Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.11.2014 ПО ДЕЛУ N А55-14969/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 2014 г. по делу N А55-14969/2014


Резолютивная часть постановления объявлена: 10 ноября 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 12 ноября 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Апаркина В.Н., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Егоров Д.Ю., доверенность от 20 мая 2014 г.,
от ответчика - извещен, не явился,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 сентября 2014 г. по делу N А55-14969/2014 (судья Медведев А.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Технология" (ИНН 6311104187, ОГРН 1086311000445), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третье лицо - Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Технология" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее ответчик) от 31.03.2014 г. N 12-2/0987/11 в предоставлении в собственность ООО "Технология" за плату земельного участка площадью 2 600 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0115005:1154, категория земель земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый складами с прилегающей территорией, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Карьерная, д. 5, РСУ-5 и о возложении на ответчика обязанности по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о продаже земельного участка площадью 2 600 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0115005:1154, категория земель земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый складами с прилегающей территорией, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Карьерная, д. 5, РСУ-5 в собственность ООО "Технология" и направления проекта договора купли-продажи указанного земельного участка на условиях, установленных действующим законодательством РФ, а именно по цене, исчисляемой в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка в размере 140 433, 8 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05 сентября 2014 г. по делу N А55-14969/2014 заявленные требования удовлетворены полностью.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 28 мая 2008 г. обществу на праве собственности принадлежит следующее недвижимое имущество: нежилое здание (склад), общей площадью 752, 8 кв. м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Карьерная, 5, РСУ-5; нежилое здание (проходная), площадью 38, 5 кв. м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Карьерная, 5, РСУ-5; нежилое здание (гараж), площадью 46 кв. м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Карьерная, 5, РСУ-5; нежилое здание (склад), площадью 7,9 кв. м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Карьерная, 5, РСУ-5.
Основанием для государственной регистрации права собственности на указанные объекты является договор купли продажи недвижимого имущества от 10.04.2008 г.
Согласно кадастрового паспорта от 18.02.2014 г. земельный участок с кадастровым номером 63:01:0115005:1154, площадью 2 600 кв. м относится к категория земель населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый складами с прилегающей территорией, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Карьерная, д. 5, РСУ-5
19.11.2011 г. ООО "Технология" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением N 12-2/0987/11 о предоставлении в собственность земельного участка площадью 2 600 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Карьерная, 5, РСУ-5 в целях использования под занимаемыми складами с прилегающей территорией.
К заявлению в соответствии с требованиями п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ были приложены документы, согласно перечню, установленному приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок": схема расположения земельного участка, выписка из ФБУ "Кадастровая палата" на земельный участок, выписки из ЕГРП на земельный участок, на здание, учредительные документы заявителя, документы, подтверждающие полномочия представителя.
Сообщением от 31.03.2014 г. заявителю было отказано в выкупе вышеназванного земельного участка. Отказ мотивирован тем, что не представлено заключение уполномоченного органа местного самоуправления, Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, подтверждающего необходимость использование земельного участка площадью 2 600 кв. м.
В соответствии со статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на этот земельный участок в соответствии с Кодексом.
Согласно пункту 5 названной статьи для приобретения прав на земельный участок юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности и в течение месяца со дня принятия указанного решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Перечень утвержден приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 N 475, которым предусмотрено представление заявителем: копии документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица; копии свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписки из государственных реестров о юридическим лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок; копии документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или уведомления об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и копий документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП; выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или уведомления об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и копий документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП; кадастрового паспорта земельного участка либо кадастровой выписки о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него; копии документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6; сообщения заявителя (заявителей), содержащего перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Таким образом, данным перечнем не предусмотрено представление заключения уполномоченного органа местного самоуправления, подтверждающего соответствие представленного градостроительного обоснования действующим нормативным документам, Правилам застройки и землепользования, градостроительной и проектной документации.
В пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на требование от заявителя предоставления дополнительных документов, помимо предусмотренных указанным Перечнем.
Из материалов дела усматривается, что заявителем в Министерство представлялось градостроительное обоснование, выполненное МУП "Архитектурно-строительное бюро", согласно которому испрашиваемый заявителем земельный участок является необходимым для использования и эксплуатации принадлежащих заявителю объектов недвижимости. Доказательств обратного Министерством, в нарушение требований статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
На основании обращений Министерства от 15.04.2013 г. распоряжением Департамента управления имуществом городского округа Самара от 06.08.2013 N 660 утвержден проект границ земельного участка площадью 2 600 кв. м, относящегося по категории к землям населенных пунктов, занимаемого складами с прилегающей территорией, расположенного по адресу: ул. Карьерная, 5, РСУ-5.
