Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18.02.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 26.02.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дмитриевой Ю.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Первый ЗКПД" (ОГРН 1125262017286, ИНН 5262285056, г. Нижний Новгород, ул. Бекетова, д. 13)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.12.2014
по делу N А43-9154/2014,
принятое судьей Чепурных М.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Первый ЗКПД"
о признании незаконным бездействия Правительства Нижегородской области,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Первый ЗКПД" - Дворецкого А.В. по доверенности от 10.11.2014,
и
общество с ограниченной ответственностью "Первый ЗКПД" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Нижегородской области (далее - Правительство) по неразработке регламента по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Нижний Новгород для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта; об обязании разработать и принять административный регламент оказания государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Нижний Новгород для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а также включить информацию об административном регламенте оказания государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Нижний Новгород для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в реестр государственных услуг.
Решением от 15.12.2014 Арбитражный суд Нижегородской области отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Общество не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Правительство, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направило, заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 15.12.2014 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, 04.04.2014 Общество обратилось в Правительство с заявлением (письмо от 03.04.2014 N 60/13) о предоставлении в соответствии со статьями 29 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации в аренду земельного участка примерной площадью 2328 кв. м для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - административного здания с подземной автостоянкой общей площадью 5000 кв. м по адресу: г. Н. Новгород, Советский район, между домами N 11/1 и N 13 по ул. Бекетова, с приложением схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
В ответ на данное обращение Министерство инвестиционной политики Нижегородской области во исполнение поручения и.о. Губернатора Нижегородской области, заместителя Губернатора, заместителя председателя Правительства письмом от 28.04.2014 N 307-02 предложило Обществу обратиться с соответствующей заявкой и приложением необходимых документов в аппарат Правительства, поскольку в соответствии с Порядком взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления городского округа города Нижний Новгород по вопросам формирования и предоставления земельных участков при строительстве, реконструкции существующих объектов недвижимости и размещении временных объектов, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 15.02.2006 N 46 "О мерах по реализации закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" при строительстве, реконструкции объектов недвижимости и размещении временных объектов", граждане и юридические лица, желающие реализовать инвестиционный проект путем осуществления строительства, реконструкции существующих объектов недвижимости и размещения временных объектов, обращаются с заявкой установленной формы в аппарат Правительства.
При этом Министерство инвестиционной политики Нижегородской области сообщило Обществу, что форма заявки, рекомендации по заполнению, а также перечень документов, прилагаемых к заявке, размещены на официальном сайте Правительства в разделах "Инвестиции", "Инвестиционный совет при Губернаторе Нижегородской области", "Формы документов, инструкции"; а также указало номера телефонов, по которым можно получить необходимую информацию, место и время приема таких заявок и документов.
Посчитав, что со стороны Правительства имеет место бездействие, выразившееся в отсутствие на территории города Нижний Новгород и Нижегородской области административного регламента оказания государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Нижний Новгород для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
Государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги; административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (пункты 1, 4 статьи 2 Закона N 210-ФЗ).
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов (часть 1 статьи 30 ЗК РФ).
Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (часть 11 статьи 30 ЗК РФ).
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта предполагает выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (часть 1 статьи 31 ЗК РФ).
В силу части 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно Закону Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" (далее - Закон N 192-З) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Нижнего Новгорода осуществляется органами исполнительной власти Нижегородской области и органами местного самоуправления города Нижнего Новгорода в пределах полномочий, определенных данным Законом.
В подпункте "а" пункта 1 статьи 3 Закона N 192-З определено, что к полномочиям Правительства по распоряжению земельными участками относится принятие решения о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Нижний Новгород для целей строительства, реконструкции объектов недвижимости, если иное не установлено частью 1 статьи 5 и пунктом 3 части 1 статьи 9 настоящего Закона.
Кроме того, к полномочиям Правительства относится определение порядка взаимодействия уполномоченных органов исполнительной власти области с органами местного самоуправления города Нижний Новгород по вопросам формирования и предоставления земельных участков и порядка подготовки материалов, необходимых для принятия решения о целесообразности развития застроенной территории населенных пунктов Нижегородской области, в том числе города Нижний Новгород, и об инициировании рассмотрения органами местного самоуправления вопроса о развитии застроенной территории (пункты 3 и 4 статьи 3 Закона N 192-З).
В целях реализации положений ЗК РФ, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 137-ФЗ, Закона N 192-З, а также создания благоприятных условий для привлечения инвестиций Правительством принято постановление от 15.02.2006 N 46 "О мерах по реализации Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" при строительстве, реконструкции объектов недвижимости и размещения временных объектов" (далее - Постановление N 46).
