Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: В связи с публикацией в газете информации о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства истцом подано заявление на торги о формировании земельного участка. В письменном ответе ответчик указал на невозможность предоставления земельного участка на торгах, с чем истец не согласен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Хулханова Е.К.
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Бурятия в составе
председательствующего судьи Тубденовой Ж.В.,
судей Казанцевой Т.Б., Раднаевой Т.Н.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. об оспаривании действий органа местного самоуправления
по апелляционной жалобе представителя Администрации МО "Иволгинский район" Л.А.
на решение Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 13 марта 2015 г., которым заявление Б. удовлетворено.
Заслушав доклад председательствующего, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации МО "Иволгинский район" Ш., заявителя Б., судебная коллегия
установила:
Обращаясь в суд, Б. просила признать незаконным отказ Администрации МО "Иволгинский район" в формировании на торги земельного участка, расположенного по адресу: <...>, площадью... кв. м, для строительства..., обязать Администрацию МО "Иволгинский район" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов в соответствии с земельным законодательством.
В обоснование требований указывала, что в связи с публикацией в газете "..." информации о возможном или предстоящем предоставлении названного земельного участка для строительства... ею подано заявление в Администрацию МО "Иволгинский район" о формировании земельного участка на торги. В письменном ответе от... Администрация МО "Иволгинский район" указала на невозможность предоставления земельного участка на торгах, ссылаясь на п. 1 ст. 38, пп. 1 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ. Данный ответ, по мнению заявителя, является незаконным, нарушающим ее право на приобретение земельного участка путем участия в торгах.
В судебном заседании Б. требование поддержала, уточнив, что обратилась в Администрацию МО "Иволгинский район" с заявлением о формировании земельного участка для дальнейшего его предоставления с торгов.
Представитель Администрации МО "Иволгинский район" Л.А. возражал против удовлетворения требований.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации МО "Иволгинский район" Л.А., ссылаясь на неправильное применение судом норм Земельного кодекса РФ, просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. Решение суда, по мнению заявителя жалобы, не содержит указаний на то, какие именно требования закона и права заявителя нарушены Администрацией МО "Иволгинский район". Полагает, что права заявителя не нарушены, поскольку в Администрации до обращения заявителя имелось заявление ООО "..." о предоставлении спорного земельного участка в аренду, поэтому в соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ проведение торгов не требовалось.
На заседании судебной коллегии представитель Администрации МО Иволгинский район" А.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, против удовлетворения которой возражала заявитель Б.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ... в газете " "... которая в соответствии с Положением "О порядке предоставления земельных участков на территории Иволгинского района Республики Бурятия, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности", утвержденного решением Совета депутатов МО "Иволгинский район"...., является официальным источником опубликования, размещена информация о возможном и предстоящем предоставлении земельного участка для строительства... с предварительным согласованием, ориентировочной площадью... кв. м, местоположение: <...>
... Б. обратилась с заявлением на имя Главы Администрации МО "Иволгинский район", в котором просила сформировать на торги указанный земельный участок, тем самым, выразив свое намерение на приобретение земельного участка путем участия в торгах.
В письменном ответе... Администрация МО "Иволгинский район", ссылаясь на наличие заявления ООО "..." о предоставлении спорного земельного участка в аренду от... г., указала на невозможность предоставления земельного участка на торгах в соответствии с п. 1 ст. 38, пп. 1 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ.
Удовлетворяя требования Б., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности оспариваемого решения Администрации МО "Иволгинский район" и нарушении им прав и законных интересов Б. на приобретение спорного земельного участка путем участия в торгах.
Пунктом 4 статьи 2 Земельного кодекса РФ установлено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В данном случае таким актом является Положение "О порядке предоставления земельных участков на территории Иволгинского района Республики Бурятия, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности", утвержденного решением Совета депутатов МО "Иволгинский район"... /далее - Положение/.
Данное Положение является действующим, доказательств обратного судебной коллегии не представлено.
П. 1.2 ст. 30 Земельного кодекса РФ, действовавшей до 01.03.2015 г., было предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Согласно п. 3.4, 3.10.1, 3.12.1 Положения предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов юридическим лицам и гражданам осуществляется в аренду на основании заявлений. Орган местного самоуправления информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка путем размещения сообщения в официальном источнике опубликования в газете " " и на сайте Администрации Иволгинского района.