18.12.2012 г. Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара в адрес департамента управления имуществом г.о. Самара направлен ответ о возможности использования испрашиваемого земельного участка для осуществления хозяйственной деятельности и эксплуатации объекта недвижимости, принадлежащего предприятию.
18.02.2014 г. испрашиваемый земельный участок площадью 2 600 кв. м поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 63:01:0115005:1154, что подтверждается кадастровым паспортом, который был направлен в адрес Министерства.
Одним из основных принципов земельного законодательства, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 1 ЗК РФ, является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЗК РФ установлено приоритетное право на приватизацию земельных участков, выкуп или приобретение права аренды земельных участков у граждан и юридических лиц - собственников зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с Законом Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками на территории городского округа Самара для целей, не связанных со строительством, возложены на Министерство.
Порядок приобретения земельных участков юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений определен положениями пунктов 5 и 6 статьи 36 ЗК РФ, согласно которым для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Исходя из пункта 1 статьи 35 ЗК РФ и пункта 1 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), по договору продажи объектов недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования. При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости (пункт 3 статьи 552 ГК РФ).
Согласно пункта 2 статьи 35 ЗК РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса на основании утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (пункт 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства"), В качестве обоснования необходимости предоставления земельного участка указанной площади заявителем представлено в министерство и суду градостроительное обоснование МУП "Архитектурно-планировочное бюро", подготовленное на основании заявления Общества, согласно которому земельный участок площадью 2 600 кв. м необходим для эксплуатации объектов недвижимости, располагающихся на данном участке.
Заключением от 06.05.2014 г. N Д05-01-01/3653-0-1, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара подтвердил возможность предоставления и необходимость использования ООО "Технология" испрашиваемой площади земельного участка для осуществления хозяйственной деятельности и эксплуатации нежилых зданий с прилегающей территорией.
По смыслу пункта 2 статьи 7, части 1 статьи 28, части 3 статьи 33, части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования, что соответствует правовому подходу, изложенному в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10 и от 27.01.2009 N 12202/07.
Предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться так, чтобы правообладатель этого объекта имел возможность осуществить его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята объектом недвижимости, так и часть, необходимая для ее использования.
Таким образом, из представленных заявителем документов следует, что площадь испрашиваемого земельного участка соответствует фактическому землепользованию и с учетом функционального назначения объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, вида деятельности, осуществляемой на спорном земельном участке, является достаточной для размещения и эксплуатации данного объекта недвижимости, что подтверждается градостроительным обоснованием и заключением Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС Поволжского округа от 3.06.2014 г. по делу N А55-17789/2013.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявителем был представлен полный пакет документов, необходимых для предоставления испрашиваемого земельного участка. Ответчиком не представлено доказательств, наличия препятствий в предоставлении указанного земельного участка заявителю.
Указанные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлениях ФАС Поволжского округа от 18.02.2014 г. по делу N А55-8885/2013, от 30.10.2013 г. по делу N А55-34096/2012.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, утвержден приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475, в соответствии с пунктом 6 которого к заявлению должен быть приложен кадастровый паспорт земельного участка.
Из пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу пункта 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Подпунктом 2 пункта 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-Ф3) установлено, что до 01.07.2012 в соответствии с названным пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
При этом при приобретении в собственность земельного участка по цене, предусмотренной в пункте 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЭ, достаточным критерием установления права собственника недвижимого имущества на льготу служит факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, факт наличия у заявителя права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
В этой связи любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного (муниципального) образования, имеет право на получение земельного участка на льготных условиях.
Поскольку реализация права заявителя на приобретение земельного участка в настоящем случае зависит от совершения заинтересованным лицом предусмотренных законом обязательных для него действий, ограничения на применение правил статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации только по отношению к сформированным и поставленным на кадастровый учет земельным участкам действующим законодательством не предусмотрены, при применении положений части 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-Ф3 следует исходить из того, что истечение установленного в ней пресекательного срока означает невозможность в дальнейшем для поименованных в ней лиц обратиться с заявлением о предоставлении земельных участков по цене, равной двум с половиной процентам их кадастровой стоимости. Заявления, поданные до 01.07.2012 г. должны быть рассмотрены уполномоченными органами в установленном законом порядке.
Общество обратилось к Министерству имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка за плату в размере 2,5% от его кадастровой стоимости до 01.07.2012 г.
Заявителем выполнены все требования законодательства, представлены в Министерство все необходимые и достаточные документы, а заинтересованное лицо в порядке, установленном статьей 36 ЗК РФ, не приняло соответствующего решения.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ ответчика противоречит статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, что в силу статьей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дает суду основание для признания его незаконным и обязания устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 сентября 2014 г. по делу N А55-14969/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
В.Н.АПАРКИН
С.Т.ХОЛОДНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)