Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ОТ 27.05.2014 ПО ДЕЛУ N 33-615/2014

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 мая 2014 г. по делу N 33-615/2014


Судья: Шиирипей А.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Чикашовой М.Н.,
судей Бады-Сагаана А.В., Кунгаа Т.В.,
при секретаре М.,
рассмотрев по докладу судьи Чикашовой М.Н. в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду и возложении обязанности по апелляционным жалобам представителя истца по доверенности О.Н. и представителя ответчика по доверенности О.О. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 февраля 2014 года,

установила:

Б. в лице представителя по доверенности О.Н. обратилась в суд с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании незаконным действия ответчика по отказу в предоставлении в аренду земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, а также о возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду на три года. Указала, что 24 мая 2013 года она обратилась в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: **, в аренду на три года для индивидуального жилищного строительства. 25 ноября 2013 года министерство отказало в предоставлении земельного участка в аренду, сославшись на постановление Правительства Республики Тыва о запрете точечной застройки внутри сформированных кварталов на территории г. Кызыла. Полагает отказ незаконным и необоснованным, так как он противоречит ст. 28 Земельного кодекса РФ. Кроме того, согласно письму Управления градостроительства мэрии г. Кызыла спорный земельный участок соответствует генеральному плану и правилам землепользования и застройки городского округа.
Решением Кызылского городского суда от 24 февраля 2014 года иск Б. удовлетворен в части. Суд признал незаконными действия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, выразившиеся в направлении заявителю ответа от 25 ноября 2013 года за исх. N ** на ее заявление от 24 мая 2013 года о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: ** г. Кызыла. Суд также обязал Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва рассмотреть указанное заявление Б. в соответствии с пунктом 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ.
Не согласившись с решением суда, представитель истца по доверенности О.Н. подала апелляционную жалобу, в которой просила его изменить полностью и принять по делу новое решение о признании отказа в предоставлении земельного участка в аренду недействительным и обязании Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва принять решение о предоставлении Б. в аренду на три года указанного земельного участка путем издания распоряжения и заключения договора аренды. Считает, что судом нарушенное право Б. не восстановлено, рассмотрение дела произведено формально. Способом устранения допущенного нарушения ее прав является применение п. 10 ст. 30 Земельного кодекса РФ, согласно которому в случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления, что соответствует заявленным ею требованиям.
Представитель ответчика по доверенности О.О. также подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Б. В обоснование жалобы указал, что судом нарушены нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Ссылка суда на нормы п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ являются неверными. Заявителем не доказано нарушение его прав и законных интересов оспариваемым решением, поскольку каких-либо документов о законности пользования спорным земельным участком заявителем не представлено.
Представитель ответчика, Б. в судебное заседание не явились, хотя надлежащим образом были извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела, поэтому судебная коллегия признает их неявку неуважительной и рассматривает дело в их отсутствие в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Представитель истца по доверенности О.Н. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов апелляционной жалобы.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу п. 11 ст. 30 Земельного кодекса РФ в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства предварительное согласование места размещения объекта не проводится.
Пунктом 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ установлен порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта. При этом подпунктом 3 пункта 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что передача земельных участков в аренду для строительства без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
В соответствии с п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 8.1 Конституционного закона Республики Тыва от 27.11.2004 N 886 ВХ-1 "О земле", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, осуществляет Правительство Республики Тыва и (или) специально уполномоченный Правительством Республики Тыва исполнительный орган государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Распоряжение земельными участками, указанными в части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Тыва.
Согласно п. 1.1 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 08 февраля 2013 года N 81, органом исполнительной власти Республики Тыва в сфере управления и распоряжения такими земельными участками является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
Пунктами 3.4, 3.5 вышеуказанного Порядка распоряжения земельными участками установлено, что в случае получения заявления гражданина о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду в целях индивидуального жилищного строительства Министерство в двухнедельный срок принимает одно из следующих решений: о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка; о публикации в газете "Тувинская правда" сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования, а также размещении указанного сообщения на официальном сайте Республики Тыва.
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка в целях индивидуального жилищного строительства заявления не поступили, Министерство в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении такого земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду гражданину, подавшему единственное заявление.
Из содержания приведенных норм следует, что в двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка уполномоченный орган принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо об опубликовании в периодическом печатном издании сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка.
В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 24 мая 2013 года Б. обратилась в министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва с заявлением о предоставлении ей в аренду сроком на три года земельного участка для индивидуального жилищного строительства по адресным ориентирам: **.
Письмом от 25 ноября 2013 года N ** министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва отказало заявителю в предоставлении в аренду запрашиваемого земельного участка, сославшись на п. 1.3 постановления Правительства Республики Тыва от 08 февраля 2013 года N 81 "Об утверждении Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва", в котором установлен запрет точечной уплотнительной застройки внутри сформированных кварталов на территории г. Кызыла.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия в материалах дела доказательств, подтверждающих отнесение испрашиваемого земельного участка к территории, на которую распространяется запрет на точечную уплотнительную застройку, и возложил на министерство земельных и имущественных отношений обязанность рассмотреть заявление Б. в порядке ст. 30.1 Земельного кодекса РФ.
При этом ссылка на п. 1.3 Порядка распоряжения земельными участками признана судом необоснованной, поскольку запрашиваемый истцом земельный участок находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами и соответствует генеральному плану г. Кызыла, утвержденному решением Хурала представителей г. Кызыла от 26 апреля 2011 года N 289, и Правилам землепользования и застройки городского округа "город Кызыл Республики Тыва", утвержденного решением Хурала представителей г. Кызыла от 27 ноября 2012 года N 432.
Выводы, изложенные в решении суда, мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального, процессуального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
Ссылка представителя истца в апелляционной жалобе на необходимость применения п. 10 ст. 30 Земельного кодекса РФ и возложения на исполнительный орган государственной власти обязанности предоставить земельный участок в аренду с указанием срока и условий его предоставления является несостоятельной, поскольку, признавая решение органа государственной власти незаконным, суд не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято. К тому же, предоставление земельных участков для жилищного строительства регламентировано ст. 30.1 Земельного кодекса РФ.
Возложение судом на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва обязанности принять решение о предоставлении Б. определенного земельного участка повлечет нарушение порядка предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, установленного данной статьей.
Судебная коллегия не согласна и с апелляционной жалобой представителя ответчика, поскольку доводы, приведенные в ней, основаны на неправильном толковании норм материального права и по существу сводятся к несогласию с выводами суда, изложенными в решении.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционных жалобах не содержится, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих за собой отмену судебного акта, судом не допущено, в связи с чем решение суда, проверенное по доводам жалоб, является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом этого коллегия считает необходимым дополнить решение указанием о том, что решение должно быть исполнено в течение одного месяца со дня вступления его в силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 февраля 2014 изменить, изложив абзац третий его резолютивной части в следующей редакции:
обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва рассмотреть заявление Б. от 24 мая 2013 года в соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
В остальном решение оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 мая 2014 года.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)