Указанным постановлением утвержден Порядок взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород по вопросам формирования и предоставления земельных участков при строительстве, реконструкции существующих объектов недвижимости и размещения временных объектов (далее - Порядок), раздел 2.1 которого регламентирует процедуру предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка граждане и юридические лица, желающие реализовать инвестиционный проект путем осуществления строительства, реконструкции существующих объектов недвижимости и размещения временных объектов обращаются с заявкой по форме, утвержденной министерством инвестиционной политики Нижегородской области (далее - Министерство), в аппарат Правительства Нижегородской области.
В течение 3 рабочих дней со дня принятия распоряжения о предварительном согласовании места размещения объекта специалист министерства передает указанное распоряжение с приложением акта о выборе земельного участка и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории в аппарат Правительства. Специалист аппарата Правительства направляет указанные документы заявителю (инвестору) в течение 3 рабочих дней со дня поступления в аппарат Правительства (пункт 2.1.5 Порядка).
Как правомерно указал суд первой инстанции, указанный Порядок позволяет заявителю в рамках одного обращения с заявкой на реализацию инвестиционного проекта при осуществлении строительства, реконструкции существующих объектов капитального строительства и размещения временных объектов (предоставление земельного участка) получить необходимые для проектирования и строительства документы, что упрощает процедуру предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта и получения для этих целей необходимых документов.
Регулируя отношения между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления при подготовке решений, предусмотренных ЗК РФ, утвержденный Постановлением N 46 Порядок позволяет осуществить предусмотренные статьями 31 и 32 ЗК РФ две самостоятельные процедуры в рамках предоставления земельного участка для строительства (выбор земельного участка и предоставление земельного участка) путем обращения заявителя с заявкой на реализацию инвестиционного проекта.
На этом основании суд сделал вывод о том, что в соответствии с указанным Порядком заявитель не должен первоначально обращаться с заявлением о выборе земельного участка в орган местного самоуправления, а затем - для предоставления земельного участка в уполномоченный орган. Указанные процедуры реализуются по принципу "единого окна", в рамках одного обращения с заявкой на реализацию инвестиционного проекта.
В силу положений Регламента работы "единого окна" по сопровождению всех категорий инвестиционных проектов на территории Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства от 20.12.2013 N 979, ответственным за прием заявок на реализацию инвестиционного проекта при осуществлении строительства, реконструкции существующих объектов капитального строительства и размещения временных объектов (предоставление земельного участка) от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан является аппарат Правительства.
Форма заявки на реализацию инвестиционного проекта при осуществлении строительства, реконструкции существующих объектов капитального строительства и размещения временных объектов и перечень документов, прилагаемых к заявке, утверждена приказом Министерства от 02.11.2006 N 22.
При этом, как установил суд, вся необходимая информация (форма заявки, рекомендация по ее заполнению, перечень документов, а также нормативные документы, регламентирующие порядок рассмотрения заявки) размещена на официальном сайте Правительства в разделе "инвестиции", "инвестиционный совет при Губернаторе Нижегородской области", что подтверждается представленными ответчиком распечатками с сайта.
Таким образом, заявитель получает полную, актуальную и достоверную информацию о порядке подачи и рассмотрения заявки, сроках выдачи соответствующих документов по результатам ее рассмотрения.
С учетом изложенных обстоятельств суд правомерно посчитал, что установление Правительством Порядка взаимодействия при предоставлении земельных участков для строительства, реконструкции существующих объектов недвижимости в рамках реализации инвестиционных проектов в полной мере согласуется с приведенными выше нормами ЗК РФ.
В данном случае введенный Правительством организационный механизм обеспечения выбора земельного участка при строительстве, реконструкции объектов недвижимости и размещении временных объектов не отменяет и не изменяет установленный статьями 30, 31 и 32 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков.
Аналогичный вывод содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.08.2014 по делу N 9-АПГ14-7.
При этих условиях суд сделал правильные выводы о том, что действующие в настоящий момент на территории Нижегородской области нормативно-правовые акты в полном объеме обеспечивают реализацию прав заинтересованных лиц на предоставление земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Нижний Новгород для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта; отсутствие регламента по предоставлению таких земельных участков не нарушает права и законные интересы Общества и не создает ему препятствий в получении таких земельных участков.
Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует в том числе из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя.
Если заявителем не будем доказан факт нарушения его прав в результате издания ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
При этом судебная защита нарушенных прав направлена на их восстановление и избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и должен быть направлен на его восстановление.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Повторно исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что заявитель при обращении в арбитражный суд не доказал нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Обществом не доказано.
