Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Чикризова Н.Б.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Попова Г.В.,
судей Медведевой И.А. и Петровой О.А.,
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "... поселение" на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 8 апреля 2013 года, которым исковые требования прокурора... в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "... поселение" удовлетворены.
На администрацию муниципального образования "... поселение" возложена обязанность провести в срок до 1 ноября 2013 года оценку технического состояния автомобильных дорог местного значения, находящихся во владении муниципального образования "... поселение":..., общей протяженностью 15,89 км.
На администрацию муниципального образования "... поселение" возложена обязанность принимать меры по проведению оценки технического состояния указанных автомобильных дорог местного значения, находящихся во владении муниципального образования "... поселение", не реже одного раза в год.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Петровой О.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор... в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "... поселение" о возложении обязанности провести оценку технического состояния автомобильных дорог местного значения, находящихся во владении муниципального образования:....
В обоснование требований указал, что во владении муниципального образования имеются автомобильные дороги общего пользования местного значения протяженностью 15,89 км, расположенные в границах поселения. Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Порядка проведения оценки автомобильных дорог, утвержденного приказом Минтранса РФ от 27 августа 2009 года N 150, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" оценка технического состояния автомобильных дорог местного значения администрацией муниципального образования "... поселение" не проводилась, периодичность оценки технического состояния автомобильных дорог (не реже одного раза в год) не соблюдается, что нарушает право граждан на обеспечение безопасных условий движения по автомобильным дорогам.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования "... поселение" просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор... приводит доводы в поддержку решения суда.
Выслушав объяснения представителя администрации муниципального образования "... поселение" Е., поддержавшего доводы жалобы, прокурора П., просившей жалобу оставить без удовлетворения, обсудив доводы жалобы и возражений, проверив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), не имеется.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 257-ФЗ) автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Согласно пункту 8 статьи 6 Федерального закона N 257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 17 Федерального закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.
С учетом приведенного правового регулирования проведение ежегодной оценки технического состояния дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления, в данном случае - к полномочиям органов местного самоуправления муниципального образования "... поселение".
Судом установлено, что в соответствии с Перечнем муниципальных автомобильных дорог общего пользования муниципального образования "... поселение", утвержденным постановлением главы администрации муниципального образования от 00.00.00 N..., к дорогам общего пользования муниципального образования отнесены автомобильные дороги:....
Судом также установлено, что в нарушение пунктов 2, 4 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Минтранса РФ от 27 августа 2009 года N 150, ответчиком не производится ежегодная оценка технического состояния дорог местного значения, находящихся в собственности муниципального образования.
Данное обстоятельство было установлено в результате прокурорской проверки и в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции стороной ответчика не оспаривалось, доказательства осуществления ежегодной оценки технического состояния дорог местного значения суду не были представлены.
Доводы жалобы о том, что органом местного самоуправления ежегодно производится визуальная оценка состояния дорог местного значения, не могут быть признаны состоятельными, поскольку такого рода оценка не предусмотрена Порядком проведения оценки технического состояния автомобильных дорог.
Ссылка в жалобе на отсутствие в бюджете муниципального образования на 2013 год денежных средств на выполнение работ по оценке технического состояния дорог местного значения не освобождает орган местного самоуправления от принятия необходимых мер для проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, от которой зависит обеспечение безопасности дорожного движения, поскольку по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги устанавливается степень соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов и обосновывается возможность движения по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (пункт 7 названного Порядка).
Как правильно отмечено в решении, исполнение действующего законодательства не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств у обязанного лица, в данном случае - у администрации муниципального образования.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования указывает, что проведение оценки уже отремонтированных автомобильных дорог является нецелесообразным, так как на такие дороги установлен гарантийный срок, и проведение оценки технического состояния дорог не требуется. Судебная коллегия считает данный довод несостоятельным, поскольку с учетом положений Федерального закона N 257-ФЗ, приказа Минтранса РФ от 27 августа 2009 года N 150 оценка технического состояния автомобильных дорог должна проводиться не реже одного раза в год в процессе эксплуатации всех дорог для контроля за изменением состояния дорог, прогнозирования изменения и планирования работ по ремонту и содержанию дорог, в том числе и в отношении отремонтированных дорог, гарантийный срок по которым не истек.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства. Доводы жалобы направлены иное толкование действующего законодательства, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы суда. Решение принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 8 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "... поселение" - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.В.ПОПОВ
Судьи
И.А.МЕДВЕДЕВА
О.А.ПЕТРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ОТ 20.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1051/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 июня 2013 г. по делу N 33-1051/2013
Судья: Чикризова Н.Б.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Попова Г.В.,
судей Медведевой И.А. и Петровой О.А.,
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "... поселение" на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 8 апреля 2013 года, которым исковые требования прокурора... в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "... поселение" удовлетворены.
