Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 14.07.2015 ПО ДЕЛУ N 33-2718/2015

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 июля 2015 г. по делу N 33-2718/2015


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Роговой И.В.,
судей Степановой Т.Г., Слиж Н.Ю.
при секретаре Б.Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 07 мая 2015 г. по иску К.Г.Л. к Администрации Сортавальского муниципального района о понуждении к совершению действий.
Заслушав доклад судьи Степановой Т.Г., судебная коллегия

установила:

К.Г.Л. обратился в суд с иском к Администрации Сортавальского муниципального района Республики Карелия (далее также - Администрация) по тем основаниям, что <...> г. он подал в Администрацию заявление о предоставлении земельного участка площадью <...> кв. м, примыкающего к земельному участку с кадастровым номером <...>. <...> г. истцу стало известно о том, что <...> поступило указание о формировании земельного участка максимально больших размеров, а именно <...> кв. м. По данному поводу истец обращался в Администрацию, где ему было предложено рассмотреть схему расположения земельного участка площадью <...> кв. м и продолжить оформление земельного участка. Истец полагает, что действия ответчика, понуждающего оформить земельный участок большей площади, незаконны, поскольку после формирования земельного участка он будет выставлен на аукцион по продаже права аренды и стоимость аренды будет значительно выше стоимости аренды испрашиваемого им земельного участка. В связи с вышеизложенным просил обязать ответчика подготовить предварительную схему расположения испрашиваемого земельного участка площадью <...> кв. м.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве соответчика по ходатайству истца привлечена Администрация Сортавальского городского поселения.
Впоследствии истец увеличил исковые требования и просил обязать ответчиков подготовить предварительную схему расположения испрашиваемого земельного участка площадью <...> кв. м, произвести публикацию в газете <...> о поступившем от него <...> г. заявлении о предоставлении земельного участка по индивидуальное жилищное строительство площадью <...> кв. м.
Определением суда прекращено производство по делу в части требований К.Г.Л. к Администрации Сортавальского городского поселения в связи с отказом истца от требований в этой части.
Решением суда исковые требования К.Г.Л. оставлены без удовлетворения.
С таким решением не согласен истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, приняв по делу новое решение. В обоснование своих доводов указывает, что Администрация Сортавальского муниципального района не выполнила требование закона о предварительном согласовании места размещения объекта, то есть не подготовила предварительную схему расположения испрашиваемого земельного участка площадью <...> кв. м. Отмечает, что ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты" устанавливает, что до 1 марта 2018 г. земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 г.
Отмечает, что при обращении в <...> г. в суд он требовал, чтобы судом было установлено, что в период до <...> г. Администрация Сортавальского муниципального района нарушала его законные права и интересы, и согласно ранее действовавших норм Земельного кодекса РФ обязана была согласовать место размещения объекта, то есть подготовить предварительную схему расположения испрашиваемого участка площадью <...> кв. м и произвести публикацию в газете <...> о поступившем от него <...> г. заявления о предоставлении земельного участка под ИЖС площадью <...> кв. м.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик Администрация Сортавальского муниципального района указывает на свое согласие с выводами суда первой инстанции, полагает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В возражениях на апелляционную жалобу третье лицо МКУ "Недвижимость-ИНВЕСТ" полагает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили; о времени и месте судебного заседания извещены.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Судом первой инстанции установлено и усматривается из материалов дела, что <...> г. К.Г.Л. обратился в Администрацию Сортавальского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность или в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью <...> кв. м, примыкающего к земельному участку с кадастровым номером <...>, согласно прилагаемой кадастровой карте, на которой обозначено местоположение испрашиваемого земельного участка. Земельный участок истцу предоставлен не был.
В результате дальнейших неоднократных обращений К.Г.Л. с заявлениями письмом от <...> г. с исх. N Администрация сообщила истцу о том, что по его заявлению была подготовлена предварительная схема расположения земельного участка площадью <...> кв. м. Истцу было предложено рассмотреть данную схему и продолжить оформление участка вышеуказанной площадью.
Полагая незаконными действия ответчика о понуждении к образованию земельного участка площадью, превышающей <...> кв. м, истец обратился в суд с настоящим иском, в котором фактически просил обязать ответчика совершить действия, направленные на предоставление ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью <...> кв. м.