Приведенные заявителем в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении требования.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Нижегородской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.12.2014 по делу N А43-9154/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Первый ЗКПД" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.02.2015 ПО ДЕЛУ N А43-9154/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2015 г. по делу N А43-9154/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 18.02.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 26.02.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дмитриевой Ю.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Первый ЗКПД" (ОГРН 1125262017286, ИНН 5262285056, г. Нижний Новгород, ул. Бекетова, д. 13)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.12.2014
по делу N А43-9154/2014,
принятое судьей Чепурных М.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Первый ЗКПД"
о признании незаконным бездействия Правительства Нижегородской области,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Первый ЗКПД" - Дворецкого А.В. по доверенности от 10.11.2014,
и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Первый ЗКПД" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Нижегородской области (далее - Правительство) по неразработке регламента по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Нижний Новгород для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта; об обязании разработать и принять административный регламент оказания государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Нижний Новгород для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а также включить информацию об административном регламенте оказания государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Нижний Новгород для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в реестр государственных услуг.
Решением от 15.12.2014 Арбитражный суд Нижегородской области отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Общество не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Правительство, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направило, заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 15.12.2014 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, 04.04.2014 Общество обратилось в Правительство с заявлением (письмо от 03.04.2014 N 60/13) о предоставлении в соответствии со статьями 29 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации в аренду земельного участка примерной площадью 2328 кв. м для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - административного здания с подземной автостоянкой общей площадью 5000 кв. м по адресу: г. Н. Новгород, Советский район, между домами N 11/1 и N 13 по ул. Бекетова, с приложением схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
В ответ на данное обращение Министерство инвестиционной политики Нижегородской области во исполнение поручения и.о. Губернатора Нижегородской области, заместителя Губернатора, заместителя председателя Правительства письмом от 28.04.2014 N 307-02 предложило Обществу обратиться с соответствующей заявкой и приложением необходимых документов в аппарат Правительства, поскольку в соответствии с Порядком взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления городского округа города Нижний Новгород по вопросам формирования и предоставления земельных участков при строительстве, реконструкции существующих объектов недвижимости и размещении временных объектов, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 15.02.2006 N 46 "О мерах по реализации закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" при строительстве, реконструкции объектов недвижимости и размещении временных объектов", граждане и юридические лица, желающие реализовать инвестиционный проект путем осуществления строительства, реконструкции существующих объектов недвижимости и размещения временных объектов, обращаются с заявкой установленной формы в аппарат Правительства.
При этом Министерство инвестиционной политики Нижегородской области сообщило Обществу, что форма заявки, рекомендации по заполнению, а также перечень документов, прилагаемых к заявке, размещены на официальном сайте Правительства в разделах "Инвестиции", "Инвестиционный совет при Губернаторе Нижегородской области", "Формы документов, инструкции"; а также указало номера телефонов, по которым можно получить необходимую информацию, место и время приема таких заявок и документов.
Посчитав, что со стороны Правительства имеет место бездействие, выразившееся в отсутствие на территории города Нижний Новгород и Нижегородской области административного регламента оказания государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Нижний Новгород для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
Государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги; административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (пункты 1, 4 статьи 2 Закона N 210-ФЗ).
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов (часть 1 статьи 30 ЗК РФ).
Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (часть 11 статьи 30 ЗК РФ).
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта предполагает выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (часть 1 статьи 31 ЗК РФ).
В силу части 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно Закону Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" (далее - Закон N 192-З) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Нижнего Новгорода осуществляется органами исполнительной власти Нижегородской области и органами местного самоуправления города Нижнего Новгорода в пределах полномочий, определенных данным Законом.
В подпункте "а" пункта 1 статьи 3 Закона N 192-З определено, что к полномочиям Правительства по распоряжению земельными участками относится принятие решения о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Нижний Новгород для целей строительства, реконструкции объектов недвижимости, если иное не установлено частью 1 статьи 5 и пунктом 3 части 1 статьи 9 настоящего Закона.
Кроме того, к полномочиям Правительства относится определение порядка взаимодействия уполномоченных органов исполнительной власти области с органами местного самоуправления города Нижний Новгород по вопросам формирования и предоставления земельных участков и порядка подготовки материалов, необходимых для принятия решения о целесообразности развития застроенной территории населенных пунктов Нижегородской области, в том числе города Нижний Новгород, и об инициировании рассмотрения органами местного самоуправления вопроса о развитии застроенной территории (пункты 3 и 4 статьи 3 Закона N 192-З).
В целях реализации положений ЗК РФ, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 137-ФЗ, Закона N 192-З, а также создания благоприятных условий для привлечения инвестиций Правительством принято постановление от 15.02.2006 N 46 "О мерах по реализации Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" при строительстве, реконструкции объектов недвижимости и размещения временных объектов" (далее - Постановление N 46).