П. 3.17 Положения установлено, что в случае поступления заявлений от иных граждан и юридических лиц в срок не более 30 дней со дня опубликования сообщения о возможном и предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, Отдел в семидневный срок принимает решение об отказе в размещении объекта по процедуре предварительного согласования. Предоставление земельного участка осуществляется в соответствии с п. 3.6, 3.7 настоящего Положения.
П. 3.6 Положения установлен порядок предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов.
В соответствии с п. 3.3 Положения предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах.
Согласно п. 3.7 Положения Отдел правового обеспечения и материальных закупок проводит торги (конкурсы, аукционы) по продаже земельного участка или по продаже права на заключение договора аренды земельного участка в соответствии со ст. 38 Земельного кодекса РФ.
Тем самым, из приведенных положений акта органа местного самоуправления следует, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов в случае поступления заявлений от иных граждан и юридических лиц в срок не более 30 дней со дня опубликования сообщения о возможном и предстоящем предоставлении земельного участка для строительства осуществляется на торгах.
Из материалов дела следует, что помимо Б., с заявлениями о формировании на торги указанного земельного участка, в Администрацию МО "Иволгинский район" обращались и иные лица.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о необоснованности и незаконности решения Администрации МО "Иволгинский район" от... о том, что предоставление спорного земельного участка на торгах не представляется возможным.
Доводы апелляционной жалобы правильность вывода суда о незаконности вышеназванного решения органа местного самоуправления и нарушении им прав заявителя не опровергают и не могут служить основаниями, предусмотренными ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда.
Тем самым, решение суда, проверенное в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 13 марта 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации МО "Иволгинский район" Л.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Ж.В.ТУБДЕНОВА
Судья
Т.Н.РАДНАЕВА
Т.Б.КАЗАНЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 20.07.2015 ПО ДЕЛУ N 33-2099/2015
Требование: Об оспаривании действий органа местного самоуправления.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: В связи с публикацией в газете информации о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства истцом подано заявление на торги о формировании земельного участка. В письменном ответе ответчик указал на невозможность предоставления земельного участка на торгах, с чем истец не согласен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 июля 2015 г. по делу N 33-2099
Судья: Хулханова Е.К.
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Бурятия в составе
председательствующего судьи Тубденовой Ж.В.,
судей Казанцевой Т.Б., Раднаевой Т.Н.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. об оспаривании действий органа местного самоуправления
по апелляционной жалобе представителя Администрации МО "Иволгинский район" Л.А.
на решение Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 13 марта 2015 г., которым заявление Б. удовлетворено.
Заслушав доклад председательствующего, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации МО "Иволгинский район" Ш., заявителя Б., судебная коллегия
установила:
Обращаясь в суд, Б. просила признать незаконным отказ Администрации МО "Иволгинский район" в формировании на торги земельного участка, расположенного по адресу: <...>, площадью... кв. м, для строительства..., обязать Администрацию МО "Иволгинский район" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов в соответствии с земельным законодательством.
В обоснование требований указывала, что в связи с публикацией в газете "..." информации о возможном или предстоящем предоставлении названного земельного участка для строительства... ею подано заявление в Администрацию МО "Иволгинский район" о формировании земельного участка на торги. В письменном ответе от... Администрация МО "Иволгинский район" указала на невозможность предоставления земельного участка на торгах, ссылаясь на п. 1 ст. 38, пп. 1 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ. Данный ответ, по мнению заявителя, является незаконным, нарушающим ее право на приобретение земельного участка путем участия в торгах.
В судебном заседании Б. требование поддержала, уточнив, что обратилась в Администрацию МО "Иволгинский район" с заявлением о формировании земельного участка для дальнейшего его предоставления с торгов.