На администрацию муниципального образования "... поселение" возложена обязанность провести в срок до 1 ноября 2013 года оценку технического состояния автомобильных дорог местного значения, находящихся во владении муниципального образования "... поселение":..., общей протяженностью 15,89 км.
На администрацию муниципального образования "... поселение" возложена обязанность принимать меры по проведению оценки технического состояния указанных автомобильных дорог местного значения, находящихся во владении муниципального образования "... поселение", не реже одного раза в год.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Петровой О.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор... в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "... поселение" о возложении обязанности провести оценку технического состояния автомобильных дорог местного значения, находящихся во владении муниципального образования:....
В обоснование требований указал, что во владении муниципального образования имеются автомобильные дороги общего пользования местного значения протяженностью 15,89 км, расположенные в границах поселения. Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Порядка проведения оценки автомобильных дорог, утвержденного приказом Минтранса РФ от 27 августа 2009 года N 150, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" оценка технического состояния автомобильных дорог местного значения администрацией муниципального образования "... поселение" не проводилась, периодичность оценки технического состояния автомобильных дорог (не реже одного раза в год) не соблюдается, что нарушает право граждан на обеспечение безопасных условий движения по автомобильным дорогам.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования "... поселение" просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор... приводит доводы в поддержку решения суда.
Выслушав объяснения представителя администрации муниципального образования "... поселение" Е., поддержавшего доводы жалобы, прокурора П., просившей жалобу оставить без удовлетворения, обсудив доводы жалобы и возражений, проверив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), не имеется.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 257-ФЗ) автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Согласно пункту 8 статьи 6 Федерального закона N 257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 17 Федерального закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.
С учетом приведенного правового регулирования проведение ежегодной оценки технического состояния дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления, в данном случае - к полномочиям органов местного самоуправления муниципального образования "... поселение".
Судом установлено, что в соответствии с Перечнем муниципальных автомобильных дорог общего пользования муниципального образования "... поселение", утвержденным постановлением главы администрации муниципального образования от 00.00.00 N..., к дорогам общего пользования муниципального образования отнесены автомобильные дороги:....
Судом также установлено, что в нарушение пунктов 2, 4 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Минтранса РФ от 27 августа 2009 года N 150, ответчиком не производится ежегодная оценка технического состояния дорог местного значения, находящихся в собственности муниципального образования.
Данное обстоятельство было установлено в результате прокурорской проверки и в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции стороной ответчика не оспаривалось, доказательства осуществления ежегодной оценки технического состояния дорог местного значения суду не были представлены.
Доводы жалобы о том, что органом местного самоуправления ежегодно производится визуальная оценка состояния дорог местного значения, не могут быть признаны состоятельными, поскольку такого рода оценка не предусмотрена Порядком проведения оценки технического состояния автомобильных дорог.
Ссылка в жалобе на отсутствие в бюджете муниципального образования на 2013 год денежных средств на выполнение работ по оценке технического состояния дорог местного значения не освобождает орган местного самоуправления от принятия необходимых мер для проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, от которой зависит обеспечение безопасности дорожного движения, поскольку по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги устанавливается степень соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов и обосновывается возможность движения по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (пункт 7 названного Порядка).
Как правильно отмечено в решении, исполнение действующего законодательства не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств у обязанного лица, в данном случае - у администрации муниципального образования.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования указывает, что проведение оценки уже отремонтированных автомобильных дорог является нецелесообразным, так как на такие дороги установлен гарантийный срок, и проведение оценки технического состояния дорог не требуется. Судебная коллегия считает данный довод несостоятельным, поскольку с учетом положений Федерального закона N 257-ФЗ, приказа Минтранса РФ от 27 августа 2009 года N 150 оценка технического состояния автомобильных дорог должна проводиться не реже одного раза в год в процессе эксплуатации всех дорог для контроля за изменением состояния дорог, прогнозирования изменения и планирования работ по ремонту и содержанию дорог, в том числе и в отношении отремонтированных дорог, гарантийный срок по которым не истек.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства. Доводы жалобы направлены иное толкование действующего законодательства, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы суда. Решение принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 8 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "... поселение" - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.В.ПОПОВ
Судьи
И.А.МЕДВЕДЕВА
О.А.ПЕТРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)