Отказывая в удовлетворении исковых требований К.Г.Л., суд первой инстанции указал на невозможность применения в отношении истца положений ст. 34 Федерального закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Действительно, в соответствии со ст. 34 указанного Закона до 01 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 01 января 2018 года.
В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом местного самоуправления муниципального района принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении земельного участка, который расположен в границах этого муниципального района и государственная собственность на который не разграничена, либо размещено или опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже такого земельного участка или аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка, предоставление такого земельного участка на основании данного решения или по результатам аукциона осуществляет орган местного самоуправления муниципального района, который принял данное решение либо разместил или опубликовал указанное извещение, независимо от наличия утвержденных правил землепользования и застройки поселения, в границах которого расположен такой земельный участок.
Между тем, в соответствии с п. 11 ст. 30 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 г.) предварительное согласование места размещения объекта не проводится в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства. Именно для данного вида разрешенного использования земельный участок испрашивался истцом, в связи с чем его предоставление до 01 марта 2015 г. должно было осуществляться в порядке, предусмотренном ст. 30.1 ЗК РФ, предусматривавшим, что в двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования; в случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину.
Действий, предусмотренных положениями ст. 30.1 ЗК РФ, Администрацией Сортавальского муниципального района по заявлению К.Г.Л. до 01 марта 2015 г. не производилось.
При таких обстоятельствах, как правильно указал суд первой инстанции, оснований для применения приведенных выше положений ст. 34 Федерального закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в том числе в части, определяющей порядок предоставления земельного участка, и в части установления органа, уполномоченного на его предоставление, не имеется.
В соответствии же с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действующей с 01 марта 2015 г.) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Как усматривается из материалов дела, К.Г.Л. испрашивается земельный участок из земель населенных пунктов, расположенный на территории Сортавальского городского поселения.
Решением N от <...> г. Совета Сортавальского городского поселения утверждены Правила землепользования и застройки Сортавальского городского поселения.
При таких обстоятельствах органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками на территории Сортавальского городского поселения, с 01 марта 2015 г. является Администрация Сортавальского городского поселения, тогда как исковые требования были предъявлены К.Г.Л. к Администрации Сортавальского муниципального района.
Более того, разрешая вопрос о законности и обоснованности исковых требований, судебная коллегия полагает необходимым учесть также следующее юридически значимое обстоятельство.
В соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка) предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
В силу п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ (в редакции, действующей с 01 марта 2015 г.) предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Согласно ст. 35 Правил землепользования и застройки Сортавальского городского поселения, утвержденных решением N от <...> г. Совета Сортавальского городского поселения, градостроительный регламент для зоны Ж-3 (зона индивидуальной жилой застройки), в которой истцом испрашивается земельный участок, предусматривает следующие предельные размеры земельных участков для размещения индивидуального жилого дома: минимальная площадь земельного участка - <...> га, максимальная площадь земельного участка - <...> га. Таким образом, предельный минимальный размер земельного участка, который может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства на территории Сортавальского городского поселения в данной территориальной зоне (Ж-3), на момент обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка был установлен в <...> кв. м, что превышает указанную истцом в заявлении площадь в <...> кв. м.
При таких обстоятельствах требование истца о понуждении ответчика утвердить схему расположения земельного участка площадью <...> кв. м противоречит приведенным требованиям действующего законодательства, имея в виду, что минимально возможный размер земельного участка в целях его предоставления составляет <...> кв. м.
С учетом совокупности изложенных обстоятельств решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований К.Г.Л. по существу является правильным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 07 мая 2015 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий

Судьи



















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)