Представитель Администрации МО "Иволгинский район" Л.А. возражал против удовлетворения требований.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации МО "Иволгинский район" Л.А., ссылаясь на неправильное применение судом норм Земельного кодекса РФ, просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. Решение суда, по мнению заявителя жалобы, не содержит указаний на то, какие именно требования закона и права заявителя нарушены Администрацией МО "Иволгинский район". Полагает, что права заявителя не нарушены, поскольку в Администрации до обращения заявителя имелось заявление ООО "..." о предоставлении спорного земельного участка в аренду, поэтому в соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ проведение торгов не требовалось.
На заседании судебной коллегии представитель Администрации МО Иволгинский район" А.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, против удовлетворения которой возражала заявитель Б.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ... в газете " "... которая в соответствии с Положением "О порядке предоставления земельных участков на территории Иволгинского района Республики Бурятия, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности", утвержденного решением Совета депутатов МО "Иволгинский район"...., является официальным источником опубликования, размещена информация о возможном и предстоящем предоставлении земельного участка для строительства... с предварительным согласованием, ориентировочной площадью... кв. м, местоположение: <...>
... Б. обратилась с заявлением на имя Главы Администрации МО "Иволгинский район", в котором просила сформировать на торги указанный земельный участок, тем самым, выразив свое намерение на приобретение земельного участка путем участия в торгах.
В письменном ответе... Администрация МО "Иволгинский район", ссылаясь на наличие заявления ООО "..." о предоставлении спорного земельного участка в аренду от... г., указала на невозможность предоставления земельного участка на торгах в соответствии с п. 1 ст. 38, пп. 1 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ.
Удовлетворяя требования Б., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности оспариваемого решения Администрации МО "Иволгинский район" и нарушении им прав и законных интересов Б. на приобретение спорного земельного участка путем участия в торгах.
Пунктом 4 статьи 2 Земельного кодекса РФ установлено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В данном случае таким актом является Положение "О порядке предоставления земельных участков на территории Иволгинского района Республики Бурятия, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности", утвержденного решением Совета депутатов МО "Иволгинский район"... /далее - Положение/.
Данное Положение является действующим, доказательств обратного судебной коллегии не представлено.
П. 1.2 ст. 30 Земельного кодекса РФ, действовавшей до 01.03.2015 г., было предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Согласно п. 3.4, 3.10.1, 3.12.1 Положения предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов юридическим лицам и гражданам осуществляется в аренду на основании заявлений. Орган местного самоуправления информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка путем размещения сообщения в официальном источнике опубликования в газете " " и на сайте Администрации Иволгинского района.
П. 3.17 Положения установлено, что в случае поступления заявлений от иных граждан и юридических лиц в срок не более 30 дней со дня опубликования сообщения о возможном и предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, Отдел в семидневный срок принимает решение об отказе в размещении объекта по процедуре предварительного согласования. Предоставление земельного участка осуществляется в соответствии с п. 3.6, 3.7 настоящего Положения.
П. 3.6 Положения установлен порядок предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов.
В соответствии с п. 3.3 Положения предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах.
Согласно п. 3.7 Положения Отдел правового обеспечения и материальных закупок проводит торги (конкурсы, аукционы) по продаже земельного участка или по продаже права на заключение договора аренды земельного участка в соответствии со ст. 38 Земельного кодекса РФ.
Тем самым, из приведенных положений акта органа местного самоуправления следует, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов в случае поступления заявлений от иных граждан и юридических лиц в срок не более 30 дней со дня опубликования сообщения о возможном и предстоящем предоставлении земельного участка для строительства осуществляется на торгах.
Из материалов дела следует, что помимо Б., с заявлениями о формировании на торги указанного земельного участка, в Администрацию МО "Иволгинский район" обращались и иные лица.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о необоснованности и незаконности решения Администрации МО "Иволгинский район" от... о том, что предоставление спорного земельного участка на торгах не представляется возможным.
Доводы апелляционной жалобы правильность вывода суда о незаконности вышеназванного решения органа местного самоуправления и нарушении им прав заявителя не опровергают и не могут служить основаниями, предусмотренными ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда.
Тем самым, решение суда, проверенное в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 13 марта 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации МО "Иволгинский район" Л.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Ж.В.ТУБДЕНОВА
Судья
Т.Н.РАДНАЕВА
Т.Б.КАЗАНЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)