатам плановой проверки составлен акт от 04.07.2013 N 81-123/1-2013, с пояснительной запиской, направлен в адрес общества и конкурсного управляющего с сопроводительным письмом N 07-12/5184 от 04.07.2013, вручен 09.07.2013 и 08.07.2013 соответственно.
Административным органом 31.07.2013 по юридическому адресу общества и почтовому адресу конкурсного управляющего направлено уведомление от 30.07.2013 N 07-11/5884 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по статьям 8.1 и части 2 статьи 8.6 КоАП РФ (09.08.2013 в 15 час. 00 мин.); вручено 06.08.2013 и 02.08.2013 соответственно.
Ведущим специалистом-экспертом отдела надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, надзора за земельными ресурсами, ООПТ, в сфере охоты и разрешительной деятельности, государственными инспектором по охране природы, государственному земельному контролю, государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов Оленченко В.Р. 09.08.2013 в отсутствие представителя общества составлен протокол N 07-137/2013 об административном правонарушении по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ.
Протокол направлен обществу 13.08.2013 вместе с сопроводительным письмом от 12.08.2013 N 07-11/6255 с указанием времени рассмотрения протокола, по юридическому адресу общества и по почтовому адресу конкурсного управляющего; получен 21 и 15 августа соответственно.
В протоколе указано время и место рассмотрения материалов дела - 22.08.2013 в 11 час. 30 мин.
Определением от 28.08.2013 в связи с ходатайствами общества об отложении рассмотрения протокола управлением отложено рассмотрение дела на 12:00 18.09.2013.
Определение от 28.08.2013 получено обществом 30.08.2013 и 05.09.2013.
Государственным инспектором Российской Федерации по Архангельской области по охране природы Оленченко В.Р. 18.09.2013 в присутствии представителя общества Баландиной М.Ю. (по доверенности от 21.08.2013) вынесено постановление о привлечении ОАО "Луковецкий ЛПХ" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 35000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа общество обратилось с соответствующим заявлением в суд.
Суд первой инстанции признал законным постановление административного органа, однако, учитывая характер совершенного правонарушения, а также тяжелое финансовое положение общества счел возможным снизить размер штрафа до 30 000 руб.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из данного протокола следует, что обществом нарушены пункт 2 статьи 39, пункт 2 статьи 46 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (далее - Закон N 7-ФЗ), пункт 2 статьи 13 и пункт 1 статьи 42 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а именно:
- - на территории склада ГСМ и вблизи его в 7 местах загрязненные нефтепродуктами земельные участки (указаны в акте);
- - на территории открытой стоянки для отстоя техники - 2 загрязненных нефтепродуктами земельных участка, один из которых N 8 размером 4,0 x 5,0 и второй N 9 размером 7,0 x 13,0 м;
- - на прилегающей к открытой стоянке для отстоя техники территории - загрязненный земельный участок N 10 размером 15,0 x 20,0 м.
Согласно пункту 2 статьи 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.
В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.
Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.
В силу пункта 1 статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Кроме того, в нарушение пункта 3 статьи 46 Закона N 7-ФЗ эксплуатация объектов хранения нефтепродуктов (склад ГСМ) осуществляется обществом при отсутствии проекта восстановления загрязненных земель, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Факт загрязнения принадлежащих обществу земельных участков заявитель в апелляционной жалобе не отрицает.
Довод апелляционной жалобы о том, что общество не осуществляет никакой деятельности с 25.02.2013, то есть с момента введения конкурсного производства и поэтому загрязнение является следствием деятельности иных лиц безоснователен, так как материалами дела подтверждено, что соответствующие земельные участки загрязнены нефтепродуктами в процессе хозяйственной деятельности общества прошлых лет.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не представлено доказательств того, что им были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых оно привлечено к административной ответственности. Финансово-экономические проблемы субъекта хозяйственной деятельности, введение процедур несостоятельности сами по себе не являются обстоятельствами, освобождающими общество от обязанности выполнения вышеперечисленных требований Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ и Земельного Кодекса Российской Федерации. Таким образом, вина общества в совершении правонарушения подтверждена.
При таких обстоятельствах, подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы суда, изложенные в обжалуемом решении.
Дело рассмотрено судом первой инстанции без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
В силу части 4 статьи 208 АПК РФ и части 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 декабря 2013 года по делу N А05-11724/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Луковецкий леспромхоз" - без удовлетворения.

Председательствующий
В.И.СМИРНОВ

Судьи
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
А.А.ХОЛМИНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)