Указанным постановлением утвержден Порядок взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород по вопросам формирования и предоставления земельных участков при строительстве, реконструкции существующих объектов недвижимости и размещения временных объектов (далее - Порядок), раздел 2.1 которого регламентирует процедуру предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка граждане и юридические лица, желающие реализовать инвестиционный проект путем осуществления строительства, реконструкции существующих объектов недвижимости и размещения временных объектов обращаются с заявкой по форме, утвержденной министерством инвестиционной политики Нижегородской области (далее - Министерство), в аппарат Правительства Нижегородской области.
В течение 3 рабочих дней со дня принятия распоряжения о предварительном согласовании места размещения объекта специалист министерства передает указанное распоряжение с приложением акта о выборе земельного участка и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории в аппарат Правительства. Специалист аппарата Правительства направляет указанные документы заявителю (инвестору) в течение 3 рабочих дней со дня поступления в аппарат Правительства (пункт 2.1.5 Порядка).
Как правомерно указал суд первой инстанции, указанный Порядок позволяет заявителю в рамках одного обращения с заявкой на реализацию инвестиционного проекта при осуществлении строительства, реконструкции существующих объектов капитального строительства и размещения временных объектов (предоставление земельного участка) получить необходимые для проектирования и строительства документы, что упрощает процедуру предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта и получения для этих целей необходимых документов.
Регулируя отношения между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления при подготовке решений, предусмотренных ЗК РФ, утвержденный Постановлением N 46 Порядок позволяет осуществить предусмотренные статьями 31 и 32 ЗК РФ две самостоятельные процедуры в рамках предоставления земельного участка для строительства (выбор земельного участка и предоставление земельного участка) путем обращения заявителя с заявкой на реализацию инвестиционного проекта.
На этом основании суд сделал вывод о том, что в соответствии с указанным Порядком заявитель не должен первоначально обращаться с заявлением о выборе земельного участка в орган местного самоуправления, а затем - для предоставления земельного участка в уполномоченный орган. Указанные процедуры реализуются по принципу "единого окна", в рамках одного обращения с заявкой на реализацию инвестиционного проекта.
В силу положений Регламента работы "единого окна" по сопровождению всех категорий инвестиционных проектов на территории Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства от 20.12.2013 N 979, ответственным за прием заявок на реализацию инвестиционного проекта при осуществлении строительства, реконструкции существующих объектов капитального строительства и размещения временных объектов (предоставление земельного участка) от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан является аппарат Правительства.
Форма заявки на реализацию инвестиционного проекта при осуществлении строительства, реконструкции существующих объектов капитального строительства и размещения временных объектов и перечень документов, прилагаемых к заявке, утверждена приказом Министерства от 02.11.2006 N 22.
При этом, как установил суд, вся необходимая информация (форма заявки, рекомендация по ее заполнению, перечень документов, а также нормативные документы, регламентирующие порядок рассмотрения заявки) размещена на официальном сайте Правительства в разделе "инвестиции", "инвестиционный совет при Губернаторе Нижегородской области", что подтверждается представленными ответчиком распечатками с сайта.
Таким образом, заявитель получает полную, актуальную и достоверную информацию о порядке подачи и рассмотрения заявки, сроках выдачи соответствующих документов по результатам ее рассмотрения.
С учетом изложенных обстоятельств суд правомерно посчитал, что установление Правительством Порядка взаимодействия при предоставлении земельных участков для строительства, реконструкции существующих объектов недвижимости в рамках реализации инвестиционных проектов в полной мере согласуется с приведенными выше нормами ЗК РФ.
В данном случае введенный Правительством организационный механизм обеспечения выбора земельного участка при строительстве, реконструкции объектов недвижимости и размещении временных объектов не отменяет и не изменяет установленный статьями 30, 31 и 32 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков.
Аналогичный вывод содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.08.2014 по делу N 9-АПГ14-7.
При этих условиях суд сделал правильные выводы о том, что действующие в настоящий момент на территории Нижегородской области нормативно-правовые акты в полном объеме обеспечивают реализацию прав заинтересованных лиц на предоставление земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Нижний Новгород для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта; отсутствие регламента по предоставлению таких земельных участков не нарушает права и законные интересы Общества и не создает ему препятствий в получении таких земельных участков.
Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует в том числе из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя.
Если заявителем не будем доказан факт нарушения его прав в результате издания ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
При этом судебная защита нарушенных прав направлена на их восстановление и избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и должен быть направлен на его восстановление.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Повторно исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что заявитель при обращении в арбитражный суд не доказал нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Обществом не доказано.
Приведенные заявителем в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении требования.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Нижегородской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.12.2014 по делу N А43-9154/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Первый ЗКПД" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А.СМИРНОВА
И.А.СМИРНОВА
Судьи
Т.А.ЗАХАРОВА
Ю.В.ПРОТАСОВ
Т.А.ЗАХАРОВА
Ю.В.ПРОТАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)